"Вышли ручки погулять."


Автор: Прахова Инесса Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Вышли ручки погулять."

Краткое описание работы: Методическая разработка дидактических игр для музыкальных занятиях.

«Вышли  ручки  погулять…»

 Методическая  разработка дидактических игр для  музыкальных  занятиях.

    В  работе  с  детьми  дошкольного  возраста  пристальное  внимание уделяется играм. Это  пальчиковые,  речевые  и  музыкально-ритмические  игры  на  музыкальных  занятиях. Интерес  ребёнка -   это  то,  что  является  неотъемлемым  условием    развития дошкольника.  Особенно  трудно  удержать  интерес  у  детей  2-3  лет.  Для  этого  можно  предложить  многофункциональные  игрушки – «напульсники».   Игрушка  надевается  на  кисть  ребёнка,  удерживается  при  помощи  резинки.  По  размеру  она  должна  быть  чуть  больше  размера  ладони  ребёнка.  Для  её  изготовления  подойдут  различные  мягкие  материалы:  ткань,  поролон,  сентипон.

  Работать  с  ними  просто.  Например:  надев  ребёнку  игрушку «цыплёнка»  на  кисть,  предложите  показать,  как  цыплёнок  клюёт зёрнышки.  Сначала  игрушка  повёрнута   к  внутренней  стороне  ладони – ребёнок изображает  действие,  стуча клювиком  цыплёнка  о  другую руку  («кормит»  цыплёнка).  Повернув  цыплёнка  в  обратную  сторону  и  дав  ему  молоточек,  предложить  поиграть  на  металлофоне,  показать,  как  цыплёнок  клюёт.  Такой  игровой  прием  помогает  в работе  с  робкими детьми.

   Игрушка «божья  коровка»  (жук)  поможет  отработать  приём  игры  поступенно  вверх  и  вниз,  ударяя  по  каждой  пластинке  инструмента.  Закончив  игру  ребёнок  прячет  руку  с  игрушкой  за  спину,  произнося :  «улетел».

   Игрушка  «мышка»  научит  ребёнка  играть  с  выделением  заданного  звука.  Предложить  показать, как мышка  ищет  сыр;  найдя  его,  наигравшись  в  свое  удовольствие  в  свободном  музицировании,  ребёнок  должен  закончить  игру,  выделив  сильный звук  сильным  ударом  молоточка,  произнося  слово:  «сыр».

    Такие  игрушки  вызывают  положительную  реакцию  детей,  интерес  к  игре,  помогают  отработать  и  закрепить  необходимый  приём  игры  на  металлофоне,  а  также  подготовить  к  дальнейшему  обучению.

   Их  применение  возможно  и  при  постановке  танца, проведении  игры,  в  сюрпризном  моменте  на  празднике, так  же  использовать  в  других  образовательных  областях.

 

 

 

 

 

 

 

Примерные  конспекты  занятий

(для  детей 2-3 л.  возраста)

 

  1. 1.      «Цыплята».

 Оборудование:  иллюстрации  с  изображением  цыплят;  незавершенная  композиция,  выполненная  воспитателем  на  рулонном  листе  бумаги  (небо,  трава);  краски,  кисти,  баночка  с  водой,  салфетки,  листы  бумаги на  каждого  ребёнка;  металлофон,  молоточки;  игрушка-«напульсник»  цыплёнок.

Развивающие  задачи: расширять  представления  детей  о  характерных  особенностях  цыплят  (цвет,  величина,  строение).моделировать  из  пятна  жёлтого  цвета  живописное изображение,  дополняя его  характерными  деталями  для  создания  выразительной  композиции; закрепить  приём  рисования  кончиком  кисти; развивать  навыки  совместной  деятельности.

Ход  занятия.

Воспитатель  предлагает  детям  спеть.

  • Песня  «Курочка  и  цыплята» Е.Теличеевой.

-Вышла  курочка  гулять,

Свежей  травки  пощипать,

А  за ней ребятки –

Жёлтые  цыплятки.

«Ко-ко-ко,  ко-ко-ко!

Не  ходите  далеко.

