Автор: Бетева Евгения Леонидовна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические рекомендации
Краткое описание работы: В Методической разработке рассматриваются этапы урока: 1. Организационный момент. 2.Дыхательная разминка. 3.Распевание, подготовка артикуляционного аппарата. 4. Вокально -хоровая работа.5.Разучивание песни и закрепление пройденного нотного материала.
Характеристика образовательного процесса.
Обучение в хоровой студии носит интегративный, комплексный характер. Оно включает в себя изучение разделов дисциплин, таких как вокал, теория музыки, сольфеджио, актерское мастерство, сценическое движение, хореография, театр, изобразительное искусство.
Интеграция предметов имеет большое значение для гармоничного музыкально-творческого развития студийцев, более профессионального исполнения хоровой музыки, для создания целостного образования музыкального произведения.
Образовательная деятельность в студии носит социально- ориентированный характер. Это, прежде всего, демократический принцип отбора студийцев: возможность реализоваться в музыкальном виде искусства детям из малообеспеченных слоев, а также участвовать в конкурсах, фестивалях, концертах. Все это способствует их проявлению в различных социальных ролях. Дети учатся взаимодействовать внутри коллектива, выстраивать отношения между собой и социумом, учатся предприимчивости, проектировать бизнес-план концертного мероприятия.
В процессе обучения детей пению формируется самоуправляющие механизмы личности : духовные потребности (в познании, эстетическом наслаждении) интересы, убеждения, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации, мировоззрение учащихся, его самопознание, самооценка, самоутверждение, самомнение, самостоятельность. На занятиях хоровым пением идет формирование сферы эстетическо-нравственной: воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, нравственных качеств, действенно-практической сферы (трудолюбие, уважение труда других (одноклассников)). Основной формой организации обучения является урок, который включает в себя следующие этапы:
1. Организационный момент (исполнение учащимися музыкального
приветствия «звонок»(микро-цель: создание положительного настроя на урок, организация внимания, объявление темы урока, краткий план занятия)). По времени этот этап занимает около 1 минуты.
2. Дыхательная разминка – учащиеся сами предлагают упражнения (ранее выученные) и выполняют их вместе с учителем (практический метод), в форме игры, средства обучения – ручной показ. По ходу выполнения упражнений происходит коррекция, самоконтроль учащихся при выполнении упражнения. Микро- цель этапа – подготовить дыхание к основному этапу – вокально- хоровой работе.
3. Подготовка артикуляционного аппарата, работа над дикцией (2 минуты). Цель этапа – активизация артикуляционного аппарата, формирование четкого правильного произношения. Метод обучения – практический, способ мотивации – ролевая игра, апперцепция. Выполнение игровых упражнений вместе с учителем (педагогика сотрудничества); коррекция со стороны учителя, самоконтроль учащихся при выполнении упражнений. После выполнения всех артикуляционных упражнений задается вопрос: зачем, с какой целью выполнять упражнения – ответ учащихся. Есть и другие способы улучшить дикцию – учащиеся предлагают скороговорки. Выбираем самую сложную скороговорку, это может быть предложение или фраза из разучиваемого произведения. Повторяем, обрабатывает дикцию, начиная с медленного произношения – заканчивает четким, быстрым. Может быть использована индивидуальная форма обучения метод практический, наглядно-зрительный, слуховой. Дается домашнее задание – скороговорки довести до совершенства.
4. Вокально-хоровая работа (основной этап урока), который
распадается на 2 подэтапа: а) распевание (цель – разогрев и подготовка голосового аппарата), б) разучивание музыкального произведения (здесь реализуются цели, обозначенные в начале урока).
5. Распевание: пение упражнений (от простого к более сложному – принцип систематичности и доступности), начиная с упражнений, построенных на одном-двух звуках, заканчивая 2-х голосными упражнениями; пение по ручному нотному стану. Главная группа методов – практические , словесный (объяснение-иллюстрация в сочетании с репродуктивным, метод мысленного пения (реализация валеологической цели – охрана детского голоса)) развитие творческого воображения. В конце распевания – распевка – скороговорка (вычленение трудного в дикционном отношении мотива из разучиваемого произведения) повторяется в восходящем и нисходящем движении. Решаются две задачи: отрабатывается вокальная дикция и выучивается текстовый фрагмент из песни.
