Музыкальная гостиная "Музыка рождает победу"


Автор: Максимова Надежда Никуолаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Музыкальная гостиная "Музыка рождает победу"

Краткое описание работы: Совместная деятельность по ОО «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшей разновозрастной группы (5-7 лет) к 75-летию Дня Победы

 

Совместная  деятельность по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

с детьми старшей разновозрастной группы(5-7 лет)

Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважении к ее историческому прошлому.

Задачи:

Образовательные: Закрепление и расширение знаний детей о событиях Великой Отечественной войны, о подвиге своего народа, знакомство с авторами  военных песен и истории их создания;

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения и гордости к защитникам нашей Родины, и их боевым заслугам, любовь к Родине.

     Развивающие: Продолжать развивать музыкальные способности детей, умение слушать музыкальные произведения патриотического  характера.

Предварительная работа: Беседы с детьми о Великой Отечественной Войне, о Дне Победы, о героях войны с использованием иллюстраций. Разучивание стихов и песен о войне, упражнения с флажками под песню «День Победы».

Фонотека: муз.А.Комарова, сл. Т.Рядчиковой «Юбилей Победы», муз.А.В.Александров, сл. В.И.Лебедев-Кумач «Священная война», Д.Д.Шостакович  отрывок «7 симфонии – тема нашествия», сл.Р.Гамзатова, муз, Я. Френкеля «Журавли», сл.М.Исаковский, Минута молчания, муз.М.Блантера «Катюша», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова «День Победы».

      Видео: «Начало ВОВ. Вставай страна огромная», «Д..Шостакович 7 симфония тема нашествия», «Видеоролик о праздновании Победы».

Презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»

    Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, пианино, флажки.

 

Ход НОД:

Дети под музыку песни муз.А.Комарова, сл. Т.Рядчиковой «Юбилей Победы», заходят в музыкальный зал, и садятся на стульчики.

Презентация «Никто не забыт, ничто не забыто» (1 слайд)

Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня я рада приветствовать вас в музыкальной гостиной. Эту встречу, мы посвящаем великому празднику, который мы отмечаем в этом году – 75 лет со дня Победы над фашистской Германией.
Ребята, может, из вас кто-то слышал, знает, что это за праздник – День Победы! (ответы детей).  
9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война, которая длилась долгих четыре года. Наша страна воевала с фашистской Германией и победила в этой страшной войне.
Сегодня в музыкальной гостиной мы послушаем музыку, которая была написана во время войны.

Как вы думаете, ребята, а может ли музыка помочь солдатам на войне? А как?

 (ответы детей) 

А вы, ребята, помните, как называют людей, которые пишут музыку?

(ответы детей)

Правильно! Это композиторы. (2 слайд)

Сейчас мы послушаем с вами песню, которая называется «Священная война», музыку которой написал Александр Васильевич Александров, а слова Василий Иванович Лебедев-Кумач. Эта песня была написана в первый день войны. Я хочу сейчас вам показать хронику военных лет, как начиналась эта страшная война и на фоне кадров фильма, звучит музыка песни Александра Александрова «Священная война».

Видео «Начало ВОВ. Вставай страна огромная»

Скажите, ребята, какое впечатление на вас произвела эта музыка?

(ответы детей)

 Можно ли эту песню назвать оружием против фашистов? Почему? (потому что она поднимала боевой дух, и солдаты отважнее сражались)

Ребята, сейчас мы послушаем еще одно произведение, которое было написано во время войны, в блокадном городе Ленинграде. Его написал русский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. (3 слайд)

Называется оно 7 симфония «Ленинградская». Мы послушаем небольшой отрывок из этого произведения, которое называют «тема нашествия». Внимательно послушайте музыку и подумайте, какой характер передаёт эта музыки и что можно под неё представить?

Видео «Д..Шостакович 7 симфония тема нашествия»

Кто исполнял эту музыку? (симфонический оркестр) А как называют человека, который руководил оркестром? (дирижер)

-  Какой характер музыки? (жесткий, устрашающий)
- Что можно представить? (как идут фашистские войска)
- А как изменялась громкость музыки (сначала тихо, потом громче и громче)
- Какие инструменты вы услышали? (Ответы детей)

Да, простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука барабана, потом звук усиливается и, в конце концов, вырастает как огромная, надвигающая волна, передавая образ беспощадного врага, наступающего на нашу страну. Эту музыку стали так и называть – «тема нашествия».
Давайте ещё раз прослушаем эту тему, и будем передавать пульсацию музыки - вначале с помощью пальцев (стучим по коленкам), когда будет громче - ладошками по плечикам, а когда совсем громко - кулачками по коленкам. (слайд 4)

Слушание - Д.Шостакович «7 симфония» - тема нашествия (аудио)

Молодцы, какое настроение передала эта музыка? (Ответы детей)
- Да, музыка грозная, какая – то бездушная, и кажется, что никто не сможет победить эту злую силу....

