Музыкотерапия как часть реабилитации детей с ОВЗ


Автор: Петрова Наталья Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Музыкотерапия как часть реабилитации детей с ОВЗ

Краткое описание работы: Описывается воздейтсвие на психологическое состояние ребенка различных ритмов и конкретных произведений конкретных композиторов. Влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ.

Н.В. Петрова

МКУ Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями имени Л.В.Боряк

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК ЧАСТЬ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Музыкотерапия – это психологическое воздействие, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем. Поэтому музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д. Чтобы музыка контактировала с ребенком, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, проходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более ритмичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее мобилизующее воздействие. Известно, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. 

Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и условные интонации, в которых больше социально обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган. При отборе музыкальных произведений необходимо учитывать, что мелодичные произведения, обладающие четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей.

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс; усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под воздействием музыки изменяются тонус мышц, моторная активность.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Встречаются дети, особенно подростки, на которых музыка воздействует прямо противоположно. Тревожная, казалось бы, музыка действует на них успокаивающе, и, наоборот, релаксирующая музыка вызывает у них тревогу. Кроме того, как показали исследования физиологов А. Калашникова, В. Сауткина и др., использование перед контрольными и диктантами музыки, отличающейся ровным темпом, мягкими мелодичными интонациями, способствовало снижению нервного утомления и сокращало период нормализации функционального состояния организма детей.

Музыка может умиротворять, расслаблять, активировать, облегчать печаль, усыплять и вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы.

В Центре реабилитации музыка представлена в двух формах – активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда ребята только слушают музыку вместе с просмотром красивого видео (море, природа, подводный мир и т.д.). Активная форма подразумевает музыкальное занятие с применением различных форм музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмические задания, игра на музыкальных инструментах. Назначение музыкальных занятий состоит в том, чтобы помочь ребенку максимально раскрыть имеющийся потенциал, исходя из его возможностей. Работа с детьми требует от педагога особой чуткости, внимания к тому, что ребенок пытается выразить. Использование приемов и методов музыкальной терапии в комплексном реабилитационном процессе помогает скорейшему установлению контакта и взаимопонимания между ребенком с ОВЗ и педагогом.

Музыкальная терапия эффективна в коррекционной работе с детьми, имеющими невротические расстройства, нарушения речи и слуха, нарушения поведенческой и эмоционально-волевой сфер. Целью таких занятий является социализация и реабилитация детей с ОВЗ, которая подразумевает позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние детей, преодоление психологических барьеров, компенсацию дефицита общения.

Для пассивной формы музыкотерапии подбираются специальные произведения с учетом психоэмоционального состояния детей.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка»

Ф. Шопена, вальсы И. Штрауса, «Мелодии» А. Рубинштейна.

  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 22» И. Баха, «Лунная соната» Л. Бетховена.
  • Для общего успокоения – «Симфония №6» Л. Бетховена, часть 2, «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта.
  • Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки И. Баха.
  • Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, – «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Венгерская рапсодия №1» Ф Листа, «Сюита Маскарад» А. Хачатуряна.
  • Для поднятия общего жизненноготонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония» П. Чайковского, «Увертюра Эдмонд» Л. Бетховена.
  • Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Симфония № 5» Ф. Мендельсона.

Музыкотерапия оказывает несомненное воздействие на личность ребенка с ОВЗ, поэтому заниматься музыкой имеет смысл на любом этапе развития.

Библиографический список

  1. Котышева, Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. – СПб. – 2010.
  2. Кэмпбелл, Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. – Минск. – 1999.
  3. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика:

учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит.

издат. центр ВЛАДОС. – 2000. 

  1. Шушарджан, С. Доктор мед. наук о музыкальной терапии// Клуб.

– 2001.