Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями


Автор: Комкова Ирина Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

Краткое описание работы: При грамотном подходе к решению как коррекционных так и общепедагогических задач пение может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями. Под влиянием музыки, вокальных упражнений и пения при условии использования правильно подобранных приёмов можно положительно развить психические процессы и свойства личности, сделать речь дошкольников чище и грамотнее.

 

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей как в обычных группах детского сада, так и  в логопедических. Пение используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счёт словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, динамика).

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, - а пение на различные слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики Н. А. Метлов, Е. П. Иова, Е. С. Маркова, Е. М. Дубянская, Р. Краснобродская и др., предлагая очень интересные приёмы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

  Интересы современных дошкольников формируются под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов низкого эстетического качества. В музыкальном окружении наших детей, к сожалению, не находится места шедеврам классического искусства, обладающим большим духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями.

Современный ребёнок зачастую не слышит красивого пения, у него не развивается познавательный интерес к музыке, к пению, к музыкальным инструментам.

Как правило, пению детей 5-7 лет присуще форсирование, нарушение мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. Причины отсутствия должного вокального развития ребёнка кроются в недостатке музыкальной культуры семьи, в издержках сложившейся практики обучения детей певческим навыкам на музыкальных занятиях: очень часто музыкальные руководители осуществляют развитие певческих навыков у дошкольников логопедической группы, не учитывая особенностей развития детей данного контингента.

В работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения различной патологии,  как за основу мы взяли методику Н.А. Ветлугиной «Обучение пению детей старшей и подготовительной групп».

Возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста в норме.

Изучение особенностей музыкально-психологического облика ребёнка строится на взаимосвязи различных наук, и прежде всего – на основе данных, полученных педагогикой, психологией, физиологией.

В пении активно развиваются музыкальные способности ребёнка. Б. М. Теплов, характеризуя роль этой формы приобщения ребёнка к музыке, отмечал, что овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создаётся умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкальные слуховые представления» [15].Подобную точку зрения отстаивает педагог-музыкант Н. А. Ветлугина. Она относит пение «к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений» [5]. К пяти годам у дошкольника отношение к различным видам музыкальной деятельности, эстетическое восприятие музыки поднимается на новый качественный уровень. В этом возрасте ребёнок прислушивается к музыке как к определённому эмоционально-смысловому содержанию, испытывая эмоции, соответствующие и отвечающие характеру музыкального образа.

            Эмоционально-практический опыт общения ребёнка с музыкой, сформированный в младшем и среднем дошкольном возрасте, выступает естественной основой музыкального развития ребёнка в старшем дошкольном возрасте. В 6-7-лет проявляется большая активность ребёнка в процессе восприятия и воспроизведения музыки голосом. Диапазон голоса расширяется и выравнивается. Актуализируется взаимосвязь интуитивных и сознательных действий: ребёнок способен воспринимать не только выразительные средства музыки, но и их смысл. В старшем дошкольном возрасте активизируется творческий потенциал ребёнка: дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии, сочинять попевки на заданный текст и жанр.

            Специфические особенности дошкольного возраста накладывают отпечаток на характер многих психических процессов. Дети дошкольного возраста не способны долго сосредоточиваться на какой-либо одной проблеме. Поэтому содержание методов и приёмов при развитии певческих навыков должно быть максимально разнообразным.

            Другой характерной особенностью дошкольного возраста является необычайная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. В этой связи актуализируется задача обогащения чувственного опыта ребёнка на основе эмоционального переживания содержания музыки. Под обогащением чувственного опыта понимается специальное педагогически организованное расширение эмоциональной сферы ребёнка за счёт формирования у него умения распознавать эмоциональную окраску музыки и отзываться на её воздействие. Эмоциональный отклик на музыку побуждает ребёнка радоваться и печалиться, мечтать и грустить, то есть испытывать всё многообразие чувств, которые ребёнок способен пережить в процессе восприятия музыки в силу своих возрастных особенностей.

            Обогащение чувственного опыта ребёнка связано с расширением его эмоционального опыта – способностью сопереживать тем чувствам и настроениям, которые выражены в музыкальном произведении.

            Темп музыкального мышления находится в прямой зависимости от скорости нервных процессов возбуждения и торможения. Индивидуальная выраженность лабильности  нервной системы является одной из природных предпосылок первых проявлений музыкальных способностей у старших дошкольников. Однако исследования учёных Б. М. Теплова, Е. П. Гусевой и др. свидетельствует о том, что для большинства детей дошкольного возраста более характерна инертность нервной системы. Имея в виду эти возрастные психофизиологические особенности дошкольников, важно исключить из процесса музыкального образования детей этого возраста всякую спешку и побуждение к быстрой реакции в обучении пению.

            При организации процесса обучения пению важно учитывать и другую особенность дошкольников, связанную с неравномерностью темпа созревания различных функциональных систем. Скорость музыкального развития ребёнка обусловлена многими индивидуально-психологическими факторами. Не все дети могут одинаково развиваться музыкально при единых требованиях.

 Возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные речевые патологии.

Пение может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями. При грамотном подходе к решению как коррекционных так и общепедагогических задач дети с отклонениями в развитии преображаются. Под влиянием музыки, вокальных упражнений и пения при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик арттерапии в специальном образовании.

