Развитие речи средствами театрализованной деятельности


Автор: Дунаева Розалия Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Развитие речи средствами театрализованной деятельности"

Краткое описание работы: Театрализованные игры являются самыми действенными и доступными средствами развития речи дошкольников

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…" (Б. М. Теплов)

 

          Мы живём в эпоху обилия информации. Увлечение гаджетами и новомодными игрушками зачастую значительно затормаживают речевое развитие дошкольников. Многие родители, к сожалению, сами того не осознавая, уделяют слишком мало времени общению с детьми, а также совместному чтению книг. Из-за этого словарный запас у многих современных ребят довольно скудный, всё чаще возникают проблемы с произношением некоторых звуков и умением выражать собственные мысли и эмоции при помощи речи. В наше время особенно важно приобщать детей к театральному искусству, стимулируя у них неподдельный интерес и искреннее желание постигать азы речевого общения. Благодаря такому подходу можно ненавязчиво обучать ребенка важным и полезным навыкам.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Театрализованная игра – самый действенный и доступный способ для развития речи. Секрет этого метода прост: обучение малышей происходит в игровой форме. А играть любят все дети без исключения.

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованные занятия дарят ребенку возможность примерить на себе различные амплуа. Малыш сможет попробовать себя в качестве актера, сценариста, костюмера, кукольного мастера и т.д. Во время игр ребенок чувствует себя более раскованно, забывает о комплексах и фобиях. Такие занятия эмоционально раскрепощают и повышают самооценку, развивают коммуникационные навыки. Естественно, все это помогает и развитию речи.

Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одно моментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной и речевой активности и т.п. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) 

Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень форсированности связной речи выступает основным показателем уровня обще речевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами.         Эффективным средством развития связной речи у детей является театральная деятельность. Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных).

Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.

   В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребёнка. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается тема, сюжет.

В этом случае все театрализованные игры делятся на:

- режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) - в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей; В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами»«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)

-игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.

    Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей ;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

I. Театрализованные игры и упражнения:

1. Имитация:

Задачи: используя имитацию, закрепляем правильное звукопроизношение, отрабатываем дикцию, интонационную выразительность речи. При имитации несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулируем звуки своей речи и выразительно интонируем её, а ребёнок слушает и повторяет, имитируя речь, старается усвоить артикуляцию и модуляцию голоса и понять смысл.

* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево) .

* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

2. Импровизация:

* Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки") .

* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег") .

* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами") .

3. Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя")

4. Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса")

5. Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок")

Огромное внимание в работе с детьми мы уделяем пальчиковому театру.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр - театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Стимулирование кончиков пальцев ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.

«Кто как говорит?»

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.

Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.

Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.

Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.

Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.

Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.

Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.

И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

 Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

 «На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается.

А посмеяться хочется!»

« - Был сапожник? - Был!

- Шил сапожник? – Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!»

«- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу!

- Стережёшь ты мышку тут?

- Мяу!

- Мяу! Хочешь молока?

- Мяу!

- А в товарищи щенка?

- Фрр!!!»

. Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Ход: «Горячи кирпичи!

          Соскачи-ка с печи,

          Испеки-ка в печи,

          Из муки калачи!»                

      «Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

 «Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

 «Орёл на горе, перо на орле».

Таким образом, занимаясь с детьми театром, мы воспитываем устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, развиваем артистические качества, творческий потенциал детей и способствуем решению главных задач в речевой группе развитию правильной речи детей.

Литература:

  1. Алябьева. Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М: ТЦ Сфера, 2005. — 160с.
  2. (Программа развития) Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1978. 112с.с.ил.
  3. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ по спец.
  4. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных  учреждениях» /Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984 -240с.
  5. Маханёва Д. М. Театрализованные занятия в детском саду
  6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.
  7. Программа «Театр — Творчество — Дети»2004 Москва