Автор: Cемашко Елена Леонидовна
Предмет: Музыка
Класс: Дети
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: Лекция-концерт к 220-летию М.И.Глинки
Вступление. Звучит Вальс – фантазия. Зрители заходят в зал. (Видео №1)
На экране портрет Глинки. (№2)
Ведущий:
Сегодняшний вечер посвящен 220-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки.
М.И. Глинка - великий русский композитор 1-ой половины 19 века, основоположник русской классической музыки, автор опер "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", оркестровых сочинений, непревзойденных романсов и других произведений.
Есть мнение, что о музыке говорить бесполезно – её нужно только слушать. Так вот, я с этим не согласна. Потому что совершенно иначе воспринимаешь произведение, когда знаешь, когда оно было написано, что переживал в жизни композитор в тот момент. Так что наша главная задача сегодня «оживить» концерт эпизодами из жизни М.И.Глинки.
Давайте с вами перенесемся в 1 половину 19 века.
Сценка: 2 дамы ходят и обмахиваются веером.
ДАМА 1 (Филиппова Лера)
- Вы только что из Петербурга. Расскажите мне о столичной жизни. Что там носят, о чем говорят и какая музыка звучит в городских салонах?
ДАМА 2 (Захарова Аня)
- Музыка! С нее и начну, пожалуй. Это просто чудо. Я даже разучила несколько вещей. Хотите, я вам сыграю одну?
ДАМА 1: Сделайте милость.
ДАМА 2: (садится за фортепиано и начинает играть). Первая Дама садится в кресло и внимательно слушает.
ДАМА 1: (по окончании игры):
- Великолепная музыка. Сколько чувства! Необычайно! Кто автор этого сочинения?
ДАМА 2: Фамилия его сегодня довольно известна. Глинка. Пьеса называется «Простодушие".
ДАМА 1: Я недавно разучила мазурку. Может это тоже Глинка? Послушайте (Играет Мазурку До мажор)
ДАМА 2: Да! Это Глинка! Эта пьеса из «Лирического альбома», который недавно вышел в Петербурге.
Ведущий: А начиналось всё так…
М/ф «Сказки старого пианино» - детство (видео №3)
Ведущий:
В детские годы с особым чувством слушал Михаил Глинка русские сказки и песни, которые для него исполняла няня — Авдотья Ивановна. А первое настоящее музыкальное впечатление - крепостной оркестр дяди, жившего в соседнем селе. Оркестр привозили в Новоспасское на праздники.
М/ф «Сказки старого пианино» – оркестр дяди (видео№3а- продолжение).
Портрет Глинки в детстве (№4).
Ведущий:
Мальчиком Глинка играл в нём на флейте или скрипке, а став старше, дирижировал. Именно тогда будущий композитор впервые услышал музыку Россини, Керубини, Моцарта!
А потом был грозный 1812 год, война с Наполеоном, и семья на время военных действий уехала в Орел. Через год семья вернулась в Новоспасское. О своем желании заниматься музыкой Михаил Глинка рассказал матери. В 1814 году она пригласила для сына гувернантку из Петербурга — Варвару Кламмер, которая учила его нотной грамоте и игре на фортепиано.
Перенесемся в дом родителей Глинки в Новоспасское.
Сценка – мама, папа, маленький Миша.
Мама:
«Скажи на милость! Мишель-то наш, каков — от фортепиано не отходит!
Маленький Глинка (Тотров Даня) играет пьесу «Чувство».
Мама: «Как он преображается за фортепиано, как он сосредоточен, не по-детски настойчив! Обязательно надо учить его музыке!»
Отец: «Я и мысли не допускаю, чтобы он сделал музыку своей профессией.
Это недостойно дворянина. Я считаю, что, прежде всего надо учить сына наукам. Непременно он должен учиться в пансионе при Педагогическом институте. Это одно из лучших учебных заведений Петербурга.
Ведущий:
Прошло 3года. И вот уже перед нами не маленький мальчик, а четырнадцатилетний подросток, воспитанник Благородного пансиона.
М/ф - пансион (видео №5)
Портрет Глинки в юности (№6).
Ведущий:
Учился Глинка превосходно, он был очень образован, знал 8 языков, которые совершенствовал до конца жизни, имел глубокие знания по географии, истории и целому ряду других наук. Но главным и любимым занятием была, конечно, музыка! Глинка брал уроки у лучших преподавателей Джона Фильда, Карла Майера.
