Автор: Саламатова Ирина Аркадьевна
Предмет: Музыка
Класс: Дети
Тип материала: Исследовательская работа
Ссылка на файлообменник: -
Краткое описание работы: Проект, посвященный творчеству В.Я.Шаинского
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА I. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДОБРЫХ ПЕСЕН |
5 |
1.1 Жизнь композитора В.Шаинского |
5
|
1.2 Детские песни В.Шаинского |
6
|
1.3. Значение песен Владимира Шаинского |
7 |
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
8 |
2.1Анкетирование |
8 |
2.2 Классные часы |
8 |
2.3 Концерт – беседа «Давайте с песенкой дружить» 2.4 Игра – КВН «Волшебный мир добрых песен» 2.4 Организация выставки рисунков 2.5 Создание книжки - песенника |
9 9 9 9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
10 |
ЛИТЕРАТУРА |
11 |
ПРИЛОЖЕНИЯ: |
|
Приложение №1 Работы композитора |
12 |
Приложение №2 Анкетирование |
13 |
Приложение №3 Сводная таблица результатов анкетирования Приложение № 4 Фото концерта – беседы «Давайте с песенкой дружить» |
14 15 |
Приложение № 5. Сценарий игры-КВН «Волшебный мир добрых песен» |
16 |
Приложение № 6 Фото КВН-игры |
21 |
Приложение № 7 Интересные истории создания песен Приложение № 8 Выставка рисунков ребят Приложение №9 Книжка-песенник Приложение №10 Информационный буклет
|
22 28 29 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Чудесный мир музыки окружает человека на протяжении всей жизни. Мы очень любим музыку. Особенно нам нравятся хорошие детские песни. Мы поем их дома, и в школе на уроках музыки, и на праздничных концертах.
Недавно мы обратили внимание, что среди множества песен есть такие, которые знают все, и взрослые, и дети, и даже старики. Стало интересно, кто же сочинил самые популярные детские песни? Оказалось, что музыку для детей пишут многие композиторы (Юрий Чичков, Евгений Крылатов, Геннадий Гладков и др.) Но самые известные и любимые детские песни написал композитор Владимир Яковлевич Шаинский.
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения этого композитора, этому событию все музыканты уделят свое внимание. Во время каникул мы были в г. Нижний Тагил и Невьянск и заметили, что ледовые городки, около главных новогодних ёлок, построены на тему «Герои песен Владимира Шаинского», тут и Антошка, и крокодил Гена и Чебурашка и пальмы острова «Чунга-чанга» и другие.
Опросив учеников начальной школы, мы выявили проблему в том, что у ребят на слуху многие песни В.Шаинского, но они не знают их названий и, кто их написал. Они не знакомы с жизнью известного композитора и не слышали многих замечательных детских песен. Мы решили узнать больше об этом композиторе и его творчестве, поэтому решили выбрать тему исследовательского проекта «Волшебный мир добрых песен» Необходимо познакомить школьников с песнями В.Шаинского, они не могут не нравиться детям, это музыкальное достояние России.
Цель исследования - приобщение школьников к песенному творчеству В.Я.Шаинского.
Объектом исследования – творчество композитора В.Шаинского.
Предмет исследования – детские песни Владимира Шаинского. Гипотеза, мы предполагаем, что знакомство с жизнью и творчеством В.Шаинского расширит музыкальный кругозор ребят и сделает их духовный мир богаче.
Цель исследования
Задачи:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что многие дети с самого раннего возраста много времени проводят в виртуальном мире компьютера и гаджетов, чаще смотрят зарубежные мультфильмы и отдают предпочтение «взрослым» песням и не любят песен детских. А ведь именно детские песни, учат добру, заботе о ближнем, дружбе, любви к животным. Примером красивых и высоконравственных песен - могут служить песни на музыку В.Я. Шаинского. Именно на его песнях воспитывалось ни одно поколение детей.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что проект можно использовать для работы на уроках музыки, творческих кружках, при проведении внеклассных мероприятий.
