Развитие чувства ритма и звуко-слоговой структуры речи


Автор: Барабаш Елизавета Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Развитие чувства ритма и звуко-слоговой структуры речи

Краткое описание работы: В мастер-классе представлены музыкальные упражнения и игры для работы с детьми ОВЗ .

 

Мастер-класс для педагогов

По теме «Развитие чувства ритма и звуко-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста»

«В мире звуков и музыки»

Цель : Показать формы работы с детьми старшего дошкольного возраста на формирование звуко-слоговой структуры речи, развитие музыкально-ритмического восприятия  посредством использования  комплексных музыкально-речевых упражнений.

Задачи: 1.      Ознакомить педагогов  МБ ДОУ № 27 с эффективными  формами работы  по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры речи у старших дошкольников  через  комплексные музыкально-речевые  игры и упражнения.

2.         Организовать практическую деятельность с участниками мастер-класса  в музыкально-игровом образовательном пространстве.

3.         Популяризировать  музыкально-речевые практики в образовательном пространстве МБ ДОУ № 27 в условиях взаимодействия педагогов.

 

Ход мастер-класса :

-Здравствуйте коллеги ! Сегодня хочу рассказать вам как я работаю с детьми у которых присутствует нарушение  речи , такие как : пропуски звуков , слогов , и перестановка их местами . Такие ошибки приводят к нарушению звуко-слоговой структуры речи , в следствии чего ребенок начинает неправильно читать и писать .

Поэтому мне, как  педагогу, важно до момента поступления ребенка  в школу ,помочь ему выстроить фонематически чистую , правильную речь .

Для того чтобы ребёнок лучше говорил необходимо развивать речевые навыки : дыхание , темп , ритм .  А также развивать арикуляционный аппарат , слуховое внимание , память .

Итак приглашаю вас сегодня побыть в роли детей .

Наше занятие мы всегда начинаем с распевки . Но перед этим обязательно надо выполнить упражнения на дыхание. Данное упражнение развивает плавных выдох .Подобные стишки и игры на дыхание вы можете найти в методическом пособии Н.В.Нищевой «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду», а так же на просторах образовательной социальной сети nsportal и инфоурок.

Упражнение «Осенний листопад » :

Цель:  Сформировать правильный ,сильный, плавный выдох. Научить ребенка направлять струю воздуха в нужном направлении.

Оборудование :Осенние листочки на каждого участника мастер-класса .

Задание : Кладем листик на ладошку и проговариваем стишок , а после стиха плавно сдуваем его с ладошек.

Наберём мы листьев груду,

Ведь они сейчас повсюду.

В ноябре и стар и млад,

Наблюдает листопад.

Теперь мы готовы исполнить распевку .

«Распевка «Гном»

(Сборник Н.В.Нищева , Л.Б.Гавришева «Новые логопедические распевки ,музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры»)

 

Игра «Какой инструмент звучит ?»

Цель: Развивать слуховое внимание и память .

Оборудование: Мешок с музыкальными инструментами: бубен ,маракас, бубенцы, треугольник, колокольчик; 

Задание : Предварительно напомнить участникам какие музыкальные инструменты существуют.

В мешочке  разные музыкальные инструменты , педагог выбирает один из инструментов и не доставая из мешочка играет на нем . Задача участников , послушать , угадать и назвать , что за инструмент сейчас прозвучал .Кто угадал что за инструмент выходит и играет на нем.

 

 

В своей работе  я активно пользуюсь  музыкальными инструментами из серии «Цветные ноты» . В старшей группе используются цветные колокольчики (кнопочные и ручные ), чаймс бар , металофоны с цветными пластинами .

С помощью лишь одного упражнения из методички  «Цветные ноты » , мы можем развивать одновременно ритм, артикуляцию ,память , координацию.

Я приобрела методическое пособие с разными мелодиями , от простых ( где легкий ритм и всего одна нота) до сложных ( где несколько нот и сложный ритмический рисунок ).

Сейчас я продемонстрирую как мы с детьми работаем с данными упражнениями.

Игра «Сыграй мелодию»

(участники вытягивают картинки, у кого нарисован инструмент выходит на поле к инструментам)

Цель :1)Развитие слуха, ритма и памяти, координации ,речи.

2)Воспитание эмоциональности, музыкальной отзывчивости у детей.

Оборудование : Цветные колокольчики (кнопочные),чаймс бары , металофон с цветными пластинами .

Задачи :  Сыграть мелодию предварительно перед этим отдельно отработав ритм, речь, и мелодию.

- Первая мелодия очень проста называется «Андрей – воробей », здесь есть 2 вида длительностей  четверти и восьмые .

Каждый раз перед тем как начинать играть я напоминаю детям , что четверти – это длинные ноты и чтобы было проще запомнить у них есть свой слог «ТА». Восьмые – это короткие ноты и у них слоги «Ти-ти».

Затем мы проговариваем длительности слогами и одновременно хлопаем .

Как только мы это сделали мы смотрим какие ноты у нас написаны  . (до,ре,ми,фа,соль,ля,си). И пропеваем мелодию.

 Здесь у нас только красная нота  до .

Завершающий этап мы соединяем ритм ,который прохлопали и мелодию, которую спели  и исполняем на инструменте. Если у ребенка хорошо получилось соединить эти два вида деятельности  , можно добавить стишок и еще пропеть песенку , одновременно играя.

Далее песня «Кошкин дом » посмотрим на длительности и прохлопаем ритм, затем назовем что за нота у нас здесь , это оранжевая нота ре .

Теперь попробуем сыграть на чайм баре . И добавим стишок .

Третья песенка «Ёжики ». Прохлопаем ритм , назовём ноты , что здесь у нас написаны и попробуем соединить. А теперь добавим стишок.

С данными мелодиями можно работать и без музыкальных инструментов , декламационно. Прохлопывать ритм и проговаривать стишки вместе с хлопками , добиваясь результата , чтобы дети и хлопали, и говорили одновременно и четко . M

«Игра Musicway »

Есть еще одна игра которая очень нравится детям . Ее я включаю на большом экране .

Это музыкально-ритмические игры от канала MusicWay .

Цель: Развивать чувство ритма, речь и координацию.

Оборудование : Мультимедийный экран.

Задание : Прослушать ритм , а затем его повторить хлопая и проговаривая слова .

 

Заключение :

Данный опыт будет полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности, учителей-логопедов , педагогов-психологов, инструкторов ФК  в рамках решения комплексных методических задач.