Тема: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников"


Автор: Дорофеева Светлана Юрьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Тема: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников"

Краткое описание работы: Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Автор: Дорофеева Светлана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР-д/с №57 «Одуванчик»
Населённый пункт: г.Нерюнгри.Республика Саха(Якутия).
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

 

 

В мире музыки, где ноты звучат, как шепот ветра,

А ритмы сердца, словно прибоя волна,

Инновации, как свет зари, озаряют путь,

Руководителю ДОУ, даруя вдохновение сполна.

 

В век цифровых технологий, где каждый шаг вперед,

Музыкальным наставникам — волшебный дар.

С помощью современных инструментов и программ,

Они создают гармонию в сердцах, как в дивный час.

 

Виртуальные классы, где дети в танце кружат,

Интерактивные доски, где ноты оживают.

И в каждом движении, в каждом звуке — волшебство,

Что инновациями в музыке окрыляет.

 

Так пусть же творчество и технологии сливаются,

В руках умелых руководителя ДОУ.

Пусть музыка звучит, как вечная весна,

И каждый ребенок найдет в ней свой путь и судьбу.

 

В современном мире, где технологии стремительно развиваются, музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. Внедрение инновационных технологий в их работу может значительно повысить качество музыкального образования и развития детей.

 Музыка — это источник радости для детей, и использование различных педагогических методов на музыкальных занятиях помогает решить важную задачу раннего музыкального воспитания — развить эмоциональную восприимчивость к музыке.

Для достижения этой цели я применяю новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды в области «Музыка» я учитываю возраст детей, их интересы и потребности, требования программы воспитания и обучения, а также нормы СанПиН и методические рекомендации.

Однако часто упускается из виду, что современные дети отличаются от тех, кто воспитывался в детских садах 10–20 лет назад. У них другие физиологические и психологические особенности, а также иное восприятие окружающего мира, который также претерпел значительные изменения.

Современная музыкальная развивающая среда должна быть проблемной. Это позволяет детям проявлять фантазию, творить, сравнивать, моделировать, размышлять и решать проблемные ситуации. 

 Цель моей работы заключается в активном внедрении и использовании инновационных технологий в музыкальном образовании с целью повышения эффективности образовательного процесса и качества усвоения детьми материала образовательной программы.

Задачи:

  • Создание условий, предоставляющих каждому ребёнку возможность проявить свои индивидуальные способности в процессе взаимодействия с музыкой.
  • Развитие природной музыкальности ребёнка.
  • Стимулирование первичной креативности и создание условий для спонтанных творческих проявлений.
  • Помощь в формировании внутреннего мира ребёнка и его самопознании.

 

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на развитие музыкальности детей. Музыка, являясь специфическим видом человеческой деятельности, выполняет основную функцию — функцию общения. Приобщение к искусству и музыкальное воспитание — это индивидуальный процесс, связанный с неповторимым самоопределением личности.

В своей работе я активно использую современные методы и подходы.

  1. Здоровьесберегающие технологии.
  • Песенки-распевки используются для подготовки голосовых связок к пению и тренировки в чистом интонировании определённых интервалов.
  • Дыхательная гимнастика приучает детей дышать носом, что является профилактикой респираторных заболеваний. Она также тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом и тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии.
  • Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем и тренировку мышц речевого аппарата. Она также развивает музыкальную память и чувство ритма, что приводит к улучшению показателей уровня развития речи детей, певческих навыков и музыкальной памяти.
  • Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, что влияет на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Они особенно рекомендуются детям с речевыми проблемами.
  • Речевые игры снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию и обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты и движения.
  • Музыкотерапия — это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, а также восстанавливает дыхание.
  • Музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребёнка, позволяют активно менять деятельность и повышают работоспособность.

Работа по здоровьесберегающим технологиям осуществляется с использованием программ и методических материалов.

  1. Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания являются элементарные формы музыкальной импровизации. 

В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. 

Форму развития музыкальности, которую я активно использую, это коммуникативные танцы. Вовлечение ребёнка в процесс музицирования происходит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение.

Задачи, которые решают коммуникативные танцы:  развитие коммуникативных навыков; работа над ощущением формы; развитие двигательной координации; развитие чувства ритма.

