Автор: Галина Петровна Малахова
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Итоговое занятие по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" образовательная деятельность "Музыкальная деятельность", для детей старшего дошкольного возраста
Восприятие музыки, ее анализ — основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.
Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у маленького слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.
Подготовка дошкольников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приемами. Они могут быть традиционными (беседа, рассказ, художественное слово, наглядный материал) и нетрадиционными, современными (музыкограммы, схемы, визуализации, обращение к личному опыту, ассоциации, поиск и исследование, практическое осмысление и др.).
Ребенок осознает, что мир вокруг наполнен звуками, в том числе и музыкальными. Он учится слышать их и понимать, постепенно осваивая самостоятельность восприятия музыки.
I. Организационная информация |
Примечание |
|||||
1.1 |
Доминирующая образовательная область |
Музыкальное развитие |
Согласно ФГОС ДО |
|||
1.2 |
Вид деятельности детей |
Игровая, коммуникативная, поисковая, двигательная, продуктивная |
Согласно ФГОС ДО |
|||
II. Методическая информация |
|
|||||
1. |
Тема занятия |
Сигналы из космоса |
|
|||
2. |
Методы и приемы |
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, творческое озвучивание. Приемы активизации деятельности детей: использование музыкограммы, графических изображений, игра на колокольчиках с ориентировкой на цвет, жестовая визуализация песни, пение индивидуальное и хоровое. Приемы организации практической деятельности: свободное перемещение по залу, использование стульев, ширмы, столов, атрибутов. Приемы поддержания интереса у детей: сюрпризный момент НЛО с пришельцем, использование наглядного материала, применение IT– технологий, чередование видов детской деятельности. Приемы оценки и самооценки: поощрение, педагогическая поддержка, совместное с педагогом и детьми определение выводов, взаимопомощь детей. |
Общедидактические группы методов |
|||
3. |
Интеграция образовател ьных областей |
Познавательное развитие: - обогащение музыкальных представлений художественными ассоциациями и жизненными прообразами; - создание условий для умения детей соотносить мелодию с графическим обозначением, вслушиваясь в музыку; - совершенствование приемов правильного звукоизвлечения (треугольники, колокольчики на палочке, маракасы, свистульки). |
Согласно ФГОС ДО |
|||
|
|
Социально – коммуникативное развитие: - побуждение к уважительному отношению друг к другу, умению слушать и слышать партнеров; - соблюдение правил безопасного поведения в практических видах деятельности; Речевое развитие: - совершенствование инициативной речи детей во взаимодействии со взрослым и со сверстниками; - побуждение к рассуждениям и формулировкой выводов; - способствование дикционному и выразительному пению. Художественно-эстетическое развитие: - создание условий для проявления интереса к музыке. Физическое развитие: - музыкально-ритмические движения «Невесомость», «Полька». |
|
|||
4. |
Возрастная группа: |
Группа комбинированной направленности для детей 5-6 лет |
|
|||
5. |
Цель: |
Формирование и систематизирование представлений детей о многообразии музыкальных образов через целостное осознанное познание окружающего мира. |
|
|||
6. |
Задачи |
|
||||
6.1 |
Образовательные:
познавательно-исследовательской, художественно-творческой, игровой, коммуникационной.
|
|
||||
|
|
|
||||
6.2 |
Развивающие:
|
|
||||
6.3 |
Воспитательные:
самостоятельности. |
|
||||
7. |
Планируемые результаты: - развитие познавательных процессов, умение делать умозаключения; - проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с педагогом и сверстниками, умение работать сообща; - умение соотносить музыку с графическим изображением; - желание петь сольно и в хоре; |
|
||||
|
- развитие танцевальных навыков, способность запоминания фигур в танце и их последовательность; - воспринимать музыку как часть окружающего мира. |
|
||||
8 |
Организаци я среды для проведения занятия |
Презентация, видеоклип «Сигналы космоса», ритмо – схемы, фигуры –кинестетики, макет НЛО, игрушка-пришелец, ромашки-ладошки, бабочки – ладошки, бабочки – веера, космическая флешка, треугольники, маракасы, колокольчики на палочках, свистульки. Проектор, экран, компьютер, пианино. |
|
|||
9 |
Подготовка к занятию в режимные моменты |
Разучивание песен, пляски, знакомство с работой по ритмическим схумам, обучение игре на свистульках и музыкальных инструментах. |
|
|||
Конспект занятия (образовательной деятельности) |
||||||
I |
Вводная часть |
|
2 мин. |
|||
1.1 |
Введение в тему |
Дети забегают в зал пол веселую музыку на полу пальчиках и встают в полукруг. Муз рук: Ребята, с чего мы начинаем наше занятие? Дети: С приветствия. М.р: Правильно. А сегодня у нас еще и гости и для такого случая мы с вами учили музыкальное приветствие: Дети исполняют «Приветствие гостям» Т.Бокач Рады мы, что здесь сейчас с музыкой встречаемся Рады мы, что гости нам дружно улыбаются Доброго дня! Солнца вам свет! Всем привет! /на экране сигналы из космоса в виде графики без звука/ - Какое странное изображение на нашем экране. Что бы это могло быть? /ответы детей/ Скорее всего вы правы, возможно кто-то хочет связаться с нами. Но здесь совсем нет звука. Как вы предполагаете, каким он может быть? Творческое озвучивание «Сигналы из космоса» |
Дети поют вместе с педагогом
Рассуждения детей |
|||
1.2 |
Мотивация1 деятельности детей |
- Вот бы еще понять, что они обозначают. Для этого надо знать шифры и коды. |
|
|||
1.3 |
Целеполагание |
Я думаю, вы справитесь. Вам ведь не трудно понять вот такую шифровку-схему? /показ схемы / Мы легко ее раскроем. |
|
|||
II. |
Основная часть: |
20 мин. |
||||
2.1 |
Работа по индивидуальным схемам |
/всем детям индивидуальные схемы, сидя на ковре/ Ритмические схемы «Русская народная мелодия» - Замечательно! |
Дети в соответствии с музыкой проводят указательным пальцем по символам |
|||
2.2 |
Творческое движение на расслабление |
- Вы успешно справились с трудным заданием, и это открывает вам дорогу прямо в космос. Но не забудьте про невесомость. Ваши руки, ноги, голова, тело легкие, будто совсем ничего не весят. |
Дети свободно двигаются, расслабляя руки, шею, тело. |
|||
|
|
Музыкально-двигательное упражнение «Невесомость» /подсветка со звездами/ |
|
|||
2.3 |
Игра на детских музыкальных инструментах |
- Сколько звезд вокруг! /смотрят на экран проектора, там звездное небо/ Давайте послушаем звездный вальс и поможем звучанием музыкальных инструментов. Музицирование по зрительным подсказкам «Вальс» |
Дети поочередно играют на музыкальных инструментах, ориентируясь на ритмическую подсказку на экране. |
|||
2.4 |
Сюрпризный момент (НЛО с пришельцем) Мотивация 2 |
/во время игры незаметно вносится макет НЛО/ - Вот так чудеса! Интересно, там кто-нибудь есть. /достают пришельца/ Как хорошо, что я немного знаю космический язык. /озвучивает/ «Приветствую вас, самые умные ребята планеты Земля. Меня зовут Чука-Тука. Это мы посылали вам сигналы из космоса. Нам очень нравится наблюдать за вашей планетой. На ней так много разных стран. Но самая красивая и самая большая – это Россия. Мы хотели бы узнать о ней побольше, да и о вас тоже. Вы поможете нам в этом? Я буду все записывать для моих друзей на вот этот электронный носитель особым космическим шифром» /показывает флешку/ |