Учась в пансионе, Глинка много и с большим успехом музицирует в салонах, исполняет свои романсы. У него был очень небольшой голос, но он умел ему придавать чрезвычайную выразительность и сопровождал таким аккомпанементом, что все заслушивались.
Романс «Сомнение» звучит в переложении для виолончели (Шаров Дима).
Портрет Глинки (№7)
Ведущий:
По окончании пансиона Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но служба тяготила его: он всё больше он понимал, что его главное призвание – музыка, и ушёл в отставку.
Он пользовался известностью у петербургских любителей музыки. Исполнял с успехом галопы, мазурки, вальсы.
А теперь представьте, что мы в Петербургском салоне , где собрались друзья Глинки – поэты, писатели, художники.
Ведущий:
Послушайте несколько пьес для фортепиано.
Галоп – Ануфриева Элина
Ведущий:
Две мазурки. Мазурка до минор – Ткаченко Алина
Мазурка Фа мажор - Трофимова Саша
Мелодический вальс - Трофимова Женя
Ведущий:
Воспоминания: «Такой мягкости и плавности, такой души в звуках я ни у кого... не встречала! У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки, и издаваемые ими звуки непрерывно лились один за другим... Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить все, что хотел».
Прощальный вальс – Закатов Петя
Ведущий:
Играя в кругу друзей, он делал это с таким чувством, что у слушателей набегали слезы.
Ноктюрн «Разлука» – Паняев Д.А.
Ведущий:
К вокальной музыке Глинка обращался на протяжении всей жизни. Им создано более 70 песен и романсов.
Особая связь была у Глинки с Пушкиным. ( Кстати у Пушкина в этом году тоже юбилей – 225 лет со дня рождения).
Портрет Глинки и Пушкина (№8).
Они дружили при жизни поэта. Ещё в пансионе Глинка зачитывался стихами Пушкина. И на его стихи написал много романсов.
В творчестве композитора есть гениальный романс, написанный на гениальные стихи А.С. Пушкина.
Портрет Е.Керн (№9)
Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Екатерину Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» (видео №10)
Ведущий:
Желая развить и усовершенствовать свое мастерство, Глинка уезжает за границу. Он побывал во многих странах. В своём путешествии он знакомился с музыкой разных народов, впитывал её и учился. В Италии Глинка с большим увлечением занимался пением, часто бывал в театре, слушал оперы, знакомился с лучшими певцами и композиторами.
В Испании Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать. Глинка бывает на всех народных праздниках, восхищаясь страстными и темпераментными испанскими танцами, сопровождаемыми игрой на гитаре и кастаньетах, вслушиваясь в необыкновенно колоритные интонации испанских мелодий.
И вот результат - 2 прекрасных сочинения для оркестра на испанские темы «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». И никто не мог поверить, что эту музыку написал не испанец.
Андалузский танец – Саландина Кира
М/ф «Сказки старого пианино» – возвращение (видео №11)
Ведущий:
Сюжет был посвящен подвигу костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века. По желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя».
Премьера состоялась 27 ноября 1836 г. Ещё не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствовали в ней нечто необычное. Необычна была сама музыка. Это была музыка, основанная на русском музыкальном фольклоре. И не походила на музыку зарубежных опер, к которой привыкла публика.
М/ф «Сказки старого пианино» - успех оперы (видео №12)
Ведущий:
Николай I оперой остался очень доволен и в знак своего восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень.
М/ф - сочинение «Руслана и Людмилы» (видео №13)
Картина Репина (№14)
Ведущий:
Александр Пушкин знал о намерении Глинки создать оперу по его поэме и даже собирался помочь ему в написании либретто. Внезапная смерть поэта помешала их сотрудничеству.
Опера писалась Глинкой в течение пяти лет и была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) на сцене Большого театра в Петербурге.
Послушайте несколько отрывков из оперы Руслан и Людмила.
Каватина Людмилы – Мельниковы Василиса и Денис.
Персидский хор – Ашмарина Алиса, Андреева Надя
Марш Черномора – Архипова Ульяна (синтезатор).
(Видео №15 - без звука).
