М.И.Глинка -основоположник русской классической музыки


Автор: Татьяна Михайловна Данилова

Предмет: Иное

Класс: Дети

Тип материала: Доклад

М.И.Глинка -основоположник русской классической музыки

Краткое описание работы: В докладе о творчестве русского композитора М.И.Глинки дана информация о жизни и его произведениях

Доклад по музыкальной литературе 
учащейся 7 класса ДШИ города Сенгилей
Даниловой Татьяны Михайловны.
Михаил Глинка родился в селе Новоспасское Смоленской губернии. Глинки — старый дворянский род польского происхождения, предки композитора в 1654 году, после потери Речью Посполитой Смоленска, приняли российское подданство и перешли в православие.

До 6 лет Михаила воспитывала бабушка, затем мать. С юного возраста мальчик учился играть на фортепиано и скрипке. Отец Глинки любил шумные праздники. На его именины в дом приезжало много гостей, играл оркестр из крепостных крестьян, который принадлежал брату матери. "Оркестр дяди был для меня источником самых живых восторгов. Во время ужина обыкновенно играли русские песни и, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку", — вспоминал композитор.

С 1817 года юноша учился в Санкт-Петербурге, в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. В столице Глинка учился у выдающихся музыкальных педагогов своего времени — ирландского композитора Джона Филда и пианиста Шарля Майе. Здесь же он познакомился с Пушкиным.

После окончания пансиона Глинка путешествовал с дядей на Кавказе, затем устроился помощником секретаря в Главное управление путей сообщения. Все свободное время он уделял музыке, оттачивая исполнительское мастерство. Первыми композиторскими опытами Глинки стали романсы, затем Михаил взялся за сочинение партий для хора.

Из-за проблем со здоровьем врачи посоветовали Глинке временно сменить климат, и он отправился в Италию. Композитор жил в Милане, посетил Болонью, Рим, Парму, Неаполь. Его впечатлила великая итальянская опера, а чудная итальянская весна, как вспоминал Михаил Иванович, оживила его. Через три года композитор переехал в Берлин, а затем, в 1834 году, вернулся в Россию.

Он посещал вечера Василия Жуковского в Зимнем дворце. У поэта собиралась творческая элита, завсегдатаями были Александр Пушкин, критики Петр Плетнев и Петр Вяземский, писатели Николай Гоголь и Владимир Одоевский. Именно Жуковский предложил сюжет для первой русской оперы — историю крестьянина Ивана Сусанина, который завел в лес польско-литовский отряд и тем самым спас царя от смерти. Премьера оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") состоялась 9 декабря 1836 года.

"Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император изволил меня позвать в свою ложу, взял меня за руки, благодарил меня и долго беседовал со мною. Наследник, императрица и великая княжна Мария Николаевна также удостоили меня лестными отзывами о моей музыке", — писал Глинка матери.

Премьеру следующей оперы, "Руслан и Людмила", публика и критика приняли прохладно. Сейчас эта опера бесспорно считается одним из шедевров русской музыки, но в свое время композитор тяжело переживал критические отзывы.

Глинка путешествовал по Украине и Испании, где под впечатлением от местной народной музыки написал несколько произведений. Он писал для фортепиано и струнных инструментов, стал автором нескольких десятков романсов и песен. Помимо двух опер выдающимися произведениями Глинки стали симфоническая фантазия "Камаринская", романсы "Я помню чудное мгновенье", "Попутная песня", "Жаворонок". А "Патриотическая песня" с 1990 по 2000 год была официальным гимном России.