"В гостях у М.И.Глинки


Автор: Cемашко Елена Леонидовна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

"В гостях у М.И.Глинки

Краткое описание работы: Лекция-концерт к 220-летию М.И.Глинки

Вступление.  Звучит Вальс – фантазия. Зрители заходят в зал. (Видео №1)

На экране портрет Глинки. (№2)

 

 Ведущий:

        Сегодняшний вечер посвящен 220-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки.   

       М.И. Глинка - великий русский композитор 1-ой половины 19 века, основоположник русской классической музыки, автор опер "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", оркестровых сочинений, непревзойденных   романсов  и других произведений.

      Есть мнение, что о музыке говорить бесполезно – её нужно только слушать. Так вот, я с этим не согласна. Потому что совершенно иначе воспринимаешь произведение, когда знаешь, когда оно было написано, что переживал в жизни композитор в тот момент. Так что наша главная задача сегодня  «оживить» концерт эпизодами из жизни М.И.Глинки.

   

Давайте с вами перенесемся в 1 половину 19 века.

 Сценка:  2 дамы ходят и обмахиваются веером.

 

ДАМА 1 (Филиппова Лера)

 - Вы только что из Петербурга. Расскажите мне о столичной жизни. Что там носят, о чем говорят и какая музыка звучит в городских салонах?

ДАМА 2  (Захарова Аня)

 - Музыка! С нее и начну, пожалуй. Это просто чудо. Я даже разучила несколько вещей.  Хотите, я вам сыграю одну?      

 

ДАМА 1: Сделайте милость.        

 

ДАМА  2: (садится  за фортепиано и начинает играть). Первая Дама садится в кресло и внимательно слушает.        

 

ДАМА 1: (по окончании игры):

  - Великолепная музыка. Сколько чувства! Необычайно! Кто автор этого сочинения?

ДАМА 2: Фамилия его сегодня довольно известна. Глинка. Пьеса  называется «Простодушие".  

ДАМА 1:   Я недавно разучила мазурку. Может это тоже  Глинка? Послушайте  (Играет Мазурку До мажор)

ДАМА  2: Да! Это Глинка! Эта пьеса из «Лирического альбома», который недавно вышел в Петербурге.

Ведущий:    А начиналось всё так…

М/ф «Сказки старого пианино» -  детство (видео №3)

  Ведущий:

      В детские годы с особым чувством слушал Михаил Глинка русские сказки и песни, которые для него исполняла няня — Авдотья Ивановна. А первое настоящее музыкальное впечатление - крепостной оркестр дяди, жившего в соседнем селе. Оркестр привозили в Новоспасское на праздники.

М/ф «Сказки старого пианино» –  оркестр дяди (видео№3а- продолжение).  

Портрет Глинки в детстве (№4).

 Ведущий:

      Мальчиком Глинка играл в нём на флейте или скрипке, а став старше, дирижировал. Именно тогда будущий композитор впервые услышал музыку Россини, Керубини, Моцарта!

     А потом был грозный 1812 год, война с Наполеоном, и семья на время военных действий уехала в Орел.  Через год семья вернулась в Новоспасское. О своем желании заниматься музыкой Михаил Глинка рассказал матери. В 1814 году она пригласила для сына гувернантку из Петербурга — Варвару Кламмер, которая учила его нотной грамоте и игре на фортепиано.

Перенесемся в дом родителей Глинки в Новоспасское.

Сценка – мама, папа, маленький Миша. 

  Мама:

«Скажи на милость! Мишель-то наш,  каков — от фортепиано не отходит!

 Маленький Глинка (Тотров  Даня) играет пьесу «Чувство».

Мама:                                                                                            «Как он  преображается  за  фортепиано,  как  он  сосредоточен,  не  по-детски  настойчив! Обязательно надо учить его музыке!»

 

Отец:   «Я  и  мысли  не  допускаю,  чтобы  он  сделал  музыку  своей  профессией. 

 Это  недостойно  дворянина. Я считаю, что, прежде всего надо учить сына наукам. Непременно он должен учиться в пансионе при Педагогическом институте. Это одно из лучших учебных заведений Петербурга.

 

Ведущий:

      Прошло 3года. И вот уже перед нами не маленький мальчик, а четырнадцатилетний подросток, воспитанник Благородного пансиона.

 М/ф  - пансион (видео №5)

 Портрет Глинки в юности (№6).

  Ведущий:

      Учился Глинка превосходно, он  был очень образован, знал 8 языков, которые совершенствовал до конца жизни, имел глубокие знания по географии, истории и целому ряду других наук. Но главным и любимым занятием была, конечно, музыка! Глинка брал уроки у лучших преподавателей  Джона Фильда, Карла Майера.  

