Автор: Черемисина Ольга Георгиевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методическое пособие
Ссылка на файлообменник: https://cloud.mail.ru/public/u3vu/jJyWNF5DS
Краткое описание работы: Особенностью данного курса является то, что освоение основ гармонии идёт с первого года обучения, на доступном для восприятия детей музыкальном материале и закреплением полученных теоретических знаний в практическом музицировании на групповых уроках. Разнообразие форм работы.
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Свердловской области
«Каменск-Уральская детская музыкальная школа №1»
(ГБУДОСО «КУДМШ №1»)
Методическая работа
«Практическое освоение основ гармонии в ДМШ, ДШИ»
г. Каменск – Уральский
2025 год
Автор – Черемисина Ольга Георгиевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБУДОСО « КУДМШ №1»
Рецензент:
– Ирина Филипповна Буткевич, заслуженный работник культуры РФ,
преподаватель высшей категории ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище им.П.И.Чайковского, (колледж)»
Содержание
I.Пояснительная записка.
II.Содержание курса.
III.Требования к уровню подготовки учащихся.
IV.Заключение.
V.Учебно-методическое обеспечение (перечень).
VI. Список учебно-методической литературы.
VII.Приложение (примеры музыкальных произведений на гармонические обороты).
VIII.Сведения об авторе.
I.Пояснительная записка.
В детской музыкальной педагогике в программе учебного предмета «Сольфеджио» одним из важных аспектов в формировании и развитии музыкальных способностей ребёнка является развитие гармонического слуха. Изучение основ гармонии в различных формах работы (теоретические сведения, гармонизация мелодий, подбор аккомпанемента по слуху, сочинение музыкальных композиций, импровизация и др.) всегда были и остаются важной частью уроков сольфеджио. Дети с большим удовольствием выполняют задания, связанные с практическим исполнением гармонии, которые позволяют развивать и укреплять гармонический слух.
Мой личный педагогический опыт показывает, что для достижения качественного практического результата сочетание группового обучения с индивидуальными занятиями более продуктивно, но для этого необходимо находить возможности в учебном плане ДМШ времени для индивидуальных занятий (0,5 или 0,25 часа в неделю).Возможные варианты предметов по выбору, например: гармонизация, импровизация, сочинение, музицирование позволяют закреплять на практике теоретические понятия и формировать практические навыки изучения гармонии. К сожалению, в последнее время проводить такие занятия возможно только на платной основе и поэтому не все учащиеся могут в полной мере развивать эти навыки.
Работа в данном направлении всегда идёт в тесной связи с накоплением теоретического материала и развитием всего комплекса навыков по музыкально-теоретическим дисциплинам и практическое освоение происходит на занятиях учебного предмета «Сольфеджио». Поэтому возникла необходимость создать на основе авторской учебной программы для ДМШ, ДШИ «Музицирование. Интегрированный курс» методическую работу, позволяющую преподавателям работать в группе над развитием гармонического слуха с применением практических заданий и упражнений.
Особенностью данного курса является то, что освоение основ гармонии идёт с первого года обучения, на доступном для восприятия детей музыкальном материале и закреплением полученных теоретических знаний
в практическом музицировании на групповых уроках.
Музыкальный материал может подбираться каждым преподавателем в соответствии со своими музыкальными предпочтениями и включаться в работу с первых занятий. В рекомендуемом музыкальном материале по каждому классу и в приложении (п.VII) указаны произведения, используемые автором в течение многих лет педагогической практики и успешно осваиваемый учащимися. Это и произведения детской, отечественной и зарубежной популярной музыки, романсы, джазовые стандарты, а также лучшие образцы классической музыки. Этот музыкальный материал активно и плодотворно используется на уроках сольфеджио в качестве образцов для анализа гармонии, формы, строения мелодии, в качестве примеров для различных видов музыкальных диктантов, сольфеджирования, пения мелодии с басом (контурное двухголосие), пения многоголосия (гармонические последовательности), а также ансамблевого исполнения выученных произведений с аккомпанементом учащихся.
Разнообразие форм работы зависит от учебных задач и творческого отношения преподавателя к данному учебному материалу (см. VII.Приложение).
Практические навыки освоения гармонии возможно также полезно и продуктивно осваивать в различных играх, которые дети очень любят. Игровые и практические формы на уроке Сольфеджио способствуют:
- развитию памяти, слуха, интеллекта, мышления, творческих способностей;
- укреплению теоретических знаний в доступной форме;
- умению понимать и слушать друг друга;
- повышению мотивации к обучению;
- обучению с увлечением.
В процессе освоения практических заданий на уроке сольфеджио, очень важно учитывать психологические и возрастные особенности учащихся, а также находить индивидуальный подход к обучению детей с особенностями здоровья и психологического развития, На уроке для изучения гармонии всегда важно использовать яркий музыкальный материал, в освоении которого я использую различные учебные пособия:
- карточки с обозначением ступеней лада,
- карточки с гармоническими оборотами,
- карточки с буквенными обозначениями звуков,
- карточки с обозначениями аккордов,
- ноты музыкальных произведений.
В работе рекомендую различные занимательные приёмы, которые успешно применяю в своей педагогической практике:
- задания с «ошибками»,
- задания с «пропущенными» аккордами,
- «перепутанные» гармонические обороты музыкальных произведений,
-составление гармонических последовательностей и исполнение без подготовки (на скорость и точность исполнения – игры «Кто быстрее», «Кто правильно» и т.п.),
- гармонические загадки (определение на слух гармонических оборотов и последовательностей),
- игра «Угадай гармонию»;
- игра «Ученик в роли учителя» и др. задания.
В игровой деятельности с детьми и особенно с детьми с особыми образовательными потребностями, решаются следующие задачи:
- формирование психических процессов (память, внимание, логическое
мышление);
- формирование умственных способностей и умения сравнивать, находить
различия, делать сопоставления и формулировать выводы);
- развитие речи.
Практические задания в процессе освоения гармонии выполняют очень важные функции:
- эмоциональную: повышает интерес и настроение, помогает эмоциональному восприятию музыкального произведения;
- познавательную: это основная функция, призванная через удовольствие понять законы гармонии, закрепить слуховые навыки, воодушевить, пробудить интерес к знаниям;
- релаксационную: при совместном исполнении гармонической основы произведения в сочетании с мелодией появляется радость совместного музицирования, энергия музыки восстанавливает силы, снимает нервное напряжение;
- коммуникативную: вовлекает учащихся в работу (в ансамбле с другими учащимися, с педагогом) и помогает активному творческому общению;
- самореализация: практическая работа с музыкальным произведением рождает чувство удовлетворенности от проделанной работы.
Основываясь на личном педагогическом опыте считаю, что использование практических форм работы весьма эффективно на уроках сольфеджио и предупреждает появление у ребят пассивного отношения к учебному процессу, а также способствует активизации интеллектуальных добрых, позитивных эмоций (удивление, чувство новизны, сомнение).
Практическая работа всегда интересна ребенку, она создает ему радостное настроение, служит решению учебных задач и даёт прекрасную возможность переключить ребенка на разные виды деятельности в процессе обучения, отвлекает от проблем здоровья, пробуждает любознательность и потребность к активной работе. Учащиеся не только получают и закрепляют свои знания, но и чувствуют эмоциональный комфорт и уверенность.
Цели занятий.
1. Способствовать развитию музыкальных способностей и музыкального мышления учащихся.
2. Развивать стремление каждого ученика к познанию и творчеству,
создать условия для осуществления уровневой дифференциации учебного
процесса.
3.Создать уровень образованности, позволяющий ученику самостоятельно
ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства.
Задачи курса.
1.Сформировать необходимый комплекс знаний и навыков с обязательным
практическим закреплением:
- освоить теоретические понятия и элементарные знания гармонии;
- проработать различные виды гармонических оборотов и последовательностей;
- закрепить осознанное восприятие гармонии на слух;
- закрепить теоретические навыки в исполнении аккомпанемента в различных видах фигураций (ритмическая, гармоническая и др. );
- закрепить навыки транспонирования в фактуре;
- научить расшифровывать гармонию по буквенно-цифровым
обозначениям;
- научить грамотно записывать гармоническую функцию аккордов.
2.Развить навыки гармонического анализа, закрепить в слуховом восприятии
учащегося функциональные связи и логику гармонического развития.
3.Подготовить умения и навыки для самостоятельной работы:
- выполнить гармонический анализ;
- выполнить слуховой анализ;
- выполнить различные творческие задания (сочинение на
гармоническую последовательность вариантов мелодии; аранжировка
гармонической последовательности; гармонизация мелодии;
сочинение музыкальных произведений с использованием всех
полученных навыков; и др.)
3. Создать систему накопления музыкального материала на основе гармонического анализа и овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности после окончания школы.
4. Сформировать устойчивый интерес к самообразованию.
Уровни усвоения материала.
