Автор: Беспалова Галина Михайловна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические рекомендации
Краткое описание работы: Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Д..Д. Шостакович
Классическая музыка может очень многое, в том числе развить детское воображение. И, особенно, в таком восприимчивом возрасте как дошкольный. Развитое воображение является основой любого творческого процесса. Но так ли много встреч у современного ребенка с классической музыкой? Сейчас принято говорить: классическая музыка умирает, никто ее не слушает. Но некоторые говорят: нет, все только начинается! Вы наверно знаете историю про двух торговцев, которые в начале XX века отправились в Африку. Им нужно было выяснить, можно ли здесь торговать обувью… Первый послал сообщение: «ситуация безнадежная, здесь все ходят босиком». А второй написал: «перспективы превосходные – здесь еще ни у кого нет обуви! В мире классической музыки ситуация совершенно аналогичная. Весь вопрос в том, на какой позиции мы с вами – учителя музыки.
Вырастить из ребенка творческую личность, наверное, мечтает каждый родитель. А что же подразумевается под творчеством? Творческий ребёнок – это, прежде всего тот, у которого живое и развитое воображение, интуиция и фантазия, благодаря которым он может находить нестандартные решения и даже совершать открытия. Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка.
Альберт Эйнштейн как-то сказал: “В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир. Когда понимаешь - насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения”
Что такое - воображение как способность? Это способность, которая позволяет воспитаннику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Это внутренние импульсы, это стремление выразить свои мысли и настроение. Отсюда вытекае требование не вмешиваться в этот процесс, не мешать самовыражению, не учить способам изображения, потому, что ребенок найдет их сам
Все люди разные, но не в каждом человеке природа заложила свой дар - способность воображения. И цель музыкального руководителя - заметить и развивать задатки данные природой и полноправно участвовать в процессе становления их творческой личности. Надо, чтобы ребенок научился творить и действовать в нестандартных ситуациях. Обоснованием этому служат слова: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать»
Отсюда вытекает цель: Развитие способности воображения дошкольников и формирование целостной, гармонично - развитой личности через восприятие произведений музыкального искусства
Задачи:
1. Дать представление о восприятии музыки, сформировать у детей умение оперировать понятиями и самостоятельно мыслить, выражать собственные ощущения, используя язык музыки, изобразительного искусства и пластическими средствами.
2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость у детей при восприятии произведений музыкального искусства.
3. Создать условия для формирования механизма развития способности воображения исходя из постановки решения проблемных ситуаций
Методы и приемы работы
Для успешного решения задач используются методы и формы работы
- эвристический метод - это получение знаний, когда музыкальный руководитель не учит, а помогает разобраться в материале; Эвристический (частично поисковый) метод предполагает постановку проблемы и частичное ее решение уже с помощью воспитанников. Дети побуждаются к высказываниям, рассуждениям, сравнениям, сопоставлениям, доказательствам.
- интеграции - позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Метод интеграции позволил соединить элементы различных видов деятельности, что способствовало рождению качественно новых знаний воспитанников, способствующих эффективной реализации цели.
- проблемный метод - предполагающий варианты выполнения заданий и высказывания детей
- метод художественной игры - предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей развитию способности воображения ребенка
- метод композиций - заключающийся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения - слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций и пантомимических картин
- прием сравнения - когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;
Сочетание "живого" исполнения музыкального произведения с прослушиванием его записи. Данный приём также можно наполнить проблемным содержанием - предоставить дошкольникам возможность сравнить оба исполнения, обсудить их
Приемы работы с детьми с разным уровнем развития воображения
1. Детям, которые не имеют собственного образа после прослушивания музыкального произведения - (предлагается описание образа педагогом, побуждая выражать его (в движении, рисунке, рассказе, сочинении мелодии)). Дети работают с идеей через понимание образа педагога;
2. Детям, которые затрудняются с выражением своего образа – (задают направление для развития образа посредством вопросов или, демонстрируя ребенку, как его можно понять и что он имел ввиду);
3. Основное внимание уделяется детям, неуспешным в создании образа, при обсуждении образа постоянно возвращают ребенка к нему;
4. Обратить внимание детей на удачные приемы своих товарищей, работа над повторением;
5. После демонстрации детских образов фиксирование их отличия в речевом резюме (вместе вспоминают названия, определяют характер персонажей, не оценивая «лучше или хуже», а выделяя более удачные)
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на основе пластического интонирования музыкального образа
Необходимо развивать способность к интонационному восприятию музыки, которая является основой возникновения сопереживания художественному образу. Только благодаря этому дошкольник может открыть для себя увлекательный мир образов музыки, осмыслить их жизненный смысл, вырасти чутким и отзывчивым человеком.
В работе, на музыкальных занятиях по слушанию музыки, некоторую сложность у детей вызывает осмысление музыкальных образов и даже просто умение слушать музыку. Поэтому для детей надо найти какой-то интересный и увлекательный способ объяснения содержания музыки. Б.М. Теплов, определяя содержание музыки, писал: « В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». А если чувства, настроение и эмоции дети будут выражать через движения, соответствующие музыкальному образу, то они начнут вслушиваться в музыку, создавая пластические этюды.
На занятиях можно использовать пластические игры-фантазии, пластические игры-драматизации: пластические игры-моделирования с предварительным анализом музыкального произведения или без него, инструментальные игры импровизации. Музыкально-художественные образы могут быть различными: люди, животные, явления природы, насекомые, стихии и др
Эти занятия позволяют развивать у детей осознанное отношение к эмоциональной выразительности движений. Обогащать двигательный опыт элементами образно-пластического языка: мимическими и пантомимическими, побуждать к созданию пластического образа, соответствующего эмоциональному содержанию музыки, с помощью разнообразных типов пантомимичес- ких и танцевальных движений (поз, выражающих состояние радости, задумчивости, печали, удивления, торжественности, важности и т.д.; жестов, передающих просьбу, приказ, сердитость, зов, и т.д.); походки (важной, торопливой, спотыкающейся, усталой, бодрой, мечущейся, осторожной, крадущейся, плетущейся, лёгкой, грациозной и т.д.); шага (семенящего, переменного, приставного и т.д., на носочках, с опорой на всю ступню, на разных сводах стоп, с приседанием); бега (легкого, змейкой, тяжёлого, безвольного, с высоким подъёмом колен, с подскоками и т.д.); прыжков (мягких, ласковых, пружинящих, грозных, кокетливых и т.д.); действий рук (плавных, резких взмахов в стороны, вверх, вниз, хлопков, толчков, ударов в воздухе, попеременных и т.д.); движений головой и туловища (Круговых, наклонов, покачиваний). Развиваются способности детей чувствовать эмоциональную выразительность ритма и передавать в движении. Развиваются умения перевоплощаться в художественный образ (пляшет бодрый мишка, важный и беззаботный петух и т.д.)
Музыкально-двигательное творчество побуждает детей придумывать жесты, походку, позы, выражающие образно-эмоциональное содержание музыки, сочинять пластические образы и сюжеты игр в соответствии с характером музыки.
Особое значение в игровой деятельности ребёнка приобретает применение средств моделирования, которые позволяют прочувствовать и распознать интонационную природу музыки. А это активизирует творческое воображение ребёнка, заставляет сопереживать художественному образу, анализировать эмоциональное содержание, формирует потребность у детей к самовыражению.
Заключение
В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, сочиняет стихи, в которых корявые рифмы, рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. Вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.