В нашей стране во время войны погибло более 26 миллионов человек. За то, что мы сейчас с вами вместе радуемся, смеемся — мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, а для вас ребята, вашим прадедушкам и прабабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день.

Эта жестокая война коснулась каждого из нас, почти в каждой семье есть такие герои, которые воевали, прошли всю войну и вернулись с фронта домой, а сколько таких героев  не вернулось…  Они воевали за  победу, за мир. Мы ими гордимся.

Я хочу, ребята, с вами поделиться своей историей. У меня тоже был дедушка, звали его  Мальцев Григорий Яковлевич. (5 слайд)

Звание у него было Гвардии старший лейтенант, его призвали на фронт в 1941 году, а в июле 1944 года он погиб при освобождении Литовской ССР.

У нас сохранилась до сих пор похоронка на дедушку, подписанная подполковником Лукъянченко, от 21 августа 1944 года. «Сообщаю, что Ваш муж Гвардии Старший Лейтенант Мальцев Григорий Яковлевич, в боях за Социалистическую Родину, при освобождении Литовской ССР, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество в борьбе с немецкими оккупантами был убит от разрыва осколком снаряда противника». Многие получали в то время такие страшные известия. Похоронен он 6 июля 1944 года в братской могиле деревни Новополье, Виленской области, Белоруссии. (слайд 6)

В книге памяти Куединского района , которую вы видите на экране, есть запись и про моего дедушку (зачитать) (7 слайд)

Ребята, предлагаю сейчас  послушать, еще одно музыкальное произведение, которое навсегда останется в памяти наших людей. Это песня «Журавли»,  написанная композитором Яном Френкелем и поэтом Расулом Гамзатовым и гениально исполненная певцом Марком Бернесом,  про героев, которые не вернулись с войны… (8 слайд)

 Давайте внимательно и очень тихо послушаем эту песню…(9 слайд)

Слушание  М. Бернес «Журавли»

Ребята, что вы почувствовали, когда слушали это музыкальное произведение?

(ответы детей)

Так давайте будем помнить и чтить память тех, кто отдал свою жизнь, ради того, чтобы мы с вами жили в мирной стране! Мы никогда не забудем наших героев: сколько бы лет ни прошло, потомки всегда будут бережно хранить память о своих дедах и отцах, благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни! Мы будем на них равняться и станем такими же хорошими защитниками Отечества.
Давайте вспомним всех павших героев и склоним свои головы перед их подвигом! Почтим память погибших в той страшной войне минутой молчания.


Минута молчания (аудио)  (слайд 10)

В этой войне принимали участие все жители нашей страны, воевали женщины, дети,
а те, кто не воевал - работали в тылу.  Они шили одежду для солдат, рыли окопы, а самое главное было налажено производство оружия.

Ребята, скажите, а какое оружие было во время Великой Отечественной войны.

(дети перечисляют)

Ребята, как вы думаете, а музыка, может быть оружием на войне?

(ответы детей)

Да, конечно, музыка, песня на войне помогала и даже страшила врага. Сейчас я вам наиграю мелодию очень известной военной песни, которую знает каждый человек в нашей стране.

Звучит в исполнении педагога отрывок песни «Катюша» на муз. инструменте.

(дети называют песню)

Совершенно, верно. Это знаменитая «Катюша». (слайд 11)

 Эта песня была написана еще до войны, композитором Матвеем Блантером, и поэтом Михаилом Исаковским.

Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало очень грозно для завоевателей. Её именем народ окрестил самое мощное оружие тех лет – минометы. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша»! Песня звучала как гимн и помогала воевать и победить! Давайте, её исполним все вместе.


 Песня «Катюша» (исполняют все участники муз. гостиной под музыкальное сопровождение )

9 мая 1945 года, вот и настал долгожданный День Победы!!! Ребята, так, что же такое День Победы?
Ребенок: Что такое день Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк  взлетает  в  небо,

 Рассыпаясь там и тут.

 Это фрукты и конфеты,

  Это запахи весны…

 Что такое День Победы –

  Это значит – нет войны.

Видеоролик о праздновании Победы

Муз. рук: А сейчас, ребята, мы послушаем еще одно произведение, которое было написано уже после войны в 1975 году и  без которого не обходиться ни один  праздник, День Победы! Эта знаменитая песня, которую написал поэт Владимир Харитонов и композитор Давид Тухманов «День Победы», которую вы все слышали и знаете. (слайд 12)

Я предлагаю вам пройти маршем под эту музыку с флажками,  как на настоящем параде. (раздает каждому ребенку по флажку)

Упражнение с флажками  «День Победы» 1 куплет (слайд 13)

 Муз. рук: (приглушаю звук и говорю на фоне музыки)

День Победы – праздник дедов

Это праздник твой и мой

Пусть же чистым будет небо

У ребят над головой

Пусть гремят сегодня пушки

На парадах и в кино.

Мы за мир. Войны не нужно

Это точно решено


На этом наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу. Спасибо за внимание.

Звучит песня «День Победы»

Дети выходят из музыкального зала.