Объёмы закрепления теоретического материала всегда зависят от индивидуального развития и темпа движения каждого ученика. Необходимо планировать работу, формулируя при групповом обучении задачи каждому ребёнку по его возможностям, создавая на уроке ситуацию успеха и предпосылки для преодоления трудностей. Возможно изменение порядка прохождения тем курса в зависимости от изучения теории, уровня развития учащихся, темпа усвоения материала, а также времени начала обучения данному материалу.
Музыкальный материал также можно прорабатывать в необходимой педагогу последовательности. Целесообразно также закреплять накопленный музыкальный материал , организуя учебные (контрольные уроки, зачёты) и внеклассные ( концерт, праздник, конкурс, олимпиада и т.п.) мероприятия.
Продолжительность обучения, этапы, объём курса
Работа по освоению основ гармонии идёт в соответствии с программой учебного предмета «Сольфеджио», где идёт знакомство с видами трезвучий, септаккордов и их обращений, исполнение, транспонирование гармонических оборотов и последовательностей, освоение простых фигураций аккомпанемента, исполнение в ансамбле и др. формы работы
и рассчитана на 8 (9) летний курс обучения по предпрофессиональному направлению, но при необходимости можно осваивать материал и за 5 (6)-летний курс, более интенсивно организуя учебный процесс. На основе данного материала создать рабочую программу. В случае активного продвижения учащихся также можно идти вперёд, гибко варьируя темы в зависимости от уровня подготовки каждого учащегося, создав на основе данной работы свою рабочую программу или использовать материал по мере необходимости. Поэтому сочетание работы в группе с индивидуальными занятиями помогают формированию более качественных умений и навыков.
Формы и методы занятий.
Основные методические принципы занятий успешно применяются в мною в многолетней практике и они достаточно традиционны:
1. «От простого - к сложному».
Последовательное изучение теоретических сведений, на основе программы учебного предмета «Сольфеджио», постепенное усложнение в сочетании с доступностью музыкального материала и с учётом возрастных особенностей детей.
2. Взаимосвязь теории и практики.
Основой для успешной работы являются хорошие теоретические знания, закреплённые на практике. Уровень объёма основных теоретических знаний планируется преподавателем с учётом уровня подготовки учащихся и освоения учебного материала.
3. Повторение.
В основе работы на каждом уроке лежит принцип повторения материала, но на новом качественном уровне с постепенным усложнением задач.
Каждая тема вносит новый аспект в смысловую часть урока, опираясь на накопленный музыкантский опыт.
4. Положительная мотивация и индивидуальный подход.
Необходимо учитывать музыкальные способности, уровень развития и психофизиологические возможности учащихся, интересы и возраст детей при планировании занятий и подборе музыкального материала. Цели и задачи уроков должны быть по силам каждому ученику, при этом необходимо применять разнообразие форм и видов работы в групповых занятиях. Индивидуальный подход обязателен и в выборе репертуара с учётом интересов, возможностей и особенностей каждого ребёнка в группе.
Использование игровых форм, выступления в концертах и на школьных вечерах должны поддерживать интерес к занятиям и желание развивать свои возможности. Накопление музыкального материала позволит выпускникам школы пользоваться этими наработками в дальнейшей жизни.
5. Межпредметные связи.
Практическое освоение и закрепление теоретического материала,
изучаемого на сольфеджио, применение полученных умений и навыков на уроках теоретических дисциплин, а также исполнение фрагментов и тем классической музыки, изучаемой в курсе музыкальной литературы.
Закрепление навыков ансамблевой игры и аккомпанемента.
Применение и закрепление навыков работы с нотным текстом, полученных в классе специальности.
В качестве дополнительного музыкального материала для гармонического анализа можно использовать и произведения, исполняемые учащимися в классе специальности.
Для проверки знаний учащихся и контроля качества освоения материала возможны следующие формы работы:
- контрольный урок в конце изучения каждой темы.
- контрольный урок в конце каждой четверти, полугодия.
- игра по гармоническим оборотам, транспонированию
в тональности по квинтовому кругу и на различные интервалы (м.2, б.2, м.3, б.3).
- контрольный урок/ зачёт по освоенным видам фигураций.
- конкурс самостоятельной работы по подбору и расшифровке
буквенно-цифровых символов.
- музыкальная игра «Угадай гармонию» (на основе гармонических оборотов).
- концерт для родителей (с творческими рассказами о гармонии и аккордах).
- концерт творческих работ учащихся с применением полученных
знаний (исполнение вариаций, импровизаций, собственных сочинений).
- конкурс на лучшее исполнение гармонизации и аккомпанемента
музыкальных произведений.
- творческий отчёт при завершении курса (проводится в свободной,
праздничной обстановке, с приглашением преподавателей и родителей)
II.Содержание курса
1 – 2 класс
I. Практическое освоение основ гармонии.
1.Работа в тональности. Квинтовый круг тональностей. Уровень сложности соответствует программным требованиям учебного предмета «Сольфеджио», а также определяется индивидуально по возможностям каждого ученика.
Быстрое нахождение любой ступени лада. Определение главных ступеней. Определение побочных ступеней.
2.Трёхголосие. Аппликатура. Выработка практического навыка быстрого нахождения главных и побочных трезвучий в мелодическом положении квинтового тона.
3.Четырёхголосие. Игра аккордов с басом.
Гармонические обороты (автентический, плагальный, полный).
Игра оборотов в разных тональностях, с учётом уровня знаний и подготовки каждого учащегося.
4.Соединение аккордов и плавное голосоведение ( по возможности уч-ся).
II . Гармонизация мелодии.
1.Логика функционального развития. Устойчивость, неустойчивость.
2.Аккордовые и неаккордовые звуки.
3.Использование освоенных гармонических оборотов для гармонизации
мелодии
4.Освоение простых буквенно-цифровых обозначений. Игра по буквенно-цифровым обозначениям освобождает ребёнка от объёмного нотного текста, что позволяет, особенно на начальном этапе обучения развивать творческую фантазию, способность изобретать и постепенно накапливать слуховой гармонический багаж.
5.Формирование навыка гармонического анализа и записи простых гармонических схем (функциональные и буквенные обозначения)
Для хорошего усвоения функциональных связей необходимо проговаривать вслух и «про себя» гармонические схемы, запоминать их по карточкам
и на память.
III. Фактурное преобразование гармонии.
1.Понятие фигурации. Виды фигурации (ритмическая, гармоническая)
2.Рамеры 2/4, 3/4. Развитие координации слуховых и двигательных
ощущений.
3.Дробление доли.
4.Вокальный и инструментальный варианты исполнения.
5.Формирование навыка игры в ансамбле.
IV. Творческое музицирование.
1. Музыкальная форма.
Мотив, фраза, предложение, период. Куплетная форма.
2. Музыкальные жанры.
Песня, танец (полька, вальс), марш
3. Простейшие вариации. Применение теоретических знаний.
Способы варьирования: изменение ритма, метра, регистра, лада,
Фигурации
4. Сочинения в освоенных формах и жанрах
Формирование навыка записи своих сочинений
5. Первичные навыки импровизации на гармонический оборот:
движение по звукам аккордов, а также с применением неаккордовых (проходящих и вспомогательных) звуков.
6. Импровизации на гармонические схемы выученных песен.
Рекомендуемый музыкальный материал
А.Филипенко «Две лягушки»
Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек»
Чешская народная песня «Аннушка»
М.Качурбина «Мишка с куклой»
М.Красев «Ёлочка»
М.Красев «Весёлая дудочка»
В.Калинников «Тень – тень»
Украинская народная песня «Два весёлых гуся»
Эстонская народная песня «Пой малышка песенку»
Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»
Немецкая народная песня «Августин»
Французская народная песня «Большой олень»
Французская народная песня «Танец утят»
В.Блага «Танец»
Г.Гладков «Песенка друзей»
В.Шаинский «Песенка про кузнечика»
Р.Паулс «Колыбельная»
Произведения из репертуара учащихся по специальности.
3 класс
I. Практическое освоение основ гармонии.
1. Побочные трезвучия. Доминантовый септаккорд.
Продолжение работы в тональности над плавным голосоведением
в аккордах.
2. Кадансовый квартсекстаккорд. Кадансовый оборот.
Игра кадансового оборота в тональностях по квинтовому кругу и фигурациях.
3. Прерванный оборот. Игра в разных тональностях, фигурациях и
размерах.
4. Автентические отклонения в тональности I степени родства.
Побочные доминанты. Игра гармонических оборотов с побочными
доминантами.
5. Упражнения по карточкам с буквенными обозначениями на плавное
голосоведение в аккордах. Можно прорабатывать отдельно
мажорные, затем минорные аккорды. К концу года играть в любом
порядке, свободно составляя ряд карточек. Добиваться исполнения с
чёткой метрической пульсацией.
II. Гармонизация мелодии.
1. Использование освоенных аккордов и гармонических оборотов в музыкальных произведениях.