    Учась в пансионе, Глинка  много и с большим успехом музицирует в салонах, исполняет свои романсы. У него был очень небольшой голос, но он умел ему придавать чрезвычайную выразительность и сопровождал таким аккомпанементом, что все заслушивались.

 Романс «Сомнение» звучит в переложении для виолончели  (Шаров Дима).

 

Портрет Глинки (№7)

 

Ведущий:

     По окончании пансиона Глинка поступил на службу в ве­домство путей сообщения. Но служба тяготила его: он всё больше он понимал, что его главное призвание – музыка, и ушёл в отставку.

 

    Он пользовался известностью у петербургских любителей музыки. Исполнял с успехом  галопы, мазурки, вальсы.

 

    А теперь представьте, что мы в Петербургском салоне , где собрались друзья Глинки – поэты, писатели, художники.

 

Ведущий:

    Послушайте несколько пьес для фортепиано.

 

Галоп – Ануфриева Элина

 

Ведущий:

       Две мазурки. Мазурка  до минор – Ткаченко Алина

                              Мазурка Фа мажор   - Трофимова Саша   

Мелодический вальс  - Трофимова Женя

 

 

Ведущий:

 

    Воспоминания: «Такой мягкости и плавности, такой души в звуках  я ни у кого... не встречала! У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки, и издаваемые ими звуки непрерывно лились один за другим... Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить все, что хотел».

 

Прощальный вальс – Закатов Петя

 

 

 

Ведущий:

     Играя в кругу друзей, он делал это с таким чувством, что у слушателей набегали слезы.

 

Ноктюрн  «Разлука» – Паняев  Д.А.

 

 Ведущий:

      К вокальной музыке Глинка обращался на протяжении всей жизни. Им создано более 70 песен и романсов.

    Особая связь была у Глинки с Пушкиным. ( Кстати у Пушкина в этом году тоже юбилей – 225 лет со дня рождения).

Портрет Глинки и Пушкина (№8).

     Они дружили при жизни поэта.  Ещё в пансионе  Глинка зачитывался стихами Пушкина.   И на его стихи  написал много романсов.

    В творчестве композитора есть   гениальный романс, написанный на гениальные стихи А.С. Пушкина.

Портрет Е.Керн (№9)

Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович  был влюблён в Екатерину Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.  

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» (видео №10)

Ведущий:

      Желая развить и усовершенствовать свое мастерство, Глинка уезжает за границу. Он побывал во многих странах. В своём путешествии он знакомился с музыкой разных народов, впитывал её и учился.  В Италии Глинка с большим увлечением занимался пением, часто бывал в театре, слушал оперы, знакомился с лучшими певцами и композиторами.

     В Испании Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать. Глинка бывает на всех народных праздниках, восхищаясь страстными и темпераментными испанскими танцами, сопровождаемыми игрой на гитаре и кастаньетах, вслушиваясь в необыкновенно колоритные интонации испанских мелодий.

    И вот результат - 2 прекрасных сочинения для оркестра  на испанские темы  «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». И никто не мог поверить, что эту музыку написал не испанец.

 

Андалузский танец – Саландина Кира

 

М/ф «Сказки старого пианино»  – возвращение (видео №11)

 Ведущий:

     Сюжет был посвящен подвигу костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века. По желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя». 

     Премьера состоялась 27 ноября 1836 г. Ещё не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствовали в ней нечто необычное. Необычна была сама музыка. Это была музыка, основанная на русском музыкальном фольклоре. И не походила на музыку зарубежных опер, к которой привыкла публика.    

М/ф  «Сказки старого пианино» - успех оперы (видео №12)

Ведущий:

    Николай I  оперой остался очень доволен и в знак своего восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень.

   М/ф - сочинение «Руслана и Людмилы» (видео №13)  

   Картина Репина (№14)

 

Ведущий:

    Александр Пушкин  знал о намерении Глинки создать оперу по его поэме и даже собирался помочь ему в написании либретто.  Внезапная смерть поэта помешала их сотрудничеству.

     Опера писалась Глинкой в течение пяти лет и  была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) на сцене Большого театра в Петербурге.

     Послушайте несколько отрывков из оперы Руслан и Людмила.

 

Каватина Людмилы – Мельниковы Василиса и Денис.

Персидский хор – Ашмарина Алиса, Андреева Надя

Марш Черномора – Архипова Ульяна (синтезатор). 

(Видео №15 - без звука).