Методы исследования:
- изучение информации;
- анкетирование, беседа;
- подготовка музыкальных номеров;
- обобщение полученных знаний.
Новизна – мы узнали много новой информации.
ГЛАВА I. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДОБРЫХ ПЕСЕН
1.1 Жизнь композитора В.Шаинского
Шаинский Владимир Яковлевич родился 12 декабря 1925 года в Киеве. Музыкой Владимир начал заниматься с 9 лет на скрипке и фортепиано. Когда гитлеровцы вторглись в Украину, то Шаинского вместе с родителями эвакуировали в г. Ташкент в Узбекистан. Ему тогда было уже 16 лет. Потом его призвали в армию, и он служил связистом.
После войны окончил Московскую консерваторию. Закончив, сначала работал в оркестре Леонида Утесова, а позже стал учить детей игре на скрипке. На композитора учился в городе Баку. После учёбы им было написано более 400 музыкальных композиций и песен.
Женился в 46 лет и отцом стал довольно поздно. Его супруга Наталья была моложе на 25 лет. Первого сына назвали Иосиф. Но потом семья распалась. В 58 лет Шаинский женился тоже на молодой женщине, с которой они прожили более 29 лет и воспитали двоих детей. Последнее время семья большую часть времени жила либо в Израиле, либо в США. Умер Владимир Яковлевич на 93-м году жизни в Калифорнии (США) от рака желудка.
До последнего старался вести активный образ жизни. Композитор до восьмидесяти лет занимался спортом, подводной охотой, купался в проруби, бегал на лыжах и роликах, жалел, что как-то не пришлось прыгнуть с парашютом с самолёта.
Последние годы он прожил в Сан-Диего и написал там музыку к нескольким бродвейским постановкам.
Владимир Шаинский — автор десятков мелодий из любимых художественных и мультипликационных фильмов. Среди них кинокартины «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «Завтрак на траве», «Школьный вальс», «Финист — ясный сокол», «Пока бьют часы», документальный фильм «Шаги истории», и много песен для детей.
1.2 Детские песни В.Шаинского
Замечательные песни Владимира Яковлевича поёт уже не одно поколение детей, это наша отечественная музыкальная классика. В чём же секрет популярности песен Шаинского? Владимир Яковлевич обладал ярким мелодическим дарованием, его песни легко запоминаются благодаря простым интонациям. "Это песни, воспитывающие музыкальный и поэтический вкус, это песни, которые хочется слушать и петь"- сказала А.И.Буренина, главный редактор журнала «Музыкальная палитра».
Владимир Шаинский очень любит детей, поэтому самые популярные песни он написал для детской публики. Оптимист в душе, своими жизнерадостными интонациями, Владимир Яковлевич уносит наших мальчиков и девочек в неугомонный мир сказки, игры, фантазии. Композитор умеет разговаривать с ребятами "по душам", как бы на равных: то с озорством и лукавством, то ласково и серьезно, то с добродушным юмором и неудержимым весельем. Даже своим внешним обликом этот низенький, жизнерадостный и крайне темпераментный человек, казалось, излучал энергию детства. Такими же были и его песни — светлые, задорные, лёгкие, заразительные.
Всё творчество Шаинского для детей можно определить так: торжество дружбы, улыбки, доброты и справедливости. Кто-то назвал песни Шаинского «школой радости». Песни «Всё мы делим пополам», «Песня о дружбе» - «Когда мои друзья со мной», помогают детям понять, что такое дружба. Песни «Чему учат в школе», «Дважды два-четыре», «Если б не было школ», «Первоклашка»- расскажут, какой должна быть школа. «Улыбка» научит сражать любого врага доброжелательностью. «Голубой вагон» не перестает напоминать, что все проходит, и надо верить в лучшее, которое обязательно наступит. «Песня бобрят», «Ловите крокодилов», «Не поётся птицам», «Песенка про моржей» - раскроют тайны природы. «Когда мои друзья со мной», «Вместе весело шагать» соберут вместе друзей.