2. Разучивание новых песен на пройденные гармонические обороты, с использованием Доминантового септаккорда.
3. Транспонирование гармонических схем выученных песен в удобные для пения тональности.
4. Формирование навыка гармонического анализа и продолжение работы с гармоническими последовательностями, запоминание на память. Как один из способов развития гармонического слуха возможно пение гармонических последовательностей из музыкальных произведений разными способами (многоголосие).
III. Фактурное преобразование гармонии .
1.Усложнение ритмических и гармонических фигураций
аккомпанемента в двухдольном и трёхдольном метрах.
2.Закрепление дробления метрической доли на группы с восьмыми и
шестнадцатыми.
3.Пунктирный ритм и внутритактовая синкопа.
4. «Прыгающий бас» (движение баса на основном и квинтовом тонах трезвучия).
IV. Творческое музицирование.
1. Анализ произведений популярной классической музыки в жанрах польки, вальса, марша, колыбельной, произведений из репертуара учащихся. Жанровые особенности. Трёхчастная форма.
2. Жанровые вариации с учётом особенностей каждого жанра.
3. Сочинение в указанных жанрах. Формировать навык грамотной нотной записи собственных сочинений в фактуре.
4. Импровизация на пройденные гармонические обороты и гармонические последовательности выученных песен.
Рекомендуемый музыкальный материал
А. Спадавеккиа «Добрый жук»
Р. Паулс «Колыбельная»
Р.Паулс «Сонная песенка»
Итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок»
В.Казенин «Песенка о дне рождения»
В. Шаинский «Чунга-Чанга»
В.Шаинский «Улыбка»
Немецкая народная песня «Музыканты»
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
В.Бусыгин «Не бывает так»
Б.Савельев «Настоящий друг»
Б.Савельев «Песенка кота Леопольда»
Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»
Е.Крылатов «Кабы не было зимы»
М.Парцхаладзе «От носика до хвостика»
В.Шаинский «Песенка про папу»
В.Казенин «Песенка солнечных зайчиков»
В.Шаинский «Вот бы стать мне выше папы»
Произведения из репертуара учащихся по специальности.
4 класс
I.Практическое освоение основ гармонии
1. Мелодическое положение примы и терции в соединении аккордов.
Игра пройденных гармонических оборотов в трёх мелодических положениях. Закрепление плавного голосоведения в аккордах в упражнениях по карточкам с буквенными обозначениями.
Отрабатывать обороты в разных размерах с чёткой метрической пульсацией. Добиваться свободного исполнения в быстром темпе.
Можно пропевать линию баса.
2. Автентические отклонения в тональности I степени родства.
Побочные доминанты.
Игра гармонических оборотов с побочными доминантами.
Игра хроматических секвенций с побочными доминантами ко всем трезвучиям, расположенным на ступенях мажора и минора (кроме уменьшённого трезвучия).
Д7 – Т; Д7/II – II; Д7/III – III; Д7/IV – IV; Д7/V – V; Д7/VI – VI .
Д7 – t; Д7/III – III; Д7/IV – IV; Д7/V – V; Д7/VI – VI; Д7/VII – VII.
Круг тональностей зависит от возможностей учащегося.
3. Полная функциональная система. Игра гармонических оборотов с включением трезвучий побочных ступеней (II, III, VI).
4. Септаккорд II ступени. Игра гармонических оборотов с II7.
5. «Золотая секвенция». Игра с использованием трезвучий и септаккордов
в разных фигурациях.
6. Побочные тоны. Трезвучие с секстой. Септаккорд с квартой.
Применение аккордов с побочными тонами в гармонических оборотах.
7. Буквенно-цифровое обозначение уменьшённого и увеличенного трезвучий.
II.Гармонизация мелодии
1. Гармонизация мелодий с использованием пройденных гармонических оборотов:
- отклонения в тональности I степени родства;
- побочные тоны в аккордах;
- септаккорд II ступени;
- трезвучия побочных ступеней;
- «золотая секвенция»;
- уменьшённое и увеличенное трезвучия.
2. Варианты исполнения:
- аккомпанирующий;
- инструментальный (возможно исполнение на разных музыкальных инструментах);
- ансамблевый.
3. Гармонический анализ, запись более сложных гармонических последовательностей.
4. Транспонирование.
III.Фактурное преобразование гармонии
1. Работа над развитием басовой линии:
- проходящий бас;
- вводные тоны в басу;
- ритмическое усложнение.
2. Усложнение ритмических фигураций аккомпанемента в размере 4/4:
использование различных вариантов пунктирного ритма и синкопы.
Знакомство с особенностями ритма самбы и босса новы.
3. Смешанная фигурация.
IV.Творческое музицирование
1. Разучивание по нотному тексту, подбор по слуху, сочинение вступлений, заключений к песням.
2. Блюзовый квадрат. Знакомство с джазовой импровизацией и свингом. Использование аккордовых и неаккордовых звуков и простейших ритмоформул.
3. Сочинение своих музыкальных композиций, жанровых вариаций на темы детских песен и инструментальных пьес.
4. Нотная запись. Закрепление навыка грамотной записи собственных сочинений в фактуре.
V. Исполнение музыкальных произведений, выученных по нотному тексту
1. Развитие навыков чтения с листа и работы с нотным текстом, полученных в классе специальности.
2. Закрепление навыков гармонического и структурного анализа, полученных на уроках сольфеджио и музыкальной литературы.
3. Использование в работе произведений популярной классической и эстрадной инструментальной музыки.
VI. Знакомство с джазовой музыкой
1. Стиль свинг. Ритмические особенности и освоение простейших ритмоформул.
2. Акцентировка. Работа над освоением штрихов.
3. Блюзовый квадрат. Игра простейших менуэтов и этюдов О.Питерсона.
4. Гармонический анализ гармонии блюза.
5. Джазовые стандарты. Гармонические схемы. Анализ. Игра.Транспонирование.
Рекомендуемый музыкальный материал
Английская песенка «Happy Birthday to you»
Л.Корриган «Кукарача»
Р.Паулс «Кашалот»
Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»
Е.Крылатов «Кабы не было зимы»
Б.Савельев «Если добрый ты»
Е.Крылатов «Песенка о лете»
В.Шаинский «Вот бы стать мне выше папы»
Т.Хренников «Колыбельная Светланы»
И.Дунаевский «Колыбельная» из к/ф «Цирк»
Е.Крылатов «Прекрасное далёко»
Е.Крылатов «Колокола»
Р.Лехтинен «Летка – Енка»
Г.Гладков «Песенка львёнка и черепахи»
Г.Гладков «Серенада трубадура»
М.Дунаевский «Лев и брадобрей»
М.Дунаевский «Тридцать три коровы»
М.Дунаевский «Непогода»
Американская рождественская песня «Jingle bells» («Бубенчики»)
Дж.Блэк «Когда святые маршируют»
С.Фостер «Лебединая река»
К.Вайль «Мекки – мессер»
Б.Карлтон «Ja-da»
О.Питерсон «Менуэты и этюды»
А.Рамирес «Странники»
Б.Потёмкин «Наш сосед»
Ю.Саульский «Чёрный кот»
А.Зацепин «Песенка о медведях»
А.Зацепин «Волшебник-недоучка»
Е.Крылатов «Лесной олень»
Дж.Каччини «Ave Maria»
Г.Гендель «Пассакалья» g moll
П.И.Чайковский «Немецкая песенка»
П.И.Чайковский «Итальянская песенка»
П.И.Чайковский «Старинная французская песенка»
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
М.И.Глинка «Полька»
В.А.Моцарт Ария Фигаро «Мальчик резвый …»
Дж.Верди «Песенка Герцога»
К.Черни (ред Г.Гермера) тетрадь I«Этюды»
Д.Шостакович «Лирическай вальс»
Д.Шостакович «Шарманка»
Р.Шуман «Весёлый крестьянин»
Произведения из репертуара учащихся по специальности.
5 класс
I.Практическое освоение основ гармонии
1. Аккорды главных и побочных трезвучий и их обращения. Усложнение гармонических оборотов, перемещение баса с основного тона на терцовый и квинтовый тоны аккордов. Обращения трезвучий. Закрепление определения видов аккордов по басу.
2. Доминантовый септаккорд и побочные доминанты в виде обращений.
Игра гармонических оборотов и хроматических секвенций с побочными
доминантами и их обращениями. Отрабатывать более сложные
тональности.
3. Усложнение гармонической вертикали. Игра гармонических оборотов с использованием пройденных аккордов:
- нонаккорд;
- уменьшённый вводный септаккорд;
- гармоническая минорная субдоминанта в мажоре;
- неаполитанская гармония;
4. Отклонения в тональности I степени родства.
II.Гармонизация мелодии
1. Буквенно-цифровые обозначения септаккордов и нонаккордов.
2. Использование всех пройденных гармонических средств при гармонизации мелодии. Выразительные особенности новых гармонических средств. Закрепление в музыкальных произведениях отклонений в тональности I степени родства.