Общение с гостем |
|||
2.5
|
Распевание |
- Конечно, Чука-Тука. Мы тебе споем об этом. /садятся на стулья/ Сначала мы познакомимся, дети пропоют тебе свои имена. Распевка «Кто же я?» «Кто же я? Как зовут меня? /по 4 ребенка поочередно пропевают свое имя/ |
Дети пропевают свои имена, самостоятельно выбирая мелодию. |
|||
2.6 |
Пение с солистами |
- И все наши замечательные ребята ходят в детский сад. И об этом тебе споют. Пение «Это что за теремок?» Олиферовой /с солистами/ |
Пение знакомой песни в форме «вопрос- ответ». |
|||
2.7 |
Закрепление знакомых песен. |
- Конечно же, нам хочется спеть и про нашу планету Земля. Самую чудесную, самую зеленую, самую любимую. Дети исполняют песню «Разноцветная планета» (Н.Лукиной, Л.Чадовой)
|
Пение куплетов по рядам, припев хором. |
|||
- Специально для тебя, Чука-Тука, мы исполним песню о нашей России. Как она называется, ребята? /«Мой край – моя Россия »/ Постарайтесь спеть выразительно, вложить в нее свою любовь, и показать гордость за нашу страну. Пение «Мой край» Л.Чмыховой /поют стоя/ |
Дети поют песню выразительно. |
|||||
2.8 |
Активизация ранее приобретённых знаний. Игра на детских музыкальных инструментах (свистульки) |
- Наша Россия очень музыкальна, и даже птицы поют здесь по- особенному, перекликаясь разными голосами. Послушай, Чука-Тука. ИГРА НА СВИСТУЛЬКАХ «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» р.н.м. - Свистулька – один из неофициальных символов России. |
Дети выстаиваются «лесенкой» и играют на свистульках, поочередно вступая и сохраняя единый темп. |
|||
2.9 |
Слушание и моделирование песни |
Какие еще такие символы нашей страны вам знакомы? /береза, балалайка, самовар, валенки, шапка-ушанка, хохлома, ромашка и др./ - Как прекрасны летом ромашковые поля. Мы передадим движениями рук эту красоту. Покажите радугу, ромашку, траву, птиц, деревья. Нарисуем целую картину к песне «Ромашковая Русь». Помогут нам волшебные бабочки и ромашки. Моделирование движениями рук песни «Ромашковая Русь» Чичкова (2 куплета под фонограмму) |
Дети вслушиваются в песню и передают образы руками. |
|||
2.10 |
Музыкально- ритмические движения (танец) |
- А еще в России очень любят танцевать. Ребята станцуют для нашего гостя веселую «Озорную польку». Какие движения мы будем использовать? /, хлопки, приставной шаг, боковой галоп/ Парная пляска «Озорная полька» |
Дети встают в пары и исполняют самостоятельно танец. |
|||
III |
Заключительная часть |
|
3 мин. |
|||
3.1 |
Подведение итогов |
- Не просто рассказать о нашей России за столь короткое время, но мы многое успели. А успел ли ты, Чука-Тука, что-то записать для своих космических друзей на свой электронный носитель. «Да, проверьте, пожалуйста!» /вставляют флешку, на экране схема деятельности детей/ - Давайте проверим, все ли успел записать Чука-Тука, что мы ему поведали о нашей России. Вы что-то здесь понимаете, ребята. /дети высказываются об увиденном, подводя итог занятия/ «Мне пора возвращаться в Космос к своим друзьям. До свидания и спасибо вам, ребята!» /кладут в НЛО, под космическую музыку выносят/ - Я тоже хочу сказать «Спасибо» вам, ребята, за то, что вы такие умные, старательные, музыкальные и за то, что так любите нашу страну – прекрасную Россию! Наша с вами встреча подошла к концу. Дети поют прощальную попевку: В музыкальном зале снова Все мы встретиться готовы А пока сказать пора: «До свидания!» |
|
|||