Соната: из истории жанра


Автор: Король Алёна Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Соната: из истории жанра"

Краткое описание работы: Данная работа представляет собой сценарий музыкально-познавательного лектория в виде концерта (лекторий-концерт), где активными слушателями являются сами исполнители, обучающиеся отделения "фортепиано")

Ведущий: СОНАТА – один из основных жанров камерной инструментальной музыки, представляющий собой, как правило, трехчастное циклическое произведение. Термин «соната» произошел от латинского слова sonus, что значит «звук» и итальянского sonare - «звучать», еще в XVI веке. Первоначально под словом «соната» подразумевали исполнение, игру на музыкальных инструментах, позднее инструментальную музыку в целом, а к концу XVI века сонатой стали называть самостоятельную инструментальную пьесу, отличную от кантаты (cantare – петь).
Тем, кто только начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. В дословном переводе «сонатина» - это «маленькая соната». Она меньше настоящей сонаты по размерам, значительно легче технически и проще по содержанию.

А. Диабелли Сонатина соч.168 №2

Ведущий: В начале XVII века распространился жанр трио-сонаты для ансамбля из двух струнных и чембало (итальянское название клавесина, предшественника современного фортепиано).
В конце XVII века, с расцветом скрипичного мастерства, появилась скрипичная соната (в творчестве Дж. Торелли, Дж. Витали, А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини). И наконец, в начале XVIII века, с развитием клавирной музыки, а также музыкального мышления в целом, расцвел жанр сонаты для клавира (клавирные сонаты Д. Скарлатти, И. Кунау, сыновей И. С. Баха - Ф. Э. Баха, И. К. Баха и многих других музыкантов).

Шпиндлер Сонатина соч.157 №3

Ведущий: Окончательный облик классический сонатный цикл приобретает в одно время с симфонией, ко второй половине XVIII века. К этому времени формируются её основные композиционные черты. Классическое строение 3-частного цикла сонаты устанавливается в творчестве К.Ф.Э. Баха, а также его современников – Б. Паскуини и П.Д. Парадизи.
В творчестве итальянских мастеров (Дж.Б. Саммартини) чаще же встречается 2-частный цикл: Allegro-Menuetto. Обусловлено это тем, что в ранний классический период значение термина «соната» было не вполне устойчивым. В Англии сонату чаще отождествляли с соло-сонатой для скрипки, виолончели, во Франции – с пьесой для клавесина, в Италии – с ноктюрном («ночная песнь»), в Австрии – с дивертисментом (вставными эпизодами балетных, иногда вокальных номеров между актами спектакля развлекательного характера) и др.
Классическая соната окончательно складывается в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. Клементи. Типичным для сонаты становится 3-частный цикл с крайними быстрыми частями и медленной средней. Такое строение цикла восходит к старинной Соната da chiesa и сольному инструментальному концерту эпохи барокко.

Й. Гайдн «Соната-партита» Соль мажор, часть 1

Ведущий: Ведущее место в цикле занимает 1-я часть сонаты. В ней сложилась особая форма – форма сонатного Allegro. Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, в которой основные темы появляются (экспонируются), собственно действия – разработки и итога – репризы (повторения).

Л. Бетховен Сонатина Фа мажор, часть 1

Ведущий: Разработка – средний раздел сонатной формы, раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Темы, впервые прозвучавшие в экспозиции, раскрываются здесь с новых, неожиданных сторон. Они расчленяются на короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются. В конце разработки состояние неустойчивости, борьбы, достигает высшей точки-кульминации, и требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза. В репризе и происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Все музыкальные темы в репризе появляются в одной, основной тональности. Иногда завершает первую часть сонаты кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, еще раз утверждается основная, «победившая» тональность.

Л. Бетховен Вариации на швейцарскую народную песню

Ведущий: Вторая часть сонаты ярко контрастирует с первой благодаря медленному темпу, лирически-созерцательному характеру. Музыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенный пейзаж.
Третья часть, обычно самая быстрая в цикле, своим активным характером сближается с первой частью. Это итог, выводы из предшествующих частей. Финал может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, и драматическим, даже трагедийным. Наиболее типичная для финала форма – рондо или рондо-соната, реже – вариации.

Ф. Кулау Сонатина Фа мажор, часть 1

Ведущий: Встречаются, однако, и отклонения от классического строения цикла: к примеру, из 52 фортепианных сонат Гайдна три ранние четырёхчастны и восемь двухчастны. Подобные циклы свойственны и некоторым скрипичным сонатам В.А. Моцарта.

Г. Грациоли Соната

Ведущий: Высочайшего расцвета жанр сонаты достиг у Л. Бетховена, создавшего 32 фортепианных, 10 скрипичных и 5 виолончельных сонат.

Л. Бетховен Сонатина Фа мажор, часть 1

Ведущий: Бетховен часто писал сонаты в виде 4-частного цикла, воспроизводящего последовательность частей симфонии и квартета: сонатное Аllegro - медленная лирическая часть - менуэт (или скерцо) - финал. Некоторым бетховенским сонатам свойственны элементы программности, получившие широкое развитие в музыке композиторов-романтиков.

Л.Бетховен Сонатина Ми-бемоль мажор

Ведущий: В творчестве композиторов-романтиков происходят дальнейшее развитие и трансформация классического (преимущественно бетховенского) типа сонаты, насыщение его новой образностью. Характерной становится большая индивидуализация трактовки жанра, истолкование его в духе романтической поэмы. Соната в этот период сохраняет положение одного из ведущих жанров инструментальной музыки, хотя несколько оттесняется малыми формами (например, песней без слов, ноктюрном, прелюдией, характерными пьесами).
Большой вклад в развитие сонаты внесли Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ и др. В их сонатах выявляются новые возможности жанра в отражении жизненных явлений и конфликтов.

Й. Гайдн Соната Соль мажор, часть 1

Э.Григ «Кобольт»

Ведущий: Влияние романтической поэмности приводит к возникновению одночастных сонат (первые образцы – 2 сонаты для фортепиано Ф. Листа). По масштабам и самостоятельности разделы сонатной формы приближаются в них к частям цикла, образуя так называемый одночастный цикл – цикл непрерывного развития, с размытыми гранями между частями.

В. Успенский Сонатина

Ф.Шопен Мазурка №11 ми минор

Ведущий: В конце XIX – начале XX века соната переживает кризис в странах Западной Европы. Интересны, самостоятельны по мысли и языку сонаты В. д'Энди, Э. Мак-Доуэлла, К. Шимановского, М. Регера.
Своеобразные черты жанр сонаты обретает в начале XX века во французской музыке. Особо примечательно творчество Г. Форе, П. Дюка, К. Дебюсси, М. Равеля. Эти композиторы насыщают сонату новой, в том числе импрессионистической (от impression — впечатление) образностью, оригинальными приёмами выразительности.
В творчестве русских композиторов XVIII - XIX вв. соната не занимала видного места. Жанр сонаты в это время представлен отдельными опытами. Таковы сонаты для чембало Д. С. Бортнянского, сонаты для скрипки соло и с басом И. Е. Хандошкина.

Д. Бортнянский Соната Фа мажор, часть 1

Ведущий: Национальные черты заметны в сонатах А. А. Алябьева, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, а также А. К. Глазунова. На рубеже XIX-XX вв. интерес к жанру сонаты y русских композиторов существенно возрос.
Яркой страницей в развитии жанра явились фортепианные сонаты А. Н. Скрябина. Во многом продолжая романтической традиции (тяготение к программности, единству цикла), Скрябин придает им самостоятельное, оригинальное выражение. Новизна и самобытность скрябинского сонатного творчества проявляются и в образном строе, и в музыкальном языке, и в трактовке жанра.
Существенно обновляется соната в творчестве Н. К. Метнера. Композитор расширяет границы жанра, привлекая признаки других жанров, по преимуществу программных или лирико-характеристических («Соната-элегия» ор. 11, «Соната-воспоминание» ор. 38, «Соната-сказка» ор. 25, «Соната-баллада» ор. 27, «Соната-вокализ» ор. 41.).

Д. Бортнянский Соната Си бемоль мажор

Ведущий: В последующие десятилетия XX в. использование новых средств выразительности преображает облик жанра. Здесь показательны сонаты Б. Бартока, свидетельствующие о тенденции к обновлению исполнительских составов (Сонаты для 2 фортепиано и ударных). Этой тенденции следуют и др. композиторы (Сонаты для трубы, валторны и тромбона Ф. Пуленка и др.). Делаются попытки возрождения некоторых форм доклассической сонаты (6 органных сонат П. Хиндемита, сольные С. для альта и для скрипки Э. Кшенека и др.).

В. Моцарт Соната Соль Мажор часть 1

Ведущий: Один из первых образцов неоклассической трактовки жанра – 2-я соната для фортепиано И. Ф. Стравинского. Значительное место в современной музыке занимают сонаты А. Онеггера и Хиндемита.
Выдающиеся образцы современной трактовки жанра созданы советскими композиторами, прежде всего С. С. Прокофьевым (9 фортепианных, 2 скрипичные, виолончельная).
Заметный вклад в развитие сонаты внесли Д. Д. Шостакович и А. Н. Александров. Популярностью пользуются также фортепианные сонаты и сонатины Д. Б. Кабалевского, сонатина А. И. Хачатуряна.
В 50 - 60-е гг. в области сонатного творчества возникают новые характерные явления. Появляются сонаты, не содержащие в цикле ни одной части в сонатной форме и лишь претворяющие некоторые принципы сонатности. Таковы сонаты для фортепиано П. Булеза, «Соната и интермедия» для «подготовленного» фортепиано Дж. Кейджа. Авторы этих произведений трактуют сонату в основном как инструментальную пьесу. Характерный пример – соната для виолончели с оркестром К. Пендерецкого. Аналогичные тенденции отразились и в творчестве ряда советских композиторов (фортепианные сонаты Б. И. Тищенко, Т. Е. Мансуряна и др.).

И. Геништа Соната фа минор, часть 1

Ведущий: Такова краткая история становления и развития жанра сонаты. Дорогие участники, наши зрители и слушатели, мы надеемся, что сегодня вам было не просто интересно участвовать в лектории-концерте, но и любопытно узнать много полезной информации о музыкальном жанре, исполнителями которого вы являетесь. Более подробные теоретические сведения и музыку сонатного жанра вы будете познавать на уроках фортепиано и музыкальной литературы.

До новых встреч! До свидания!

Список литературы

 

  1. Книга о музыки: популярные очерки / Сост. Г. Головинский,  М. Ройтерштейн. – М.: «Сов. Композитор», 1988. – 220 с.
  2. Куртова З.Ф. Музыкальная литература. Первый-второй годы обучения (разработка поурочных планов; пособие для детских музыкальных школ и школ искусств по методике Е.Б. Лисянской). Томск: «Лито-принт», 2005. – 2016 с.
  3. Куртова З.Ф. Музыкальная литература. Третий-четвертый годы обучения (разработка поурочных планов; пособие для детских музыкальных школ и школ искусств по методике Е.Б. Лисянской). Томск: «Лито-принт», 2005. –  с.
  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: «Сов. Композитор», 1988. – 176 с.
  5. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. – М.: Знание, 1981. – 128 с.