Конспект итогового занятия для детей 5-6 лет "Сигналы из космоса"


Автор: Галина Петровна Малахова

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Конспект итогового занятия для детей 5-6 лет "Сигналы из космоса"

Краткое описание работы: Итоговое занятие по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" образовательная деятельность "Музыкальная деятельность", для детей старшего дошкольного возраста

Восприятие музыки, ее анализ — основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.

Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у маленького слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.

Подготовка дошкольников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приемами. Они могут быть традиционными (беседа, рассказ, художественное слово, наглядный материал) и нетрадиционными, современными (музыкограммы, схемы, визуализации, обращение к личному опыту, ассоциации, поиск и исследование, практическое осмысление и др.).

Ребенок осознает, что мир вокруг наполнен звуками, в том числе и музыкальными. Он учится слышать их и понимать, постепенно осваивая самостоятельность восприятия музыки.

 

 

I.       Организационная информация

Примечание

1.1

Доминирующая

образовательная область

Музыкальное развитие

Согласно ФГОС ДО

1.2

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, поисковая, двигательная, продуктивная

Согласно ФГОС ДО

II.      Методическая информация

 

1.

Тема занятия

Сигналы из космоса

 

2.

Методы и приемы

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, творческое озвучивание.

Приемы активизации деятельности детей: использование музыкограммы, графических изображений, игра на колокольчиках с ориентировкой на цвет, жестовая визуализация песни, пение индивидуальное и хоровое.

Приемы организации практической деятельности: свободное перемещение по залу, использование стульев, ширмы, столов, атрибутов.

Приемы поддержания интереса у детей: сюрпризный момент НЛО с пришельцем, использование наглядного материала, применение IT– технологий, чередование видов детской деятельности.

Приемы оценки и самооценки: поощрение, педагогическая поддержка, совместное с

педагогом и детьми определение выводов, взаимопомощь детей.

Общедидактические группы методов

3.

Интеграция образовател ьных областей

Познавательное развитие:

-   обогащение музыкальных представлений художественными ассоциациями и жизненными прообразами;

-   создание условий для умения детей соотносить мелодию с графическим обозначением, вслушиваясь в музыку;

-   совершенствование приемов правильного звукоизвлечения (треугольники, колокольчики на палочке, маракасы, свистульки).

Согласно ФГОС ДО

 

 

Социально – коммуникативное развитие:

-   побуждение к уважительному отношению друг к другу, умению слушать и слышать партнеров;

-   соблюдение правил безопасного поведения в практических видах деятельности;

Речевое развитие:

-   совершенствование инициативной речи детей во взаимодействии со взрослым и со сверстниками;

-   побуждение к рассуждениям и формулировкой выводов;

-   способствование дикционному и выразительному пению.

Художественно-эстетическое развитие:

-   создание условий для проявления интереса к музыке.

Физическое развитие:

-   музыкально-ритмические движения «Невесомость», «Полька».

 

4.

Возрастная

группа:

Группа комбинированной направленности для детей 5-6 лет

 

5.

Цель:

Формирование и систематизирование представлений детей о многообразии

музыкальных образов через целостное осознанное познание окружающего мира.

 

6.

Задачи

 

6.1

Образовательные:

  • Обогатить музыкальные представления художественными ассоциациями и жизненными прообразами.
  • Продолжать знакомить детей со звуками окружающей природы и мира в целом.
  • Создавать условия для интегрирования музыки с другими видами деятельности:

познавательно-исследовательской, художественно-творческой, игровой, коммуникационной.

  • Совершенствовать музыкально-ритмические движения (боковой галоп, ритмические хлопки, смена партнера, поскоки и др.), находить выразительные жесты для передачи образов.
  • Упражнять в умении петь без напряжения, вступать поочередно, петь с солистами.

 

 

  • Способствовать умению детей соотносить мелодию с графическим обозначением, вслушиваясь в музыку.
  • Совершенствовать приемы правильного звукоизвлечения (треугольники, маракасы, колокольчики на палочках, свистульки), следуя общему темпу.

 

6.2

Развивающие:

  • Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный слух, чувство ритма, ощущение метрической пульсации.
  • Развивать вокальные навыки.
  • Способствовать развитию творческой активности, способности решения проблемных ситуаций.
  • Развивать музыкально-двигательные навыки, мимику, жестикуляцию.
  • Совершенствовать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослым и со сверстниками.
  • Развивать познавательный интерес, память, мышление, сообразительность.