            На протяжении многих лет в  нашем детском саду отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании и в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

            Основные особенности таких детей можно свести к следующим:

  • Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.);
  • Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедлено включение в деятельность, недостаточная заинтересованность);
  • Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Исходя из особенностей детей, в группе компенсирующей направленности  возникла необходимость наряду с общими задачами по развитию певческих навыков решать и коррекционные задачи.

                        Для грамотного построения работы по развитию певческих навыков у старших дошкольников, проводится диагностика голосового диапазона, тембра (по Н.Ветлугиной) два раза в год: в октябре и в апреле-мае. Первичная диагностика показала следующие результаты: из 18-ти обследованных детей низкий диапазон голоса имеют 8 детей, средний – 10, высокий – ни один ребёнок не имеет; тембр певческого голоса был низким у 10-ти детей, средним – у 5-ти детей, высоким – у 3-х детей.

Отсутствие чистоты интонации было связано с неправильным дыханием и неправильным формированием гласных, небольшим диапазоном голоса детей, сводящимся к нескольким звукам. Эти звуки звучали очень тускло, невыразительно, вяло. Пение сопровождалось невнятным произнесением слов. Причиной этого являлся недостаточно развитый артикуляционный аппарат. Большинство детей почти не открывали рта и недостаточно шевелили губами при пении, сохраняя разговорную манеру быстрой, но не отчётливой смены положения рта при произнесении гласных.

На основании данных диагностики встали следующие цели и задачи:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
  2. Обогащать музыкальные впечатления детей.
  3. Развивать творческую активность в импровизации маленьких песен, попевок на заданный текст.
  4. Развивать певческие навыки:

*петь выразительно без напряжения, плавно, лёгким звуком, укреплять и развивать певческое дыхание;

*брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами;

* произносить отчётливо слова;

*одновременно начинать и заканчивать песню;

*правильно передавать мелодию;

*петь умеренно громко и умеренно тихо в разных темпах вместе с педагогом а капелла и самостоятельно в сопровождении фортепиано;

* расширять диапазон голоса детей: петь коллективно и индивидуально в диапазоне ре-си 1-ой октавы,  до – 2-ой октавы;

*вспоминать и исполнять выученные песни;

* отмечать слухом правильное и неправильное пение;

*различать  по высоте и длительности звуки;

*петь естественным звуком, без крика, правильно интонируя, чётко произнося слова;

* во время пения сохранять правильную позу.

  1. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями.
  2. Нормализовать деятельность периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного).
  3. Важные коррекционные задачи, такие как:

*оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребёнку почувствовать свой успех, самореализоваться в певческой деятельности, развиваться более гармонично;

*нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

Возникли определённые требования к репертуару.

 При выборе песен для разучивания с детьми логопедической группы обращается внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие характеристики:

  • Доступное содержание.
  • Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков.
  • Несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков (особенно в первой половине учебного года).
  • Нисходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в начале пения более сильное, качество звучания голоса будет лучше.
  • Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох, правильное дыхание и правильное произношение.
  • Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.
  • Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает её.
  • Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания и т.д.
  • Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.

Включение в репертуар песен, приуроченных не только к праздничным датам, но и народных, тематических, шуточных, игровых, позволяющих использовать хоровое и сольное пение, пение с движением, детское песенное творчество.

Чтобы научить детей петь выразительно, чисто, надо развить у них вокальные певческие навыки: звукообразование и звуковедение, дикцию, дыхание, чистоту интонации, вокальные установки.

            Дикция. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Приведём основные правила вокальной дикции в русском языке. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание.

Говорят и поют: «снегами», «корова», «в лесу», «в декабре», «берегись», «октябрь». Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного о, который звучит как а. Петь надо «карова», а не «корова», актябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя».

Однако при пении дети очень часто заменяют безударные гласные е, я, и. Согласные выговариваются по возможности быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных.  Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки сверкают» исполняются: «о-го-ньки све-рка-ют». Если между словами есть знак препинания, то согласные нельзя «проглатывать», их надо произносить, как и в устной речи, в конце слога, без переноса на другой слог. Например, фраза «в нашем саду листопад» исполняется: «в нашем саду листопат» («листопат», а не «листопа»). Или фраза «в праздничный наряд» исполняется: «в праздничный нарят» («нарят» а не «наря»).

Остальные правила, которые применяются в речевом произношении, обычно используются и в певческой дикции. Поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег», «аччево», а не «отчего», «рыпка», а не «рыбка».

Существуют разные приёмы обучения детей правильному произношению в пении:

  1. Выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания песни.
  2. 2.      При разучивании песни пользуемся приёмом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно. Практикуем приём коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот приём полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.
  3. 3.      Применяем приём выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Данный приём применяется как в процессе разучивания, так и при повторном усвоении песен. Выразительное произношение текста способствует выразительности пения.

Дети с речевыми патологиями неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях применяется приём правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой, например, «серые», (а не «сераи») или «солнышко», (а не «солнушко»).

            Все эти приёмы применяются осторожно, умело, с тем, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни, углубляло музыкальный образ и не превращалось в сухую, формальную тренировку.

            В работе над дикцией в логопедической группе проговариваем текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова или фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот приём мобилизует внимание детей и побуждает их к более чёткому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно – показ теми детьми, кто уже научился это делать.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, игры с пением способствуют развитию фонематического слуха. Так, на первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков, используются музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?» или «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки»[3], отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой и т.д.

