ПРОГРАММА «Развитие музыкальных способностей» («Музыка»)


Автор: Черемисина Ольга Георгиевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Практикум по предмету

Ссылка на файлообменник: https://cloud.mail.ru/public/o7Am/3JN1ShSJy

ПРОГРАММА «Развитие музыкальных способностей» («Музыка»)

Краткое описание работы: Специфика данной рабочей программы заключается в том, что большое внимание с первых дней обучения уделяется анализу музыкальных произведений и изучению элементов музыкальной речи, а также развитию вокально-хоровых и метроритмических навыков. Комплексный подход к планированию позволяет решать многие профессиональные проблемы (формирование интонации, укрепление метроритма, развитие музыкальной памяти, слуха, творческое мышление и др.). Срок реализации данного предмета – 2 года.

               Структура программы учебного предмета

         «Развитие музыкальных способностей» («Музыка»)

 

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

  процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом   

  образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных  занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного   

   предмета;

 

II. Содержание учебного предмета «Развитие музыкальных способностей»

- Учебно-тематический план;

- Распределение учебного материала по годам обучения;

- Формы работы на уроках;

 

III. Требования к уровню подготовки учащихся.

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации  по основным формам  работы;

 

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература.

 

                                             

 

 

 

 

 

                        

                                   

                              I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Особое значение для формирования творческой личности человека имеет раннее  эстетическое развитие ребёнка. В системе эстетического воспитания детей огромную роль играет музыка, которая является важной составляющей учебного предмета «Развитие музыкальных способностей» («Музыка»).

            На уроках по предмету «Развитие музыкальных способностей» в разных формах работы происходит постоянное общение ребёнка с музыкой    разных стилей и жанров,  разных эпох и художественных направлений, активно и динамично идёт  развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память), знакомство с основными средствами музыкальной выразительности, выявление и развитие творческих способностей учащихся.            

          Специфика данной рабочей программы заключается в том, что большое

внимание с первых дней обучения  уделяется анализу музыкальных произведений и изучению элементов музыкальной речи, а также  развитию вокально-хоровых и метроритмических навыков. Комплексный подход к планированию  позволяет решать многие профессиональные проблемы (формирование интонации, укрепление метроритма, развитие музыкальной памяти, слуха, творческое мышление и др.).

          Срок реализации данного предмета – 2 года. Учебные планы в нашей школе предусматривают уроки по предмету «Развитие музыкальных способностей» в группах детей 4-х  и 5-ти лет  – 1 час в неделю.

 

Первый год обучения, возраст детей 4 -5 лет  

 

 

Учебная нагрузка  – 1 часа в неделю.

         Продолжительность учебного часа – 20 минут

 

 I четверть – 8 учебных недель по 1 часу – 8 часов.

         II четверть – 8 учебных недель по 1 часу – 8 часов.

 

 I полугодие – 16 учебных недель по 1 часу – 16 часов.

 

 

         III четверть – 10 учебных недель по 1 часу – 10 часов.

         IV четверть – 8 учебных недель по 1 часу – 8 часов.

 

         II полугодие – 18 учебных недель по 1 часу – 18 часов.

 

         ВСЕГО – 34 часа в год.

 

 

  Второй год обучения, возраст детей 5-6 лет

 

 

Учебная нагрузка  – 1 часа в неделю.

         Продолжительность учебного часа – 25 минут

 

 I четверть – 8 учебных недель по 1 часу – 8 часов.

         II четверть – 8 учебных недель по 1 часу – 8 часов.

 

 I полугодие – 16 учебных недель по 1 часу – 16 часов.

 

 

         III четверть – 10 учебных недель по 1 часу – 10 часов.

         IV четверть – 8 учебных недель по 1 часу – 8 часов.

 

         II полугодие – 18 учебных недель по 1 часу – 18 часов.

 

         ВСЕГО – 34 часа в год.

      Форма проведения занятий – мелкогрупповая. Группы формируются в зависимости от набора  учащихся на общих основаниях. Наполняемость групп от 10 до 12 учащихся.

Конкурсный отбор на обучение  не проводится.

          Формы и методы работы на уроке  всегда тесно взаимосвязаны: анализ, вокально-интонационная работа, развитие памяти и метроритма, слуховые, творческие и игровые задания - все они  очень важны  для развития музыкальных способностей детей и должны применяться в комплексе..