6. Разучивание песни: ( Здесь, на этом этапе реализуются основные цели урока. Если это новое произведение, то сначала слушание (прослушивание) его, анализ (словесный метод – беседа)). Высокохудожественное по содержанию музыкальное произведение создает у детей мотивацию, основанную на новизне содержания, необычности музыкального языка (гармония, яркая выразительная мелодия, интересный текст). Эмоциональный показ учителя тоже является стимулом к разучиванию и исполнению данного конкретного произведения.
В работе над любым хоровым произведением приходится решать следующие задачи:
1. добиваться чистого интонирования мелодии для этого используются следующие виды деятельности: пение a capella,
мысленное пропевание мелодии, вычисление трудных интонационных оборотов и их выпевание, пение мелодий песни на удобные слоги (ду-лю-ле) для уточнения интонации, пение по разучиваемым фразам)
2. Ритмически точного исполнения (отработать ритмический рисунок или отдельно взятую фигуру, соединить с текстом). Наглядные средства – карточки, графические изображения на доске. Ритмические формулы даются В.В. Кирюшиным.
3. Правильного звуковедения (плавное или стоккатированое0 большое значение здесь имеет правильное звукообразование, которое способствует концентрации. Метод работы с голосом (М.И. Глинка): ненапряженное пение, правильное формирование фонем гласных (особое внимание обратить на «и», «а», «е»). Если произведение многоголосное, то используются групповые средства обучения (партия сопрано, партия альтов).
4. Выразительной динамикой, что требует много времени (петь без напряжения, следуя за дирижерским жестом, атака звука мягкая). Учащиеся осознанно пользуются этим видом атаки звука, опора на знания;
5. хорового строя и ансамбля, одновременного вступления и
снятия звука;
6. выразительного, художественного исполнения произведения и
на последнем этапе работа над произведением по ходу разучивания произведения и на последнем этапе работа над произведением – подготовка к концертному исполнению. Учащиеся вместе с преподавателем составляют исполнительский план произведения (исходя из содержания песни и музыкального образа) находят интересные моменты , «изюминку» в произведении, дополняют исполнение песни интересными деталями (это может быть интонационное выделение важных слов, небольшое движение головой или рукой, небольшое отклонение от темпа и т.п.). Продолжительность работы над одним произведением зависит от объема и степени его сложности , от уровня его подготовки учащихся, и других причин, и может занять от одного до двух месяцев.
В работе над хоровым произведением проявляется педагогика сотрудничества – учитель и учащиеся вместе творят, создают музыкальное произведение в собственной интерпретации. В этом заключается творческое начало. Если произведение по содержанию яркое, образное, то можно его театрализовать. Этот вид исполнения песни чаще всего используется на начальном этапе обучения: в первом классе разучиваем 2 песни: «Песня папы Карло», «Буратино» из т/ф «Приключения Буратино», которые связаны единым образом (любимый сказочный герой) стимулирует мотивацию. Учащиеся сами находят куклу, придумывают ей наряд, шьют его, в концертном исполнении кукла принимает активное участие. Украшает песню и звучание скрипки, используется литературный текст в 1-й песне «Песня папы Карло», который читает один из учеников.
Подведение итогов урока, если преподаватель не планировал использование такого вида деятельности как развитие творческих навыков. Хотя этот вид деятельности может быть включен и в основной этап урока – вокально- хоровую работу. Если развитие творческих навыков является отдельным этапом урока, то можно использовать следующие форсы работы: сочинение мелодии (распевки с 3-4-го года обучения), ритмического рисунка (на 1-м и 2-м году обучения), небольшой песенки на заданный текст, варьирование заданной мелодии их ритма, игра. Дирижер (один из учеников дирижирует классом), сочинение ритмической партитуры, узнавание ранее выученной песни по ритмическому рисунку или индивидуально.
Пятый этап урока – подведение итогов, то учащиеся анализируют и дают оценку своей музыкальной деятельности, была ли достигнута цель урока, намечают перспективы на следующий урок. Исполняется попевка «Музыкальный звонок», который завершает урок. Данная педагогическая технология является необходимым инструментом для реализации программы по хору «Мы дружим с музыкой».