В игре «На каком инструменте играю?» используются два-три набора одинаковых музыкальных инструментов, один из них находится за ширмой, на нём играет взрослый. Ребёнок может не называть инструмент, а только сыграть на нём (в усложнённом варианте вызывают двух детей, каждый подходит к набору инструментов и выбирает нужный). Остальные определяют, правильно ли выполнено задание с помощью аплодисментов.

На втором этапе работы по развитию фонетико-фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слова целиком), слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, используются музыкально-дидактические игры с пением, распевки, например, «Птенчики» Е.Тиличеевой, «Три медведя» И.Арсеева, «Медведь» М.Красева, «В лесу» и «Узнай по голосу» Е.Тиличеевой.

На последующих этапах работы при обучении дифференциации фонем включается в работу на музыкальных занятиях попевка «Бубенчики» Е.Тиличеевой, в которой дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии. Предлагаем детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения, соответствующие данному образу.

Значение музыкально-дидактических игр в логопедической группе не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определённой окраской (просодикой): как в музыке, музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определённая звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, оказывают косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

В зависимости от диапазона голоса и индивидуальных особенностей детей рассаживаем  их на занятии следующим образом: на первый ряд – нуждающихся в большем внимании, т.е. гудящих детей, с коротким дыханием; на втором -  со слабыми певческими навыками; на третьем -  тех, кто чисто поёт, имеет звонкий голос, широкий диапазон.

При работе над песней чаще привлекаются дети третьего ряда. Они быстрее запоминают мелодию, качество усвоения песни у них лучше. При пении обязательно следим, чтобы дети правильно сидели, дышали глубоко, но без напряжения, брали дыхание вначале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков. Как всё это делать, показывается систематически на каждом занятии.

Особое внимание обращается на подвижность нижней челюсти при открывании детьми рта, на произношение твёрдых окончаний слов. Здесь большую помощь оказывает система упражнений  В.В. Емельянова. Игровая технология «Поём, играя!» основана на его фонопедическом методе постановки и развития голоса. Виктор Вадимович Емельянов подчёркивал, что детский певческий голос надо прежде всего развивать, охранять и тренировать по мере роста детского организма. Этот подход позволяет развивать внутреннюю артикуляционную мускулатуру, благодаря чему осуществляется важный для певческой деятельности синтез интонационно-речевого и вокального опыта. В этом случае развитие голоса осуществляется по экологическим критериям: ребёнок способен петь громко, звучно и долго без вреда голосу. Важно отметить, что все упражнения разработаны с учётом биологической целесообразности вокального действия, поэтому происходит развитие защитных механизмов органов верхних дыхательных путей дошкольника.

            В нашем саду артикуляционная гимнастика выполняется детьми на каждом музыкальном занятии под музыку перед пением. Используя её постоянно, мы пришли к выводу, что благодаря этому методу, дети намного быстрее  усваивают  новую песню, улучшается качество пения.

К сожалению, у журнала нет возможности поместить подробную информацию по данной теме. Мы предлагаем ознакомиться с ней на сайте

Также используются следующие методические приёмы:

  1. играть мелодию, одновременно подпевая;
  2. петь без музыкального сопровождения (дети понимают указание «поём а капелла»);
  3. петь вместе вполголоса;
  4. один куплет поют чисто интонирующие дети;
  5. первый звук поёт педагог, дети повторяют;
  6. вступать как один, слитно после вступления.

Одновременно используются игровые приёмы:

а) петь, как в одну дудочку играть;

б) кто лучше споёт;

в) первый куплет петь вслух, второй – про себя, третий – вслух.

Применяются дирижёрские жесты. Детей знакомят, что сильный взмах руки означает петь громко, слабый – тихо. Показывать с детьми рукой высоту звуков. Например, в песне «Качели» Е.Тиличеевой дети поднимают руку вверх, когда пропевают слово «вверх» и опускают руку вниз, когда поют «вниз». Попевка «Лесенка» Е.Тиличеевой помогает детям понять движение звуков (восходящие и нисходящие).

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов обучения певческим навыкам детей, имеющих различные речевые нарушения. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо для дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения.

У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. Поэтому необходимо сначала развить физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены, а как следствие, речь приглушённая, ребёнку часто не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка.

Кроме того этим детям трудно пропевать на одном выдохе длинные музыкальные фразы, они вынуждены добирать воздух посередине фразы. В работе над дыханием используются показ педагога и жест, помогающий вовремя взять дыхание. Предлагается детям после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети «не разрывали» слово, используется сравнительный показ педагогом неправильного и правильного исполнения. Для развития дыхания также используется пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов (например, да, та, ля), фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду гулять в лесок»). Такие упражнения желательно сопровождать движением рук сверху вниз. Мы с детьми иногда на занятиях пропеваем, начиная с верхнего До и заканчивая нижним До, имя педагога «И-ри-на-А-лек-санд-ров-на», сопровождая пение движением рук сверху вниз, а иногда дети поочерёдно пропевают своё имя. На занятиях, в группе и дома предлагается детям спеть песенку паровоза, самолёта, жука, сдувать с ладошки пушинку и т.д. С этой же целью поют народные песни: «Веснянка», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Во кузнице» и другие. При исполнении песни М.Иорданского «Голубые санки» даётся указание не прерывать пения, пока санки катятся с горки. «Чики-чикалочки» (рус.нар) петь на одном дыхании, пока движется тележка. Учитывая конкретность мышления, подражательность, используя образец педагога, показывать, как надо петь, где вдохнуть, где петь протяжно.  При этом идёт работа и над дыханием, и над дикцией.

