Использование элементов технологии «Портфолио» на уроках «Развитие речи» в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие»


Автор: Цвентарная Лариса Георгиевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Использование элементов технологии «Портфолио» на уроках «Развитие речи» в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие»

Краткое описание работы: Развитие индивидуальных способностей ребёнка сегодня является приоритетным направлением в педагогике на всех этапах образовательного процесса. Современные образовательные технологии ориентированы на формирование личности, обладающей не только академическими знаниями, но и креативностью, самостоятельностью и способностью к самоанализу. Одной из эффективных методик, способствующих всестороннему развитию ребёнка, является технология «Портфолио». Технология портфолио направлена на накопление, оценку и фиксирование образовательных результатов обучающегося в различных видах деятельности. В отличие от традиционной системы оценивания, она не ограничивается проверкой знаний в моменте, а позволяет анализировать динамику развития, выявлять сильные стороны ребёнка и корректировать образовательную траекторию.

ЦВЕНТАРНАЯ ЛАРИСА ГЕОРГИЕВНА

заместитель директора по учебно-методической работе

МБУДО «ДМШ № 7 ИМ. П.К. МАРЧЕНКО»

г. КРАСНОЯРСК

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» НА УРОКАХ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие индивидуальных способностей ребёнка сегодня является приоритетным направлением в педагогике на всех этапах образовательного процесса. Современные образовательные технологии ориентированы на формирование личности, обладающей не только академическими знаниями, но и креативностью, самостоятельностью и способностью к самоанализу. Одной из эффективных методик, способствующих всестороннему развитию ребёнка, является технология «Портфолио».

Технология портфолио направлена на накопление, оценку и фиксирование образовательных результатов обучающегося в различных видах деятельности. В отличие от традиционной системы оценивания, она не ограничивается проверкой знаний в моменте, а позволяет анализировать динамику развития, выявлять сильные стороны ребёнка и корректировать образовательную траекторию.

Основная цель использования портфолио в образовательном процессе — отслеживание индивидуального прогресса обучающегося, а также демонстрация его способностей и достижений в различных видах деятельности. При этом портфолио выполняет сразу несколько функций:

  • Мотивационная – стимулирует интерес к обучению и формирует у ребёнка осознание личных успехов.
  • Развивающая – способствует развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
  • Диагностическая – позволяет педагогу выявлять проблемные моменты в развитии ребёнка и корректировать образовательный процесс.
  • Оценочная – фиксирует результаты работы обучающегося в динамике, что особенно важно для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

В рамках дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие» портфолио используется для систематического наблюдения за речевыми навыками детей 4-5 лет. Работа с портфолио в данном случае реализуется через персональные конверты «Моя учебная копилка», которые формируются на первом занятии.

Каждый ребёнок получает свой персональный конверт, который выполняет роль портфолио и хранит все его достижения в течение учебного года. Конверты изготавливаются из двух листов бумаги А4, соединённых степлером. На первом занятии дети раскрашивают их и подписывают вместе с преподавателем, что делает процесс оформления индивидуализированным и интересным.

Важно, что данные конверты хранятся в кабинете и не выдаются домой до окончания курса обучения. Это необходимо для поддержания системности в образовательном процессе и предотвращения потери важных материалов.

Каждое занятие предполагает постепенное накопление материалов в конверте. Такой подход позволяет педагогам и родителям наблюдать за прогрессом ребёнка и его вовлечённостью в учебную деятельность.

При работе с портфолио учитываются следующие принципы:

  • Индивидуальный подход – каждая работа отражает уровень подготовки ребёнка и его личные достижения.
  • Гибкость – в любое время обучающийся может вернуться к ранее выполненному заданию, пересмотреть его или исправить ошибки.
  • Развитие самостоятельности – ребёнок учится анализировать свою работу и вносить в неё улучшения.

Придя на занятие, ребёнок может:

  • Завершить ранее начатое задание, если ранее испытывал трудности.
  • Выполнить дополнительные упражнения, если закончил основную работу раньше остальных.
  • Получить обратную связь от преподавателя и исправить ошибки.

Таким образом, портфолио становится не просто хранилищем работ, а активным инструментом развития.

Важным элементом работы с портфолио является система фиксации достижений обучающегося. В конверте каждого ребёнка содержится памятка с результатами входного, промежуточного и итогового контроля, где фиксируются навыки счета, чтения, запоминания, звуковой культуры речи.

  • Входной контроль: успешное выполнение хотя бы одного задания или частичное выполнение трёх из четырёх.
  • Промежуточный контроль: безошибочное выполнение двух заданий или частичное выполнение всех четырёх.
  • Итоговый контроль: выполнение всех заданий без ошибок.

Подобный подход позволяет преподавателю:

✔️ видеть динамику развития ребёнка,

✔️ своевременно корректировать образовательную программу,

✔️ учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Дети быстро привыкают к особому статусу портфолио и воспринимают его не просто как сборник заданий, а как личное пространство для накопления знаний. Игровая форма взаимодействия с портфолио повышает интерес к учебной деятельности:

  • После выполнения всех заданий на конверте рисуется весёлый смайлик как знак успеха.
  • Если задание было отложено, ставится грустный смайлик, который напоминает ребёнку о необходимости его завершения.
  • Дети называют процесс пополнения конверта «кормлением» его знаниями, что делает учебный процесс более увлекательным.

Использование технологии «Портфолио» на уроках «Развитие речи» в рамках программы «Раннее эстетическое развитие» демонстрирует высокую эффективность в формировании у детей:

  • познавательной активности,
  • навыков самоанализа,
  • мотивации к обучению.

Благодаря портфолио фиксируются достижения каждого ребёнка, анализируется его прогресс и создаётся благоприятная среда для индивидуального развития. Таким образом, данный метод не только помогает систематизировать образовательный процесс, но и делает его интересным, доступным и результативным для обучающихся дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бывшева, М.В. Что такое портфолио и зачем оно будущему первокласснику? [Текст] / М. Бывшева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 33-37.
  2. Мирзоян И.В., Третьякова Н.И. Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 276–278. – [Электронный ресурс] // Режим доступа:

URL: http://e-koncept.ru/2016/76527.htm.

  1. Орлова Л. Портфолио дошкольника [Текст] / Л. Орлова. Детский портал «Солнышко» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents/portfolio_4.html
  2. Юркова С.Г. Портфолио воспитанника ДОУ [Текст] / С.Г. Юркова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.resobr.ru/article/37252-portfolio-vospitannika-dou