Автор: Дунаева Розалия Александровна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Театрализованные игры являются самыми действенными и доступными средствами развития речи дошкольников
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…" (Б. М. Теплов)
Мы живём в эпоху обилия информации. Увлечение гаджетами и новомодными игрушками зачастую значительно затормаживают речевое развитие дошкольников. Многие родители, к сожалению, сами того не осознавая, уделяют слишком мало времени общению с детьми, а также совместному чтению книг. Из-за этого словарный запас у многих современных ребят довольно скудный, всё чаще возникают проблемы с произношением некоторых звуков и умением выражать собственные мысли и эмоции при помощи речи. В наше время особенно важно приобщать детей к театральному искусству, стимулируя у них неподдельный интерес и искреннее желание постигать азы речевого общения. Благодаря такому подходу можно ненавязчиво обучать ребенка важным и полезным навыкам.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Театрализованная игра – самый действенный и доступный способ для развития речи. Секрет этого метода прост: обучение малышей происходит в игровой форме. А играть любят все дети без исключения.
Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:
1. Использование речевых упражнений.
2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.
3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.
4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.
Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованные занятия дарят ребенку возможность примерить на себе различные амплуа. Малыш сможет попробовать себя в качестве актера, сценариста, костюмера, кукольного мастера и т.д. Во время игр ребенок чувствует себя более раскованно, забывает о комплексах и фобиях. Такие занятия эмоционально раскрепощают и повышают самооценку, развивают коммуникационные навыки. Естественно, все это помогает и развитию речи.
Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одно моментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной и речевой активности и т.п. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса)
Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень форсированности связной речи выступает основным показателем уровня обще речевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами. Эффективным средством развития связной речи у детей является театральная деятельность. Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных).
Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребёнка. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается тема, сюжет.
В этом случае все театрализованные игры делятся на:
- режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) - в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей; В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)
-игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются:
I. Театрализованные игры и упражнения:
1. Имитация:
Задачи: используя имитацию, закрепляем правильное звукопроизношение, отрабатываем дикцию, интонационную выразительность речи. При имитации несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулируем звуки своей речи и выразительно интонируем её, а ребёнок слушает и повторяет, имитируя речь, старается усвоить артикуляцию и модуляцию голоса и понять смысл.
* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .
* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево) .
* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .
2. Импровизация:
* Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки") .
* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег") .
* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами") .
3. Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя")
4. Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса")
5. Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок")
Огромное внимание в работе с детьми мы уделяем пальчиковому театру.
Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр - театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Стимулирование кончиков пальцев ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.
«Кто как говорит?»
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.
Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.
«На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается.
А посмеяться хочется!»
« - Был сапожник? - Был!
- Шил сапожник? – Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!»
«- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережёшь ты мышку тут?
- Мяу!
- Мяу! Хочешь молока?
- Мяу!
- А в товарищи щенка?
- Фрр!!!»
. Скороговорки. Чистоговорки.
Цель: Совершенствовать чистоту произношения.
Ход: «Горячи кирпичи!
Соскачи-ка с печи,
Испеки-ка в печи,
Из муки калачи!»
«Тары- бары, растабары,
У Варвары куры стары!»
«Сеня вёз воз сена»
«Палкой Саша шишки сшиб».
«Орёл на горе, перо на орле».
Таким образом, занимаясь с детьми театром, мы воспитываем устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, развиваем артистические качества, творческий потенциал детей и способствуем решению главных задач в речевой группе развитию правильной речи детей.
Литература: