Автор: Вагайцева Ольга Михайловна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Работа с учениками первого года обучения игре на фортепиано в игровой форме, опираясь на его детский опыт и фантазию.
Открытый урок
Вагайцевой Ольги Михайловны,
преподавателя высшей категории ДШИ №1, г. Советская Гавань.
Открытый урок проводится в классе специального «фортепиано» с учениками 1-го года обучения по предпрофессиональной программе.
Тема:
Работа с начинающими: «В музыку с радостью!»
Цель урока: Развитие музыкально-образного мышления через детские ассоциации и формирование первоначальных навыков игры на фортепиано.
Задачи:
Образовательные:
Развиваюшие:
Воспитательные:
Ожидаемый результат:
Практическое применение усвоенных навыков в исполняемых упражнениях и пьесах на техническом зачете и академическом концерте.
Ход урока:
Я взяла эту тему, т.к. в школе я человек новый и у меня все ученики 1-го класса, а так же потому, что хочу поделиться с Вами, уважаемые преподаватели, своими наработками в этом направлении. У каждого из нас есть тот или иной метод работы, который отличает нас друг от друга – и это обогащает наш опыт, сохраняя основные традиции фортепианной школы.
Чего хочет ребенок, который первый раз пришел на урок фортепиано? Конечно же, скорее прикоснуться своими пальчиками к этим клавишам и всякими разными движениями извлечь из инструмента звуки! Сколько же радостных эмоций он испытывает в этот момент?!! Он делает для себя великое открытие – под его руками зазвучал инструмент!
Вот на этой волне эмоций моя задача, как педагога, направить процесс в нужное русло: увлечь ребенка в процесс познавания своих природных возможностей и предложить ему вполне жизненно знакомые ситуации.
В данный, донотный, период занятий с учеником используется метод исследования через образные ассоциации. Мне понравилось применять на занятиях детские сказки, хорошо знакомые всем детям, с яркими иллюстрациями, например: «Репка», «Теремок», «Колобок». Вместе с учеником , каждому индивидуально, выбираем приемлемые ему по его природным данным упражнения, связанные по образу персонажей сказки. Эти упражнения можно варьировать, усложнять со временем. Через такую игровую форму ученик осваивает разные приемы звукоизвлечения (штрихи) на фортепиано, учится через звук передавать образ персонажа, приспосабливает свой аппарат к инструменту, т.е. одновременно решать много задач, контролировать свои действия – приобретать опыт
Практическая часть урока.
Очень интересно и творчески ученики воспринимают сказку «Репка». Эту работу я хочу показать с Вишняковой Ариной -7лет. Ученица обладает хорошими музыкальными данными, хорошо воспринимает и выполняет предложенный материал.
Прежде всего, надо правильно усадить ученицу за инструмент, а это значит естественно, удобно, соблюдая все необходимые условия:
Теперь я ставлю на пюпитр ту самую «Репку» с красочно - выразительными картинками, - вот здесь и начинается наше сотворчество – мы погружаемся в мир сказки, сочиняя музыку…
Итак: «Посадил дед репку» - находим середину клавиатуры и запоминаем ноту ДО. Теперь свободным движением правой руки, 3-им пальцем, погружаемся в клавишу и представляем, что дед посадил семечко, а левой рукой еще одно (на всякий случай, если не взойдет). Растет репка, растет, - здесь я прошу Арину, чтобы она показала, как растет постепенно репка расходящимися движениями рук, находя следующие нотки ДО – выросла репка большая – пребольшая! По ходу рассказываю ученице про регистры. На этом упражнении отрабатывается свобода движения рук, всего плечевого аппарата, легкость переноса по октавам и погружение 3-го пальца в клавишу. Продолжаем сказку. Пошел дед репку тянуть – Прошу Арину показать, как ходит дед. Она идет по сцене тяжелой походкой со словами «топ, топ, топ». Теперь прошу ученицу снова сесть за фортепиано и подумать, в каком регистре лучше показать образ деда. Решаем, что нижний регистр подходит больше других. Прошу левой рукой отдельными движениями руки, опираясь на 3-ий палец, сыграть последовательность в пределах малой октавы. Можно предложить сыграть это же другими пальцами – это штрих non legato. Сказываем сказку дальше. Со словами: «Тянет, потянет, тянет, потянет – вытянуть не может!» - нажимаем всеми пальцами обеих рук в клавиатуру, опираясь в кончики пальцев, сохраняя «купол». Корпус слегка направлен вперед и опора на ноги. Надо следить за тем, чтобы локти не заходили за корпус.
«Позвал дед бабку». – Рассуждаем дальше. Походка у нее гораздо легче, чем у деда, она, ведь, женщина. Ей подходит неторопливая, ровная походка: «шаг, шаг, шаг»…Предлагаю прием legato. В пределах 5-ти пальцев. Пробуем движение пальцев по клавишам (как получится). Если ребенку сложно это движение – заменим его на три пальца (2,3,4) с остановками. Звук глубокий, длинный. «Бабка за дедку, дедка за репку – тянут, потянут – вытянуть не могут!». Соответствующее упражнение повторяется снова.
«Позвала бабка внучку». – Определяем характер внучки: веселая, озорная девочка, на месте не сидит, бегает, подпрыгивая, как будто с горки бежит на зов своей бабушки. Подбираем характерное упражнение: нисходящий ход по три ноты правой рукой (4,3,2) пальцами с подскоком на 2-ом. Следующий ход от ноты, где был подскок и т.д. «Позвала внучка Жучку».
К образу прыгающей собачки хорошо подходит штрих staccato. Поочередно каждой рукой с высокого регистра движемся постепенно вниз, отталкиваясь разными пальцами от клавиш (можно одинаковыми пальцами). «Тянут, потянут – вытянуть не могут!» - это упражнение повторяется, как рефрен.
«Позвала Жучка кошку» - Это упражнение напоминает предыдущее, но звук из руки в руку передается штрихом legato. Движения рук плавные, пластичные, свободно движутся от плеча. Пальцы аккуратно касаются клавиш и при нажатии не прогибаются.
«Позвала кошка мышку» - Арина сама предложила свой вариант к образу мышки в самом высоком регистре: чередование 2 и 3 пальцев в быстром темпе (трель). Так же попробовали пять пальцев на одном объединяющем движении. «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут, потянут, тянут, потянут – вытянули репу!» Все герои сказки падают, а мы это отображаем нажатием многих клавиш, падая на клавиатуру по всей длине, от локтя до пальцев обеими руками. Этот момент нравится всем детям!
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Как достижение поставленной цели Арина исполнит Этюд Гумберта, где есть f и p , legato и staccato.
Что такое этюд? Это музыкальная форма (зарисовка, как у художника) на развитие какого либо вида техники. Данный этюд построен на 5-типальцевой позиции в обеих руках. Чередование штрихов legato и staccato поочередно в разных руках ставит перед ученицей условие вовремя переключать свое внимание и точно выполнять одну из задач. Вторая задача – активная артикуляция пальцев. Отдельно можно проработать на крышке фортепиано, чтобы добиться четкости произношения, т.к. сила пальцев разная по природе, необходимо выравнивать звук, работая над опорой пальца. Штрих staccato выполняется цепким кончиком пальца, (здесь образно работает слово «цап»). Постоянно обращаю внимание ученицы на еще одну очень важную задачу; слуховой контроль. Слышать то, что играешь. Анализировать и исправлять свои недоработки. Также следует обращать внимание на динамические оттенки (соотношение силы звука). Важно, чтобы при исполнении piano, звук не был вялым, чтобы все звуки четко прослушивались. Обычно, проблема возникает с 1 и 5 пальцами. Необходимо неустанно следить за их постановкой, «куполом». На данном этапе исполнения следует брать темп, в котором ученица может соблюсти все задачи. Постепенно темп увеличивать, чтобы этюд нес свою главную задачу – техническую оснащенность пианистического аппарата.
Подведение итога: Арина собрала форму в едином темпе, старалась точно выполнять штрихи, следить за динамическими оттенками. Дома необходимо поработать над левой рукой – выравнивать звук 5 и 4 пальцев.
Вторую часть своего урока я покажу с Чудной Евой (7лет). У ученицы природная беглость пальцев, цепкая память. Отличается стабильностью в исполнении, но не всегда успевает следить за точным выполнением поставленных задач при игре. Начнем с упражнений на четкость артикуляции пальцев и ровность движения: «дорожка 1» на четыре пальца - нисходящее движение на две октавы в правой руке. Схема: 1-4 (через одну клавишу)-3-2-1(подряд) и т.д. Восходящее движение в левой руке. Если наблюдается ритмическая неровность в движении пальцев, советую играть под диктовку «по четыре», четко проговаривая слова. Это помогает организовать активное нажатие пальца по клавише, особенно в левой руке.
«Дорожка 2» из пяти пальцев. Схема: 1-2(через одну ноту) -3-4-5-4-3-2 и т.д. – правая рука и нисходящее движение в левой руке – играть на две октавы. Здесь особо необходимо уделить 4 и 5 пальцам. Чтобы звук не «проваливался» на 5-том пальце, необходимо сделать на него акцент. Это упражнение можно играть пунктиром. У Евы это получается хорошо и в быстром темпе.
В заключении Ева исполнит пьесу «Солнечный зайчик», композитор В.Волков. Приучаем ученика перед исполнением любого упражнения или пьесы ставить перед собой определенные задачи и вслух проговаривать их! Ученик должен точно знать и понимать, что ему необходимо сделать для грамотного исполнения произведения. В данном случае учимся контролировать весь процесс, работая по пунктам. (В дневниках для домашнего задания все необходимые задачи прописываются красной ручкой, как памятка).
Итог: Прозвучало достойное исполнение пьесы с соблюдением всех задач, но к концу Ева не удержала заданный темп, но ускорила его.
Ноты прилагаются: