доклад


Автор: Мария Владимировна Катанова

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

доклад

Краткое описание работы: «Нейроложки как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Чуораанчык» г. Вилюйск

Муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутии)

 

 

Доклад

Тема  «Нейроложки как средство развития чувства ритма у детей

дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

Катанова Мария Владимировна,

музыкальный руководитель.

Категория: СЗД.

Педагогический стаж: 12 лет.

 

 

 

Вилюйск, 2024

 

Содержание

 

Введение.

1. Теоретический аспект развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

2. Отслеживание динамики развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

3. Применение  нейроигр в музыкальной деятельности.

 Заключение.

 Использованная литература.

 

 

 

«Музыка занимает особое, уникальное место

в воспитании детей дошкольного возраста». 

Асафьев Борис Владимирович

 

Введение

Развитие у детей музыкальных способностей – одна из главных задач нашего времени, на которую нацелена Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Чувства ритма является одной из главных музыкальных способностей. Это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Игра на нейроложках наиболее приемлемая форма обучения для начального музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Игра на ложках всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, что стимулирует их познавательную активность.

Дошкольники учатся познавать мир через творческую деятельность, развивают свое слуховое восприятие и музыкальную память. Игра на нейроложках позволяет им активно взаимодействовать со звуками, создаваемыми инструментами и улучшить свои навыки в музыкальной интерпретации.

 

Актуальность и новизна

В последнее время в детском саду увеличилось число детей с проблемами ритмического восприятия: у многих наблюдается сложность в воспроизведении заданного ритма, нет четкости передачи ритма в движении, недостаточно согласованы движения с музыкой, пением и словом, слабо развита общая моторика и как следствие наблюдается отставание в речевом развитии, наблюдаются проблемы в ориентировке в пространстве. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у детей в условиях детского сада  является одной из актуальных проблем.

Одним из инновационных подходов являются нейроигры, которые объединяют элементы музыки, движения и нейропсихологических упражнений. А одним из инструментов для нейроигры являются нейроложки.

Цель: формирование чувства ритма у детей через игры на нейроложках.

Задачи:

1.Формировать необходимые умения и навыки в игре на нейроложках.

2.Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувства ритма, музыкальную память.

3. Развивать навык движения под музыку.

4. Развивать творческие способности через музыку и движение.

 

1. Теоретический аспект развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Основоположником современной теории ритмического воспитания является швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание Карл Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. 

Теоретическая основа нейропсихологического подхода в работе с детьми была разработана Александром Романовичем Лурия, Любовь Семеновной Цветковой, Еленой Николаевной Винарской и другими исследователями. Они утверждают, что деятельность головного мозга наиболее эффективна тогда, когда полушария хорошо взаимодействуют между собой и активно обмениваются информацией. Детский нейропсихолог Захарова Ольга Александровна пишет, что нейроигры могут способствовать развитию межполушарных связей у детей дошкольного возраста.

Обучение с использованием ритмических закономерностей является очень важным в современных условиях. Музыка активизирует эмоциональную и творческую сторону правого полушария, тогда как ориентация в ритме и структуре требует аналитического мышления, характерного для левого полушария.

Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Ритм играет огромную роль в развитии музыкальных способностей детей. Его эмоциональная природа позволяет детям выразить свои чувства и эмоции через музыку.

Игра на нейроложках — это увлекательный и эффективный способ развития способностей у детей дошкольного возраста. Игра на нейроложках способствует  на развитие координации движений и быстроту реакции, координирует работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти, формирует навыки вербального и невербального общения, развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание, развивает навыки крупной и мелкой моторики. Игра на нейроложках также развивает способность ребенка анализировать и понимать различные свойства музыкального звука, такие как длительность, сила, высота и тембр.

 

 

 

2. Отслеживание динамики развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Диагностика развития чувства ритма проводится по методике Радыновой Ольги Петровны, в которой выделены следующие параметры:

  1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии. 
  2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями. 
  3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). 

Диагностика проводится 2 раза в год, в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые — индивидуально. 

Уровень развития чувства ритма оценивается по трёхбалльной системе:

3 балла высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием),

2 балла - средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого),

1 балл - низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием). 

 

Показатели диагностики уровня развития чувства ритма

у  детей средней, старшей, подготовительной групп

В начале учебного года (сентябрь 2023 г.)

Всего: 66 детей

Уровни

Показатели

Количество детей

%

Высокий

17

26%

Средний

27

41%

Низкий

22

33%

 

 

Показатели диагностики уровня развития музыкальных способностей

у  детей средней, старшей, подготовительной групп

В конце учебного года (май 2024 г.)

Всего: 66 детей

Уровни

Показатели

Количество детей

%

Высокий

43

65%

Средний

23

35%

Низкий

-

-

 

В процессе диагностирования, мы выявляем группы детей с начальным уровнем развития, средним или высоким уровнем. Умения детей помогает нам определить основные проблемы детей и подобрать в соответствии с ними упражнения и игры на нейроложках.

Правильно подобранные игры и упражнения на нейроложках (с учетом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов.

 

3.Применение нейроигр в музыкальной деятельности

Для развития чувства ритма мы применяем в своей работе игры на нейроложках.

Нейроложки — это инструмент, созданный для того, чтобы помочь детям развивать навыки во время игры и музицирования. Они имеют схожее представление с деревянными ложками. Это две алюминиевые ложки, которые изогнуты особым способом и скрепленные между собой. При ударе ложки создают чистый однотонный звук, который приятен и достаточно звонок. Отталкиваясь от нашего тела, ложка начинает вибрировать. Эти колебания мы воспринимаем как звук.