Самый большой успех выпал на долю его детских песен из мультфильмов, среди них: «Чебурашка и крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк», «Катерок», «Крошка Енот», «Трям, здравствуйте!», «Приключения Незнайки», «Чунга-чанга», «Трям, здравствуйте!», «Куда идет слоненок», «Мама для мамонтенка» и многие другие. Композитору удается создать точные музыкальные образы героев, сделать их то смешными и трогательными, то забавными и наивными, то добродушными и застенчивыми.
1.3 Значение песен Владимира Шаинского
Значение песен Владимира Шаинского очень велико:
- формируют музыкально-эстетический вкус детей и музыкальную культуру;
- воспитывают, учат доброму отношению, дружбе, сопереживанию, любви к близким, формируют понятие о добре и зле;
- положительно влияют на настроение человека, вызывают чувства радости и счастья;
- развивают творческие способности ребенка, потому что сказочные, игровые сюжеты и поэтические образы песен Шаинского легко запоминаются, их можно обыгрывать и инсценировать.
Песни Шаинского актуальны и востребованы их можно использовать на праздниках, концертах, различных конкурсах, а также петь в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, при проведении утренней зарядке, спортивных мероприятий и т.д. (Приложение №1)
В 2012 году на первом канале центрального телевидения Владимир Шаинский стал главным героем передачи «Достояние республики».
Вывод: замечательные песни, красивые мелодии В. Шаинского обладают удивительным свойством – идут года, а они не стареют, сохраняют способность радовать детей и взрослых, вызывать сильные чувства и эмоции. Это – волшебный мир добрых песен!
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Цель работы – расширить кругозор сверстников, приобщая школьников к песенному творчеству В.Я.Шаинского.
Задачи:
1. Анкетирование.
Мы провели анкетирование во 2-4 классах СОШ№1 среди 61 человека, где попросили школьников ответить на вопросы (Приложение № 2). Результаты анкетирования в (Приложении № 3)
Большинству опрошенных ребят, 75% - знакомы мелодии песен В.Шаинского, 45% ребят - знают название этих песен. Но, к сожалению, композитора, написавшего эти песни, знают всего 4 человека, а кто такой В.Я.Шаинский - знает только 10 человек.
Вывод: есть проблема - пробелы в знаниях обучающихся о песенной культуре. Значит необходимо рассказать школьникам о композиторе и его произведениях, и приобщить их к музыкальному творчеству. При повторном анкетировании, ответы ребят изменились в лучшую сторону. Значит, наша работа не прошла даром, мы заинтересовали ребят нашей темой.
2. Мы изучили материал, и рассказали на классных часах сверстникам о замечательном композиторе В.Шаинском, об истории создания некоторых песен (Приложение №7). Мы смотрели видеофрагменты из популярных советских мультфильмов и дружно подпевали знакомые песни. Учитель помог нам выучить с ребятами слова песен «Улыбка» и «Вместе весело шагать».
3. Вместе с учениками Детской музыкальной школы мы организовали концерт - беседу «Давайте с песенкой дружить», где выступили сольно и ансамблем (Приложение №4).
4. Мы помогали в организации игры КВН среди 2х классов, придумывали задания, готовили реквизиты для конкурсов, проводили их. Подбирали стихи и загадки к песням. (Приложение №5, №6)
5. Мы организовали выставку рисунков школьников на тему «Любимая песня В.Шаинского» (Приложение №8)
6. Мы выбрали лучшие рисунки ребят для нашей книжки-песенника, они послужат иллюстрациями. В оформлении книги нам помогли родители (Приложение №9). Преподаватель помог нам оформить информационный буклет (Приложение №10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Владимир Яковлевич Шаинский прожил долгую жизнь, оставил после себя большое творческое наследие, на его песнях выросло не одно поколение людей. Его жизнерадостные песни, которые учат дорожить дружбой, улыбаться, дарить радость и мечтать живут в сердцах многих людей.
Творчество В.Шаинского – музыкальное достояние нашей страны, это мир волшебных светлых и добрых и веселых песен.
В процессе работы, мы получили новые знания о жизни и творчестве Владимира Шаинского. Мы окунулись в мир волшебных песен композитора и обогатили свой музыкальный кругозор. Мы поделились информацией со сверстниками, провели концерт, игру - КВН, который очень понравился ребятам. Мы организовали выставку рисунков, где школьники изобразили героев своих любимых песен. Мы сделали книжку - песенник, где использовали рисунки ребят в качестве иллюстраций. Сейчас каждый ученик начальной школы знает, кто такой Владимир Шаинский.
Поставленные цели - были достигнуты. Задачи успешно решены.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Владимир Шаинский: биография, видео, интересные факты -
https://infourok.ru/biografiya-velikogo-detskogo-kompozitora-vladimir-yakovlevich-shainskij-5486453.html
2. Владимир Яковлевич Шаинский - мастер детских песен - https://infourok.ru/vladimir-yakovlevich-shainskij-master-detskih-pesen-4328377.html
3. История создания песен В.Шаинского - https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/96328/
4. Малоизвестные факты о В.Шаинском - https://www.eg.ru/nostalgia/441493-10-maloizvestnyh-faktov-o-vladimire-shainskom-i-ego-lichnoy-jizni/
4. Творчество Владимира Шаинского: симфония детства - https://videouroki.net/razrabotki/tvorchiestvo-vladimira-shainskogho-simfoniia-dietstva.html -
5. Шаинский, Владимир Яковлевич — Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 -
Шаинский В. биография, фото, факты - https://sch8vlad.ru/articles/vladimir-shainskij
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
РАБОТЫ КОМПОЗИТОРА 1966 -Зачем, зачем, я не знаю
1966 - Ласточка
1967 - Кенгуру
1967 - Сказки
1968 - Кенгуру
1969 - Антошка
1970 - Катерок
1970 - Бобры идут по следу
1971 - Чебурашка
1971-1973 - Приключения Незнайки и его друзей
1972 - Мама
1973 - Аврора
1973 - Дважды-два четыре
1973 - Чему учат в школе
1974- Анискин и Фантомас
1974 - Финист - Ясный Сокол
1974 - Шапокляк (мультфильм)
1974 - Крошка Енот
1975 - Охотник за браконьерами
1976 - Пока бьют часы
1976 - По секрету всему свету
1976 - Весенний призыв
1976 - Шаги истории
1976 - 38 попугаев
1977 - Бабушка Удава
1977 - Как лечить Удава
1977 - Куда идёт Слонёнок
1978 - Привет Мартышке
1978 - И снова Анискин
1978 - Школьный вальс
1978 - Расписание на послезавтра
1979 - Завтрак на траве
1979 - Удивительные приключения Дениса Кораблёва
1980 - Трям! Здравствуйте!
1981 - Мама для мамонтёнка
1982 - Далеко-далеко на юге
1982 - 4:0 в пользу Танечки
1983 - Чебурашка идёт в школу
1983 - Утро без отметок
1985 - Великое закрытие
1985 - Внимание! Всем постам…
1986 - Чудеса техники
1986 - Зловредное воскресенье
2000 - Чего на свете нету
2012 - Тайна белого ангела
2013 - Чебурашка
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
АНКЕТИРОВАНИЕ
Список прослушанных песен:Из чего же, из чего же
Вопрос №14. Кто такой - Владимир Шаинский ?
