Автор: Антюхова Виктория Викторовна
Предмет: Музыкальный фольклор
Класс: Педагоги
Тип материала: Создание авторского сборника
Краткое описание работы: В картотеке содержатся различные виды детского фольклора, которые можно применять в работе с дошкольниками. Фольклор представлен по разделам: календарный, потешный, игровой фольклор.
Детский музыкальный фольклор.
Календарный фольклор
Заклички
Солнышко, пробудись, Красное, разожгись! С весной красной К нам вернись! Зимний сон свой забывай, Снег и лёд с земли сгоняй! |
Солнышко-ведрышко, Прогляни, просвети! На яблоньку высокую, На веточку зеленую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую!
|
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи - Брызни в поле пуще: Станет травка гуще! |
Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай! |
Божья коровка, Чёрная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Чёрного да белого, Только не горелого. |
Приходи, Зима, С Масленицей молодой! |
Колядки
Пришла Коляда, Накануне Рождества. Дай Бог тому, кто в этом дому, Всем людям добра желаем. Золота, серебра, Пышных пирогов, Мягоньких блинов. Доброго здоровья, Маслица коровьего. |
Светит в небе звезда, |
Коляда, коляда Отворяйте ворота, Доставайте сундучки, Подавайте пятачки. Хоть рубль, Хоть пятак, Не уйдём из дома так! Дайте нам конфетку, А можно и монетку Не жалейте ничего Накануне рождество! |
Маленький хлопчик |
Коляда, коляда, |
Коляда, коляда, |
Веснянки
Идёт матушка-весна, |
Весна! Весна красна! |
Ты приди, Весна – веснянка, |
Весна-Красна приходи |
Пришла весна красная, |
Весна, Весна-Красна! |
Потешный фольклор
Прибаутки
Пошёл котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошёл котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Бореньке снесть? Я и сам укушу, Да и Бореньке снесу. |
Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два, Хороши оладушки У нашей бабушки! |
Баю-баю-баиньки, Прибежали заиньки. Спит ли наша девочка, Девочка-припевочка. Уходите, заюшки, Не мешайте баюшки. |
Кот на печку пошёл, Горшок каши нашёл, На печи калачи, Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. |
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. |
Потягуси-потягуси, Пролетели низко гуси, Потягуси-потягушечки, Перья мягкие в подушечке. У меня подушка - Пуховая подружка. |
Небылицы
Кто поверит что это бывает?Кто поверит, что это бывает |
Я видел озеро в огне, (С. Маршак) |
Лиса по лесу бежала, |
Из-за леса, из-за гор |
ПерепутаницаВстаю я под вечер, |
Ехала деревня |
Дразнилки
Обманули простака – |
Трус-трус- боягус! |
Жадина – говядина, |
Командир полка – |
Дядя хрюша — повторюша, |
Ябеда –корябеда. |
Считалки
Собирала белка шишки Собирала белка шишки для енота и для мишки. Три - еноту и три - мишке, остальные кому шишки? Раз, два, три, четыре, пять, шишку я найду опять. |
Игра Раз, два, три, четыре, пять. Мы решили поиграть, но не знаем, как нам быть, не хотел никто водить! На тебя укажем мы: это точно будешь ты! |
Лесная река В даль бежит река лесная, вдоль неё растут кусты. Всех в игру я приглашаю, мы играем - водишь ты! |
Черепаха и улитка Черепаха и улитка побежали очень прытко. Ты за ними поспевай, из считалки вылетай. |
Вышли мышки погулять Раз, два, три, четыре, пять, вышли мышки погулять - в сад ходили, в лес ходили и на речку приходили. Покупались там немножко - вдруг идёт навстречу кошка. Мыши кошке говорят: "Становись-ка с нами в ряд, будем мы сейчас считать, раз, два, три, четыре, пять, всё равно тебе искать!" |
Прятки Раз, два, три, четыре, пять, будем мы подряд искать: мячик, яблоко, печенье, зубочистки и варенье. Будем мы искать везде - и на небе, и в воде, под горой, и под диваном, и в конюшне, и под ванной. А вот если не найдёшь, то тогда ты вон пойдёшь.
|
Игровой фольклор
Драматические игры
Филин и пташки (драматическая игра) Цель. Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости. Развитие воображения. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них. Краски (драматическая игра) Цель. Развитие познавательного интереса к знаниям, к стремлению применять знания на практике. Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости. Вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками. Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук! - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За голубой. Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке". Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок. |
Заря (драматическая игра) Цель. Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые - За водой пошла. С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок. |
Колпачок (паучок) (драматическая игра) Цель. Развитие навыков общения. Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют: Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: Танцевать заставили. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют: Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай кого захочешь! Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
|
Почта (драматическая игра) Цель. Ознакомление с особенностями различных видов деятельности. Развитие навыков общения. Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь, динь, динь! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города... - А что в городе делают? Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется. Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.
|
Спортивные народные игры
Пятнашки (состязательная игра) Цель. Развитие ловкости, выносливости. Обучение навыкам общения. Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой. Варианты. Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет. Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой. Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса). Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.
|
Укротитель диких зверей (состязательная игра) Цель. Развитие ловкости, выносливости, внимания. Обучение навкам общения. На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.
|
Кот и мышь (состязательная игра) Цель. Развитие ловкости выносливости, координации движения. Развитие навыков общения. Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы. |
Горелки (состязательная игра) Цель. Тренировка внимания. Приобретение навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, умения бегать. Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди на поле, Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо: Звезды горят, Журавли кричат: - Гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него. |
Растеряхи (состязательная игра) Цель: развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества. Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь. |
Хороводные народные игры
Игровая Цель. Развитие навыков общения. Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: А дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я! При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону. |
Плетень Цель. Развитие навыков общения. Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют: Вокруг берёзоньки идем, Кругом нас всё плетнём, Плеть-плеть плетена, Кругом ствола обведена. Вьётся плетень, плетётся, В поле, в лес волочётся. Расплетайся, плетень, расплетись, Золотой узелок, развяжись. Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры: Наряжен наряд-из ста ребят, Все в один ряд, Вместе связаны стоят. Плетень, расплетайся, На берёзоньку завивайся. Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры. |
Ровным кругом Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе, Сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.
|
Карусели Цель: обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей. Еле-еле, еле-еле (Дети, держась за руки, идут по кругу, постепенно ускоряясь) Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не спешите, (Темп движения снижается) Карусель остановите. (Постепенно переходя на ходьбу) Раз, два, раз, два (пауза) (Дети останавливаются) Вот и кончилась игра! (Кланяются друг другу!)
|
Пузырь Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов - раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш. Раздувайся пузырь Раздувайся большой Оставайся такой Да не лопайся Он летел, летел, летел Да за веточку задел Ш-Ш-Ш. Лопнул пузырь Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук «ш-ш-ш»
|
Пчёлы. Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют: Пчёлки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите? Аль вас дождичком сечёт, Аль вас солнышком печёт? Летите за горы высокие, За леса зелёные На кругленький лужок, На лазоревый цветок. Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
|
По дорожке Валя шла. Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла. (дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево). Валя тапки примеряла, Чуть надела – захромала. (Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает). Стала Валя выбирать, Кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, На, надень и попляши. (хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга). Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.
|
Грушка. Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу: Мы посадим грушку – вот, вот! Пускай наша грушка растет, растет! Вырастай ты, грушка, вот такой вышины; Вырастай ты, грушка, вот такой ширины; Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час! Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас! А мы эту грушку все щипать будем. От нашей Марийки убегать будем! Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.
|