 

6.3

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к нашей Родине, родной природе, планете.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыке, желание взаимодействовать с ней.
  • Совершенствовать коммуникативные качества личности, уважительное отношение друг к другу, умение слушать и слышать партнеров.
  • Способствовать воспитанию навыка выполнения коллективной работы, активности,

самостоятельности.

 

7.

Планируемые результаты:

-  развитие познавательных процессов, умение делать умозаключения;

-  проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с педагогом и сверстниками, умение работать сообща;

-  умение соотносить музыку с графическим изображением;

-  желание петь сольно и в хоре;

 

 

- развитие танцевальных навыков, способность запоминания фигур в танце и их последовательность;

- воспринимать музыку как часть окружающего мира.

 

8

Организаци я среды для проведения

занятия

Презентация, видеоклип «Сигналы космоса», ритмо – схемы, фигуры –кинестетики, макет НЛО, игрушка-пришелец, ромашки-ладошки, бабочки – ладошки, бабочки – веера, космическая флешка, треугольники, маракасы, колокольчики на палочках, свистульки.

Проектор, экран, компьютер, пианино.

 

9

Подготовка к занятию в режимные

моменты

Разучивание песен, пляски, знакомство с работой по ритмическим схумам, обучение игре на свистульках и музыкальных инструментах.

 

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I

Вводная часть

 

2 мин.

1.1

Введение в тему

Дети забегают в зал пол веселую музыку на полу пальчиках и встают в полукруг.

Муз рук: Ребята, с чего мы начинаем наше занятие?

Дети: С приветствия.

М.р: Правильно. А сегодня у нас еще и гости и для такого случая мы с вами учили музыкальное приветствие:

Дети исполняют «Приветствие гостям» Т.Бокач

Рады мы, что здесь сейчас с музыкой встречаемся

Рады мы, что гости нам дружно улыбаются

Доброго дня! Солнца вам свет! Всем привет!

/на экране сигналы из космоса в виде графики без звука/

- Какое странное изображение на нашем экране. Что бы это могло быть? /ответы детей/ Скорее всего вы правы, возможно кто-то хочет связаться с нами. Но здесь совсем нет звука. Как вы предполагаете, каким он может быть?

Творческое озвучивание «Сигналы из космоса»

 

 

 

 

 

 

Дети поют вместе с педагогом

 

 

Рассуждения детей

1.2

Мотивация1

деятельности детей

- Вот бы еще понять, что они обозначают. Для этого надо знать шифры

и коды.

 

1.3

Целеполагание

Я думаю, вы справитесь. Вам ведь не трудно понять вот такую шифровку-схему? /показ схемы

/

Мы легко ее раскроем.

 

II.

Основная часть:

20 мин.

2.1

Работа по индивидуальным схемам

/всем детям индивидуальные схемы, сидя на ковре/

Ритмические схемы «Русская народная мелодия»

- Замечательно!

Дети в соответствии с музыкой проводят

указательным пальцем

по символам

2.2

Творческое движение на расслабление

- Вы успешно справились с трудным заданием, и это открывает вам дорогу прямо в космос. Но не забудьте про невесомость. Ваши руки,

ноги, голова, тело легкие, будто совсем ничего не весят.

Дети свободно двигаются, расслабляя

руки, шею, тело.

 

 

Музыкально-двигательное упражнение «Невесомость» /подсветка со звездами/

 

2.3

Игра на детских музыкальных

инструментах

- Сколько звезд вокруг! /смотрят на экран проектора, там звездное небо/ Давайте послушаем звездный вальс и поможем звучанием музыкальных инструментов.

Музицирование по зрительным подсказкам «Вальс»

Дети поочередно играют на музыкальных инструментах, ориентируясь на ритмическую подсказку на экране.