Лапками  гребите,

Зёрнышки  ищите!»

Съели  толстого жука,

Дождевого  червяка, 

Выпили  водицы,

Полное  корытце. ( Т.Волина.)

Предлагает  рассмотреть  иллюстрации  с  изображением  цыплят.  Дети,  отвечая  на  вопросы, выделяют  их  признаки.

-  Кто это?  (Это  цыплёнок. ) Что  это  у  цыплёнка?  (Это  голова,  туловище, лапки,  хвостик.)  Что  на  голове  у  цыплёнка?  (На  голове   у  него глаза,  клюв,  гребешок.)  Что  еще  есть  у  цыплёнка?  (У  цыпленка  есть  крылья.)  Что  ещё  есть  у  всех  цыплят?  (Хвосты, головы,  гребешки  и  т.д.)

  • Рисование цыплёнка. Воспитатель показывает  детям  приём  рисования  из  пятна,  обращая  внимание  на технику  изображения  пушистого  оперения  и мелких  деталей.  Дети  приступают  к  работе,  в  процессе  которой  педагог  помогают  им  наводящими  вопросами.

-  Что  ты  сейчас  делаешь? (Я  рисую  туловище  цыплёнка.)  Какой  он,  скажи?  (Цыплёнок  маленький,  жёлтый.)  Что  ты  нарисовал?  (Я  нарисовал  цыплят.)  Кто  это?  (Это  цыплята.)  Какие  они  по  цвету?  (Они  жёлтые.)  По  величине  какие?  (Они  маленькие.)  Что  можно  сказать о  цыплятах?  (Цыплята  мягкие, пушистые.)

Затем  воспитатель  предлагает  нарисовать  для  цыплят  травку  и  зёрнышки.

Воспитатель:  Ваши  цыплята  похожи  на  моего  гостя.  (Демонстрирует  игрушку-напульсник.)

Надев  ребёнку  игрушку-цыплёнка  на  кисть,  предлагает показать,  как  цыплёнок  клюёт зёрнышки.  Сначала  игрушка  повёрнута   к  внутренней  стороне  ладони – ребёнок изображает  действие,  стуча клювиком  цыплёнка  о  другую руку  («кормит»  цыплёнка). 

  • Игра  на  музыкальном  инструменте – металлофон.

Повернув  цыплёнка  в  обратную  сторону  и  дав  ему  молоточек,  предложить  поиграть  на  металлофоне,  показать,  как  цыплёнок  «клюёт».  

В  конце  занятия  дети  размещают  свои  работы  на композиции,  выполненной  воспитателем.

Воспитатель  читает  стихотворение.

- Жёлтая  крошка  ищет  хлеба  крошку.

Если  встретит  червяка  - наклюёт ему  бока.

Дети  любуются  цыплятами,  рассказывают о  них,  выбирают  самого  весёлого  (любопытного, грустного  и  т.д.)

 

  1. 2.      «Божья коровка».

Оборудование: игрушка-«напульсник» божья  коровка,  иллюстрация  к  игре  «Птица  и  птенчики»,  маски  жучков  на  каждого  ребёнка.

Развивающие  задачи:  формировать  певческие  навыки; побуждать  подпевать  весёлые  песни,  подстраиваясь  к  голосу  взрослого;  учить  выразительно  передавать образ  или  характер  героев игры  в  движениях,  жестах,  мимике;  развивать внимание, быстроту  реакции  на  смену  движений пальцев  рук.

Ход  занятия. 

Дети  входят  в  зал  под  маршевую  музыку.

  • Музыкально-ритмическое  упражнение  «Ноги-ножки» В.Агафонникова.

Дети  двигаются  за  воспитателем  по  залу  в  соответствии  с  музыкой.

- Большие  ноги  шли  по  дороге:

Топ-топ-топ-топ-топ-топ.

Маленькие  ножки  шагали  по  дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ.

Топ-топ-топ-топ-топ.

Детки  бежали,  автобус  увидали.

Быстренько  сели,  песенку  запели!

  • Песня «Автобус»  (на  мелодию  рус.нар.песни  «Как  у  наших  у  ворот»).