Вокальные установки.

При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев ( в таком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма ). Голову надо держать прямо, без напряжения, не вытягивая шеи. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого звука. Нижняя челюсть отходит вниз, губы – подвижны, упруги. Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы, даже у трёхлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

При пении стоя дети держат голову прямо, а руки опущены вдоль туловища.

Необходимо следить за осанкой детей во время пения. «Прямосидение» и «прямостояние» способствуют не только воспитанию правильного дыхания, но и тренировке внимания, развитию волевых черт характера . Певческая установка – это правильная поза ребёнка во время пения. Прямое положение корпуса и головы создаёт благоприятные условия для естественных движений как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Лишние движения (подъём плеч,  напряжение шеи при вдохе) мешают спокойной работе дыхания, которая должна происходить незаметно. Когда ребёнок выпрямляет корпус (прямая спина, отведённые назад плечи, свободная шея), его грудная клетка сама собой принимает положение вдоха, и сам вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения и перегрузки. При правильном положении корпуса приобретается возможность и плавного выдоха. Дети приучаются организованно пользоваться дыханием, избегая его форсирования, ненужного и вредного напора на гортань. Мышцы при этом получают возможность нормально развиваться и укрепляться.

При активном, прямом положении корпуса и при свободном положении головы, когда шея не напряжена, голосовой аппарат также освобождается от напряжения. Благоприятные условия для правильной работы певческого аппарата позволяют детям усвоить необходимые для художественного исполнения песни певческие навыки и ускоряют музыкальное развитие детей.

Много внимания, усилий со стороны педагога и детей требует работа над развитием чистоты интонирования. Ведётся она в двух направлениях. С одной стороны, надо научить детей вслушиваться в мелодию, запоминать её, а с другой – правильно воспроизводить её, коордионируя голос со слухом. Для этого используется ряд приёмов.

  • Проигрывание мелодии (типа «Мелодия», «Триола» и т.д.) на фортепиано, духовых инструментах, металлофоне, чтобы дети лучше её запомнили.
  • Пропевание мелодии педагогом, чистопоющими детьми с сопровождением или без него. Пение а капелла в медленном темпе особенно полезно детям с речевыми нарушениями.
  • Упражнения в подстраивании голоса к данному звуку: нажать клавишу фортепиано, пропеть данный звук, подстраивая свой голос к звучанию инструмента; предложить то же самое сделать некоторым детям, затем спеть вместе с детьми, которые справились с заданием, и предложить послушать всем, как это получается.
  • Использование игрового приёма «Машина гудит». Небольшой группе детей предлагают спеть заданный звук. Если они не справляются, то поднимается красный флажок – «машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо, поднимается жёлтый флажок, а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать». Если кто-то из детей хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль «светофора» можно предложить ему.
  • Угадывание песни по мелодии, исполненной без слов, по ритмическому рисунку (отхлопыванию ритма песни).
  • Есть дети, которые плохо справляются с подстройкой голоса. Таким детям мелодия напевается на ушко, фразы пропеваются вместе с ними и поглаживают их, если дети стараются и у них появляется хотя бы небольшое достижение. Поглаживание кистей ребёнка во время пения помогает в работе с «гудошниками» (детьми, которые не поют, а гудят, как бы проговаривая песню на одном-двух низких звуках), а их довольно много в группе детей с патологией речи, это в основном мальчики.
  • Используется приём координации слуха и пения: предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.
  • Применяем игровые задания для развития интонационной речевой выразительности (приложение 6).

Большое значение имеет работа над распеванием, в результате которой и приобретаются вокальные навыки.

Звукообразование и звуковедение.

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёбо с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к, г, х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.

Сочетание гласных о, а с согласными губными б, п, в, ф или переднеязычными д, т, л, з приближает звук к зубам.

Диапазон у дошкольников неустойчив. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями поют на низких звуках, не выпевая высоких. Поэтому весьма желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь напевно, протяжно, надо учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз (индивидуально и подгруппами).

Протяжность в пении зависит от правильного дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле берёза стояла»). Развитию протяжности помогает пение в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

.В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями выявилась эффективность следующих упражнений, распевок и заданий.

* Сначала поются упражнения, попевки с целью достичь лёгкого и чистого звука. Этому помогают заднеязычные слоги: га, ка, ку, го, гу (при произношении этих слогов больше работают задние мышцыНапример, русская народная песня «Гуси вы, гуси»:

Гуси вы, гуси, серые гуси!

Га-га-га,га-га-аг.

Такие сочетания звуков очень полезны: звучащие согласные г и к упражняют мягкое нёбо, которое при пении должно хорошо подниматься, и способствуют освобождению и укреплению глотки. Гласная у помогает развитию высокого звучания (песня «Куда летишь кукушечка», припев песни «Во поле берёза стояла; «Весёлая дудочка» М.Красева). Например, попевка «Ту-ру-ру, пастушок, как чудесен твой рожок». Детям показывают, что петь звук У надо легко, нежно, а не насыщенно. Для этого форма рта при произнесении не должна быть вытянутой в трубочку, губы не вытягиваются, а только немного сужаются. Ротовой резонатор при пении У выгодно увеличивается в своём объёме.