Перед нами не стоит задача научить детей в совершенстве владеть игрой на ложках и нет отдельно взятых занятий по игре на ложках. Но их применение прекрасно уложилось как дополнительное средство, положительно влияющее на музыкальное развитие детей.

Нейроложки используются:  на музыкальных занятиях, в театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кружковой работе, в индивидуальной работе с детьми. И в разных видах музыкальной  деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.

Приемы игры на ложках быстро осваиваются детьми, так как задания проводятся в игровой форме, под музыкальное сопровождение, последовательно и организованно. Все элементы выполняются одновременно, и есть возможность проследить того, кто ошибается.

Процесс обучения игре на нейроложках начинается со средней группы Обучение должно идти от простого к сложному: от одной соединенной пары нейроложек до двух.

Методика работы с нейроложками для дошкольников включает в себя следующие этапы:

1.Знакомство с нейроложками. На первом этапе дети узнают, что такое нейроложки и как они работают.

2. Развитие чувства ритма. Проводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие чувства ритма.

3.Развитие мелкой моторики. Дети выполняют различные задания, которые помогают развить мелкую моторику рук.

4. Тактильные ощущения. Дети исследуют разные текстуры и материалы с помощью нейроложек.

5. Координация движений. Дети учатся координировать движения рук и глаз, выполняя задания с нейроложками.

6. Развитие воображения и творчества. Дети создают различные образы и фигуры с помощью нейроложек.

7. Поощрение и поддержка. Важно поощрять детей за их достижения и поддерживать их в процессе обучения.

Методика адаптирована под возраст и уровень развития каждого ребёнка. Занятия проводятся в игровой форме.

Так же в работе применяем карточки «Умняша Яша» Ирины Барминой. Играть на нейроложках интересно каждому ребенку. Дети учатся выполнять именно свою технику исполнения, а не соседа, что способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля.

Игры начинаются с изучения упражнений с ложками, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий, меняется мелодия и темп музыки.

Нами составлена картотека авторских нейроигр для детей дошкольного возраста.

 

Для детей средней группы обучение на нейроложках начинается с речевых и ритмических упражнений.

Игра на нейроложках «Чычып-чаап»

Ход игры:

Музыка Николая Ивановича Бойлохова

Дети сидят на полу по кругу, в ритм музыке ударяют ложками:

  • 1-4 такт у левого уха
  • 4-8 такт у правого уха
  • 8-12 такт над головой
  • 12-16 такт перед грудью

в припеве держат руки крестиком и имитируют крылья птичек.

 

Для детей старшей и подготовительной групп игры постепенно усложняются. Для игр используем нейроложки, карточки «Умняша Яша», обручи. 

 

Игра на нейроложках «Таба» для детей старшей группы

Ход игры:

Музыка Федора Григорьевича Корнилова

Дети отбивают ложками по ритму музыки. (ТА-ТА-ти-ти-ТА)

Используя знакомые приемы игры.

1-4 такт - отбивание ложками по коленам

4-8 такт - топают в ритм музыки

8-14такт - отбивание ложками по диагонали

14-18 такт - топают в ритм музыки

18-22 такт - отбивание ложками крестиком

22-26такт - шаг вперед, шаг назад

26-30 такт - отбивание ложками по коленам

30-34 такт - шаг вперед, шаг назад

 

Игра на нейроложках «Атым айаннаа» для детей подготовительной группы

Ход игры:

Музыка Надежды Семеновны Макаровой

          Дети сидят по кругу и в ритм музыки отбивают ложками специальными элементами для игры на нейроложках.

Первый куплет

- 1-8 такт элемент игры «Трям по коленам» (Ложки держат в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям).

- 8-16 такт элемент игры «Солнышко» (ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право. Рисуют круг).

 

- Проигрыш – стоя имитируют езду на лошадке.

Второй куплет

- 1-8 такт элемент игры «Квадрат» (ударяют ложкой по бедру, колену, колену, бедру. Рисуют воображаемый квадрат).

- 8-16 такт «Сосед» (ударяют ложкой по колену соседа слева, по своему левому колену, потом правому и соседу справа).

 

Заключение

Игра на нейроложках способствует развитию чувства ритма, слухового и восприятия, координации движений, быстроты реакции у детей дошкольного возраста. Она также позволяет детям развивать коммуникативные навыки.

Обучение игре на нейроложках рекомендуется начинать с детей от четырех лет и постепенно усложнять задания.

Отдавая приоритет игре на нейроложках в развитии межполушарных связей, мы способствуем развитию у детей музыкальных способностей и формированию более комплексных и гибких мыслительных структур, что является основой для их будущего развития.

Таким образом, применение нейроигр дают педагогам новые возможности при решении задачи по развитию чувства ритма и в том числе музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Кроме ожидаемого влияния на развитие чувства ритма, нейроподход в сочетании с музыкой может решить ряд задач познавательной сферы, а музыкальные занятия сделать более интересными и увлекательными для детей.

 

 

 

 

Использованная литература

1.Гончарова К.Н., Черткова А.В. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2020.

2.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб. Композитор, 2005 .

3. Логвина Е.А., Нейротренажер: игры и упражнения. Методическое пособие с иллюстрациями. Для детей 4-7 лет. – М. Литур, 2022.

4. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2014 г.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.11.2013 г. № 30384).

6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 г. № 71847).