Автор: Дорофеева Светлана Юрьевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методическое сообщение
Краткое описание работы: Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Автор: Дорофеева Светлана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР-д/с №57 «Одуванчик»
Населённый пункт: г.Нерюнгри.Республика Саха(Якутия).
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
В мире музыки, где ноты звучат, как шепот ветра,
А ритмы сердца, словно прибоя волна,
Инновации, как свет зари, озаряют путь,
Руководителю ДОУ, даруя вдохновение сполна.
В век цифровых технологий, где каждый шаг вперед,
Музыкальным наставникам — волшебный дар.
С помощью современных инструментов и программ,
Они создают гармонию в сердцах, как в дивный час.
Виртуальные классы, где дети в танце кружат,
Интерактивные доски, где ноты оживают.
И в каждом движении, в каждом звуке — волшебство,
Что инновациями в музыке окрыляет.
Так пусть же творчество и технологии сливаются,
В руках умелых руководителя ДОУ.
Пусть музыка звучит, как вечная весна,
И каждый ребенок найдет в ней свой путь и судьбу.
В современном мире, где технологии стремительно развиваются, музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. Внедрение инновационных технологий в их работу может значительно повысить качество музыкального образования и развития детей.
Музыка — это источник радости для детей, и использование различных педагогических методов на музыкальных занятиях помогает решить важную задачу раннего музыкального воспитания — развить эмоциональную восприимчивость к музыке.
Для достижения этой цели я применяю новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды в области «Музыка» я учитываю возраст детей, их интересы и потребности, требования программы воспитания и обучения, а также нормы СанПиН и методические рекомендации.
Однако часто упускается из виду, что современные дети отличаются от тех, кто воспитывался в детских садах 10–20 лет назад. У них другие физиологические и психологические особенности, а также иное восприятие окружающего мира, который также претерпел значительные изменения.
Современная музыкальная развивающая среда должна быть проблемной. Это позволяет детям проявлять фантазию, творить, сравнивать, моделировать, размышлять и решать проблемные ситуации.
Цель моей работы заключается в активном внедрении и использовании инновационных технологий в музыкальном образовании с целью повышения эффективности образовательного процесса и качества усвоения детьми материала образовательной программы.
Задачи:
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на развитие музыкальности детей. Музыка, являясь специфическим видом человеческой деятельности, выполняет основную функцию — функцию общения. Приобщение к искусству и музыкальное воспитание — это индивидуальный процесс, связанный с неповторимым самоопределением личности.
В своей работе я активно использую современные методы и подходы.
Работа по здоровьесберегающим технологиям осуществляется с использованием программ и методических материалов.
В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Форму развития музыкальности, которую я активно использую, это коммуникативные танцы. Вовлечение ребёнка в процесс музицирования происходит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение.
Задачи, которые решают коммуникативные танцы: развитие коммуникативных навыков; работа над ощущением формы; развитие двигательной координации; развитие чувства ритма.
Эти инструменты составляют основу привлекательности музыки для маленьких детей. Однако использование традиционных шумовых инструментов не является единственной формой работы по развитию музыкальности. В современной музыкальной методике всё большее развитие получает исследование звука и познание мира через звук, а также создание новых образов различных предметов, использование нетрадиционных музыкальных инструментов и материалов для звукоизвлечения (бумага, пластик, стеклянные баночки и др.). Эти инструменты становятся участниками удивительного оркестра. Общение детей с музыкальными инструментами способствует развитию музыкальности, тембрового слуха, тонкости восприятия, ассоциативности и художественности.
Эти формы деятельности представляют собой весёлые и непринуждённые танцы, не требующие особой подготовки. Дети с радостью повторяют за мной, и эти танцы вызывают восторг как у самих детей, так и у их родителей.
Танцы способствуют развитию творческих и двигательных способностей детей. Для организации таких танцев необходимо выполнить ряд условий:
выбрать музыкальное сопровождение; определить чёткий ритм; ограничить количество движений. Педагог должен тщательно запомнить и продемонстрировать все движения, которые должны быть удобными для исполнения.
Флешмоб требует более тщательной подготовки, поскольку необходимо отработать каждое движение. Эти танцы отличаются своей красотой и зрелищностью, а музыкальное сопровождение может меняться в процессе исполнения, позволяя смешивать различные стили. Музыкальное сопровождение должно быть весёлым и зажигательным. Важно выбирать простые движения, которые будут доступны для повторения всеми участниками.
Необходимо научить детей танцевать синхронно и без опозданий, что способствует развитию координации и внимания.
Например, при изучении новой темы можно использовать слайды, видеофрагменты и фотографии. При прослушивании музыки можно показывать репродукции картин художников и портреты композиторов. Также можно использовать графический материал, такой как модели и схемы.
С помощью мультимедийных программ дети могут познакомиться с основами музыкальной грамоты. Они узнают о нотном стане и нотах, высоте и длительности звуков, динамике, темпе и тембрах музыки. Они также знакомятся с основными музыкальными жанрами, такими как песня, танец и марш. В старших группах дети могут узнать об опере и балете.
Кроме того, дети узнают о таких понятиях, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель» и «дирижёр».
Для более глубокого понимания музыкальных понятий и терминов используются мультимедийные дидактические игры, такие как «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш» и «Весело-грустно».
Благодаря методу наглядности у детей активно развиваются музыкальные способности, такие как ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, а также чувство ритма.
В рамках музыкальной деятельности нашего детского сада активно используются современные технологии. В частности, во время проведения праздников и других мероприятий применяются яркие слайды, соответствующие тематике события.
Использование компьютерных технологий в моей работе музыкального руководителя способствует изучению народных праздников и традиций, что является актуальной задачей в настоящее время.
Применение инновационных технологий и методических подходов в практике позволяет мне достичь следующих результатов:
Внедрение инновационных технологий в деятельность музыкального руководителя ДОУ — это не просто шаг в будущее, но и необходимость, которая поможет детям развиваться в современном мире.
Таким образом, использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребёнка позволяет достичь главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду — научить детей любить и понимать музыку.