Указанные слоги полезно петь на начальном этапе обучения, потому что они помогают формированию особо «тяжёлых» согласных – Ж, Х, М, Н. (Работа на согласный Ж  ведётся, как правило, после работы на согласный З. При пении песен, в которых много раз встречаются согласные М и Н, дети понижают звук, и их голоса становятся «мутными», неясными. Таким образом, на начальном этапе обучения нецелесообразно применять в распевках большое количество переднеязычных носовых согласных).

На дальнейшем этапе обучения используются контрастные упражнения. Добиваемся, чтобы в звуке появилось новое качество, голос стал более эластичным. Для этого применяются переднеязычные слоги ЗИ, ЗЕ, контрастные заднеязычным – КА, ГА, ГУ, КУ,ГО.

Переднеязычные слоги ЗИ, ЗЕ и заднеязычные КУ, ГА, ГУ не только контрастны по формированию в ротовой полости, но и затрата дыхания получается в обоих случаях разная: заднеязычные слоги требуют меньшего дыхания, звук получается лёгкий («высокое звучание»), а на переднеязычные расходуется больше дыхания, звук более тяжёлый.

* Пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию «ре-ми-фа-ми-ре» надо пропеть со звуком А, затем на полтона выше со звуком О и т.д.

* Пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках.

         * Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и-а-у», «е-о-а» и т.д.

  * Пропевание педагогом имени ребёнка, состоящего из трёх слогов («Ма-шень-ка»), пропевание ребёнком короткой фразы на ту же мелодию («Я-и-ду»). Это же упражнение можно выполнить по-другому:  педагог: «Ма-ша» (интервал: терция, кварта, квинта сверху-вниз, снизу-вверх в зависимости от возможностей ребёнка); ребёнок: «Я здесь» (повторяя тот же интервал).

* Проговаривание слов «Здравствуйте», «До свидания» с разной интонацией, с разной мимикой.

* Пропевание этих слов педагогом, повторение той же мелодии отдельными детьми или хором.

* Предлагается задание сыграть мелодию на дудочке, фортепиано, барабане, скрипке, колокольчике, т.е. пропеть заданную педагогом несложную мелодию на слог «ду», «ля», «та», «динь», сопровождая имитационными движениями пальцев рук.

* Используются песенки «Лесенка», «Гармошка», «Качели», «Высокая лестница», «Бубенчики», муз. Е.Тиличеевой [16]; «Гуси», «Баю-баю», «Конь», «Самолёт», [17].

Выученные распевки сопровождаются движениями. Например, в распевке «Самолёт» на слова «Самолёт летит, самолёт гудит» дети поют и «вращают штурвал» или «покачивают крыльями»; на звук «У-у-у» поднимают снизу вверх правую руку, как бы изображая подъём самолётов с аэродрома в небо.

Качество песни значительно зависит от методики разучивания. Вначале песня выразительно исполняется: от этого зависит впечатление, которое она произведёт на детей. Затем побуждаем их высказаться о её характере, содержании, если дети затрудняются, то педагог объясняет значение трудных слов и выражений. Всё это проделываем с целью проверки знаний детей, активизации их внимания, памяти, мыслительных операций, развития связной речи, т.к. это вполне возможно во второй половине учебного года в старших группах с ФФН и ОНР. Затем песня исполняется повторно для закрепления первоначальных впечатлений от неё и представлений о её мелодии и содержании.

На последующих этапах разучивания задаём детям вопросы, чтобы проверить, правильно ли они поняли содержание песни и значение некоторых слов и выражений. Стараемся привлечь внимание детей к мелодии песни в целом или отдельным мелодическим оборотам. Показывается, как можно пропеть то или иное место. Предлагаем повторить чистопоющему ребёнку, затем подгруппе и всем детям. Во время разучивания песни дети поют более медленно, чтобы они успевали следить за показом педагога, и за высотой звука, и за своей артикуляцией. Помогаем детям мимикой, жестом.

Трудные мелодические обороты или скачки прорабатываются отдельно в виде распевок до разучивания песни или в период разучивания.

Разучивать песню всегда начинаем с припева, т.к. текст повторяется в каждом куплете, и детям легче его запомнить.

Для лучшего усвоения детьми мелодии песни, используется пение а капелла и пропевание мелодии без слов, по фразам или предложениям; как это делать, регулярно показывается.

              Для правильного интонирования большое значение имеет хорошее произношение. В речевой группе много детей с неправильной артикуляцией звуков. Поэтому  работе над дикцией уделяется много внимания. Используется ряд упражнений системы В.В. Емельянова. Педагогом показываются основные моменты артикуляции звуков (положение губ, кончика языка) при произношении слов. Используется показ ребёнка, произносятся слова нараспев, шёпотом и т.д. Отдельные дети неправильно пропевают звук «е», заменяя его на «и» или «я». Некоторые недопевают окончания слов. Таким детям предлагается спеть слова, которые они неправильно поют, по слогам. Даётся задание: попевки «Петушок», «Чики-чикалочки», «Небо синее» петь и проигрывать на металлофоне.

Для индивидуальной работы дети группируются по характерным ошибкам и особенностям нервной системы. Они всегда с удовольствием идут в зал на индивидуальные занятия. Их стремление придти в зал используется для организации, сплочения детского коллектива. Индивидуальая работа строится в основном на попевках, т.к. дети лучше их усваивают, лучше запоминают и больше проявляют интерес к короткой песенке.

Для активизации процесса запоминания песни используются иллюстрации, картинки, художественное слово. Если позволяет содержание песни, то дети её инсценируют или сопровождают движениями по тексту. Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает инсценирование песен. По существу они являются небольшими играми, в которых последовательно эпизод за эпизодом раскрывается содержание.

Перед исполнением в движении содержания песни дети разучивают песню. Затем предлагаем им исполнить всё, о чём они поют.  Перед инсценированием песни показываем детям картинки, соответствующие сюжету песни. Например, если в песне «Весёлый музыкант», муз.А.Филиппенко, показать иллюстрацию, изображающую зайцев-музыкантов, играющих на дудочке, балалайке, барабане, то дети будут точнее имитировать игру на музыкальных инструментах.

Инсценирование песни проводится в виде спектакля. Дети-зрители самостоятельно оценивают игру своих друзей. Например, дети с большим удовольствием и эмоционально инсценируют песни: «Конь», муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Найдёновой, «Прогулка», муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Найдёновой, «Наш огород», муз.В.Витлина, сл.А.Пассовой, «Весёлый музыкант», муз.А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной, «Лягушата и щенок», муз.Живцова, сл.В.Лифшица и другие.

Используются игрушки и игровые приёмы. Для более быстрого запоминания песни даются указания детям: «Эта песня лёгкая, вы её должны быстро запомнить», вопросы: «Как начинается первый куплет? О чём поётся во втором? Какой куплет тебе нравится больше всего?», соревнования детей: «Кто быстрее запомнит? Кто лучше споёт?, показ чистопоющих детей, словесные поощрения тех, кто очень постарался, кто хорошо запомнил всю песню или её часть.

Дети любят играть в «Подсказку»: исполняется песня с остановками, чтобы дети подсказали слово, «забытое» взрослым. На последующих этапах разучивания обращается внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Это часто вызывает затруднения у детей с нарушениями речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания, слаборазвитой памяти. Для этого вступление и запев песни играется в одном темпе, чтобы дети приучились вовремя вступать и петь в заданном темпе. Бывает, что большинство детей в группе не справляются, тогда темп песни, начиная со вступления, замедляется.

В течение всего периода разучивания обращается внимание на выразительность исполнения. Во время исполнения песни учитываются не только особенности песни (например, трудный запев и более лёгкий припев или начало куплета, построенное на более высоких звуках, чем конец), но и вокальные возможности детей. Ведь дети в речевой группе очень разные. Поэтому песни часто исполняются с запевалами (запевают два-три ребёнка, это придаёт им уверенность), сольно, по подгруппам в зависимости от диапазона голосов. Варианты исполнения песни разные, но при этом всегда напоминаем детям: песня должна звучать красиво.

В течение всего учебного года дети в логопедической группе разучивают несколько песен, но часто из-за недостаточного развития памяти они довольно быстро их забывают. Чтобы этого не происходило, время от времени разученные песни повторяются в разных ситуациях. Например, дети устраивают концерт для кукол или для детей другой группы, играют в «Угадайку», когда детям предлагается узнать знакомую песню по мелодии, исполненной без слов или по ритму. Встречаются дети, которые самостоятельно могут чисто спеть мелодию или правильно отхлопать ритмический рисунок. Дети любят музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогают вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. На музыкальном занятии повторяются знакомые песни, используя пение «цепочкой». Этот приём позволяет не только вспомнить песню, но и проверить внимание, память, чистоту интонирования, дикцию, звукопроизношение каждого ребёнка. Повторение песен вместе с воспитателем, использование их в повседневной жизни, на занятиях также способствует закреплению их в памяти детей. Бывает очень отрадно слышать от родителей, когда они рассказывают как их ребёнок поёт дома или включает исполнение знакомых песен в игровую деятельность – значит, песни ему очень понравились, и он их запомнит надолго.

Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом. Импровизация мелодий, попевок даётся нашим детям очень тяжело, так как слишком мал и несовершенен запас певческих навыков ввиду того, что большинство детей приходят в наш сад из других детских садов города и посещают логопедическую группу в течение двух лет. Поэтому зачастую приходится опираться на тех воспитанников, которые переведены из средней группы нашего детского сада для достижения хороших результатов. Только хорошее овладение теми навыками, о которых говорилось ранее, побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству. Как музыкальные, так и творческие возможности детей индивидуальны. Поэтому каждому воспитаннику создаются наилучшие условия для самовыражения, вовремя поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если песенная импровизация примитивна и неинтересна, стараемся заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей – это не только правильное пение, но и возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков.

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Учитывая особенности детей с речевыми нарушениями (недостаточное развитие слухового внимания, артикуляционного аппарата, координации голоса и слуха, а также способности к модуляции голоса), подвести их к сочинению мелодий в ритме вальсов, полек, маршей мы, как правило, не успеваем. Более доступны для них задания типа «Спой своё имя», «Сочини мелодию к словам». Очень любят дети сочинять окончание фразы, мелодии к попевкам: «Зайка, зайка, где бывал?, «Что ты хочешь, кошечка?» (муз. Г.Зингера). Музыкальный руководитель поёт первую фразу: «Что ты хочешь, кошечка?», а ребёнку задание спеть: «Молочка немножечко» с  разной интонацией: грустно, жалобно, требовательно, капризно.