-  Мы  в  автобусе  сидим  и в  окошечко  глядим.

Вот  так  мы  сидим!  И  в  окошечко  глядим.  (Хлопают  в  ладоши.)

- Едем,  едем  во  лесок  через  старенький  лесок.

Вот  так  во  лесок!  Через  старенький лесок. (Хлопают  в  ладоши.)

-  Видим:  вышел  на лужок серый  заинька-дружок.

Вот  так на  лужок! Вышел  заинька-дружок.  (Показывают  уши  зайчика.)

-  А  за  ним лиса  идёт,  громко  песенку  поет.

Вот  так  лиса  идёт! Громко песенку  поёт.  (Хлопают  в ладоши.)

-  Мы  приехали  в  лесок,  на зелёненький  лужок.

Вот  так  во  лесок!  На  зелёненький  лужок.  (Хлопают  в  ладоши.)

Муз. руководитель:  Какой  красивый весенний  лес вокруг!  Как  красиво  поют  птички,  слышите?

  • Активное  слушание  «Птички  поют».

Звучит запись  «Голоса  птиц»,  дети  свободно  «летают»  по  залу.

  • Игра  на  музыкальном  инструменте – металлофон.

Воспитатель:  Дети  смотрите!  По  дорожке  жук  ползёт!  Показывает  игрушку –«напульсник» божью  коровку.  Отрабатывают  приём  игры на  металлофоне,  предварительно  надев  игрушку  на  руку  ребёнка.  Поступенно  вверх  и  вниз,  ударяя  по  каждой  пластинке  инструмента  молоточком.  Закончив  игру  ребёнок  прячет  руку  с  игрушкой  за  спину,  произнося :  «Ох,  улетел!».

-  Он  так  весело  жужжит,

Нам  жукам  играть  велит.

  • Музыкальная  игра  «Весёлые  жучки»  сл.и муз.  Е.Гомоновой.

Вот  веселые  жучки                                      (Дети  бегают  врассыпную,

Громко  зажужжали                                       руки  чуть  в  стороны,

На  прохладном  ветерке                               «жужжат»)

Крылья  расправляли.

П.В:  Закружились,  закружились!               Кружатся  на  месте.

         Весело  кружиться!

         Как  на  празднике  весеннем               Хлопают  в  ладоши

         Нам не  веселиться! 

На  поляночке жучки                                     «Летают»  по  залу.

Весело  летали,

А  потом  легли  на  спинки,                          Ложатся  на  спинку,  машут

Лапками  махали.                                            «лапками».

П.В:                                                                   Движения  те  же.

Воспитатель:  (держит  в  руках  игрушку,  говорит  голосом  жука)

  • Пальчиковая  игра  «Жучок»  С.Ермаковой.

Вот  жучок  жужжит,  кружится,                  Дети поглаживают кончиками

На  цветочек  он  садится,                             пальцами  ладошку.

Ставит  лапки  наш  жучок

На  нарядный  лепесток.

Раз,  два,  три,  четыре,  пять -                      Разминают  поочерёдно  пальчики

Будет  лепестки  считать.                             от  основания к  подушечкам.  

Муз. руководитель:  Где  же  наш  жучок?  Куда  же он  спрятался?  Наверное  птичку  испугался. Птичка  к  нам  прилетела.

  • Музыкальная  игра  «Весёлые  жучки»

Воспитатель:  Ой!  Ой! Жучки!  Прячьтесь  скорее! Птичка  летит!  Она  всех  жучков  склюёт!

Дети  убегают  на  стульчики,  воспитатель  сажает  жучка  на  руку.

Муз. руководитель:  Жучок  не  бойся!  Эта  птичка  не  простая,  а  музыкальная! Она  тебя  не  тронет!  Спойте, ребятки,  песенку  для  птичек.

  • Песня  «Птички»  муз.Т.Попатенко,  сл.Н.Найденовой.

Дети  попевают  и  выполняют  движения руками по  показу  воспитателя.

- Маленькая  птичка  прилетела  к  нам,  к  нам, к нам       «Машут  крылышками».

Маленькой  птичке  зёрнышек  я  дам,  дам,  дам.                Ладошки  в  виде «чашечек».

