Автор: Цвентарная Лариса Георгиевна
Предмет: Иное
Класс: Педагоги
Тип материала: Методическое сообщение
Краткое описание работы: Развитие индивидуальных способностей ребёнка сегодня является приоритетным направлением в педагогике на всех этапах образовательного процесса. Современные образовательные технологии ориентированы на формирование личности, обладающей не только академическими знаниями, но и креативностью, самостоятельностью и способностью к самоанализу. Одной из эффективных методик, способствующих всестороннему развитию ребёнка, является технология «Портфолио». Технология портфолио направлена на накопление, оценку и фиксирование образовательных результатов обучающегося в различных видах деятельности. В отличие от традиционной системы оценивания, она не ограничивается проверкой знаний в моменте, а позволяет анализировать динамику развития, выявлять сильные стороны ребёнка и корректировать образовательную траекторию.
ЦВЕНТАРНАЯ ЛАРИСА ГЕОРГИЕВНА
заместитель директора по учебно-методической работе
МБУДО «ДМШ № 7 ИМ. П.К. МАРЧЕНКО»
г. КРАСНОЯРСК
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» НА УРОКАХ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие индивидуальных способностей ребёнка сегодня является приоритетным направлением в педагогике на всех этапах образовательного процесса. Современные образовательные технологии ориентированы на формирование личности, обладающей не только академическими знаниями, но и креативностью, самостоятельностью и способностью к самоанализу. Одной из эффективных методик, способствующих всестороннему развитию ребёнка, является технология «Портфолио».
Технология портфолио направлена на накопление, оценку и фиксирование образовательных результатов обучающегося в различных видах деятельности. В отличие от традиционной системы оценивания, она не ограничивается проверкой знаний в моменте, а позволяет анализировать динамику развития, выявлять сильные стороны ребёнка и корректировать образовательную траекторию.
Основная цель использования портфолио в образовательном процессе — отслеживание индивидуального прогресса обучающегося, а также демонстрация его способностей и достижений в различных видах деятельности. При этом портфолио выполняет сразу несколько функций:
В рамках дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие» портфолио используется для систематического наблюдения за речевыми навыками детей 4-5 лет. Работа с портфолио в данном случае реализуется через персональные конверты «Моя учебная копилка», которые формируются на первом занятии.
Каждый ребёнок получает свой персональный конверт, который выполняет роль портфолио и хранит все его достижения в течение учебного года. Конверты изготавливаются из двух листов бумаги А4, соединённых степлером. На первом занятии дети раскрашивают их и подписывают вместе с преподавателем, что делает процесс оформления индивидуализированным и интересным.
Важно, что данные конверты хранятся в кабинете и не выдаются домой до окончания курса обучения. Это необходимо для поддержания системности в образовательном процессе и предотвращения потери важных материалов.
Каждое занятие предполагает постепенное накопление материалов в конверте. Такой подход позволяет педагогам и родителям наблюдать за прогрессом ребёнка и его вовлечённостью в учебную деятельность.
При работе с портфолио учитываются следующие принципы:
Придя на занятие, ребёнок может:
Таким образом, портфолио становится не просто хранилищем работ, а активным инструментом развития.
Важным элементом работы с портфолио является система фиксации достижений обучающегося. В конверте каждого ребёнка содержится памятка с результатами входного, промежуточного и итогового контроля, где фиксируются навыки счета, чтения, запоминания, звуковой культуры речи.
Подобный подход позволяет преподавателю:
✔️ видеть динамику развития ребёнка,
✔️ своевременно корректировать образовательную программу,
✔️ учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Дети быстро привыкают к особому статусу портфолио и воспринимают его не просто как сборник заданий, а как личное пространство для накопления знаний. Игровая форма взаимодействия с портфолио повышает интерес к учебной деятельности:
Использование технологии «Портфолио» на уроках «Развитие речи» в рамках программы «Раннее эстетическое развитие» демонстрирует высокую эффективность в формировании у детей:
Благодаря портфолио фиксируются достижения каждого ребёнка, анализируется его прогресс и создаётся благоприятная среда для индивидуального развития. Таким образом, данный метод не только помогает систематизировать образовательный процесс, но и делает его интересным, доступным и результативным для обучающихся дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
URL: http://e-koncept.ru/2016/76527.htm.