№ |
Знакома мелодия |
Знают название фрагмента песни |
Знают автора песни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
В анкетировании приняли участие: 61 человек
№ |
Музыкальный фрагмент песни |
Знакома мелодия |
Знают название фрагмента песни |
Знают автора произведения |
Из чего же, из чего же |
36 |
6 |
|
|
Аврора |
25 |
4 |
|
|
Пропала собака |
38 |
14 |
1 |
|
Антошка |
59 |
48 |
3 |
|
Чунга-чанга |
58 |
46 |
2 |
|
Голубой вагон |
58 |
45 |
2 |
|
Кораблики |
44 |
34 |
- |
|
Песенка о друге |
35 |
23 |
- |
|
Пусть бегут неуклюже |
57 |
30 |
1 |
|
Учат в школе |
56 |
37 |
1 |
|
Чебурашка |
49 |
38 |
1 |
|
Песенка мамонтенка |
56 |
30 |
1 |
|
Облака – белогривые лошадки |
33 |
12 |
|
|
|
В среднем человек |
46 |
28 |
1,5 |
|
61 человек = 100% |
75% |
45% |
2% |
Знают, что Владимир Шаинский - композитор.
14 |
Владимир Шаинский
|
10 человек |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ФОТО КОНЦЕРТА-БЕСЕДЫ «ДАВАЙТЕ С ПЕСЕНКОЙ ДРУЖИТЬ»
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ИГРА – КВН «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДЕТСКИХ ПЕСЕН»
1. Необходимо отгадать героя или название песни.
1. Песня о существе, которое знает каждая дворняжка (чебурашка).
2. Песня, герой которой играет на гармошке (Голубой вагон).
2.Отгадать песню по минусовке. Каждая команда по очереди.
3. Конкурс «Сам себе режиссер». Инсценировать песню «Кузнечик» и «Антошка» (выбирают по жребию).
4.«Музыкальная путаница». Каждая команда вытягивает карточку с перепутанными словами из песен. Вы должны будете правильно поставить слова и угадать, что это за песня, из какого мультфильма, а затем спеть фрагмент этой песни.
Дождик, плакать, грустный, перестанет, самый.
(песня – «Улыбка» из м/ф – «Крошка Енот»)
Жаль немного и нам, хотя прошлого
(песня – «Голубой вагон» из м/ф – «Чебурашка и крокодил Гена»)
Был, совсем, зелененький, как, он, огуречик,
(песня «Кузнечик» из мультфильма «Приключения Незнайки»)
И, хором, конечно, припевать, лучше
(песня «Вместе весело шагать» из киноленты «И снова Анискин»)
4. Собрать пазлы «Герои песен В.Шаинского». Чья команда соберет пазлы быстрее.
5. Физминутка. Игра - «Три цвета» (Красный платок - ура кричат, синий – топают, зелёный - хлопают)
6. Отгадать загадки.
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет…(Кузнечик)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
Стоит дом,
Кто в него войдёт –
Тот ум приобретет (Чему учат в школе)
Рано утром летним днём
С кем поедем копать картошку?
Ну, конечно, позовём
Друга нашего… (Антошку)
Над полями, над лесами
Мы помчимся без оглядки.
И по небу нас прокатят
Белогривые лошадки.
Знаешь ты наверняка. Это песня… (Облака)
Этот славный мамонтёнок-
Ну совсем ещё - ребёнок.
Хочет маму он найти,
Но не знает он пути! (Песенка мамонтёнка)
Если любишь море, солнце,
Бананы, кокосы и манго,
Отправляйся вместе с песней
Ты на остров… (Чунга – Чанга)
Всем известно, как чудесно
Хором песню запевать.
Ведь с хорошей звонкой песней…(Вместе весело шагать)
Сколько будет дважды два?
А двенадцать минус два?
Замечательный ответ. Математика привет!
Всем известно в целом мире –
Дважды два равно… (Четыре)
Маленький Крошка отправился в путь.
Кто же ему повстречается тут?
Что же поможет ему без ошибки
Друга найти? Ну, конечно, … (Улыбка)
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких, на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Но заснята для кино,
И известна всем давно,
Эта милая мордашка.
