"Очень весело шумим!"


Автор: Антонова Ксения Андреевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Очень весело шумим!"

Краткое описание работы: Проект по ознакомлению детей 3-4 лет с шумовыми инструментами

 

Паспорт проекта:

Автор проекта: Антонова Ксения Андреевна, музыкальный руководитель МДОУ «Д/с №2» г. Кыштым.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 1 месяц.

Тип проекта: познавательно – творческий, игровой, групповой

Место реализации: МДОУ «Д/с №2» г. Кыштым

Вид деятельности: познавательный

Участники проекта: дети второй младшей группы 3- 4 лет, воспитатели музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: В наше время многие дети растут на музыке бешеных ритмов и богатой электронных звуков. Это не способствует гармоничному и нравственному развитию детей, а создает атмосферу духовной бедности и художественной серости. Данный проект направлен, на то чтобы показать детям, что музыка- это не скучно, это удивительный и веселый мир, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Главная задача взрослых - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся.

Один из популярных видов деятельности в детском саду является игра на детских шумовых инструментах, в том числе музыкальное экспериментирование. Это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь вырабатывается стойкий интерес к музыкальному искусству, проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и самостоятельно создавать новый образ. Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения способствует гармоничному психическому развитию ребенка. Большие возможности открываются у детей, вовлеченных с раннего возраста в групповые формы музицирования, в частности детский шумовой оркестр. И самым излюбленным является оркестр из самодельных музыкальных инструментов.

Именно самодельные шумовые инструменты помогают детям понять, откуда берутся звуки. Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

 Умение ребенком создавать свой маленький собственный музыкальный инструмент, сочинять собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в концертах, на праздниках и досугах, дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых мето­дов, средств и форм музыкальной деятельности.

  Все, что может показаться развлечением, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя в игру, дети не заметно для себя усваивают премудрости нотной грамоты, даже не подозревая о существовании музыкального ритма. Дети выстукивают на музыкальных инструментах ритмические рисунки, импровизируют. И все это – игра, в которой он участвует, творчески создавая, а не подражая. Используя в играх шумовые музыкальные инструменты, дети учатся сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию, учатся моделировать художественные образ музыкального произведения.

Цель проекта: Расширение знаний дошкольников о музыкальных
инструментах. Формирование музыкально-сенсорных способностей
детей.

Задачи проекта:
-  Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные
качества звуков, сравнивать их.
-  Познакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами:
бубен, ложки, колокольчик, погремушка, маракасы, кастаньеты, трещотки.
-  Формировать у детей чувство ритма.
-  Формировать желание у детей импровизировать со звуком при игре на
музыкальных инструментах.
-  Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми
при реализации проекта.

Ожидаемый результат
1. Ознакомление с шумовыми музыкальными инструментами. Умение выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
2. Развитие сферы чувств, эмоциональной отзывчивости к
прослушиванию музыки, готовность к творчеству и импровизации на
простейших музыкальных инструментах.
3. Гармонизация родительско-детских отношений в совместной проектной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1.     Подготовительный этап:

1)Информирование родителей по теме проекта:

- Оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома»;

- Привлечение родителей к изготовлению шумовых инструментов.                                                       

2)Организационно-методическая деятельность:

- Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта;

- Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на детских инструментах в группах младшего возраста.»

2.     Основной этап:

 - Просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением шумовых музыкальных инструментов,  музыкантами, играющими на них соло и или в оркестре.

- Беседа с детьми «Какие бывают шумовые музыкальные инструменты».

 - Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы шумовых музыкальных инструментов «Идем на концерт», «Магазин музыкальных инструментов».

 - Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе).

- Слушание живой музыки с использованием шумовых музыкальных инструментах.

 - Музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Оркестр», «Подбери инструмент».

-Раскрашивание картинок с изображением музыкальных инструментов.

 

- Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие:

«Кто что услышит»

«Солнышко и дождик»

«Угадай, на чем играю»

-Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов:

- «Веселые зайчики прыгают на полянке» (бубен)

- «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)

- «Цыплята клюют зернышки» (ложки)

- Чтение стихотворений А.Барто «Барабан», Е. Балагина «Погремушка».

-Настольные дидактические игры «Сложи картинку» (бубен, ложки, погремушка, колокольчик, трещотка, маракасы).

-Продуктивная деятельность – рисование под музыкальное сопровождение.

3.     Итоговый этап:

-Консультация для родителей «Поиграем со звуками»;

- Совместная работа «Мои первые музыкальные инструменты»

- Развлечение «Маленькие музыкант»

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Приложение

Музыкальное занятие по ознакомлению детей с шумовыми музыкальными инструментами.

 Цель: познакомить детей с духовым инструментом свистулькой – дать представление о внешнем виде и звучании.

Задачи:

-закрепить представление о внешнем виде и звучании музыкально-шумовых инструментов (бубна, погремушки, колокольчика, металлофона, деревянных ложек);

-формировать интерес к игре в детском шумовом оркестре;

-воспитывать положительное отношение к музыке.

Оборудование: ноутбук и проектор, шкатулка с шумовыми инструментами.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель.

Здравствуйте, ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах,  и это очень радует меня.  Пусть это настроение продлится на протяжении всего занятия. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем, друг друга и поздороваемся с нашими гостями.

Взялись за руки и построили круг.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Колокольчик динь, динь, динь.

Мы друг другу передадим.

Здравствуй Ваня динь, динь, динь и т.д.

Здравствуйте гости динь, динь, динь

Всем привет и добрый день.

Музыкальный руководитель.

Музыка живёт везде, она собирается как мозаика  из отдельных звуков, нот  и превращается в волшебную силу воздействия на всё живое, особенно на человека и разговор пойдёт у нас сегодня о музыкальных инструментах.

(Присаживаемся на стульчики)

Музыкальный руководитель.

Есть на свете одна

Музыкальная страна.

Добрый мастер там один,

Мне шкатулку подарил

Посмотрите малыши, что же там лежит внутри?

Это чудо - инструменты, музыкальные они,

Кто их знает? Ну, скорее назови…

(Музыкальный руководитель достает из шкатулки свистульку). Это свистулька. В неё свистят. Вот здесь у неё находится отверстие и

чтобы извлечь из неё звук нужно в неё подуть. Вот послушайте.

Музыкальный руководитель играет.

Дети кто из вас хочет поиграть в свистульку?

(Выходит ребёнок и свистит в свистульку).

Дети, а как вы думаете, на что похож звук свистульки?

Дети. На пение птицы.

Музыкальный руководитель.   А, сейчас я приоткрою крышку нашей шкатулки, и мы услышим одну пьесу Аврелиана Григорьевича  Руббаха «Воробей». Дети подойдите к шкатулочке поближе, садитесь на коврик.

Вы тихонечко сидите,  приготовив ушки,

Потому что я  хочу научить вас слушать

Звучит пьеса А.Г. Руббаха «Воробей».  Дети как называется пьеса А.Г. Руббаха.

Дети: Пьеса называется «Воробей».

Музыкальный руководитель:

Ребята, а что вы представляли, когда слушали  пьесу?

Дети.

Воробышек летает, прыгает, клюёт зёрнышки, поёт, пьёт водичку из лужи, радуется весне, солнышку.

Музыкальный руководитель:

Значит пьеса композитора  А.Г. Руббаха «Воробей» весёлая, радостная, быстрая.

(Музыкальный руководитель достает из шкатулки металлофон).

Музыкальный руководитель.

А как называют этот музыкальный инструмент.

Дети: Это металлофон.

Музыкальный руководитель

Что нужно сделать, чтобы извлечь звук  из металлофона.

Дети:

Нужно молоточком ударить по пластинке.

Музыкальный руководитель:

Покажи как.

Ребёнок стучит по металлофону.

Музыкальный руководитель:

Показываю картинку с изображением птицы – мамы и птенцов.

 Ребята,  кто изображён на картинке?

Дети: Птичка – мама и птенцы.

(Музыкальный руководитель ударяет по пластине соответствующего звука) и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают руку высоко и низко.

Музыкальный руководитель.

Что же у нас ещё лежит в шкатулке?

(Музыкальный руководитель достает из шкатулки музыкальные инструменты).

Дети их называют.

Это ложки в них стучат. (Ложки стучат)

Это погремушки в них звенят (Погремушкой звенит)

Это бубны, в них стучат. (Стучит по бубну)

Это колокольчик, в него звенят. (Звенит колокольчиком)

Проводится музыкально – дидактическая  игра на развитие тембрового слуха 

«Угадай, на чем играю»

Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: ложки, погремушка, бубен,  колокольчик.

Ход игры:  Ширма. Музыкальный руководитель играет на ложках, погремушке, бубне, колокольчике.  Дети по слуху угадывают музыкальные инструменты.

Кто из детей отгадал, выходит к столу и выбирает картинку с этим инструментом.

Музыкальный руководитель. А сейчас мы с вами поиграем на этих инструментах, самое главное для исполнения в оркестре – это слушать другие инструменты. Смотрим на экран и играем в том порядке, в котором звучат музыкальные инструменты.