  1. В контексте музыкальной деятельности с детьми представляется важным изучение музыкальных инструментов, особенно шумовых, поскольку они наиболее просты и доступны для детей. 

Эти инструменты составляют основу привлекательности музыки для маленьких детей. Однако использование традиционных шумовых инструментов не является единственной формой работы по развитию музыкальности. В современной музыкальной методике всё большее развитие получает исследование звука и познание мира через звук, а также создание новых образов различных предметов, использование нетрадиционных музыкальных инструментов и материалов для звукоизвлечения (бумага, пластик, стеклянные баночки и др.). Эти инструменты становятся участниками удивительного оркестра. Общение детей с музыкальными инструментами способствует развитию музыкальности, тембрового слуха, тонкости восприятия, ассоциативности и художественности.

  1. В своей педагогической практике я часто обращаюсь к использованию танцев и флешмобов. 

Эти формы деятельности представляют собой весёлые и непринуждённые танцы, не требующие особой подготовки. Дети с радостью повторяют за мной, и эти танцы вызывают восторг как у самих детей, так и у их родителей. 

Танцы способствуют развитию творческих и двигательных способностей детей. Для организации таких танцев необходимо выполнить ряд условий:

выбрать музыкальное сопровождение; определить чёткий ритм; ограничить количество движений. Педагог должен тщательно запомнить и продемонстрировать все движения, которые должны быть удобными для исполнения.

Флешмоб требует более тщательной подготовки, поскольку необходимо отработать каждое движение. Эти танцы отличаются своей красотой и зрелищностью, а музыкальное сопровождение может меняться в процессе исполнения, позволяя смешивать различные стили. Музыкальное сопровождение должно быть весёлым и зажигательным. Важно выбирать простые движения, которые будут доступны для повторения всеми участниками.

Необходимо научить детей танцевать синхронно и без опозданий, что способствует развитию координации и внимания.

  1. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится неотъемлемой частью образовательного процесса, а также неотъемлемой частью мероприятий, музыкальных праздников, развлечений и досуга.

Например, при изучении новой темы можно использовать слайды, видеофрагменты и фотографии. При прослушивании музыки можно показывать репродукции картин художников и портреты композиторов. Также можно использовать графический материал, такой как модели и схемы.

С помощью мультимедийных программ дети могут познакомиться с основами музыкальной грамоты. Они узнают о нотном стане и нотах, высоте и длительности звуков, динамике, темпе и тембрах музыки. Они также знакомятся с основными музыкальными жанрами, такими как песня, танец и марш. В старших группах дети могут узнать об опере и балете.

Кроме того, дети узнают о таких понятиях, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель» и «дирижёр».

Для более глубокого понимания музыкальных понятий и терминов используются мультимедийные дидактические игры, такие как «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш» и «Весело-грустно».

Благодаря методу наглядности у детей активно развиваются музыкальные способности, такие как ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, а также чувство ритма.

 В рамках музыкальной деятельности нашего детского сада активно используются современные технологии. В частности, во время проведения праздников и других мероприятий применяются яркие слайды, соответствующие тематике события.

Использование компьютерных технологий в моей работе музыкального руководителя способствует изучению народных праздников и традиций, что является актуальной задачей в настоящее время.

 Применение инновационных технологий и методических подходов в практике позволяет мне достичь следующих результатов:

  • Создание на музыкальных занятиях и праздниках атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.
  • Повышение активности и раскрепощённости детей, постепенное исчезновение страха и неуверенности в их действиях.
  • Попадание в «тональность» актуального интереса детей без необходимости принуждения.
  • Усвоение элементарных музыкальных знаний, развитие музыкально-творческих способностей, познание себя и окружающего мира в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
  • Нахождение в постоянном творческом поиске. Создание новых вариантов моделей и получение радостного детского отклика приносят удовольствие и ощущение отдачи.

 

Внедрение инновационных технологий в деятельность музыкального руководителя ДОУ — это не просто шаг в будущее, но и необходимость, которая поможет детям развиваться в современном мире. 

Таким образом, использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребёнка позволяет достичь главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду — научить детей любить и понимать музыку.