Автор: Шарапова Алеся Михайловна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Это разработка урока музыки для 6 класса - знакомства со средствами музыкальной выразительности темпом и метром "по восходящей" - начиная от польки, вальса и марша к хоральной прелюдии И.Баха через знакомство с общим устройством человеческой жизни и метронома, через знакомство с темпами человеческой жизни - полюсами музыкальных итальянских терминов. Это - дорога через секунды и мгновения к раздумьям о Вечности и бренности одновременно...
Урок музыки
в 6 классе
««Tempus fugit» или мгновенья вечности…»
Разработка учителя музыки
МЖМГ Черемисиной А.М.
Учебная цель: дать представление о средствах музыкальной выразительности метре и темпе как о сущностном единстве с Жизнью на Земле ,с человеческой жизнью и её эмоционально-диалектическом наполнении.
Развивающая цель: представление о музыке И.Баха, органной музыке, эмоционально-образное мышление, интерес к музыкальному искусству, эмоционально-образное восприятие, знание средств музыкальной выразительности, ритмический слух, опыт восприятия полифонической музыки.
Воспитательная цель: эстетический вкус, способность к эмпатии, любовь к искусству музыки и к её познанию, желание работать в коллективе.
Ход урока:
Звучит музыка 1 части 5 симфонии Л. Бетховена.
У.: Известен ли Вам этот opus?
Д.: Да, это произведение Л.Бетховена, симфония № 5, 1 часть.
У.: Что нас привело к этому сочинению?
Д.:( мы знакомились со средством музыкальной выразительности «ритмический лейтмотив» на примере этого произведения)
У.: Вы, наверное, не знаете, ребята, но композиторы нечасто обращаются к этому средству музыкальной выразительности. Для чего оно понадобилось Бетховену в 1 части 5-ой симфонии?
Д.: Это дало возможность воплотить в музыке его собственную судьбу – то есть писать музыку, в которой всегда присутствует один и тот же ритмический мотив. И в радости, и в горе, и в раздумьях, и в решениях…
У.: Как Бетховен не мог уйти от своей судьбы, так и мы сегодня не уйдём далеко от ритма, потому что… (он везде). Я знаю, что многим из вас нравится урок хореографии. Мне – тоже. Почему бы нам не начать именно с неё? Узнаёте?
Слайд презентации с ритмами танцев трёхдольных.
Д.: Да, это ритм танцев мазурки, вальса и полонеза.
У.: Верно: перед нами 2 «поляка» и один «немец-австриец» (стирает акценты). А что теперь перед вами?
Д.: Три доли…
У.: Это и есть наше новое средство музыкальной выразительности, которое называется Метр. Попробуйте сами дать определение – что же такое метр?
Д.: Равномерное чередование долей в такте.
Слайд с изображением 2-х, 3-х и 4-х дольных тактов.
У.:а в чём разница?
Д.: в количестве долей внутри такта.
У.: И я вам хочу сказать, что эта цифра очень влиятельная. Не верите? Давайте проэкспериментируем! Попробуем их совместить.
Практическое упражнение по полиритмии – наложению тактов с разным количеством долей.(дети одновременно начинают простукивать метр 2-х, 3-х и 4-х дольных тактов)
У.: У нас получилось?
Д.: Нет…
У.: а почему?
Д.:…
У.: Если бы я была древнегреческим учёным Аристотелем, то я бы, конечно, убедила вас в том, что каждое число имеет свою вибрацию и у нас с вами не получилось, потому что они, вибрации, не совпадают. Но я – не он. А потому раскрою тайну более понятно с точки зрения человеческой, более приземлённо: внутри количества долей в такте складываются особые взаимоотношения между долями. Точно также, как между людьми – дружить вдвоём – это совсем не то, что дружить втроем или вчетвером. Возьмём, к примеру, такт на 2 четверти. Из них сильная доля какая? (первая). Конечно! А вторая? (слабая). Она подчиняется и тяготеет к первой.
В такте с 3 долями другая история: 1-я –сильная, 2- относительно слабая, а 3 – самая слабая, 2-я сильнее 3-й, а 1-я – сильнее и 2-й, и 3-й. Уже посложнее 2-хдольного такта.
А в 4-дольном такте ещё более сложные взаимоотношения – 1 доля –сильная, 3 – относительно сильная, 2- слабая, 4 – очень слабая, всегда стремится (к первой), но и сильнее 4-й-(2-я), а сильнее 2-й – (третья), а сильнее всех -1. Вот видите, и так в каждом такте…
А вы не замечали, характер ваших взаимоотношений влияет на ваше настроение? (да)
У.: Так и в музыке происходит…
Педагог играет примеры двухдольных, трехдольных и четырёхдольных сочинений.
У.: Легкая, неприхотливая, незатейливая музыка – это сколько долей (играет «Польку» М.Глинки )?
Д.: Две.
У.: Верно!
Лёгкая, кружащаяся, грациозная…это сколько (играет «Вальс» И.Штрауса )?
Д.: Вальс.
У.: Конечно!
У.: Всегда всех строит, равняет,уравнивает, мобилизует…(играет «Марш» А.Александрова)?
Д.: Марш!
У.: Молодцы! Даже не буду спрашивать, влияет ли метр на наше настроение – и так понятно…лучше покажу вам его родственника!