Некоторые дети способны справиться с заданием типа «Придумай и спой колыбельную (плясовую)  для куклы». В этом случае они придумывают мелодию и пропевают её на слоги «баю-баю», «ля-ля», «та-та» и т.д. Выполнение этого задания усложняем: один ребёнок придумывает мелодию, а другой – управляет игрушкой: танцует с  ней, если первый ребёнок напевает плясовую, или укачивает её, если тот поёт колыбельную.

Пытаемся  побуждать  детей к песенному творчеству, применяя образцы, специально созданные композиторами. Например, «Поезд» муз. Т. Бырченко, «Снежок» муз. Т. Бырченко, «Колыбельная» муз. В. Карасёвой, «Плясовая» муз. Т. Ломовой, «Весёлая песенка», «Грустная песенка» муз. В. Агафонникова и др. Обычно педагог их исполняет сам и предлагает ребёнку сочинить свою мелодию на этот же текст. Условие импровизации – она должна быть схожа по настроению с образцом, но отличаться от него своими мелодическими и ритмическими оборотами.

Наиболее лёгкое задание – импровизация без слов, на слоги «ля-ля». Поэтому прежде всего знакомим с песней-образцом. Педагог поёт песню, обращает внимание на её характер. Мелодия снова исполняется со словами, после чего пропеваются различные варианты на слоги «ля-ля». Затем уже педагог или кто-либо из детей поёт песню со словами, а другой ребёнок импровизирует мелодию.

Таким образом, последовательно выполняя всё более сложные творческие задания, ребёнок приобщается к песенному творчеству как виду деятельности. Благодаря занятиям по развитию песенных творческих  способностей многие дети, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными. Действуя совместно со взрослыми, дети получают представление о том, что общими усилиями можно доставить радость друг другу. Кроме того, было замечено, что формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу; у ребят совершенствуются дикция, дыхание, звукообразование.

Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. С этой целью нами используются элементы РТВ. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией;  высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываем о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и т.д. В родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен, консультации на различную тематику. Также наши родители с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, исполняют частушки, поют песни, играют роли. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на воспитанников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях и музыкальной школе.

Народная песня в детском саду.

Народная песня привлекательна простотой построения мелодии, богатым и разнообразным содержанием, яркой образностью, юмором, - всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь детям любого возраста.

Методические приёмы знакомства детей с народной песней те же, что и при знакомстве с любой детской песней:

  1. Выбирается песня с учётом воспитательных задач, вокальных возможностей детей, имеющих речевые нарушения, их интересы.
  2. Выбрав песню, создаём различными методическими приёмами (наблюдение окружающей жизни, показ картины, рассказ педагога и др.) у детей заинтересованность, желание петь эту песню.
  3. Ярко, выразительно,  естественным звуком исполняем песню детям.
  4. Приступаем к разучиванию. Во время пения детей обращаем внимание на чистое интонирование, на естественное звучание без форсировки, на чёткую дикцию и выразительное пение.
  5. Для закрепления песни и исполнения её в быту, приучаем детей петь а капелла и некоторые песни, в зависимости от характера мелодии и содержания, сопровождать движением.

В логопедической группе используем народные песни: «Дождик, дождик, пуще» и «Две тетери» в качестве распевки для выработки чёткого произношения. Пропевание слов с частым повторением гласных У, О, согласных Д, П требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля-соль) не отвлекает их от внимания на запоминание мелодических оборотов. Также песней «Дождик, дождик, пуще» начинаем работу с детьми над динамическими оттенками. Детям объясняем, что будем постепенно усиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя.

Пение песни «Две тетери» позволяет продолжить работу над напевностью исполнения. Мягкая гармония аккомпанемента, связное его звучание помогает напевному пению. Сложность интонирования зависит от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся устойчивые ступени лада, мелодия с поступенным движением  вверх и вниз, мелодия, построенная на удобных интервалах. В песне «Две тетери» первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закреплять умение детей слышать и воспроизводить голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.

Опевание пятой и третьей ступени в песне «Чики-чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имён детей побуждает их активно включаться в пение. В течение года эта песня также используется в качестве распевки. Так, при разучивании песни «Веснянка» муз. А.Филиппенко используется эта попевка, настраивая детей на высокое звучание голоса.

Интонационной особенностью песни «Бай-качи-качи» является повторение мелодии в определённой последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники. При разучивании песни «К нам гости пришли» муз. А. Александрова используем песенку «Бай-качи» и заостряем внимание детей на возвращении мелодии к основному звуку тоники.

Песенку «Петушок» используем для определения долгих и коротких звуков. Дети поют и выкладывают графически на фланелеграфе долгие и короткие звуки.

К шести годам репертуар народных песен расширяется: «Патока с имбирём», «Лиса по лесу ходила», «Во поле берёза стояла»; игры и хороводы: «Заинька», «Как на тоненький ледок», «Теремок» и др. Такое расширение репертуара обусловлено тем, что дети к этому возрасту, систематически занимаясь на музыкальных занятиях, имеют уже достаточный опыт в пении, поют а капелла.