Ребята разбираем музыкальные инструменты и для доброго мастера  сыграем песню «Добрый мастер», музыка О.Злотник, слова О. Долгалёва, И. Холодная.

Оркестр – видео.

Физминутка.

Музыкальный руководитель.

Засиделись мы немножко,

Уж пора размять нам ножки.

Ну-ка, дети, выходите,

В круг вставайте и пляшите.

«Пяточка, носочек – раз, два, три!»

Музыкальный руководитель.  Молодцы! А у нас с вами тоже есть музыкальный инструмент – это наш голос. Что мы делаем с помощью голоса. Дети отвечают.

Поём.

Музыкальный руководитель: А сейчас я вам наиграю вступление знакомой мелодии, а вы должны определить, что эта за песня. Дети называют знакомую песню по вступлению.

Музыкальный руководитель.  Правильно. Давайте споем все вместе песню «Зима прошла» муз. Н. Метлова, сл. М. Клокова.

(Показываю игрушку воробушка.)

Музыкальный руководитель.

Дети давайте покормим нашего воробушка,

поиграем с вами в пальчиковую игру «Птичка».

Птичка – птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке.

Как подую на тебя,

Сразу, птичка, улетай!

Ребята птичка хочет с вами поиграть.

Птичка.

Над детьми я покружу,

Всех вас в птичек превращу!

Полетели птички,

Птички – невелички.

Музыкальная игра «Вот летали птички».

(Дудочка - музыкальный инструмент изображает «БИ – БИ» звук машины, дети убегают на стульчики.)

Музыкальный руководитель.

Ой, как хорошо повеселились:

И побегали, и покружились.

Вам понравилась игра? (Да!)

Музыкальный руководитель.

А теперь, детвора,

На прогулку нам пора.

Инструменты приберем,

Все в шкатулку уберем.

С хорошим настроением

Гулять пойдем!

Вывод занятия:  

Музыкальный руководитель.

Что за музыкальные  инструменты нам прислал Добрый мастер?

Дети перечисляют.

Музыкальный руководитель. 

С каким музыкальным инструментом вы познакомились на занятии.

Дети – это свистулька.

Музыкальный руководитель

Какие бываю звуки?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель

А что больше всего вам понравилось на занятии.

Ответы детей:

Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания, до новых встреч!

Дети: До свидания!

(Под музыку дети друг за другом выходят из зала.)

 

 

 

Игры на развитие музыкального слуха.

«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»

Цель:  Развивать устойчивое слуховое внимание, умение

различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Колокольчик, бубен, ложки и др.

Ход: Муз.рук. поочередно показывает ребенку музыкальные

инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда

педагог убедится, что малыш усвоил название и запомнил

звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Муз.рук. повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?»

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный

словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование:  колокольчик, бубен, погремушка, ложки

Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше

перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким

предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и

контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?»

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание,

выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей

при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход: Муз.рук. говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку.

Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если

начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите под зонт.

Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

 

 

Консультация для РОДИТЕЛЕЙ

«ПОИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ»

Малыш – дошкольник живет играя, в игре он познает мир.

Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить,

обогатить представления о свойствах предметов и явлений

окружающей действительности. Если вы приглядитесь к стихийно

возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно

выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявить

звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит,

пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть

на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на

игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он

пытается понять язык звуков.

Игры со звуками – естественное дополнение к «звуковым

забавам» малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать,

различать и самостоятельно производить звуки разной окраски,

сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся

музыкальные игрушки. Это ударные инструменты: барабан,

погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки,

флейты .

Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки ,коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат.

Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая

глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему

малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы

можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие,

мягкие или резкие.

А теперь попробуйте поиграть с ребенком в игру «Лесное эхо». В

этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по

силе. Сначала вы вместе вспомните, что такое эхо, как оно тихо

отвечает на наши громкие звуки. Расскажите, что во всякой музыке

есть звуки громкие и тихие. Возьмите игрушку и начните игру. Кто

вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, а у того, кто

отвечает – тихо. Потом можно обменяться ролями и игрушками. В

последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребенок

будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом, вы

сможете увидеть, насколько внимателен ребенок к конкретным

заданиям, оцените его память и координацию движений и голоса.

Такие игры со «звучащими жестами» (движениями рук, кисти,

пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений,

которые очень помогут вашему ребенку в обучении игре на

музыкальном инструменте.

