Сценарий открытого занятия "Путешествие в королевство музыкальных ритмов"


Автор: Микитова Ася Рамазановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Сценарий открытого занятия "Путешествие в королевство музыкальных ритмов"

Краткое описание работы: занятие предназначено для детей старшей группе ДОУ знакомство с музыкальными ритмами

 Цели и задачи:

- Развивать чувство ритма,  музыкальной памяти  и музыкально- творческих способностей.

-Способствовать самовыражению, эмоциональной отзывчивости.

-Закреплять умение пользоваться раздаточным материалом.

Дидактический материал:

 Палочки по две шт. на каждого ребенка.

Гуаши  синего цвета.

Кисточки

Бумага А4.

Стаканчики-непроливайки.

Бумажные листья.

Блестящие звездочки

 Музыкальный репертуар:

Песня «Паровоз  Букашка».

Песня « Солнечные лучики»

Музыка для релаксации.

Хор рук «Пасадоболь»

Вальс "Анастасия"

Песня "Дорога  добра»

Ритмический танец " Полька по кругу"

показ слайда "Мой аул""

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку « Паровоз  Букашка». Змейкой двигаются по залу и останавливаются в центре зала.

М.Р. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Мы с вами знаем очень интересную игру- приветствие, которая называется «Здравствуйте».Давайте мы с вами поприветствуем друг друга

Игра – приветствие.

Станем рядышком по кругу

Скажем здравствуйте друг другу

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день

Добрый день, добрый день

Встретились мы снова

Слушать музыку и петь

Мы уже готовы

М.Р. Мы с вами поздоровались,  а теперь мы с вами познакомимся.

М.Р. Много есть имен на свете

        Вы согласны со мной дети?

        Имена все назовем,

         Простучим и пропоем.

(каждый ребёнок прохлопывает ритмично свое имя и припевает)

М.Р. Знаете , ребята сегодня утром я захожу в наш муз. зал и вижу, что на нашем ковре блестят какие-то яркие огоньки. Я удивилась, подбежала, и успела схватить только один огонек. Остальные исчезли.

Посмотрите, что у меня в руках? Смотрите, какой-то цветок. Что это за цветок? (ответы детей---цветок-огонёк).

М.Р  Наш цветочек потерял свои  огоньки  и просит нас найти их . Поможем найти огоньки цветочку?

Под музыку "Вальс Анастасия"открывается занавес и виден сказочный королевский замок, где повсюду блестят разноцветные огоньки.

М.Р. Ребята, посмотрите – там видны красивые огоньки.

Я кажется, знаю куда делись огоньки нашего цветочка. Этот замок находится в королевстве музыкальных ритмов. Там и спрятались красивые огоньки нашего цветочка.

М.Р.. Этим королевством управляет знаменитый король Ритм. Вам знакомо это слово?(Да!)

  Дети: Это чередование длинных и коротких звуков. И мы не представляем себе музыку без ритма.

М.Р. Правильно, ребята! Ритм играет очень важную роль не только в музыке,но и в жизни человека. Ритм-это отсчет времени, тиканье часов, биение сердца, смена дня и ночи.

М.Р. Ребята, давайте, послушаем с вами ритм своего сердца.  Для этого нам нужно закрыть свои ушки руками, закрыть глазки, и затаить на несколько секунд дыхание, и мы услышим ритм своего сердца.

М.Р. Ребята, в  Королевстве ритмов есть много станции и сегодня мы отправимся в путешествие по этим станциям и будем искать цветные огоньки.

М.Р. а теперь нам пора в путь. ( под веселую песенку "Гимн детских садов" дети отправляются в путь и останавливаются около станции «Песенная».

М.Р  Чтоб научиться петь красиво, нам надо подготовить наш голосок.

Сверху- вниз, сверху – вниз, ( поглаживают кончиками пальцев по шее)

Голосочек наш проснись

снизу –вверх , снизу-вверх   (поглаживаю кончиками пальцев)                                                        

В пении нас ждёт успех.