Учитель ставит на фортепиано «метроном».
Перед вами – изобретение друга Бетховена, Иоганна Мельцеля – музыканта, изобретателя, инженера. Как вы думаете, что это?
Д.: Приспособление, чтобы играть ровно. Метроном.
У.: А для чего музыкальное произведение играть ровно?
Д.: Чтобы произведение было исполнено так, как захотел композитор, и потому оно на нас будет правильно влиять.
У.: Так, значит, метр за собой всегда ведёт следующее средство музыкальной выразительности? Какое?
Д.: Темп.
У.: И как же его определять, измерить?
На слайде показана крупно шкала метронома.
Д.:(разные)
У.: а знаете, древние греки словом tempus обозначали другое понятие… Какое? А вам оно известно – время! Они говорили «tempus fugit». Догадались?
Д.: Время идёт или бежит…
У.: а вы знаете какими единицами измерения оно «бежит»? Какие вам известны единицы времени?
Д.: Секунды, минуты, часы, сутки, года, век, тысячелетие (учитель записывает на доске). А это какие? (показывает на деления и цифры шкалы метронома)
Д.: Это секунды, наверное…
У.: Почти верно. В любых единицах измерениях всегда отталкивались от человека – что в нас, людях, в нормальном состоянии совершается со скоростью 60 ударов в секунду?
Д.: Пульс!
У.: Конечно! Это нормальный пульс! Если будет больше или меньше – настроение человека изменится?
Д.: Да!
У.: И это знали люди до изобретения Метронома. Поэтому появлялись произведения с названиями «Allegro» … Кстати, какой это темп?
Выставляет Allegro на метрономе, прослушается.
Д.: Быстрый.
У.: Верно, но только это обозначало не темп, а настроение. Какое?
Д.: Весело.
У.: Да. Темп «скоро» (пишет на доске) обозначал название «Весело». А пьесы с названием «Adagio»?
Выставляется темп Adagio на шкале метронома, слушается.
Д.: Медленный (пишет на доске).
У.: а настроение, которое возникает при таком темпе?
Д.: Грустное, печальное.
У.: Да, и название означало «Печально» … И, таким образом, у нас в темпах есть, как минимум, два полюса темпов: быстрые (это как день, когда у человека пульс выше 60) и (медленные), это ниже 60, как ночью, когда пульс у человека значительно меньше 60 ударов в минуту…
Учитель на доске показывает на написанные два слова «быстро» и «медленно», расположенные одно – вверху, другое – внизу.
У.: И очень популярное теперь слово – модератор. Обозначает человека, который управляет взаимодействием, являясь как бы связующим звеном (учитель пишет слово moderato между словами быстро и медленно). И обозначает этот темп ни быстро и не медленно, а как?
Д.: Умеренно.
У.: Конечно. И поскольку это для вас новые все слова – итальянские обозначения темпов, то я предлагаю, чтобы увидеть всё многообразие темпов в нашей жизни, и в музыке – тоже, поиграть в игру «День – ночь». Перед вами, на слайде, вразброс написаны итальянские обозначения темпов. Используя ресурсы интернета, узнайте, что они обозначают и скажите, куда их записать – в «быстрые» или «медленные» темпы.
Игра «День- ночь», знакомство с итальянскими терминами, обозначающими различные темпы.
У.:300 лет назад Иоганн Себастьян Бах писал, будучи органистом в церкви, хоральные прелюдии – это обработки известных хоралов, в которые в церкви пели прихожане, а органист им как бы напоминает, помогает держать основной мотив. Тогда, в 1722 году, еще не был изобретён Метроном Мельцелем. Но парадокс в том, что, когда звучат органные хоральные прелюдии Баха единицы, указанные на шкале метронома, перестают играть всякое значение. Мне бы очень хотелось, чтобы вы разгадали этот парадокс- загадку… почему?
Звучит органная хоральная прелюдия
И.С.Баха «Ich ruf zu dir, Iesu»
У.: Итак, почему темп, берущий за основу количество ударов, секунд в минуту, не имеет значения?
Д.: (ответы детей о назначении такой музыки).
У.: Верно, дети. И хоть складывается у обыкновенных людей жизнь (указывает на список единиц времени на доске) из секунд, часов, суток, лет, десятилетий, но бывают особенные люди, которым позволено подняться в протяжении своей жизни за отметку век, и даже «тысячелетие». И Иоганн Себастьян Бах – это мог- как будто, действительно, был проводником в другое измерение, в музыке которого время, tempus, останавливалось и превращалось в вечность. И самое главное – «поднимало» на такую недосягаемую высоту всех слушающих…
Далее урок может завершится:
- сразу без пауз вступлением и исполнением песни Д. Тухманова на музыку И.С.Баха «Живая музыка»;
или
- предложением присоединиться к такому «восхождению» - присоединиться к этой музыке своим внутренним действием – каждому в то время, когда он будет готов, сделать что-то такое, что, в его ощущении, «переносит» его в состояние «над временем», что-то такое, из которого можно заглянуть, наблюдать за тем, как раньше жили люди, как вращалась Земля и какой красивой, как и сейчас, была наша Вселенная…попробовать «прошагать» над вечностью…
Звучит органная хоральная прелюдия
И.С.Баха «Ich ruf zu dir, Iesu»
в обработке Э.Артемьева
из фильма «Солярис»