 

 

Ведущий:

     Три года проработал Глинка в качестве капельмейстера в Придворной певческой капелле. Глинка с помощниками ездил на Ук­раину, для того чтобы подобрать в капеллу мальчиков с хорошими голосами. И тогда же, под влиянием украинских песен, композитор сочиняет два романса на слова Забеллы: «Ты, соловушка, умолкни»  и «Воет ветер».

 

«Соловушка» - Архипова Ульяна и Гугина Таня

«Воет ветер» - Григорьева Сандра

Пение птиц – (видео 16)

Ведущий:

      Рассказывают, что в юности одним из увлечений Глинки были птицы.  Михаил заводил птиц повсюду, куда бы ни уезжал. Сестра композитора вспоминала, что в доме у них была специальная комната для птиц. Ольшанки, малиновки, черноголовки, даже соловьи летали там  свободно. А Михаил лежал на кушетке и прислушивался к их пению.

 Возвратившись в свою комнату, он садился за рояль и играл долго, долго.

 

     И сейчас, в селе Новоспасском, в доме-музее Глинки бережно сохраняется комната, в которой звонко чирикают, поют, перелетая с ветки на ветку птицы любимой Глинкой соловьиной породы. Особенно нежен и трогателен был для него образ жаворонка, удивительно тонко переданный в одноименном романсе.

    Пленяющее очарование мелодии привлекает не только вокалистов, поэтому этот завораживающий напев сегодня можно услышать в исполнении на самых разных музыкальных инструментах.

«Жаворонок» - Борецкие Лиза и Соня

(видео №17 -  без звука)

Ведущий: 

       С народными песнями Глинка познакомился ещё, будучи ребёнком, и в течение всей жизни слушал, записывал и использовал их в произведениях.

     И вот какая история однажды произошла…

   На сцене вы увидите  М.И.Глинку, который сочиняет музыку и слугу Якова Ульяныча.

 

Сценка с Камаринской.

 

Глинка за роялем пишет на нотном листке, слуга входит (чистит сапог), напевает разные мотивы.

 

 

Слуга  Яков Ульяныч – Барин, время к обеду. Не изволите ли чаю  с Вашими любимыми ватрушками.

 

Глинка – Да, пожалуй (звонит в колокольчик).

 

Слуга – Чаю барину с ватрушками! (кухарка несёт поднос с ватрушками).  

 

Глинка (обращаясь к слуге) – Помнишь песенку, которую давеча напевал?

 

Слуга – Я, кажется, ничего не напевал.

 

Глинка – Напевал, напевал, я слышал. Я не успел записать мотив.

 

Слуга – Может эта…. или эта…..? (напевает несколько мотивов). А может эта? (напевает камаринскую).

 

 Глинка – Да, да! Она самая! (записывает, радостно потирает руки). А теперь и чай, пожалуй, попью.

м/ф «Камаринская»  (видео №18)

Ведущий говорит на фоне музыки.

Ведущий:

      Такому забавному случаю, мы обязаны появлению фантазии для оркестра «Камаринская».

    «Камаринская»  была впервые исполнена в Петербурге 15 марта 1850 года в благотворительном концерте.

       Вот как описывал этот концерт один из современников: «Пьеса уморительна, оригинальна, мастерски сделана и так понравилась публике, что её заставили повторить. Сами музыканты играют и смеются от умиления, слуги в коридорах оставили шубы господ и, разинув рты, вслушиваются в знакомый мотив».

 

портрет Глинки (№ 19)

 

Ведущий:

   Вот мы и побывали в гостях у М.И.Глинки. Много можно рассказывать о жизни  композитора, о его произведениях. Но за такое короткое время невозможно охватить его жизненный путь. Есть фильмы о Глинке. Смотрите  и читайте книги, слушайте музыку Глинки.

     А теперь поприветствуем участников концерта.

В роли маленького Глинки – Тотров  Даня,

в роли известного композитора Глинки – Ваулин Олег,

слуга Яков Ульяныч – Родин Илья,

дамы – Филиппова Лера, Захарова Аня,

мама – Инна Владимировна,

папа – Владимир Сергеевич.

 

Иллюстрировали произведения Глинки

Ануфриева Элина, Ткаченко Алина, Трофимова Саша, Трофимова Женя, Андреева Надя, Ашмарина Алиса, Мельниковы Василиса и Денис, Архипова Ульяна, Гугина Таня,Григорьева Сандра, Закатов Петя, Саландина Кира, Шаров Дима, Борецкие Соня и Лиза, Паняев Данила Александрович.

Спасибо за внимание! Участники концерта фотографируются и  приглашаются на чай с ватрушками!