И зовётся….. (Чебурашка).
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нем Чебурашка,
А рядом с ним…. (Гена)
Отгадайте без подсказки,
Кто герой у этой сказки?
С ним по улице ходил
Очень добрый крокодил.
Герой не зверь и не букашка,
Кто он дети?.. (Чебурашка!)
Крепко с Чебурашкой крокодил дружил…
Друга Чебурашку за собой водил.
Ну, а чтобы было весело идти,
Дружно заводили песенку в пути!.. (Голубой вагон)
Всем известно, как чудесно
Хором песню запевать.
И с друзьями по просторам вместе…
Дети …. (Весело шагать)
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
Не конфеткой, не открыткой.
Говорим мы об……(Улыбке)
Ты экспонат, ты музей у причала,
И средь Невы, средь речного простора
Что тебе снится? …Крейсер (Аврора)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машиной порулить,
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, бодрым и умелым?
Все вы знаете, ребята –
Это наш любимый…
Дети …(Папа)
Если он есть,
Им хочешь поделиться,
А если поделился –
Его уже и нет.
Знают все ребята,
Что это наш…
Дети …(Секрет) Песня «По секрету всему свету».
На олене, на коне
Хорошо кататься мне!
Не по тундре, не по лугу –
Еду я по чудо - кругу.
То быстрей, то еле-еле,
Как люблю я… (Карусели)
7.Игра – соревнование “Улыбка”, кто быстрее нарисует веселое солнышко с улыбкой. Под музыку песни
Две команды, один ребёнок рисует круг, другой лучики, третий глаза, и тд.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ФОТОГРАФИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПЕСЕН
«Весёлая Карусель» (1969)
Поэт Юрий Энтин в конце 1960-х заведовал детской редакцией фирмы «Мелодия». Тогда-то к нему и обратился Шаинский с просьбой пробить на «Мелодии» запись и выпуск грампластинки со своими симфониями.
«А детские песни вы писать умеете?» — сразу спросил Энтин. Шаинский кочевряжиться не стал, и на свет родилась знаменитая песня про Антошку, который не хотел копать картошку. Руководство «Мелодии» «Антошку» категорически отвергло, зато песню прокрутили в передаче «С добрым утром!». Но на этом её история не закончилась.
Как раз в это время на «Союзмультфильме» группа мультипликаторов задумала собственный проект - многосерийный мультипликационный альманах под названием «Весёлая карусель», коротенькие авторские фильмы.
Леониду Носыреву так понравилась песенка про Антошку, что он создал на её основе мультик, вошедший в 1-й выпуск альманаха. А заодно, пользуясь случаем, попросил Шаинского и Энтина сочинить музыкальную перебивку между сюжетами.
Карусель, карусель начинает рассказ.
Это сказки, песни и веселье!
Карусель, карусель — это радость для нас,
Прокатись на нашей карусели!
«Чунга-Чанга» (1970)
Хорошо знакомая с детства «Чунга-Чанга» — результат совместного творчества композитора Владимира Шаинского и поэта Юрия Энтина. Буквально за один день сочинили Антошку, «легко и просто». А вот вторая — та, что предназначалась для мультика «Катерок» — некоторый период оставалась незавершённой: не было названия!
Авторы не знали, как будет называться чудо-остров. Энтин долго ломал голову, однажды Юрий увидел одну афишу— балет на льду. Было указано имя человека, режистера постановки - Евгений Чанга. Звучная, необычная фамилия понравилась Энтину. Он быстро дополнил её словом Чунга. Озорная и мгновенно запоминающаяся песня прозвучала в 1970 году на телевидении, в мультипликационном фильме «Катерок».
Каждый, кто окажется здесь хоть раз, непременно захочет остаться, ведь небольшой участок суши, затерянный в океане, населяют приветливые, благодушные жители и миролюбивые представители экзотической фауны. Остров щедр к своим обитателям: здесь круглый год можно пробовать свежие фрукты и наслаждаться солнечными лучами.