             При планировании и подготовке  каждого урока педагог должен учитывать уровень развития и качество формирующихся навыков учащихся, постоянно контролировать  по всем направлениям, помогая каждому ребёнку индивидуально в случае возникновения сложностей с усвоением материала.

             Главное: работа в классе по развитию музыкальных способностей

детей дошкольного возраста требует от педагога профессиональной грамотности, творческой инициативы, постоянного повышения профессионального мастерства, изучения методической и учебной литературы, пытливого изучения опыта своих коллег, любви к музыке,

своей работе, ученикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ.

1.  Комплексное развитие музыкальных, эмоциональных, интеллектуальных и  

              творческих способностей детей.

2.   Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления детей.

3.  Накопление музыкальных впечатлений и создание основы для воспитания  

     художественного вкуса.

4.  Формирование образного ассоциативного мышления.

5.  Развитие творческого мышления и творческой фантазии каждого ребёнка.

6.  Создание основы для воспитания желания и умения понять загадочный   

     мир Музыки, знать ее тайны, полюбить музыку.

7. Формирование основ музыкальной культуры; умения сопереживать  

    чувством и настроениям.

8. Формирование представлений о выразительных средствах музыкального  

    языка.

9.  Развитие чувства ответственности,  инициативы и воспитание 

     самостоятельности.

10.Подготовка детей к дальнейшему продолжению обучения в музыкальной  

     школе.

       11. Накопление словарного и музыкального запаса.

                     ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

1. Сформировать и развивать  активное слуховое внимание.

2. Воспитывать эмоциональное восприятие музыки.

3. Развивать навык  осмысления музыкальных впечатлений.

4. Формировать навык самостоятельного мышления и анализа.

5. Формировать навыки внутреннего слышания, сохранения и представления в  

    памяти знакомой музыки (без исполнения).

6. Формировать умение правильно сидеть, брать дыхание во время пения, петь.

7. Развивать умение грамотно произносить в пении гласные и согласные, следить за дикцией и  артикуляцией.

8. Уметь петь сольно и в ансамбле; чередовать пение вслух с пением «про себя»,

    петь с метрической пульсацией

9. Формировать навыки работы с ритмом в  речевых, вокальных, двигательных и

     координационных  упражнениях.

10.Сформировать  первые представления о музыкальных инструментах,

     научить различать их голоса, отличать звучание оркестра от звучания

    отдельного  инструмента.

11. Формирование начальных вокальных навыков: дикция, правильное  

      дыхание, выразительное пропевание слов.

12. Формирование навыков игры на ударных инструментах (перкуссия).

13. Умение слушать друг друга, быть внимательным.

14. Умение  различать высоту звуков, длительность, громкость, темп звучания  

      музыки.

15.Умение различать жанры: песня, танец, марш.

 

                            

Требования к контрольным мероприятиям разрабатываются преподавателем

каждый учебный год индивидуально с учётом уровня

подготовки и возможностей учащихся и включают как традиционные, так и инновационные формы работы.

            Программа предусматривает  использование видеозаписи промежуточной, итоговой аттестации учащихся и внеклассных мероприятий (праздники, концерты и др.)  с целью постоянного анализа уровня подготовки каждого ученика для повышения качества образования..

            Данная рабочая программа составлена на основе:

- Программы  по Слушанию музыки  и  музыкальной литературе для 

  учащихся ДМШ и ДШИ« МУЗЫКА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ».

  Автор – РУЛЁВА И.В.,  г. Екатеринбург, 1999г.

- Программы «Сольфеджио», составитель Куцанов В.А., г. Екатеринбург, 1993г.

Эта работа систематизировала  многолетний педагогический опыт и современные требования, а также материалы семинаров, проводимых  СОМЦ по художественному образованию Министерства культуры Свердловской области.

            

           Реализация  программы  учебного предмета «Развитие музыкальных способностей («Музыка»)» обеспечивается материально-технической базой ГБУДОСО «КУДМШ№1», соответствующей санитарным  и противопожарным нормам,  а также нормам охраны труда.  Библиотечный фонд имеет печатные издания основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету, а также фонотеку и издания музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями музыкальных произведений. В работе используется большой объём литературы, аудио и видеозаписей музыкальных произведений, накопленный автором за многолетний период работы.

           Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного

предмета «Развитие музыкальных способностей», оснащены 2 пианино, звукотехническим оборудованием (музыкальный центр, проигрыватель, видеомагнитофон, телевизор), компьютером (ноутбук), учебной мебелью (доска, учебные парты, столы, стулья,  стеллажи, шкафы) и оформлены наглядными пособиями.

          Учебные  аудитории  имеют соответствующую  звукоизоляцию и освещение.

           Оснащение занятий

           В работе  используется наглядный материал –

карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка»,

карточки с буквенными слогами, ритмическими группами, а также изображениями и названиями музыкальных инструментов.         

         Дидактический материал подбирается педагогом на основе

существующих методических пособий и материалов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно индивидуально для каждой группы с учётом уровня подготовки и возможностей учащихся и включает как традиционные, так и инновационные формы работы.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Развитие музыкальных способностей» ( «Музыка»)

Первый год обучения. Возраст детей 4 года (4-5 лет)

 

Тема 1.  Волшебный мир музыки.                    – 8 часов.

 

-         Что такое музыка?

-         Когда и как появилась музыка?

-         Кто сочиняет музыку?

-         Из чего сделана музыка?

Планета Земля и её обитатели: насекомые, птицы, животные, люди.

Происхождение музыки.

Музыкальный материал.

Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля»

К.Дебюсси «Сиринкс»

О.Мессиан «Черный дрозд»

Л.Дакен «Кукушка»

Ж.Ф.Рамо «Курица»

П.И.Чайковский «Жаворонок»

Г.Галынин Сюита «В зоопарке»

К.Сен-Санс Сюита  «Карнавал животных»

Б.Барток «Медвежий танец»

М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея: богатый и бедный»

 

КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ?

Легендарный древнегреческий певец Орфей;

Новгородский гусляр Садко;

Волшебные флейта и колокольцы в руках Тамино и Папагено – символы магической и волшебной силы музыки.

 

Музыкальный материал.

К.В.Глюк  опера «Орфей и Эвридика», сцена Орфея с фуриями.

Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко», песня Садко

В.А.Моцарт  опера «Волшебная Флейта», две арии Папагено.

 

КОМПОЗИТОР – ВЕЛИКИЙ КУДЕСНИК, ЗНАЕТ ТАЙНЫМУЗЫКИ.

КАК СТАТЬ КОМПОЗИТОРОМ?

Рассказы о детских годах и интересных фактах из жизни великих композиторов.

(В.А.Моцарт, Н.А.Римский-Корсаков, И.С.Бах, К.Дебюсси, и др.)

 

Музыкальный материал.

 

Детские пьесы и популярные произведения великих композиторов.

 

Тема 2. Мир звуков.                                      – 8 часов.

Звуки окружающего мира.

Высокие, средние, низкие звуки.

Звуки короткие и длинные ( восьмые и четвертные длительности).

Звуки громкие и тихие (форте и пиано).

Звуки в быстром , умеренном и медленном темпах.

Игра «Капризная мелодия»: смена регистра, темпа, динамики в знакомых произведениях. Анализ звучания, изменение характера музыкального произведения.

Музыкальный материал.

Г.Галынин  Пьесы из сюиты «В зоопарке»

Д.Кабалевский. «Клоуны»

А.Руббах «Воробей»

И.Филипп Колыбельная

Н.Любарский «Курочка»

С.Майкапар «Дождик»

И.Стрибогг «Вальс петушков»

 

 

 

Тема 3. Эмоциональный мир музыки.              – 12 часов.

-         музыкальный портрет (игрушки, животные, герои сказок)

-         природа в музыке

      -   движение в музыке

Возможности музыки безграничны!

Оживают любимые игрушки, герои сказок, образы животных…

Портреты, характеры людей.

Музыка рисует пейзажи, передает настроения и чувства человека…

Музыка способна передать любые типы движения, жесты, мимику, пластику…

Музыкальный материал.

А.Вивальди «Времена года»

П.И.Чайковский «Времена года»

Э.Григ «Пер Гюнт»

Ф.Куперен «Жнецы»

А.К.Лядов «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро»

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки», «Рассвет на Москва-реке»

К.Дебюсси «Облака», «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»,

                    Прелюдии «Девушка с волосами цвета льна», «Шаги на снегу»

Н.А.Римский – Корсаков «Шехеразада», оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»

С.С.Прокофьев «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти»(Танец рыцарей)

 

Тема 4. Музицирование.                                     – 6 часов.