Ведущий:
Три года проработал Глинка в качестве капельмейстера в Придворной певческой капелле. Глинка с помощниками ездил на Украину, для того чтобы подобрать в капеллу мальчиков с хорошими голосами. И тогда же, под влиянием украинских песен, композитор сочиняет два романса на слова Забеллы: «Ты, соловушка, умолкни» и «Воет ветер».
«Соловушка» - Архипова Ульяна и Гугина Таня
«Воет ветер» - Григорьева Сандра
Пение птиц – (видео 16)
Ведущий:
Рассказывают, что в юности одним из увлечений Глинки были птицы. Михаил заводил птиц повсюду, куда бы ни уезжал. Сестра композитора вспоминала, что в доме у них была специальная комната для птиц. Ольшанки, малиновки, черноголовки, даже соловьи летали там свободно. А Михаил лежал на кушетке и прислушивался к их пению.
Возвратившись в свою комнату, он садился за рояль и играл долго, долго.
И сейчас, в селе Новоспасском, в доме-музее Глинки бережно сохраняется комната, в которой звонко чирикают, поют, перелетая с ветки на ветку птицы любимой Глинкой соловьиной породы. Особенно нежен и трогателен был для него образ жаворонка, удивительно тонко переданный в одноименном романсе.
Пленяющее очарование мелодии привлекает не только вокалистов, поэтому этот завораживающий напев сегодня можно услышать в исполнении на самых разных музыкальных инструментах.
«Жаворонок» - Борецкие Лиза и Соня
(видео №17 - без звука)
Ведущий:
С народными песнями Глинка познакомился ещё, будучи ребёнком, и в течение всей жизни слушал, записывал и использовал их в произведениях.
И вот какая история однажды произошла…
На сцене вы увидите М.И.Глинку, который сочиняет музыку и слугу Якова Ульяныча.
Сценка с Камаринской.
Глинка за роялем пишет на нотном листке, слуга входит (чистит сапог), напевает разные мотивы.
Слуга Яков Ульяныч – Барин, время к обеду. Не изволите ли чаю с Вашими любимыми ватрушками.
Глинка – Да, пожалуй (звонит в колокольчик).
Слуга – Чаю барину с ватрушками! (кухарка несёт поднос с ватрушками).
Глинка (обращаясь к слуге) – Помнишь песенку, которую давеча напевал?
Слуга – Я, кажется, ничего не напевал.
Глинка – Напевал, напевал, я слышал. Я не успел записать мотив.
Слуга – Может эта…. или эта…..? (напевает несколько мотивов). А может эта? (напевает камаринскую).
Глинка – Да, да! Она самая! (записывает, радостно потирает руки). А теперь и чай, пожалуй, попью.
м/ф «Камаринская» (видео №18)
Ведущий говорит на фоне музыки.
Ведущий:
Такому забавному случаю, мы обязаны появлению фантазии для оркестра «Камаринская».
«Камаринская» была впервые исполнена в Петербурге 15 марта 1850 года в благотворительном концерте.
Вот как описывал этот концерт один из современников: «Пьеса уморительна, оригинальна, мастерски сделана и так понравилась публике, что её заставили повторить. Сами музыканты играют и смеются от умиления, слуги в коридорах оставили шубы господ и, разинув рты, вслушиваются в знакомый мотив».
портрет Глинки (№ 19)
Ведущий:
Вот мы и побывали в гостях у М.И.Глинки. Много можно рассказывать о жизни композитора, о его произведениях. Но за такое короткое время невозможно охватить его жизненный путь. Есть фильмы о Глинке. Смотрите и читайте книги, слушайте музыку Глинки.
А теперь поприветствуем участников концерта.
В роли маленького Глинки – Тотров Даня,
в роли известного композитора Глинки – Ваулин Олег,
слуга Яков Ульяныч – Родин Илья,
дамы – Филиппова Лера, Захарова Аня,
мама – Инна Владимировна,
папа – Владимир Сергеевич.
Иллюстрировали произведения Глинки
Ануфриева Элина, Ткаченко Алина, Трофимова Саша, Трофимова Женя, Андреева Надя, Ашмарина Алиса, Мельниковы Василиса и Денис, Архипова Ульяна, Гугина Таня,Григорьева Сандра, Закатов Петя, Саландина Кира, Шаров Дима, Борецкие Соня и Лиза, Паняев Данила Александрович.
Спасибо за внимание! Участники концерта фотографируются и приглашаются на чай с ватрушками!