 

 

 «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕТСКИЕ ЗВУЧАЩИЕ

ИГРУШКИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

«Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки тот, кто играет на нём – почти волшебник»

Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т.д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.

Музыка необходима малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.

Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т.д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.

Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление.

Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.

У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыки многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т.д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.

Обеспечьте малыша разнообразными детскими музыкальными инструментами, научите его играть с ними. Малыши так любят греметь маракасами и кастаньетами, ударять в бубен или барабан, дуть в дудку. Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещётка, колотушка и свистулька. А уж ксилофон или металлофон обязательно станет одной из любимых игрушек для Вашего малыша. Дети очень любят металлофон. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне мелодию любимой песенки.

Учите малыша различать звучание музыкальных инструментов. Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета (например, бубен и колокольчик), потрясите их перед глазами малыша, потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте сами. Постепенно увеличивайте количество предметов (например, до пяти) и усложняйте задачу - подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук.

Используя пианино или синтезатор, можно сыграть и в такую игру. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на клавиши несколько раз, попросите малыша отвернуться и нажмите одну из клавиш – пусть угадает. Обязательно слушайте с ребенком музыкальные записи: классическую музыку, звуки природы. Маршируйте под веселые марши, кружитесь под звуки вальса. Можете комментировать ритм мелодии, называть автора и музыкальное произведение.

Музыкальные инструменты можно не только приобрести в магазине, но и сделать их своими рукам. Сделав своими руками такие звучащие игрушки-погремушки, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирование.

Дети, которые были замкнутые, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.

Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш малыш вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком. Дерзайте и творите вместе с детьми!

Музыкальные игрушки

Так детьми любимы!

Развивают детский слух

Всем необходимы.

Дудки, бубны, барабаны,

Кастаньеты, ксилофон!

Музыка, музыка -

Звучит со всех сторон!

  

Консультация для воспитателей

«Организация музицирования на детских музыкальных

инструментах»

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из

самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки.

Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась

необходимым условием общего развития детей. Игра на детских

шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм,

музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального

общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе,

развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые,

зрительные, тактильные способности к восприятию.

Благоприятному музыкальному развитию малышей способствует

организация музыкальной среды в группе: наличие музыкальных

игрушек, негромко звучащих музыкальных инструментов (бубен,

барабан, колокольчик, погремушки), музыкально-дидактических

пособий и игр.

Бубен

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в

несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей .

Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по

ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как

сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в

оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство

ритма.

Погремушки

Музыкальный инструмент с приятным многоголосым звучанием.

Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения

мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство

ритма, фантазию.

Маракасы

Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную

погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми

горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной

музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет

использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. От силы встряхивания

инструмент меняет силу звука. Игра на инструменте развивает чувство

ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки.

Инструмент используется для ритмического сопровождения народных

танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.

Треугольник

Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в

форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов.

При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой

руке, ударяет по различным частям треугольника(для получения звука

различной степени громкости характера) специальной стальной

палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты,

чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может

заглушаться прикосновением свободной руки.

Формы работы с шумовыми инструментами:

- Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к

детским песенкам. Подобрав фонограмму любой детской песенки,

можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт»

используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты,

треугольник и другие.

- Импровизация звуковых картин на заданную тему

- Звуковая иллюстрация стихов

- Сказки-шумелки

Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей

является звукоподражание и элементарное музицирование на детских

шумовых музыкальных инструментах.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка может

организовать любые родители без специальной методической или

музыкальной подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать

более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В

 

такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз есть

возможность что-либо изобразить шумом.

Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах –

занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с

взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и

коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое

восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых

и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование

шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому

оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно

слушать, и хорошая реакция и память.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он

подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить

шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки,

смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или

условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный

(барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты

звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет,

какие должен освоить на планируемом занятии.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно

было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка

должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите

необходимый звуковой эффект. Перед занятием раздайте инструменты

с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям

выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время

исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и

выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя

текст.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно

подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость

игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на

инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать

незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу

детей, идеи детей.

 

Используемая литература

1. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. «Развитие детей раннего

возраста в условиях вариативного дошкольного образования», Москва

«Обруч», 2010

2. Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших

дошкольников», Москва «Просвещение», 1985

3. Кузнецова О.С. «Домашний оркестр», Москва «Карапуз», 1998

4. Соляник Е.Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста»,

С-Пб «Детство-Пресс», 2010

5. Учебно-методическое пособие «Младший дошкольник в

детском саду. Как работать по программе «Детство», С-Пб «Детство-

Пресс», 2005