Пение песен детского репертуара.

Пение с ритмическим сопровождением (метр, сильная доля).

Игра на детских ударных инструментах (коробочка, ксилофон, треугольник, шейкер, бубенцы).  

Музыкальный материал.

Скороговорки.

Прибаутки, песенки-попевки: «Два кота», «Сорока», «Дин-дон», «Зайка» и др.

Украинская народная песня «Два весёлых гуся»

Русская народная песня «Как под горкой»

А.Филиппенко. «Песенка про лягушек и комара»

Т.Лещинская «Две лошадки»

Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек»

М.Качурбина  «Мишка с куклой»

М.Красев «Ёлочка»

М.Красев «Весёлая дудочка»

В.Калинников «Тень – тень»

В.Шаинский «Песенка про кузнечика»

Р.Паулс «Колыбельная»

Песни Е.Попляновой

 

Второй  год обучения. Возраст детей 5 лет (5-6 лет)

Тема 1.                                                                                                                                                       

    Выразительные средства музыкального языка.     –      11 уроков

    Содержание музыкального произведения.

    Что такое мелодия?                                                                            

-    ритм

-         темп

-         динамика

-         тембр

-         лад

-   регистр

Образное отношение детей к музыке. Умение слушать и слышать  музыкальный язык.

Особое место мелодики в воплощении образного содержания музыкального произведения.

Сходство интонационной природы, строения человеческой речи и музыки.

Буква – нота, слово – мотив, а далее – фраза, предложение.

Игра «Капризная мелодия»: Педагог специально изменяет в знакомой мелодии один из элементов музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр, ритм, штрихи, лад и т.д.), что позволяет:

- активизировать внимание учащихся;

- облегчить усвоение новых терминов и их сути (legato, allegro, forte и т.д.)

- показать важность каждого средства музыкальной выразительности.

 

Музыкальный материал.

Р.Шуман «Альбом для юношества»

П.И.Чайковский «Детский альбом»

С.С.Прокофьев  «Детская музыка»

Д.Д.Шостакович  «Танцы кукол»

Г.В.Свиридов  «Альбом пьес для детей»

 

Тема 2.

Жанры песни, марша, танца в характеристике музыкального образа.

                                                                                   - 11 уроков.

 

Жанр связан с жизнью и бытом человека.

Первичные жанры песни, танца, марша в народном искусстве, расширение представлений учащихся об окружающем мире.

Использование первичных бытовых жанров в создании музыкального образа.

Жанр колыбельной песни.

Музыкальный материал.

А.К.Лядов. «Детские песни»

П.И.Чайковский. «Колыбельная песня» (ст.Майкова)

М.П.Мусоргский. «С куклой» («Детская»)

В.А.Моцарт. Колыбельная «Спи, моя радость, усни»

Дж. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

И.О.Дунаевский. Колыбельная из к/ф «Цирк»

Р.Паулс. Колыбельная

Р.Паулс. Сонная песенка.

Е.Крылатов. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

Т.Н.Хренников. Колыбельная Светланы их к/ф «Гусарская баллада»

П.И.Чайковский. «Детский альбом»

 

Тема 3. Мир музыкальных инструментов. Оркестр.       –  6 уроков.

Знакомство с музыкальными инструментами: скрипка, флейта, барабан, фортепиано, баян, балалайка, гитара.

     Звучание симфонического оркестра.

 

Музыкальный материал.

      П.И.Чайковский «Детский альбом»

     С.С.Прокофьев  «Детская музыка»

     Д.Д.Шостакович  «Танцы кукол»

     И.Штраус «Марш Радацкого»

     Г.В.Свиридов «Военный марш» из музыкальных иллюстраций к повести 

     А.С.Пушкина «Метель»

     П.И.Чайковский Сюита из балета «Щелкунчик»

     П.Дюка «Ученик чародея»

 

Тема 4. Музицирование.                                     – 6 часов.

Пение песен детского репертуара.

Пение с ритмическим сопровождением (метр, сильная доля, паузы, ритмическое остинато).

Игра на детских ударных инструментах (коробочка, ксилофон, треугольник, шейкер, бубенцы).  

Музыкальный материал.

Скороговорки.

Прибаутки, песенки-попевки: «маленькая Юлька», «Пара барабанов»,

«У кота», и др.

Т.Попатенко «Песенка про манную кашу»

А.Филиппенко. «Песенка про лягушек и комара»

Т.Лещинская «Две лошадки»

Г.Гладков «Новогодняя песенка»

Е.Крылатов «Песенка Деда Мороза»

Е.Крылатов «Песенка о лете»

 

 

В.Шаинский «Голубой вагон»

В.Шаинский «Антошка»

А.Пахмутова «Кто пасётся на лугу?»

М.Старокадомский «Весёлые путешественники»

Песни Е.Попляновой

 

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

по учебному предмету «Развитие музыкальных способностей»

(«Музыка»)

 

Первый год обучения. Возраст детей 4 года (4-5 лет)

 

            

 

       №

                    

                        НАЗВАНИЕ  ТЕМЫ

                                                                         ОБЩЕЕ КОЛ-ВО                                                                                                                                                 ЧАСОВ

 

1.

Волшебный мир музыки                                                                 

-         Что такое музыка?

-         Когда и как появилась музыка?

-         Кто сочиняет музыку?

-         Из чего сделана музыка?

 

8

2.

Мир звуков.                                                                                       

 

 

8

3.

Эмоциональный мир музыки                                                           

-         музыкальный портрет (игрушки, животные, герои сказок)

-         природа в музыке

-         движение в музыке

 

12

4.

Музицирование.                                                                                 

 

6

 

                                                                         Всего:

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Второй  год обучения. Возраст детей 5 лет (5-6 лет)

 

 

 

       №

                    

                        НАЗВАНИЕ  ТЕМЫ

                                                                         ОБЩЕЕ КОЛ-ВО                                                                                                                                                 ЧАСОВ

 

1.

Выразительные средства музыкального языка.                            

    Содержание музыкального произведения.

    Что такое мелодия?                                                                           

-    ритм

-         темп

-         динамика

-         тембр

-         лад

-   регистр

 

 

          11

2.

Жанры песни, марша, танца в характеристике                                

         музыкального образа.

 

 

         11

3.

Мир музыкальных инструментов.     Оркестр.

                                                                                              

 

          6

4.

Музицирование.   

                                                                              

 

          6

 

                                                                         Всего:

  34 часа

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки учащихся.

 

        Результатом освоения программы учебного предмета «Развитие музыкальных способностей» («Музыка») для детей 4-5 лет и 5-6 лет

является приобретение учащимися следующих знаний, умений и

навыков:

- уметь выразительно исполнять музыкальное произведение;

- владеть достаточными вокальными навыками, дыханием, дикцией;

- уметь точно интонировать в удобном диапазоне мелодии соответствующего     

  уровня  трудности;

- уметь выполнить ритмическое сопровождение ( хлопать ритм и/или играть на детских ударных инструментах (группы перкуссия);

- владеть словарным запасом для характеристики музыкального образа и

  средств музыкальной выразительности;

- владеть начальными навыками коллективного исполнительства: умение   

  слушать друг друга, быть внимательным, соблюдать темп и ритм;

- умение запоминать и узнавать прослушанные музыкальные произведения.

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

 

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации

обучающихся.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником

уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным

требованиям.

 

Формы контроля (аттестации) по предмету «Развитие музыкальных способностей»:

 текущий, промежуточный, итоговый.

 

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках,

он направлен на поддержание учебной дисциплины.

Текущая аттестация проводится на каждом уроке с целью контроля за качеством освоения разделов учебного материала. На отделении раннего эстетического развития оценки в баллах не выставляются, но устная оценка работы каждого ученика и группы, в целом, должны присутствовать на каждом уроке при выполнении всех заданий.

         При  оценке учитываются:

- качество выполнения предложенных заданий,

- инициативность и самостоятельность,

- темпы продвижения ученика.

 

Основной формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти.

Формы текущего контроля:

- индивидуальный опрос на уроке;

- открытый урок для родителей;

- праздничный урок;

- урок- концерт для родителей;

- открытый урок для преподавателей школы.