3. Транспонирование гармонических последовательностей и гармонических оборотов.
III.Фактурное преобразование гармонии
1. Мелодизация баса:
- диатонические и хроматические проходящие звуки;
- вводные тоны.
2. Движение басовой линии аккомпанемента по звукам аккорда (терцовый и квинтовый тоны).
Свободное владение средствами мелодизации баса.
3. Усложнение ритмической фигурации. Сочетание разных ритмических трудностей в одном произведении. Свободное владение пунктирным ритмом, синкопами. Закрепление навыка быстрой смены фигураций.
4. Ритмогармоническая фигурация.
IV.Творческое музицирование
1. Импровизация и сочинение мелодий на «Золотую секвенцию» и блюзовый квадрат. Усложнение мелодического и ритмического рисунка.
2. Импровизация на гармонические схемы джазовых стандартов. Усложнение гармонической вертикали (введение септаккордов и нонаккордов). Применение полученных теоретических знаний на практике.
V.Исполнение музыкальных произведений, выученных по нотному тексту
1.Накопление музыкального репертуара. Формирование музыкального вкуса и расширение музыкального кругозора.
VI. Знакомство с джазовой музыкой
1. Работа с более сложными ритмическими рисунками. Блюзовый лад.
Джазовые стандарты.
Рекомендуемый музыкальный материал
М.Дунаевский «Лев и брадобрей»,
М.Дунаевский «Непогода»
Г.Фиртич «Песенка капитана Врунгеля»
Т.Хренников «Московские окна»
А.Зацепин «Есть только миг»
В.Миляев «Весеннее танго»
А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду»
Е.Крылатов «Крылатые качели»
Е.Крылатов «Колокола»
Э.Капуа «O, sole mio»
Э.Куртис «Вернись в Сорренто»
М.Минков «Старый рояль»
К.Кельми «Замыкая круг»
Дж.Лейтон «После прощания»
Дж.Гершвин «Кто – то любит меня»
М.Легран «I will wait for you» из к/ф «Шербургские зонтики»
Ф.Лей «Тема» из к/ф «История любви»
Дж. Леннон П.Маккартни «Yesterday»
Дж. Леннон П.Маккартни «Let it be»
Дж. Леннон П.Маккартни «Michelle»
С.Джоплин «Артист эстрады»
П.де Сенневиль «Баллада для Аделины»
Б.Кемпферт «Путники в ночи»
Д.Мендель «Твоей улыбки тень»
Произведения из репертуара учащихся по специальности.
6 класс
I.Практическое освоение основ гармонии.
1. Обращения септаккорда II ступени. Использование II2 в начальных и
II65, II43 в кадансовых гармонических оборотах.
2. Альтерация аккордов субдоминантовой группы.
Использование II65 , II65 , IV7 в каденциях.
3. Отклонение через гармонию Ум7 и полный гармонический оборот.
4. Модуляция в тональности I степени родства.
5. Игра гармонических последовательностей в форме периода с использованием пройденных гармонических средств. Например:
2/4 Т II2 | D43 T6 | S II65 | K D | T D43/VI | VI II43 г | K D7 | T ||
3/4 t УмVII7 D65 | t D65/s | s s7 | K D |
t D43/VI | VI = S II65 | K D7 | T ||
II.Гармонизация мелодии.
1. Усложнение музыкального материала.
2. Варианты гармонизации одного произведения .
3. Работа над жанром романса.
4. Транспонирование гармонических последовательностей и гармонических оборотов.
5. Вокальный и инструментальный варианты исполнения.
III.Фактурное преобразование гармонии.
1.Повторение и закрепление всех пройденных видов фигурации в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 5/4, 3/8, 6/8, 12/8. Особое внимание обратить на виды гармонической и мелодико-гармонической фигураций.
IV.Творческое музицирование
1. Сочинение в жанре романса. Использование различных размеров и фигураций.
2. Сочинение подголоска и второго голоса к пройденным романсам и песням. Анализ гармонических интервалов и связь с гармонией.
3. Импровизация мелодии на гармоническую схему пройденных музыкальных произведений.
4. Нотная запись импровизаций и сочинений.
V.Исполнение музыкальных произведений, выученных по нотному тексту
1. Работа над точным прочтением нотного текста.
2. Анализ музыкального произведения.
VI. Знакомство с джазовой музыкой
1.Расшифровка буквенно-цифровых обозначений джазовых стандартов.
Анализ гармонии. Исполнение более сложных ритмических фигураций.
Продолжение работы над освоением стиля, акцентировкой, штрихом.
Рекомендуемый музыкальный материал
Русская народная песня «Пряха»
А.Абаза «Утро туманное»
Неизвестный автор (обр. И.Козловского) «Я встретил Вас»
Б.Шереметев «Я вас любил»
Н.Шишкин «Ночь светла»
В.Баснер «Романс» из к/ф «Дни Турбиных»
А.Петров «А на последок я скажу» из к/ф «Жестокий романс»
Ф.Шуберт «Серенада»
Р.Шуман «Я не сержусь»
Е.Крылатов «Школьный романс»
В.Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера»
Э.Л.Уэббер «Memory»
Н.Рота «Speak softly love»(«Слова любви») из к/ф «Крёстный отец»
Э.Л.Уэббер «Колыбельная» из рок-оперы «Jesus Christ Superstar»
Дж.Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»
Р.Паулс «Мелодия» из к/ф «Театр»
Дж.Маркс «All of mе»
Ж.Косма «Опавшие листья»
И.С.Бах «Прелюдия» C dur ,«ХТК», I часть
В.А.Моцарт «Фантазия» d moll
В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» , темы I, IV частей
В.А.Моцарт «Соната» A dur (I и III части)
В.А.Моцарт «Соната» C dur (II ч)
В.А.Моцарт «Соната F dur (I ч)
Л. ван Бетховен «Соната №1» (II ч)
Л. ван Бетховен «Соната №7» (II ч)
Д.Д. Шостакович «Романс» из к/ф «Овод»
Г.В. Свиридов «Романс» из муз. иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»
Произведения из репертуара учащихся по специальности.
7 класс
I.Практическое освоение основ гармонии.
1. Каденция. Серединная и заключительная. Виды.
2. Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп.
Игра гармонических последовательностей.
3. Неаккордовые звуки. Задержание. Предъём. Анализ в музыкальных произведениях и применение в игре гармонических последовательностей.
4. Органный пункт. Теоретическое понятие и анализ в нотном тексте.
5. Натурально-ладовая гармония. Теоретическое понятие и анализ в нотном тексте. Особенности логики функциональных связей.
6. Диатонические и хроматические секвенции. Анализ в нотном тексте, вычленение яркого гармонического оборота и игра в виде секвенции по разным интервалам.
II.Гармонизация мелодии
1. Усложнение музыкального материала с закреплением пройденных средств выразительности (см. рекомендуемый музыкальный материал)
2. Транспонирование гармонических последовательностей и оборотов.
III.Фактурное преобразование гармонии
1. Усложнение всех видов фигурации.
2. Усложнение фактуры.
3. Усложнение гармонической вертикали, перемещение аккордов.
IV.Творческое музицирование
1. Сочинение в любых жанрах(для учащихся проявивших интерес к композиции).
2. Самостоятельные творческие работы по подбору и расшифровке буквенно-цифровых символов. Выполнение аранжировок.
3. Импровизации на джазовые стандарты. Усложнение ритмики и мелодической линии.
4. Нотная запись всех творческих работ.
V.Исполнение музыкальных произведений, выученных по нотному тексту
1. Накопление музыкального материала разных жанров и стилей.
2. Целостный анализ музыкального произведения.
VI. Знакомство с джазовой музыкой
Усложнение гармонии. Альтерация аккордов.
Рекомендуемый музыкальный материал
Р.Паулс «Любовь настала»
М.Дунаевский «Ветер перемен»
А.Гурилёв «Радость душечка»
А.Рубинштейн «Горные вершины»
А.Петров «У природы нет плохой погоды»
Б.Баккара «Грустные капельки дождя»
К.Веласкес «Besame mucho»
Г.Уоррен «I know why» из к/ф «Серенада солнечной долины»
Г.Миллер «Серенада лунного света» из к/ф «Серенада солнечной долины»
Ф.Лоу «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди»
Б.Андерсон «Happy new year»
А.Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»
М.Таривердиев «Маленький принц»
Дж.Ширинг «Колыбельная»
Б.Голсон «Не шепчи»
П.Дезмонд «Take five»
И.С.Бах – Ш.Гуно «Ave Maria»
Л. ван Бетховен «Соната №14 «Лунная» (I часть)
Ф.Шопен Прелюдия №7 A dur
Ф.Шопен Прелюдия №20 c moll
Л.Боккерини «Менуэт» A dur
И.Штраус Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
И.Штраус Вальс «Сказки венского леса»
М.Мусоргский «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки»
Произведения из репертуара учащихся по специальности.
