«Развитие воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности»


Автор: Беспалова Галина Михайловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

«Развитие воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности»

Краткое описание работы: Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Д..Д. Шостакович

   Классическая музыка  может очень многое, в том числе развить детское воображение. И, особенно,  в таком восприимчивом возрасте как дошкольный.  Развитое воображение является основой любого творческого процесса. Но так ли много встреч у современного ребенка с классической музыкой? Сейчас принято говорить: классическая музыка умирает, никто ее не слушает. Но некоторые говорят: нет, все только начинается! Вы наверно знаете историю про двух торговцев, которые в начале XX века отправились в Африку. Им нужно было выяснить, можно ли здесь торговать обувью… Первый послал сообщение: «ситуация безнадежная, здесь все ходят босиком». А второй написал: «перспективы превосходные – здесь еще ни у кого нет обуви! В мире классической музыки ситуация совершенно аналогичная. Весь вопрос в том, на какой позиции мы с вами – учителя музыки.


     Вырастить из ребенка творческую личность, наверное, мечтает каждый родитель. А что же подразумевается под творчеством? Творческий ребёнок – это, прежде всего  тот, у которого живое и развитое воображение, интуиция и фантазия, благодаря которым он может находить нестандартные решения и даже совершать открытия. Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка.

     Альберт Эйнштейн как-то сказал: “В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир. Когда понимаешь - насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения”

     Что такое - воображение как способность? Это способность, которая позволяет воспитаннику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Это внутренние импульсы, это стремление выразить свои мысли и настроение. Отсюда вытекае требование не вмешиваться в этот процесс, не мешать самовыражению, не учить способам изображения, потому, что ребенок найдет их сам

     Все люди разные, но не в каждом человеке природа заложила свой дар - способность воображения. И цель музыкального руководителя - заметить и развивать задатки данные природой и полноправно участвовать в процессе становления их творческой личности. Надо, чтобы ребенок научился творить и действовать в нестандартных ситуациях. Обоснованием этому служат слова: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать»

         Отсюда вытекает цель: Развитие способности воображения дошкольников и формирование целостной, гармонично - развитой личности через восприятие произведений музыкального искусства

Задачи:

1. Дать представление о восприятии музыки, сформировать у детей умение оперировать понятиями и самостоятельно мыслить, выражать собственные ощущения, используя язык музыки, изобразительного искусства и пластическими средствами.

2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость у детей при восприятии произведений музыкального искусства.

3. Создать условия для формирования механизма развития способности воображения исходя из постановки решения проблемных ситуаций

Методы и приемы работы

Для успешного решения задач используются методы и формы работы

- эвристический метод - это получение знаний, когда музыкальный руководитель не учит, а помогает разобраться в материале; Эвристический (частично поисковый) метод предполагает постановку проблемы и частичное ее решение уже с помощью воспитанников. Дети побуждаются к высказываниям, рассуждениям, сравнениям, сопоставлениям, доказательствам.

- интеграции - позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Метод интеграции позволил соединить элементы различных видов деятельности, что способствовало рождению качественно новых знаний воспитанников, способствующих эффективной реализации цели.

- проблемный метод - предполагающий варианты выполнения заданий и высказывания детей

- метод художественной игры - предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей развитию способности воображения ребенка

- метод композиций - заключающийся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения - слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций и пантомимических картин

- прием сравнения - когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

Сочетание "живого" исполнения музыкального произведения с прослушиванием его записи. Данный приём также можно наполнить проблемным содержанием - предоставить дошкольникам возможность сравнить оба исполнения, обсудить их

Приемы работы с детьми с разным уровнем развития воображения

1.  Детям, которые не имеют собственного образа после прослушивания музыкального произведения - (предлагается описание образа педагогом, побуждая выражать его (в движении, рисунке, рассказе, сочинении мелодии)). Дети работают с идеей через понимание образа педагога;

2.  Детям, которые затрудняются с выражением своего образа – (задают направление для развития образа посредством вопросов или, демонстрируя ребенку, как его можно понять и что он имел ввиду);

3.  Основное внимание уделяется детям, неуспешным в создании образа, при обсуждении образа постоянно возвращают ребенка к нему;

4.  Обратить внимание детей на удачные приемы своих товарищей, работа над повторением;

5.  После демонстрации детских образов фиксирование их отличия в речевом резюме (вместе вспоминают названия, определяют характер персонажей, не оценивая «лучше или хуже», а выделяя более удачные)

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на основе пластического интонирования музыкального образа

     Необходимо  развивать  способность  к  интонационному восприятию  музыки,  которая   является  основой  возникновения  сопереживания художественному образу. Только благодаря этому дошкольник  может открыть для себя увлекательный мир образов музыки, осмыслить их жизненный смысл, вырасти чутким и отзывчивым человеком.

     В  работе,  на  музыкальных   занятиях   по   слушанию  музыки, некоторую сложность у детей  вызывает осмысление музыкальных образов и даже просто умение слушать музыку. Поэтому для детей надо найти какой-то интересный и увлекательный способ объяснения содержания музыки. Б.М. Теплов, определяя содержание музыки, писал: « В наиболее прямом и непосредственном  смысле содержанием музыки являются  чувства, эмоции, настроения». А если чувства, настроение и эмоции дети будут выражать через движения, соответствующие музыкальному образу, то они начнут вслушиваться в музыку, создавая пластические этюды.

     На занятиях можно использовать пластические игры-фантазии, пластические игры-драматизации: пластические игры-моделирования с предварительным анализом музыкального   произведения  или  без  него,  инструментальные игры импровизации. Музыкально-художественные образы могут быть различными:  люди,  животные, явления природы, насекомые, стихии и др

        Эти занятия позволяют развивать у детей осознанное  отношение  к эмоциональной выразительности движений. Обогащать  двигательный опыт элементами образно-пластического языка: мимическими и  пантомимическими, побуждать к созданию пластического образа, соответствующего эмоциональному содержанию музыки, с помощью разнообразных  типов пантомимичес- ких и танцевальных движений (поз, выражающих  состояние радости, задумчивости, печали, удивления, торжественности, важности и т.д.; жестов, передающих просьбу, приказ, сердитость, зов, и т.д.); походки  (важной, торопливой, спотыкающейся, усталой, бодрой, мечущейся, осторожной, крадущейся, плетущейся,  лёгкой,  грациозной  и  т.д.);   шага  (семенящего,   переменного, приставного и т.д., на носочках, с опорой на всю ступню,  на  разных  сводах стоп, с приседанием); бега (легкого, змейкой, тяжёлого, безвольного, с  высоким подъёмом колен, с подскоками и т.д.); прыжков (мягких,  ласковых,  пружинящих, грозных, кокетливых и т.д.); действий рук (плавных,  резких  взмахов  в стороны, вверх, вниз, хлопков, толчков, ударов  в  воздухе,  попеременных  и т.д.);  движений  головой  и туловища (Круговых, наклонов, покачиваний). Развиваются  способности  детей  чувствовать  эмоциональную выразительность ритма и передавать  в  движении. Развиваются  умения  перевоплощаться  в  художественный  образ (пляшет  бодрый  мишка, важный  и  беззаботный петух и т.д.)

         Музыкально-двигательное  творчество  побуждает  детей  придумывать жесты, походку, позы, выражающие образно-эмоциональное содержание музыки, сочинять пластические образы и сюжеты игр в соответствии  с  характером музыки.

Особое значение в игровой деятельности ребёнка приобретает применение средств моделирования, которые позволяют прочувствовать и распознать интонационную природу музыки. А это активизирует  творческое  воображение ребёнка,  заставляет  сопереживать  художественному  образу, анализировать эмоциональное содержание, формирует потребность у  детей  к самовыражению.

Заключение

     В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, сочиняет стихи, в которых корявые рифмы, рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. Вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

     Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.