 

Промежуточный контроль – контрольный урок в конце полугодия учебного года. Промежуточная аттестация   оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. Промежуточная аттестация по предмету «Развитие музыкальных способностей» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, её корректировку и проводится с цель определения:

- качества реализации учебного процесса,

- степени теоретической и практической подготовки,

- качества сформированных умений и навыков.

Учебным планом  по учебному предмету «Развитие музыкальных способностей» в нашей  ГБУДОСО « КУДМШ №1» не предусмотрен промежуточный  и итоговый контроль в форме экзамена.

       Контрольные уроки и  мероприятия в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счёт общего аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Развитие музыкальных способностей».

Все формы контроля разрабатываются преподавателем индивидуально для каждой группы, соотносятся с содержанием учебного предмета и входят в фонд оценочных средств школы.

Эти учебные мероприятия позволят объективно оценивать приобретённые учащимися знания, умения и навыки.

Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.

Формы итогового контроля:

- открытый урок для родителей;

- открытый урок для преподавателей школы.

 

2. Критерии оценок.

            Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Развитие музыкальных способностей» должны позволить:

- определить уровень освоения учащимся материала, предусмотренного

  программой;

- оценить умения учащегося в выполнении практических задач;

- оценить уверенность и свободу выполнения заданий.

            Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен

соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного

на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и

навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном

по сложности материале при однотипности задания.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

по основным формам работы:

         Занятия  по учебному предмету «Развитие музыкальных способностей» необходимо планировать  комплексно, стараясь объединить все направления работы: слушание музыки, вокально-интонационную работу, знакомство с  музыкальными инструментами, формирование первичных навыков анализа, игра на простейших ударных инструментах и освоение метроритма, развитие слуха, памяти, творческое развитие и практические навыки исполнения музыкального произведения через движение.

          Развитие музыкального слуха во всех его проявлениях, укрепление метроритмических навыков, формирование начальных музыкальных знаний в разных формах  практической деятельности делает работу на уроке  основой для дальнейшего полноценного воспитания музыканта, как профессионала, так и любителя.

         Синтез разных видов деятельности музыканта и синтез интеллектуального гармоничного развития личности должен быть в основе каждого занятия.

      

Основные  методические  принципы занятий:                                                                         

I. «От простого - к сложному»

  Последовательное изучение и накопление теоретических сведений, постепенное усложнение в сочетании с доступностью музыкального материала и с учётом возрастных особенностей детей. Простота и доступность материала и заданий. Нужно стараться, чтобы каждая тема, какой бы сложной она не была, становилась доступной и понятной каждому ученику.

 

II. Взаимосвязь теории и практики

   Основой для успешной работы являются хорошие теоретические знания, закреплённые на практике. Уровень объёма основных теоретических знаний планируется преподавателем индивидуально для каждого ученика даже при условии групповых занятий. Стараться несколько опережать практикой теорию и осваивать теоретические понятия на уже освоенном  музыкальном материале.

 

III. Повторение

    В основе работы на каждом уроке лежит принцип повторения материала, но на новом качественном уровне с постепенным усложнением задач. 

Каждая тема  вносит новый аспект в смысловую часть урока, опираясь на накопленный музыкантский опыт. Повторение материала всегда плодотворно сочетается с творческими заданиями и, в целом, со всеми формами работы. Своеобразные вариации на тему! Главное, чтобы  детям и педагогу было интересно!

 

IV. Положительная мотивация и индивидуальный подход.

 Необходимо  учитывать музыкальные способности, уровень развития и психофизиологические возможности ребёнка, его интересы и возраст при планировании занятий и подборе музыкального материала. Цели и задачи  уроков должны быть по силам каждому ученику, при этом необходимо применять разнообразие форм и видов работы. Индивидуальный подход обязателен и в выборе репертуара с учётом интересов, возможностей и особенностей каждого ребёнка.

 

   Использование игровых форм, выступления на открытых уроках для родителей и преподавателей, праздничные концерты  должны поддерживать интерес к занятиям и желание развивать свои возможности. Накопление музыкального материала даст возможность применить свои знания в последующие годы обучения, активнее и плодотворнее работать в классе музыкально-теоретических дисциплин.

 

V. Сотрудничество и взаимопонимание.

   Доброжелательные отношения между педагогом и учениками, искренность, доверие, взаимоуважение  помогают в достижении цели. Умение педагога создать атмосферу хорошего контакта, доброты и дисциплины, внимания, помочь детям научиться мыслить самостоятельно, находить пути решения задач при этом сохраняя творческий подход ко всем формам деятельности – это не просто, но необходимо!

 

 

 

VI. Самостоятельная работа учащихся.

   Подготовка учащихся к самостоятельной работе начинается уже с первых уроков. Умение самостоятельно выполнить каждый вид работы на уроке,

при том, что работа идёт в группе совместно, даёт ребёнку почувствовать свои возможности и энергию желания работать самостоятельно.

 Задания  должны быть доступны и понятны каждому ученику, именно тогда у него не возникает негативных ощущений от выполнения работы.

Задача педагога: грамотно продумать каждое задание (закрепить полученные знания и навыки и подготовить материал для следующего занятия).

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

                                 

                                    

                                Учебно-методическая литература

1. Куцанов В.А. Пособие-хрестоматия «Ступеньки в музыку», части I, II, III,

г.Екатеринбург, 1993г.

2. Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха», М. «Амрита-Русь», 2012

3. «Гусельки». Песни, стихи, загадки для детей, «С. к.», 1969, 1988гг.

4. Андреева М., Конорова Е., «Первые шаги в музыке», М., 1979г.

5. Вейс П. «Ступеньки в музыку», М., «С.к.», 1980г.

6. Баева Н., Зебряк Т. «Сольфеджио для 1-2 классов Детских музыкальных  

    школ», М., «Музыка», 1994г.

7. Е.М.Поплянова «Кто стоит на трёх ногах» музыкальные загадки». «Композитор * Санкт-Петербург», 2004

8. Е.М.Поплянова «Давай сыграем сказку». Музыкальная азбука для самых маленьких с песенками, играми и весёлыми импровизациями. «Автограф», 1999

9. Е.М.Поплянова «А мы на уроке – играем».Музыкальные игры, игровые песни. М., «Новая школа», 1994

10. Е.М.Полянова. Песни для детей на стихи В.Татаринова «Ласковая ласточка», М., «Владос», 2004

11.Е.М.Поплянова. «Возвращайся, песенка!», Новосибирск, «Книжица», 1999

 12. А.Артоболевская. «Первая встреча с музыкой». М., «С.к.», 1987

13. П.И.Чайковский «Детский альбом», М., «Музыка», 1979

14. «Семь нот». Музыкальный альманах для самых маленьких, выпуск 1,

М., «Музыка, 1991

15. «Музыкальный театр», выпуск 5, М. «Музыка», 2010

16. С.Могилевская. «У лиры семь струн», М., «Детская литература», 1981

17. «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа»,

 под ред.Л.А.Баренбойма, Л., «Музыка», 1970

18. Серия «Лучшие песни для детей». «А мне летать охота». Песни на стихи Ю.Энтина, «Самовар», М., 1990

19. Серия «Лучшие песни для детей». «От улыбки станет всем светлей». Песни на стихи М.Пляцковского, «Самовар», М., 1990

20. Серия «Лучшие песни для детей». «Теперь я Чебурашка». Песни на стихи Э.Успенского, «Самовар», М., 1997

21. Е.В.Колесникова. «Раз – словечко, два – словечко», для детей 3-4 лет, М., «Ювента», 2009

22. Е.В.Колесникова. «От слова к звуку», для детей 4-5 лет, М., «Ювента», 2009

23. Э. Финкельштейн. «Музыка от А до Я», «С.К», М., 1991 г.

24. С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов», М., 1985 г.

25. М. Рыцарева. «Музыка и я», М., 1996 г.

 

 

 

         НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ и музыкальные произведения:.

 

1.Ритмические карты  с обозначением длительностей: целая, половинная,

        четвертная, восьмая.

    2. Карточки с буквами и слогами.

    3. Словарь эстетических эмоций.

    4. Аудио записи музыкальных произведений (грампластинки, аудиокассеты,

        компакт диски).

    5. Видео фильмы и видео записи по темам курса.

    6. Нотная литература по музыкальным произведениям программы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

 

 

Черемисина Ольга Георгиевна

 

Преподаватель теоретических дисциплин

Высшей квалификационной категории

Государственного бюджетного  учреждения

 дополнительного образования Свердловской области

  «Каменск-Уральская детская музыкальная школа №1»

(ГБУДОСО «КУДМШ №1) с 1980г.