М.Р. Наш голосок готов для пения. А какую песню мы будем петь, вы узнаете когда отгадаете загадку:.

Утро начинает, лучиком встречает

Светит нам в окошко, ласковое (солнце)

М.Р. А теперь назовите это слово ласково.

Дети: Солнышко.

М.Р.А что есть у солнышка?

Дети: Лучики.

М.Р. Правильно ребята  мы с вами споем песню  про солнечные лучики

(переводит на родной язык слово лучики)

Дети исполняют песню «Солнечные лучики».

М.Р. О чем поется в этой песенке?

Дети: О солнышке, и о лучиках.

М.Р.  Как вы думаете, какая по характеру эта песенка?

Дети: Веселая, лёгкая, подвижная,

М.Р. А как нужно петь эту песенку?

Дети: Легко и весело

М.Р. Молодцы! посмотрите, ребята тут что то блестит .

 Мы сейчас посмотрим что это?

Дети: красивые огоньки

М.Р правильно, огоньки  вернем эти огоньки цветку.(Дети прикрепляют огоньки к цветку)

 Теперь отправляемся в путь. Наша следующая станция -  "Станция слушания музыки».

Голос из-за кулис: Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

                                 Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей.

                                  Птичьи трели – это музыка, и капели –эта музыка.

                                   Есть особенная музыка, в тихом шелесте ветвей.

                                    Видишь,  лист кленовый кружится,

                                  Тихо кружиться под музыку.

                                  Видишь, в небе тучка хмурится,

                                   Будет музыка дождя.

М.Р .Ребята, посмотрите какие волшебные палочки и шарики  я нашла на этой станции.

М.Р. прежде чем мы послушаем шум дождя, давайте отстучим палочками ритм дождя. (Дети сидят на стульчиках и шарики  находятся между коленками)

РИТМЫ ПАЛОЧКАМИ

Дождь  по улице идет---- (ударяют по очереди палочками по шарику)

Кап-кап; кап-кап;-------- (стучат палочку о палочку).

Громко песенку поет--- (по очереди ударяют палочками по шарику).

Кап-кап; Кап-кап.   ---- (стучат палочку о палочку).

Дождик, дождик подожди -- (стучат палочкой справа).

Ты в окошко не стучи--- (стучат палочкой слева).

Ты нас дождик не пугай-- (ударяют по очереди палочкой)

Пошалил и перестань-- (палочка о палочку)

( в конце поднимают палочки вверх и стучат друг об друга.)

М.Р. Ребята, мы с вами на станции «Слушания музыки». В королевстве Ритма нам приготовили краски и кисточки .Сейчас мы будем слушать шум дождя, а вы будете рисовать капельки в такт ритма дождя.

( Дети рисуют капельки дождя.)

(Звучит шум дождя в записи)

М.Р. Вот какие  красивые капельки у нас получились

М.Р. Давайте, мы отыщем другие огоньки. (дети находят огоньки и прикрепляют к цветку)

М.Р. Я вижу , вы устали с дороги. Давайте немного отдохнем с вами. Ложитесь на коврики , послушаем спокойную музыку, глазки закрываем и отдыхаем.

( Дети слушают спокойную музыку для релаксации и отдыхают).

М.Р. Мы отдохнули и нам пора в путь. Но пока мы не отправилисьна новую станцию, я познакомлю вас с оригинальным видом ритма. Называется « Ритм на стаканчиках»

М.Р. « Свой ритм мы вкладываем во все, к чему прикасается наша рука или мысль»

М.Р. И мы сейчас вложим свой ритм в наши стаканчики -непроливайки. Наши стаканчики должны быть пластмассовыми, чтобы мы не поранили свои пальчики.( рассказывает что нельзя брать стеклянные предметы  дома без присмотра взрослых)

( М.Р. показывает ритм. Дети повторяют,  затем  извлекают  ритм под музыку.)

«РИТМ СТАКАНЧИКАМИ»

М.Р. Вот ?какой красивый ритм у нас получился  прикрепляют огоньки к цветочку)

М.Р  Теперь  нам пора отправляться в путь. Смотрите, какая красивая станция! она называется « Бумажная симфония».