«В траве сидел кузнечик» (1971)
Не секрет, что слова «Кузнечика» появились задолго до самой песни — в книге Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954). В 1971 году по этой сказке начали снимать одноименный кукольный мультсериал, для него и был написан этот детский суперхит. Он звучит во второй серии, где Незнайка слышит, как хор коротышек поёт песню про кузнечика, и сам пытается стать певцом и музыкантом — как обычно, не прикладывая к этому делу особых усилий. Всегда смущал контраст между весёлой мелодией и крайне грустным текстом, где дружелюбного кузнечика съедала прожорливая лягушка.
«Дважды-два четыре», «Чему учат в школе» (1973)
Каждому школьнику известны песни «Дважды два – четыре» и «Чему учат в школе». Обе песни были сочинены Владимиром Шаинским на стихи Михаила Пляцковского». Они практически повсеместно звучали как на первых школьных линейках, так и на последних — выпускных звонках.
Впервые эти песни прозвучали в радиопостановке «Дважды два – четыре» по мотивам произведений финского писателя Захариаса Топелиуса. Он сочинил историю о Косом зайце и Рыжехвостой белочке, которые никак не могли поделить поровну четыре яблока. Им помог встретившийся мальчик, который отвел их в школу, чтобы научиться считать.За Зайца пел уже именитый Эдуард Хиль, а за Белочку — ещё малоизвестная Алла Пугачёва (в сопровождении Детского хора Всесоюзного радио).
«Аврора» (1973)
Владимир Шаинский прославился не только своими задорными и трогательными детскими песенками. Взять хотя бы историю песни про крейсер «Аврора», написанную на стихи поэта Михаила Матусовского. Несмотря на то, что песня быстро вошла в репертуар взрослых исполнителей и даже стала считаться неофициальным гимном Ленинграда, впервые она прозвучала в одноименном кукольном мультфильме.
Тему режиссёр выбрал достаточно оригинальную. Конечно, о легендарном крейсере тогда знал каждый советский ребёнок. Ещё бы — именно с «Авроры» в октябре 1917 года дан был холостой залп, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца, а следовательно, и к началу Великой социалистической революции. Историки до сих пор спорят, какими снарядами стрелял крейсер - холостыми или боевыми.
Ещё до революции «Аврора» принимала участие в трагическом Цусимском сражении с японцами, а потом — в Первой мировой войне. Во время Великой Отечественной войны орудия крейсера осуществляли противовоздушную оборону Кронштадта.
«Улыбка» (1974)
Вот как родилась знаменитая песня про «Улыбку». Поэт Михаил Пляцковский принѐс картинку с изображением Крошки Енота и стихи. Композитор поставил их перед собой на пюпитр и стал придумывать разные варианты мелодии. Но ни одна ему не нравилась… И вдруг он заиграл мелодию, которая удивительным образом соединилась со стихами. В мультфильме Енотик пел голосом замечательной Клары Румяновой. Вскоре эту песенку подхватил Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. И главное – пришлась по душе «Улыбка» множеству мальчишек и девчонок.
«Голубой вагон», «Песенка крокодила Гены» (1974)
Многие знают песни Шаинского благодаря мультфильмам о приключениях Чебурашки и Крокодила Гены. В 1974 году вышел мультфильм «Шапокляк», в котором прозвучала песня «Голубой вагон» на музыку Владимира Шаинского. Несмотря на довольно позитивный и жизнеутверждающий текст, музыка в этой песне наполнена нотами светлой грусти по уходящим приятным мгновениям.
Режиссёр-мультипликатор Роман Качанов при создании очередного мультфильма про Чебурашку решил начать его с обаятельной и незамысловатой песенки, которую на улице должен петь крокодил Гена, рассказывая прохожим, что у него день рождения. Владимиру Шаинскому Качанов поставил задачу: сочинить мелодию песенки, у которой даже ещё не было текста. Композитор предоставил Качанову несколько вариантов музыки, но тот всё отвергал, так как считал их очень сложными. Когда терпение Шаинского было на исходе, он одним пальцем на рояле стал наигрывать незатейливый мотив, который наконец-то понравился мультипликатору. Стихи написал Александр Тимофеевский – редактор студии «Союзмультфильм». Песня моментально стала популярной. Её пели, поздравляя с днём рождения, как взрослых, так и детей.
«Когда мои друзья со мной» (1976)
Песня «Когда мои друзья со мной» слова Михаила Исаевича Танича, — это не просто музыкальное произведение, это настоящий гимн дружбе, который напоминает нам о важности человеческих отношений.
Эта песня – о самом ценном, что есть в жизни каждого человека – о людях, которые всегда рядом, которые разделяют радости и печали, которые готовы поддержать в любую минуту. Она напоминает нам, что настоящая дружба – это бесценный дар, который нужно беречь и ценить. Дружба – это надежная опора, которая помогает преодолеть любые препятствия.
Когда мы слышим эти слова, вспоминаем моменты, проведенные с близкими людьми: веселые праздники, задушевные разговоры до утра, прогулки по парку, помощь в трудную минуту. Каждая строчка песни словно отражает живые воспоминания, запечатленные в нашей памяти.
«Песенка мамонтенка» (1977)
Пожалуй, самой трогательной песней Шаинского стала «Песенка Мамонтёнка», написанная для мультфильма «Мама для Мамонтёнка». У этой песни интересная история создания.
Летом 1977 года в Магаданской области совершенно случайно при поиске золотоносного месторождения рабочие наткнулись на замёрзшего десятки тысяч лет назад детёныша мамонта. Неожиданная находка стала событием в научном мире.
Детская писательница Дина Непомнящая написала добрую и светлую сказку о мамонтёнке. Герой сказки, пролежав тысячелетия в вечной мерзлоте, благополучно оттаивает и, конечно, сразу же зовёт маму. Ведь он ещё совсем маленький! Только вот за это время все мамонты исчезли с лица земли. Чтобы помочь потерявшемуся малышу, жители северных земель решают отправить его в плавание к берегам Африки. В поисках мамы Мамонтёнок пускается в рискованное путешествие на льдине и, чтобы не было страшно, поёт песенку. Простая и светлая мелодия звучит в качестве музыкального фона и в финале мультфильма, когда счастливый малыш вместе со своей новой мамой-Слонихой путешествуют по джунглям, а Мамонтёнок для надёжности держится за её хвостик.
«Пропала собака» (1979)
Однажды во время прогулки поэтессе Алле Ламм на глаза попались листочки, вырванные наспех из тетрадки в клеточку, виднелись повсюду: на заборе, столбе, даже на лавочке. Большими буквами неровным почерком было написано: «Пропала собака». Поэту тут же пришли в голову строки, которые сложились в стихотворение. Он показал его одному композитору:
«Висит на заборе тетрадный листок, пропала собака, по кличке «Дружок»»
- Так родилась песня «Пропала собака», которая вскоре полюбилась многим мальчишкам и девчонкам.
«Трям, здравствуйте!» (1980)
Добрый и светлый мультфильм «Трям! Здравствуйте!» вышел на советские экраны в 1980 году. Он был снят режиссером Юрием Батуриным по одной из сказок популярного советского писателя и поэта Сергея Козлова. В удивительно добром мире, созданном человеком, с щедрой душой, живут сказочные герои: правильный организованный Ежик и веселый выдумщик Медвежонок, отличающийся необыкновенной фантазией. Собираясь на День рождения к Зайцу, друзья оказываются перед сложной проблемой выбора подарка. И пока Ёжик сосредоточенно собирает ромашки для праздничного букета, Медвежонок рассказывает, какую замечательную страну «Тилимилитрямбию» он придумал и готов подарить её своим друзьям.