2.4

Сюрпризный момент (НЛО с пришельцем) Мотивация 2

/во время игры незаметно вносится макет НЛО/

- Вот так чудеса! Интересно, там кто-нибудь есть. /достают пришельца/

Как хорошо, что я немного знаю космический язык. /озвучивает/

«Приветствую вас, самые умные ребята планеты Земля. Меня зовут Чука-Тука. Это мы посылали вам сигналы из космоса. Нам очень нравится наблюдать за вашей планетой. На ней так много разных стран. Но самая красивая и самая большая – это Россия. Мы хотели бы узнать о ней побольше, да и о вас тоже. Вы поможете нам в этом? Я буду все записывать для моих друзей на вот этот электронный носитель особым космическим шифром» /показывает флешку/

 

 

Общение с гостем

2.5

 

 

 

 

 

Распевание

- Конечно, Чука-Тука. Мы тебе споем об этом. /садятся на стулья/ Сначала мы познакомимся, дети пропоют тебе свои имена.

Распевка «Кто же я?»

«Кто же я? Как зовут меня? /по 4 ребенка поочередно пропевают свое имя/

Дети пропевают свои имена, самостоятельно выбирая мелодию.

2.6

Пение с солистами

- И все наши замечательные ребята ходят в детский сад. И об этом тебе споют.

Пение «Это что за теремок?» Олиферовой /с солистами/

Пение знакомой песни в форме «вопрос-

ответ».

2.7

Закрепление знакомых песен.

-     Конечно же, нам хочется спеть и про нашу планету Земля. Самую чудесную, самую зеленую, самую любимую.

Дети исполняют песню «Разноцветная планета» (Н.Лукиной, Л.Чадовой)

 

Пение куплетов по рядам, припев хором.

- Специально для тебя, Чука-Тука, мы исполним песню о нашей России. Как она называется, ребята? /«Мой край – моя Россия »/ Постарайтесь спеть выразительно, вложить в нее свою любовь, и показать гордость за нашу страну.

Пение «Мой край» Л.Чмыховой /поют стоя/

Дети поют песню выразительно.

2.8

Активизация ранее приобретённых знаний. Игра на детских музыкальных

инструментах

(свистульки)

-   Наша Россия очень музыкальна, и даже птицы поют здесь по- особенному, перекликаясь разными голосами. Послушай, Чука-Тука.

ИГРА НА СВИСТУЛЬКАХ «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» р.н.м.

-   Свистулька – один из неофициальных символов России.

Дети выстаиваются «лесенкой» и играют на свистульках,

поочередно вступая и сохраняя единый

темп.

2.9

Слушание и

моделирование песни

Какие еще такие символы нашей страны вам знакомы?

/береза, балалайка, самовар, валенки, шапка-ушанка, хохлома, ромашка и др./

- Как прекрасны летом ромашковые поля. Мы передадим движениями

рук эту красоту. Покажите радугу, ромашку, траву, птиц, деревья.

Нарисуем целую картину к песне «Ромашковая Русь». Помогут нам волшебные бабочки и ромашки.

Моделирование движениями рук песни «Ромашковая Русь» Чичкова        (2 куплета под фонограмму) 

Дети вслушиваются в песню и передают образы руками.

2.10

Музыкально-

ритмические движения (танец)

- А еще в России очень любят танцевать. Ребята станцуют для нашего гостя веселую «Озорную польку». Какие движения мы будем использовать? /, хлопки, приставной шаг, боковой галоп/

Парная пляска «Озорная полька»

Дети встают в пары и исполняют

самостоятельно танец.

III

Заключительная часть

 

3 мин.

3.1

Подведение итогов

-   Не просто рассказать о нашей России за столь короткое время, но мы многое успели. А успел ли ты, Чука-Тука, что-то записать для своих космических друзей на свой электронный носитель.

«Да, проверьте, пожалуйста!»

/вставляют флешку, на экране схема деятельности детей/

-   Давайте проверим, все ли успел записать Чука-Тука, что мы ему поведали о нашей России. Вы что-то здесь понимаете, ребята.

/дети высказываются об увиденном, подводя итог занятия/

«Мне пора возвращаться в Космос к своим друзьям. До свидания и спасибо вам, ребята!» /кладут в НЛО, под космическую музыку выносят/

-   Я тоже хочу сказать «Спасибо» вам, ребята, за то, что вы такие умные,

старательные, музыкальные и за то, что так любите нашу страну – прекрасную Россию! Наша с вами встреча подошла к концу.

Дети поют прощальную попевку:

В музыкальном зале снова

Все мы встретиться готовы

А пока сказать пора:

«До свидания!»