Голос из за кулис:

 Вот волшебная бумага, .ты теперь не хуже мага.

 Сможешь превратить страничку в зверя, рыбку или  птичку.

 Сделать множество игрушек, для друзей и для подружек.

 И украсить в доме полку, стену, столик или елку.

М.Р. Ребята, как мы с вами пели песенку?

Дети: Хором.

М.Р. Как вы думаете, можно петь песню руками?

Дети : Да.

М.Р. Пение руками – называется « Хор рук».

М.Р. Давайте попробуем исполнить ритмическую  музыку с этими белыми листами бумаги. Для того чтобы наша музыка  получилась еще ритмичнее мы будем играть на бубенцах

(Девочки  сидят, В руках у них листы  бумаги.Мальчики  стоят, в руках  у  них колокольчики или бубенцы)

Исполняется « Посадоболь».

М.Р .Как красиво у вас все получилось (ребята, давайте найдем и другие огоньки. Находят  и прикрепляют к цветку.)

М.Р. А мы  оправляемся к следующей станции.

М.Р. Станция  «Танцевальная.»

Голос из-за кулис:

Танец- это маленькая жизнь, которую проживает танцор! Это песня души , радости и боли. Танец -это поэма и все движения в нем слова. В танце каждый рассказывает свою историю,не похожую ни на одну другую. Танец, как и песня, складывается из разных ритмов и приобретает жизнь.

М.Р. Ребята , какие мы танцы с вами разучивали?

Дети:  Полька, Хоровод, вальс, современные, национальные.

М.Р. Мы сейчас станцуем наш любимый танец.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  «Полька по кругу».

М.Р: Едем к другой станции. Ребята, посмотрите, куда мы приехали? Посмотрите что мы видим на экране?

 (показывается  картинки Хабеза , композиторов Аслана Даурова и Султана Сидакова, картинки кавказских гор и танцы кавказа)

Дети: это наш аул Хабез.

М.Р Правильно, ребята, это наш Хабез .В нашем ауле родились и жили много известных поэтов, писателей, композиторов. И среди них композиторы  Аслан Дауров  и Султан Сидаков. Эти композиторы написали очень много музыкальных произведений.

Ребята, мне очень повезло, в годы когда я училась в музыкальной школе и в музыкальном училище, мне выпала честь заниматься у этих  замечательных педагогов и композиторов, присутствовать на их концертах.

Аслан Дауров  является создателем Гимна Карачаево - Черкесской Республики, а также Гимна Международной Черкесской Ассоциации.

Текст гимна «Древней родиной горжусь я!» принадлежит перу поэта Юсуфа Созарукова. Гимн является символом сохранения традиций

национальной культуры, единства многонационального народа Карачаево-Черкесии. Султан Сидаков тоже сочинил очень много произведений. и один из них песня  "Мой аул" Который воспевает красоту нашего аула, и я хочу чтобы вы прослушали эту песню

В записи звучит песня  "Мой аул"

М.Р. Вот и закончилось наше путешествие в королевство  Ритма, и я думаю, что мы нашли все огоньки нашего цветочка

Какие вы молодцы, ребята. Вы замечательно поете. Очень красиво танцуете, и на музыкальных инструментах  играете хорошо. Мне кажется что у нашего цветочка лепестки стали ярче от нашего путешествия в королевство Ритмов и мы нашли  его огоньки. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось?(ответы детей)А на каких станциях мы с вами побывали, ребята? (ответы детей).Ц1ык1ухэ, къэдывгъэц1ыхужыт, сыт хуэдэ  псалъэщ1э  нобэ дэ  къэтц1ыхуахэр?

композиторы -уэрэд  зыусэхэр

солнечные лучики- дыгъэ  бзий.

гимн- къэралым и уэрэд нэхъыщхьэ

Ритм--- жыпхъэ

М.Р. Теперь нам пора возвращаться в  наш детский сад.

Под музыку дети выходят из зала"Дорога добра"