8 (9) класс
I.Практическое освоение основ гармонии.
1. Повторение и закрепление пройденного материала:
- виды гармонических оборотов (в трёх мелодических положениях);
- неаполитанская гармония;
- альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп;
- аккорды с побочными тонами;
- отклонения в тональности I степени родства (автентические, через УмVII7 и полный гармонический оборот)
- модуляция;
- диатонические и хроматические секвенции;
- «золотая секвенция».
2. Игра более сложных гармонических оборотов, последовательностей и секвенций.
3. Транспонирование
II.Гармонизация мелодии
1. Свободное владение навыками подбора аккомпанемента и транспонирования, расшифровки гармонии по буквенно-цифровым символам.
2. Накопление музыкального материала.
III.Фактурное преобразование гармонии
Повторение, закрепление пройденных видов фигураций и свободное
владение ими.
IV.Творческое музицирование
1. Самостоятельные творческие работы по подбору песен, расшифровке буквенно-цифровых символов
2. Сочинение в любых жанрах. Запись музыкальных композиций.
3. Вокальные и инструментальные импровизации на гармонические схемы.
4. Сочинение гармонических последовательностей.
V.Исполнение музыкальных произведений, выученных по нотному тексту
1. Накопление музыкального материала
2. Целостный анализ музыкального произведения.
VI. Знакомство с джазовой музыкой
Анализ и исполнение джазовых пьес. Анализ гармонии. Игра гармонических последовательностей.
Рекомендуемый музыкальный материал
М.Дунаевский «Цветные сны»
А.Бабаджанян «Ноктюрн»
Н.Листов «Я помню вальса звук прелестный»
А.Эшпай «А снег идёт»
И.Дунаевский «Весна»
Дж.Герман «Hello, Dolly»
Э.Гарнер «Misty»
Дж.Керн « Smoke get’s in your eyes»
Э.Л.Уэббер «I only want to say» из рок-оперы «Jesus Christ Superstar»
Г. и Р. Гибб «Woman in love»
М.Альберт «Feelings»
Т.Кутуньо «Бабье лето»
Ф.Лей 2 мелодии из к/ф «Мужчина и женщина»
П.де Сенневиль «Любовь»
Ж.Рево « My way»
Г.Уоррен «Чаттануга чу-чу»
Э.Григ «Утро» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
И.Дунаевский «Лунный вальс»
А.Хачатурян «Вальс» из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
П.И.Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»
П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
Ф. Шопен «Вальс h moll»
Ф.Шопен «Прелюдии №4, №7, №20»
Ф.Шуберт «Ave Maria»
В.Беллини «Каватина Нормы» из оперы «Норма»
К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
К.Сен-Санс Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила»
Произведения из репертуара учащихся по специальности.
III.Требования к уровню подготовки учащихся.
1-2 класс
1. Играть гармонические обороты (автентический, плагальный, полный) в пройденных тональностях.
2. Гармонизовать мелодию в двух- и трёхдольном метрах с использованием освоенных гармонических оборотов, применяя простые виды ритмической и гармонической фигурации.
3. Исполнить выученные в году произведения.
4. Выполнить гармонический анализ.
5. Транспонировать выученные мелодии и гармонические последовательности произведений в пройденные тональности.
6. Исполнить небольшое собственное сочинение или простейшую жанровую вариацию или импровизацию на заданный гармонический оборот.
3 класс
1. Играть гармонические обороты, включая кадансовый и прерванный.
2. Играть упражнения на плавное голосоведение в аккордах по карточкам с буквенными обозначениями.
3. Гармонизовать мелодию с использованием освоенных гармонических оборотов.
4. Накопить репертуар и исполнить выученные в году произведения с использованием автентических отклонений в тональности I степени родства.
5. Выполнить гармонический анализ.
6. Использовать при исполнении все выученные фигурации.
7. Транспонировать выученные мелодии и гармонические последовательности произведений в пройденные тональности.
8. Исполнить жанровые вариации на тему детской песни или собственное сочинение.
4 класс
1. Играть гармонические обороты в мелодических положениях основного, терцового и квинтового тонов.
2. Играть «золотую секвенцию» в пройденных тональностях.
3. Накопить репертуар, включающий пройденные отклонения, септаккорд II ступени, используя в аккомпанементе различные фигурации.
4. Выполнить гармонический и структурный анализ.
5. Транспонировать в удобные для исполнения тональности.
6. Исполнить музыкальное произведение, выученное по нотному тексту. Выполнить анализ.
7. Исполнить собственное сочинение или простейшую джазовую импровизацию.
5 класс
1. Играть гармонические обороты в соответствии с требованиями класса.
2. Накопить музыкальный репертуар, включающий пройденные гармонические, фактурные трудности.
3. Выполнить гармонический анализ предложенного произведения с листа.
4. Транспонировать гармоническую последовательность или отдельные обороты из музыкальных произведений.
5. Исполнить музыкальные произведения, выученные по нотному тексту в течение года и выполнить анализ.
6. Подготовить импровизацию на гармоническую схему («золотая секвенция», блюзовый квадрат).
7. Подготовить и исполнить самостоятельно выученное музыкальное произведение (по нотному тексту или подбор по слуху, расшифровка гармонии по буквенно-цифровым символам, гармонизация) или собственное сочинение.
6 класс
1. Играть гармонические обороты и последовательности в соответствии с требованиями класса.
2. Накопить музыкальный репертуар, включающий пройденные гармонические и фактурные трудности.
3. Расшифровать и исполнить гармонию по буквенно-цифровым символам.
4. Транспонировать в фактуре выученный в течение года романс.
5. Сочинить и исполнить подголосок или второй голос к романсу.
6. Подготовить и исполнить импровизацию на гармоническую последовательность.
7. Исполнить музыкальные произведения, выученные по нотному тексту в течение года.
8. Подготовить и исполнить самостоятельно выученное музыкальное произведение (по нотному тексту, подбор по слуху, расшифровка гармонии по буквенно-цифровым символам, гармонизациия) или собственное сочинение.
7 класс
1. Играть гармонические обороты и последовательности в соответствии
с требованиями класса.
2. Играть диатонические и хроматические секвенции.
3. Накопить музыкальный репертуар, включающий пройденные гармонические, фактурные трудности.
4. Расшифровать гармонию по буквенно-цифровым символам.
5. Подготовить и исполнить импровизацию на джазовую тему, представить нотный текст импровизации.
6. Исполнить музыкальные произведения, выученные в течение года по нотному тексту.
7. Выполнить целостный анализ музыкального произведения.
Требования к уровню подготовки выпускников.
(учащихся 8/9 класса)
- Играть и петь гармонические обороты, последовательности, секвенции
в соответствии с требованиями класса.
- Играть и петь предложенную гармоническую последовательность с листа.
- Свободно владеть навыками подбора аккомпанемента, транспонирования и
расшифровки гармонии по буквенно-цифровым символам.
- Накопить музыкальный репертуар, включающий пройденные
гармонические, фактурные трудности.
- Исполнить произведение из накопленного репертуара и выполнить
анализ музыкального произведения.
- Подготовить и исполнить самостоятельно выученное музыкальное
произведение (по нотному тексту, подбор по слуху, расшифровка
гармонии по буквенно-цифровым символам, гармонизациия) и/или
собственное сочинение.
- Выполнить гармонический анализ предложенного музыкального
произведения с листа.
IV. Заключение.
В результате обучения учащиеся должны овладеть определённым объёмом практических навыков, уверенно знать основы гармонии, иметь первоначальные навыки и умения осознанного восприятия и анализа гармонии в музыкальном произведении, а также знать особенности гармонии основных стилей и направлений в музыкальном искусстве.
Практические упражнения должны помочь учащимся в умении применять полученные знания в практической деятельности
(музицирование, импровизация, сочинение) и приобрести собственный
опыт творческой деятельности, сформировать и развить навыки самостоятельной работы, повысить уровень личностного развития,
расширить свой кругозор, что активно будет способствовать воспитанию грамотных любителей музыки и создавать условия для дальнейшего профессионального обучения.
Работа на уроках «Сольфеджио» с использованием различных практических форм освоения гармонии способствует активному укреплению знаний, умений и навыков учащихся. Подготовка учебных практических заданий требует от преподавателя большого объёма дополнительной подготовки, но это даёт весьма положительный результат и доставляет большое удовольствие совместного музицирования. Особенно важно применение практических форм работы детям с особенностями физического и психоэмоционального развития. Эта работа позволяет достигать качественного результата и способствует укреплению здоровья ребёнка.
Преподаватель может использовать гармонические обороты в качестве домашних заданий для учащихся на конкретную тему (исполнение гармонических оборотов в разных тональностях; создание фигурации аккомпанемента; сочинение мелодии на гармонический оборот или гармоническую последовательность; подготовку карточек с гармоническими оборотами; поиску и анализу гармонических оборотов в музыкальных произведениях и т.п.). Такие домашние задания будут способствовать укреплению знаний и более свободному владению теоретическими понятиями.
Если эту работу выстраивать планомерно на протяжении всего периода обучения, то во всех классах на основе практических заданий можно не только закреплять знания учащихся на уроке, но и проводить различные внеклассные мероприятия: концерты, конкурсы, творческие соревнования команд, блиц-турниры и т.д. с приглашением родителей и преподавателей. Подобные мероприятия способствуют укреплению значимости учебного предмета «Сольфеджио» и пониманию учащимися важности теоретических знаний и практических умений.
V. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Альбом для домашнего музицирования. М., Музыка, 1994.
2. «А мне летать охота» Песни ни стихи Ю.Энтина.
Серия «Лучшие песни для детей» М., РИО «Самовар», 1995.
3. Бах И. Хорошо темперированный клавир. М., Музыка, 1977.
4. Бетховен Л. Сонаты для фортепиано. Том 1, 2. М., Музыка, 1965.
5. Буратино. Песенник для детей. Сост. Модель В.И. Вып. 1,2,3,4,5,6,
Л., Советский композитор, 1986 – 1991.
6. В кругу друзей. Популярная музыка для баяна и аккордеона. Вып.1.
М., Советский композитор, 1978.
7.Всегда с тобой. Эстрадные и джазовые мелодии в аранжировке
В.Семёнова. ЦСДК. М., 1995.
8.Глинка М. Избранные пьесы для фортепиано. М., Музыка, 1968.
9.Джазовые пьесы и ансамбли для начинающих (для фортепиано).
Сост. Гедрайтис С. Вильнюс, 1991.
10.Джоплин С. Рэгтаймы для фортепиано. Тетради 1,2. Минск,
Грюнвальд, 1995.
11.Дубравин Я. Капельки. Песни для детей младшего возраста.
Музыка, Ленинградское отделение, 1981.
12. Золотая лира. Альбом классической и современной популярной
музыки для фортепиано. Том 1. М., Советский композитор, 1990.
13. Итальянские лирические песни. М., Музыка, 1966.
14. Казенин В. Страна мультфильмов. М., Советский композитор, 1983.
15. Крылатов Е. Прекрасное далёко. Песни для детей и юношества.
М., Советский композитор, 1989.
16. Крылатов Е. Крылатые качели. Песни из телефильма «Приключения
Электроника». М., Советский композитор, 1983.
17. Manfred Schmitz. Blues & Boogie woogie. Piano. Jazz Parnas 4.
Veb Deutscher Verlag fur Musik Leipzig, 1989.
18.Музыкальный иллюзион. Песни и музыка из кинофильмов прошлых лет.
Вып.2. М., Советский композитор, 1990.
19.Музыкальная шкатулка. Детские песни. М., 1995.
От мелодии к мелодии. Популярные песни прошлых лет. Вып.3. М.,
Музыка, 1990.
20.«От улыбки станет всем светлей». Песни на стихи М.Пляцковского.
серия «Лучшие песни для детей» М., РИО Самовар, 1998.
21.Популярные оркестровые пьесы в переложении для фортепиано. Вып.1.
М., Советский композитор, 1990.
22.Популярный справочник-песенник. Сост. И.Олинская, Д.Ухов, В.Оякяэр.
М., Музыка, 1989.
23.Потешки и забавы для малышей. Вып.1. М., Советский композитор, 1988.
24.Пьесы ленинградских композиторов для фортепиано. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. С.Вольфензон. М., Советский композитор, 1988.
25.Прокофьев С. Детская музыка. Цикл пьес для фортепиано. М., Музыка, 1978.
26.Ритм. Информационно-музыкальный альманах. Вып.1. М., Музыка, 1989.
27.Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-13.
28.«Теперь я Чебурашка» Песни на стихи Э. Успенского,
Серия «Лучшие песни для детей» М., ООО «Теремок», 1997.
29.Твои любимые песни. Вып.1 М., Советский композитор, 1989.
30.«Улыбка». Мелодии из мультфильмов в легком переложении для ф-но. Л., Музыка, 1991.
31.«Улыбка». Библиотека пианиста – любителя. Популярные песни из детских мультфильмов. Переложение для фортепиано. Вып.1. М., Советский композитор, 1986.
32.Хрестоматия для фортепиано. Пьесы. Вып.1. М., Музыка, 1984.
33.Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран. М., Музыка, 1990.
34.Чайковский П. Детский альбом для фортепиано. М., Музыка, 1980.
35.Чайковский П. Времена года. Цикл пьес для фортепиано. М., Музыка, 1990.
36.Чебурашка. Песни и музыка из мультфильмов. Вып.2.
Сост. Е.Ботяров. М., Советский композитор, 1980.
37.Школьный вечер. Вып.1. М., Музыка, 1985.
38.Шопен Ф. Полное собрание сочинений. Институт Фридерика Шопена.
Польское музыкальное издательство. Варшава. Краков.
39.Шуман Р. Альбом для юношества. М., Музыка, 1979.
40.Это было недавно… Вып.1 М., Музыка, 1995.
VI.Список учебно-методической литературы
1.Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано.
Учебное пособие. Ред. Холопова Ю.Н., М.,
Советский композитор, 1982.
2.Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках
сольфеджио. Методическое пособия для ДМШ.
М., Советский композитор 1989.
3.Кержковская Э.Э. Программа по предмету «Импровизация».
Методическая разработка для ДМШ и ДШИ.
Екатеринбург, 1996.
4.Куцанов В.А. Ступеньки в музыку.
(Музицируем на уроках сольфеджио) Части 1-5.
Екатеринбург,1993-1994.
5.Симоненко В. Мелодии джаза. Антология. Музична Украiна, 1986.
6.Скороспешева Г.В. Музицирование.
Методическое пособие для учащихся фортепианных
отделений. Екатеринбург, 1995.
7.150 американских джазовых тем. Вып.1. Сост. Киселёв В.М.
М., Музыка 1995.
8.Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе. Учебно-методическое пособие для фортепиано. М., Советский композитор, 1985.
9.Шабалина Л.К. Гармония и музыкальный синтаксис.
Гармонические модели классицистского периода.
Методическая разработка темы комлексного курса
гармонии и анализа музыкальных форм для педагогов
музыкального училища. Свердловск, 1991.
10.Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого
музицирования. Методическая разработка для препо-
давателей ДМШ и ДШИ. М.,1986.
11.Шатковский Г.И. Сочинение и импровизация мелодий. Омск, 1991.
12.Шатковский Г.И. Курс сольфеджио в ДМШ. Омск, 1991.
13.Шумилова Л.В. Гармонизация. Программа для ДМШ и ДШИ.
Екатеринбург, 2000.
VII. Приложение. Примеры музыкальных произведений
на гармонические обороты.
Начальные обороты:
Автентический:
· T – D – D – T ( t – D – D – t )
А.Филиппенко “Две лягушки”
Чешская народная песня “Аннушка”
Белорусская народная песня “Сел комарик на дубочек”
В.Казенин “Песенка солнечных зайчиков”
В.Блага “Танец”
Французская народная песня “Большой олень”
В.Шаинский “Песенка про кузнечика”
В.Шаинский “Песенка крокодила Гены”,“Песенка про папу”
В.Шаинский “Ужасно интересно всё то,что неизвестно”
В.Шаинский “Чунга-Чанга” ( припев)
М.Парцхаладзе “От носика до хвостика”
А.Спадавеккиа “Добрый жук”
Английская Народная песня “Happy Birthday to you”
Итальянская народная песня “Четыре таракана и сверчок”
Французская народная песня “Танец утят”
Л.Корриган “Кукарача”
Р.Паулс “Кашалотик” ( припев)
Е.Крылатов “Колыбельная медведицы”
Б.Савельев “Настоящий друг”,“Если добрый ты”
М.Минков “Пусть падают капли”
Итальянская народная песня “Санта Лючия”
А.Рыбников “Я тебя никогда не забуду”
А.Абаза “Утро туманное”
П.И.Чайковский “Немецкая песенка”,“Итальянская песенка”
“Неаполитанская песенка”
С.В.Рахманинов “Итальянская полька”
В.А.Моцарт Ария Фигаро “Мальчик резвый…” C dur
Ария Графини “Бог любви…” Es dur
В.А.Моцарт “Фантазия” d moll
Л.Боккерини “Менуэт”
И.Штраус “На прекрасном голубом Дунае”
Л.В.Бетховен “К Элизе”, “Соната № 3” I часть
Ф.Шопен “Вальс” h mol
Дж.Верди “Песенка Герцога” из оперы “Риголетто”
· T – T – D – T ( t – t – D – t )
Немецкая песня “Августин”
М.Красев “Весёлая дудочка”
М.Качурбина “Мишка с куклой”
Р.Паулс “Колыбельная”
Н.Шишкин “Ночь светла”
Э.Денисов “Кукольный вальс”
К.Черни ( ред.Гермера) Этюды № 1, 2, 3, 4
Й.Гайдн “Скерцо” F dur
В.А.Моцарт Ария Дон Жуана “Чтобы кипела кровь горячее…”
Ф.Шуберт “Куда?” из цикла “Прекрасная мельничиха”
· T – D – T – D ( t – D – t – D )
Эстонская народная песня “Есть у Тома дружный хор”
Е.Крылатов “Песенка о лете”
Б.Савельев “Вот бы стать мне выше папы”
Т.Хренников “Колыбельная Светланы”
Е.Крылатов “Крылатые качели” ( t – VII7 – t – VII7 )
В.А.Моцарт “Маленькая ночная серенада” I часть
Д.Шостакович “Лирический вальс”
Д.Шостакович “Шарманка”
· D – T – D – T ( D – t – D – t )
Канон-приветствие “Guten morgen”
Канон “Законопатили”
Русские народные песни “Калинка” ( припев), “Коробейники”
Украинская народная песня “По дороге жук, жук”
О.Миляев “Весеннее танго”
E.Крылатов “Кабы не было зимы” ( D – t – D/III – III )
А.Варламов “Горные вершины”
В.Баснер“Романс” из к/ф “Дни Турбиных”
Ф.Шопен “Прелюдия № 7” A dur
· T – T – T – D
В.Калинников “Тень – тень”
Дж.Блэк “Когда святые маршируют”
· T – D – T – T
В.Шаинский “Чунга-Чанга”
В.Шаинский “Улыбка”
Начальные обороты:
Плагальный:
· T – S – T ( t – s – t )
Русская народная песня “Как у наших у ворот”
Р.Паулс “Сонная песенка”
И.Дунаевский“ Колыбельная” из к/ф “Цирк”
Г.Гладков “Песенка Львёнка и черепахи”
М.Дунаевский“ Лев и брадобрей”
М.Минков “Старый рояль”
К.Кельми “Замыкая круг”
Н.Рота “Speak softly love” (“Слова любви”) из к/ф“Крёстный отец”
Э.Л.Уэббер “Колыбельная” из рок-оперы “Jesus Christ Superstar”
Дж.Гершвин “Колыбельная Клары” из оперы “Порги и Бесс”
К.Черни (ред.Г.Гермера) “Этюд № 15” C dur
И.С.Бах “Менуэт” G Cur
Л.В.Бетховен “Соната №1” II часть
Р.Шуман “Первая утрата”
Р.Шуман “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы”
П.И.Чайковский “Старинная французская песенка”
П.И.Чайковский “Марш деревянных солдатиков”
М.П.Мусоргский “Старый замок” из цикла“Картинки с выставки”
· S – T
Русская народная песня“Светит месяц”
Русская народная песня “Ивушка”
Украинская народная песня“Весёлые гуси”
Дж.Лейтон“After you’ ve gone”(После прощания)
К.Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”
Начальные обороты:
Полный:
· T – S – D – T ( t – s – D – t )
· T – II – D – T ( t – II – D – t )
Эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент”
Эстонская народная песня “Пой малышка песенку”
Немецкая народная песня“Музыканты” (канон)
Немецкая народная песня “Кофе” (канон)
Чешская народная песня “Танцуй, танцуй”
Американская народная песня“Jingle bells” (“Бубенчики”)
Итальянская народная песня “Санта Лючия”
В.Савельев “Всё на свете можешь ты”
В.Бусыгин “Не бывает так”
Э. Капуа “O, sole mio!” (неаполитанская песня)
М.Дунаевский “Непогода”
Е.Крылатов “Прекрасное далёко”
Е.Крылатов “Песенка о снежинке”
В.И.Соловьёв-Седой “Подмосковные вечера”
Б.Потёмкин “Наш сосед”
А.Зацепин “Есть только миг”
А.Петров “У природы нет плохой погоды”
А.Петров “Вальс” из к/ф “Берегись автомобиля”
К.Вайль “Мекки-мессер”
Дж.Гершвин “Кто-то любит меня”
Б.Баккара “Грустные капельки дождя”
К.Веласкес “Besame mucho”
П.де Сенневиль “Баллада для Аделлины”
С.Флавианос “Forever and ever”
Г.Уоррен “I know why” из к/ф “Серенада солнечной долины”
И.С.Бах “Прелюдия c moll” ХТК I часть
В.А.Моцарт “Симфония № 40” I часть g moll (гл. партия)
Л.В.Бетховен “Соната № 9” I часть Е dur
Л.В.Бетховен “Соната № 10” I часть G dur
Ф.Шуберт “Серенада”
Ф.Шопен “Прелюдия № 20” C moll
И.Штраус “Сказки венского леса”
М.И.Глинка “Полька”d moll, Мазурка c moll, Ноктюрн “Разлука”
Д.Д.Шостакович “Романс” из к/ф “Овод”
· Т - II7 - II7 - D7 - T
Дж.Керн “Дым”
Г.Миллер “Серенада лунного света”
· S – D – T ( s – D – t )
М.Дунаевский “Цветные сны”
Т.Хренников “Московские окна”
А.Зацепин “Есть только миг”
· T – S – T – D – T ( t – s – t – D – t )
М.Дунаевский “33 коровы”
Р.Шуман “Солдатский марш”, “Смелый наездник”
Р.Шуман “Грёзы”
· S – T – D – T
П.И.Чайковский “Неаполитанская песенка” ( II, III части)
· D – T – S – T
Ж.Оффенбах “Адский голоп” из оперетты “Орфей в аду”
Начальные обороты:
· С побочными ступенями ( III, VI )
Г.Гладков “Песенка друзей”
Г.Гладков “Серенада Трубадура”
Р.Паулс “Кашалотик”
Е.Крылатов “Лесной олень” из к/ф “Ох, уж эта Настя”
Э.Л.Уэббер “Memorie”
Дж.Герман “Hello, Dolly”
Р.Паулс “Мелодия” из к/ф “Театр”
И.Дунаевский “Марш” из к/ф “Весёлые ребята” (вступление)
И.Дунаевский “Колыбельная” из к/ф “Цирк”
Р.Глиэр “Гимн Великому городу” из балета “Медный всадник”
Э.Григ “Утро” из музыки к спектаклю “Пер Гюнт”
Ф.Шопен “Соната № 2” b moll (II часть)
· Начальные обороты с проходящим басом:
Е.Крылатов “Колокола”
К.Кельми “Замыкая круг”
Дж.Леннон – П. Маккартни “Michelle”
М.Альберт “Feelings”
Б.Андерсон “Happy new year”
Э.Л.Уэббер “Memory”
Э.Л.Уэббер“I only want to say” из рок-оперы “Jesus Christ Superstar”
П.И.Чайковский “Сладкая грёза”
Л.В.Бетховен Соната№ 14 “Лунная” cis moll, I часть
А.И.Хачатурян “Вальс” из музыки к драме М..Лермонтова“Маскарад”
Начальные обороты с побочными доминантами:
· D7/ II
Русская народная песня “Степь, да степь кругом”
А.Варламов “Красный сарафан”
Б.Кемпферт “Путники в ночи”
Ф.Лоу “It could have danced all night” (“Я танцевать хочу”)
из мюзикла “Моя прекрасная леди”
П.И.Чайковский “Сладкая грёза”
· D7/ S ( D7/ s )
А.Бабаджанян “Ноктюрн”
С.Фостер “ Лебединая река”
М.К.Огиньский “Полонез”
· D7/ D
Г.Гладков “Про Анфиску”
Дж.Ширинг “Колыбельная”
Д.Мендель “Твоей улыбки тень”
· D7/ VI ( в мажоре)
М.Минков “Старый рояль” ( вступление)
Дж.Мак-Хью “На солнечной стороне улицы”
А.Цфасман “Неудачное свидание”
Развивающие обороты с побочными доминантами:
· D7/ II
В.Блага “Танец”
В.Куцанов “Пингвин”
Немецкая народная песня “Музыканты”
Итальянская народная песня “Санта Лючия”
И.Дунаевский “Колыбельная” из к/ф “Цирк”
М.Дунаевский “Лев и брадобрей”
Г.Фиртич “Песенка капитана Врунгеля”
Дж.Маркс “All of me” ( “ От всего сердца”)
Ф.Шопен “Прелюдия №7” A dur
П.И.Чайковский “Шарманщик поёт”
· D7/ III ( в миноре )
В.Шаинский “Голубой вагон”
В.Шаинский “Чему учат в школе”
В.Шаинский “Песенка про кузнечика”
В.Шаинский “Чунга – Чанга”
В.Шаинский “Улыбка” (припев)
В.Казенин “Песенка о дне рождения”
Р.Лехтинен “Летка – Енка”
Е.Крылатов “Кабы не было зимы”
Е Крылатов “Школьный романс”
Е.Крылатов “Лесной олень”
А.Зацепин “Песенка о медведях”
А.Зацепин “Есть только миг”
Ю.Саульский “Чёрный кот”
Т.Хренников “Московские окна”
А.Рыбников “Я тебя никогда не забуду”
А.Бабаджанян “Ноктюрн”
Старинный русский романс “Я встретил Вас”
Г.В.Свиридов “Романс” из музыкальных иллюстраций
к повести А.С.Пушкина “Метель”
Ф.Шуберт “Серенада”
М.Легран “Тема из к/ф “Шербургские зонтики”
Палавиччини “Salut”
М.Альберт “Feelings” ( “Чувство”)
Г. и Р. Гибб “Woman in love”
· D7/ III ( в мажоре)
Е.Крылатов “Колокола”
П.И.Чайковский “Апрель. Подснежник”
· D7/ S ( D7/ s )
М.Парцхаладзе “От носика до хвостика”
В.Казенин “Песенка солнечных зайчиков”
В.Шаинский “Песенка про папу”,“Песенка крокодила Гены”
Ю.Чичков “Что такое новый год”
Итальянская народная песенка “Четыре таракана и сверчок”
Народная английская песенка“Happy birthday to you”
Дж.Блэк “Когда святые маршируют”
Русская народная песня “Пряха”
Е.Крылатов “Крылатые качели”
Т.Хренников “Колыбельная Светланы”
В.Баснер“Романс” из к/ф “Дни Турбиных”
Б.Баккарак “Грустные капельки дождя”
В.А.Моцарт “Фантазия” d moll ( вступление)
С.В.Рахманинов “Полька”
П.И.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”
Г.В.Свиридов “Вальс” из музыкальных иллюстраций
к повести А.С.Пушкина “Метель”
А.Петров “А напоследок я скажу” из к/ф “Жестокий романс”
· D7/D
Р.Лехтинен “Летка – Енка”
Итальянская народная песня “Четыре таракана и сверчок”
Р.Паулс “Сонная песенка”
Ю.Чичков “Что такое новый год”
М.Дунаевский “33 коровы”
Е.Крылатов “Прекрасное далёко”
Е.Крылатов “Школьный романс”
В.Соловьёв – Седой “Подмосковные вечера”
А.Бабаджанян “Ноктюрн”
О.Миляев “Весеннее танго”
Старинный русский романс “Я встретил Вас”
Б.Шереметев “Я Вас любил”
И.С.Бах “Прелюдия №1” C dur “ХТК” I часть
П.И.Чайковский “Сладкая грёза”
Ж.Оффенбах “Адский галоп” из оперетты “Орфей в аду”
С.Джоплин “Артист эстрады” регтайм
Б.Карлтон “Ja – da”
Т.Кутуньо “Бабье лето”
· D7/ VI ( в мажоре)
Эстонская народная песня “Есть у Тома дружный хор”
Р.Паулс “Сонная песенка”
В.Шаинский “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”
М.Дунаевский “33 коровы”
М.Дунаевский “Непогода”
О.Миляев “Весеннее танго”
Е.Крылатов “Колокола” ( припев)
М.Минков “Старый рояль”
Д.Шостакович “Романс” из к/ф “Овод”
Развивающий оборот с побочными S (II) и D7:
· S/… - D7/… - … ( II/… - D7/… - … )
В.Шаинский “Вот бы стать мне выше папы”
Е.Крылатов “Школьный романс”
Е.Крылатов “Прекрасное далёко”
А.Зацепин “Песенка о медведях”
Г.Фиртич “Песенка капитана Врунгеля”
М.Минков “Старый рояль” (припев)
Дж.Леннон – П.Маккартни “Yesterday”
Э.Гарнер “Misty” ( “Туманно”)
Секвенционный оборот:
· D7/s – s – D7/III – III
· Золотая секвенция
Б.Савельев “Если добрый ты” (вступление, припев)
Б.Савельев “Песенка кота Леопольда”
Б.Савельев “Настоящий друг” ( вступление , припев)
Б.Савельев “Вот бы стать мне выше папы”
Б.Потёмкин “Наш сосед”
А.Зацепин “Волшебник - недоучка”
А.Зацепин “Есть только миг”
Е.Крылатов “Лесной олень” (припев)
Я.Дубравин “Снеженика”
М.Блантер “Колыбельная”
Ю.Чичков “Родная песенка”
А.Рамирес “Странники”
Ж.Косма “Опавшие листья”
Р.Паулс “Любовь настала”
Дж.Ширинг “Колыбельная”
П.Дезмонд “Take five”
А.Вивальди “Концерт для 2 скрипок” a moll I часть
Г.Ф.Гендель “Пассакалья” g moll
Дж.Каччини “Ave Maria”
В.А.Моцарт Соната F dur I часть
Б.Бриттен “Вариации на тему Г.Пёрселла”
Аккордика гармонического мажора и гармонического минора
· s в гармоническом мажоре
Итальянская народная песня “O, sole mio”
Е.Крылатов “Крылатые качели”
Е.Крылатов “Колыбельная медведицы”
К.Кельми “Замыкая круг”
Б.Шереметев “Я вас любил”
Н.Листов “Я помню вальса звук прелестный”
Дж.Маркс “All of me” (“От всего сердца”)
Г.Уоррен “I know why” из к/ф “Серенада солнечной долины”
Дж.Лейтон“После прощания”
С.Джоплин “Артист эстрады” (регтайм)
П.И.Чайковский “Февраль. Масленица”
Р.Шуман “Я не сержусь”
Р.Шуман “Домик у моря”
Д.Д.Шостакович “Шарманка”
Аккордика мелодического минора и мажора
· S в мелодическом миноре
Е.Крылатов “Лесной олень”,“Крылатые качели”
Ю.Саульский “Чёрный кот”
Дж.Гершвин “Колыбельная Клары” из оперы “Порги и Бесс”
· s в мелодическом мажоре
П.И.Чайковский опера “Евгений Онегин” сцена письма Татьяны
эпизод “Кто ты мой ангел ли хранитель”
· Гармонические обороты, включающие II ступень
В.Шаинский “Песенка крокодила Гены”
Г.Гладков “Песенка Водяного”
А.Зацепин “Есть только миг”
Т.Кутуньо“Бабье лето”
А.Вивальди “Сицилиана”
В.А.Моцарт “Фантазия” d moll (вступление)
Ф.Шуберт “Мельник и ручей” из цикла “Прекрасная мельничиха”
П.И.Чайковский “Сентиментальный вальс”
· Гармонические обороты, включающие Ум.вв.VII7
Е.Крылатов “Крылатые качели”
А.Вивальди “Сицилиана”
И.С.Бах “Прелюдия” С dur ХТК I часть
Л.В.Бетховен “Соната №7” II часть
Л.В.Бетховен “Соната №8” I часть (вступление)
П.И.Чайковский “Апрель. Подснежник”
· Натурально-ладовая гармония. Параллельно-переменный лад.
М.П.Мусоргский “Песня Марфы” из оперы “Хованщина”
М.П.Мусоргский “Прогулка” из цикла “Картинки с выставки”
Н.А.Римский-Корсаков “Песня Садко” из оперы “Садко”
Кадансовые обороты:
· S – K – D7 – T ( s – K – D7 – t )
Р.Паулс “Колыбельная”
Р.Паулс “Сонная песенка”
В.Шаинский “Песенка Чебурашки”
Е.Крылатов “Кабы не было зимы”
Я Дубравин “Снеженика”
В.Савельев “Если добрый ты”
М.Дунаевский “Лев и брадобрей”
Т.Хренников “Колыбельная Светланы”
А.Абаза “Утро туманное”
Старинный романс “Я встретил Вас”
А.Гурилёв “Радость душечка”
А.Рубинштейн “Горные вершины”
Н.Листов “Я помню вальса звук прелестный”
А.Капуа “O sole mio”
М.Легран “Буду ждать тебя” из к/ф “Шербургские зонтики”
В.А.Моцарт Соната A dur I , III части
Л.Бетховен Соната №1 II часть (тема)
Л.Бетховен Соната №8 III часть (тема)
Прерванные обороты:
· S – K – D7 – VI ( s – K – D7 – VI)
Б.Савельев “Песенка кота Леопольда”
Б.Савельев “Настоящий друг”
Е.Крылатов “Кабы не было зимы”
Е.Крылатов “Крылатые качели”
Е.Крылатов “Прекрасное далёко”
Е.Крылатов “Песенка о снежинке”
Э.Куртис “Вернись в Сорренто”
Б.Потёмкин “Наш сосед”
А.Абаза “Утро туманное”
Н.Шишкин “Ночь светла”
А.Петров “А на последок я скажу”
Ф.Шопен “Прелюдия №4”
С.Прокофьев “Гавот” из “Классической симфонии”
VIII. Сведения об авторе.
Черемисина Ольга Георгиевна
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Каменск-Уральская детская музыкальная школа №1» (ГБУДОСО «КУДМШ №1»)
Преподаватель теоретических дисциплин высшей категории ( стаж работы по специальности 44 года).