Маленькая  птичка  зёрнышки  клюет, клюет.                     «Клюют  зернышки»

Маленькая  птичка  песенки  поёт,  поёт.                              пальчиками  одной  руки

                                                                                                    по  ладошке  другой.

-  Как  поёт  птичка?  (Чик-чирик!)

 

3.  «Мышка

Оборудование:  иллюстрации  к  стихотворению,  игрушка-напульсник мышка,  фланелеграф,  фигурки  для  фланелеграфа  (мышка,  головка  сыра),  пластилин,  салфетка,  дощечка,  музыкальный  инструмент – металлофон.

Развивающие  задачи:  познакомить  с  содержанием  стихотворения А.Введенского «Мышка», учить  договаривать  небольшие  фразы,  встречающиеся  в  стихотворении;  закреплять  умение  скатывать  шары  из  пластилина  круговыми  движениями  рук,  расплющивать заготовку, аккуратно  складывать  готовые  изделия  на  дощечку.

Ход  занятия.

Воспитатель:  Наша  гостья,  сама  маленькая,  а  хвостик  у  неё  длинный.  Шубка на ней  серенькая.  Разговаривает она  так:  «Пи-пи-пи».  Вы  узнали  нашу  гостью?  Да,  это мышка. (Показывает  игрушку-напульсник  мышку.)

- А  пришла  она  к  нам для  того,  чтобы  послушать  стихотворение  о  себе.  Послушайте  и  вы  его.

  • Стихотворение  «Мышка» А.Введенского. 

- Мышка  вылезла  из  норки,

Мышка  очень  хочет  есть.

Нет  ли  где  засохшей  корки,

Может,  в  кухне корка есть?

А  на  кухне возле  шкафа

Видит  мышка - чья – то лапа.

Лапа  пёстрая, когти острые.

Эй,  ты  мышка не  зевай:

Поскорее  убегай!

Убегай  из  этих  мест,

А  то  кошка  съест.

Воспитатель  приглашает  детей рассмотреть иллюстрации  к  стихотворению  и просит рассказать,  что  они  видят  на  них.

-  Что искала мышка  в  кухне? Кого испугалась  мышка?  (Ответы  детей.)  А  теперь  расскажем  стихотворение  вместе.

Воспитатель  сначала  проговаривает  вместе  с  детьми  отдельные  фразы (хором  и  индивидуально),  затем  читает  стихотворение,  давая  возможность  договаривать  слова.

  • Лепка  сыра  для  мышки.

Воспитатель: Тяжело  живется  мышке.  То  еду  нужно  искать,  то  норку  рыть, тот  от  кошки  убегать.  Хотите  порадовать  чем-нибудь  мышку? (Ответы  детей.)  Давайте  угостим  нашу  гостью  вкусным  сыром.  Сделаем  для  неё  не  маленький  кусочек,  а  целую  головку сыра.  Посмотрите,  какую  форму  имеет  головка  сыра?  (Прикрепляет  к  фланелеграфу  изображение  головки  сыра.)  Сыр  имеет  круглую  форму.  А  какого  цвета  сыр?  (Ответы детей.)  Найдите  в  коробке  с  пластилином  комок  желтого  цвета.  (Дети  выполняют  задание.)  Сначала  скатаем  из  пластилина  желтого  цвета  шар.  (Показывает  приемы  скатывания  из  пластилина  шарика,  дети  повторяют  вслед  за  педагогом  кругообразные  движения  ладонями.)  Теперь  шарик  превратим  в  головку  сыра,  слегка  расплющив  его. (Показывает  приемы  расплющивания  шарика.)  Вот  какой  сыр  я  сделала  для  мышки.  А  вы  приготовите  угощение  для  неё?

  • Игра  на    музыкальном  инструменте - металлофон.

Предложить  показать, как мышка  ищет  сыр;  найдя  его,  наигравшись  в  свое  удовольствие  в  свободном  музицировании,  ребёнок  должен  закончить  игру,  выделив  сильный звук  сильным  ударом  молоточка,  произнося  слово:  «сыр».