Известно, что мелодии на одном и том же звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пении распевки «Андрей-воробей» ставим задачу научить детей высоко держать повторяющийся звук. В качестве распевания берём эту попевку, пропевая её от разных ступеней перед такими песнями, как «Зимняя песенка» муз. М.Красева, «Журавли» Лившиц, настраивая на высокое слитное звучание.

Пение русских народных песен, сопровождаемых движением, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым.  Хороводы «Калина», «Как на тоненький ледок» являются прекрасными образцами для работы над выразительностью пения, то есть пения с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.

Народные песни дети поют не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели всегда находят момент, когда можно использовать пение. Например, пошёл дождь, и воспитатель предлагает детям спеть песенку «Дождик, дождик, пуще». В группе, играя, дети поют и инсценируют  полюбившиеся песни: «Где был, Иванушка?», «Купим мы с бабушкой», «Блины» и др.

Кроме того, русские народные песни используются в развлечениях и праздниках.

В работе с воспитателями используются консультации, беседы, круглый стол, семинары, где они знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, рассказываем, как можно использовать знакомый музыкальный репертуар на других занятиях и в повседневной жизни детского сада. Воспитатели оказывают помощь в обучении детей пению. Они проводят с детьми музыкально-дидактические игры, хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников.

Репертуар русского народного фольклора прочно вошёл в жизнь детского сада. Систематическое его исполнение способствует эстетическому, нравственному и патриотическому воспитанию, так как значение народной песни велико. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу. Чем больше и глубже ребёнок будет чувствовать своё родное искусство, тем легче он воспримет искусство других народов. Через народное искусство подготавливают детей к восприятию классического и литературного творчества. Ребёнок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймёт классическую музыку М. Глинки, П. Чайковского, Н, Римского-Корсакова.

Мы не согласны с музыкальными руководителями, которые считают народные песни примитивными и неинтересными и не уделяют им должного внимания. Между тем из простенькой мелодии М. Глинка создал бессмертную «Камаринскую». П. Чайковский писал, что «русская симфоническая школа вся в «Камаринской», подобно тому как весь дуб в жёлуде».

Мы обратили внимание на то, что дети особенно эмоционально отзываются и исполняют русские народные песни, частушки, прибаутки, игры и хороводы. Поэтому мы пришли к выводу, что в детском саду необходимо создать ансамбль, работа которого строилась бы на материале русского народного творчества.

Так в 1997 году родился вокально-хореографический ансамбль «Жаворонушки». Одной из задач ансамбля являлось  формирование устойчивого интереса к пению, обучение выразительному пению в народной манере, развитие слуха и голоса у детей. Посещали  этот кружок дети 4-6-ти лет, часть которых имели  различные речевые нарушения.

Таким образом, в результате углубленной работы по пению у большинства детей, отстававших в пении, диапазон голоса расширился до нормального.

            Также развились слух и память, появились интерес и любовь к музыке и пению, развилось слуховое внимание, умение слушать, выполнять задание.

 В конце года дети поют правильно, выразительно, чётко выговаривают слова, протяжным, естественным певческим звуком.

Проведённая нами работа позволила проверить и систематизировать ряд методических приёмов,  развивающих певческие навыки у детей с речевыми патологиями. Эффективность применения этих приёмов подтвердилась показателями качества пения детей в конце года.

            На основании проведённой работы можно сделать следующее заключение.

            В методике обучения пению детей логопедической группы имеется целый ряд  приёмов, систематическое использование которых способствует развитию певческих навыков.

            Последовательность применения различных приёмов в процессе обучения детей пению варьируется в зависимости:

  • от задач и содержания отдельных занятий;
  • от репертуара;
  • от особенностей детей (речевых, общих и индивидуальных);
  • от уровня музыкально-певческого развития детей.

Хочется подчеркнуть, что развивать певческие навыки следует в неразрывной связи с музыкальным, логоритмическим и общим развитием детей.

В наше время никого не надо убеждать в том, что творческие люди живут гораздо интереснее и более полноценно работают. Для развития выразительной речи, умения петь выразительно и непринуждённо, исполнить каждую песню как мини-спектакль, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в привычных для него условиях: выступлениях перед родителями и сверстниками на праздничных утренниках и вечерах развлечений, но и публично, на городской сцене, не стесняясь незнакомых слушателей и зрителей. Это очень важно: нередко дети, музыкально способные и одарённые, настолько застенчивы и неуверенны в себе, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно двух-трёх посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова. Это качество будет мешать ребёнку в его дальнейшей школьной жизни (отвечать урок у доски, делать публичное сообщение и т.д.). Привычку к выразительному публичному выступлению можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед  аудиторией. Поэтому мы тесно сотрудничаем с РДК «Октябрь», в результате чего наши воспитанники с удовольствием выступают на концертных площадках города и получают радость и удовлетворение от своего пения. Песня прочно вошла в быт детского сада и семьи. Многие дети, простившись с детским садом, продолжают занятия в музыкальной школе, вокальных ансамблях Дома детского творчества и РДК «Октябрь». Чувство гордости охватывает за таких воспитанников, как Таня Ч., Регина М., Андрей М., Артём М., Никита С., и многих  других.

            Большинство воспитанников, став родителями, с теплотой и благодарностью вспоминают свои первые шаги в мир музыки и песни. Они говорят: «Вы – наш первый учитель музыки. Своих детей на воспитание мы приведём только к Вам». Такие признания являются выше всякой похвалы.