Автор: Шевкунова Татьяна Александровна
Предмет: Фортепиано
Класс: Педагоги
Тип материала: Методическое сообщение
Краткое описание работы: В методическом сообщении уделяется внимание особенностям выбора репертуара в классе общего фортепиано. Акцентируется внимание на сложностях, возникающих при выборе произведений, ведь тщательно и грамотно подобранный репертуар формирует музыкальный вкус и эстетические представления исполнителя, развивает пианистические навыки и способствует раскрытию творческого потенциала. Поэтому проблема выбора учебного материала всегда актуальна и заслуживает глубокого и детального рассмотрения.
Предмет «Общее фортепиано» является одним из звеньев в комплексе учебных задач, направленных на формирование и приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано. Наряду с другими предметами образовательного процесса курс общего фортепиано необходим для музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки инструменталистов, хоровиков и вокалистов. Практическое освоение этого инструмента является базовой основой для изучения предметов теоретического цикла, так как на уроках сольфеджио и музыкальной литературы демонстрация музыкального материала проводится на фортепиано. Задача преподавателя общего фортепиано - сформировать у учащихся положительное отношение к обучению, заинтересовать их процессом овладения инструментом, сделать так, чтобы уроки стали импульсом для развития музыкальных способностей. Рояль – это классический, самый интеллектуальный инструмент, на нем можно исполнять всё, что называется музыкой. Поэтому удивить новыми методами обучения на нем очень сложно.
Выбор репертуара - одна из важнейших задач в педагогической деятельности. От педагога зависит создание той музыкальной опоры, на которой будет строиться процесс обучения и воспитания ученика. Тщательно и грамотно подобранный репертуар формирует музыкальный вкус и эстетические представления исполнителя, развивает пианистические навыки и способствует раскрытию творческого потенциала. Поэтому проблема выбора учебного материала всегда актуальна и заслуживает глубокого и детального рассмотрения.
Работа в классе общего фортепиано имеет свою специфику, а именно:
небольшое количество часов в учебном плане и ограниченные возможности домашней работы из-за отсутствия у большинства учащихся музыкального инструмента. Урок по учебному предмету общее фортепиано проводится 1 раз в неделю. Если ребенок пропустил одно или несколько занятий, то многое из
изученного материала он забывает – это создает определенные трудности в работе.
Важность правильного выбора репертуара в классе общего фортепиано общепризнана. Выбору репертуара предшествует педагогическая диагностика, позволяющая проанализировать музыкальные и технические возможности учащегося. Именно педагогический анализ должен стать главным определяющим фактором в подборе музыкального материала. Педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается педагогический репертуар, какие новые знания и навыки приобретет ученик? Развитию, каких сторон личности будет способствовать художественное содержание произведения? Как правило, в школу искусств поступают учащиеся с разными музыкальными способностями, физическими и психологическими особенностями.
Подобрать каждому ребенку репертуар, который будет соответствовать и программным требованиям, и индивидуальным способностям – важнейшая задача преподавателя. Это и есть дифференцированный подход, нельзя стричь всех под одну гребенку. Выбор учебного материала детям – это музыкальная пища растущего организма. Он должен быть разноплановым и разнообразным. Ученику нужны как легко усваиваемые пьесы, так и требующие больших усилий произведения. Музыкальный язык в изучаемых произведениях должен быть образным и доступным для восприятия, ритмы знакомы и понятны для небольшого детского жизненного опыта. Стоит избегать безымянных пьес и отдавать предпочтение программной музыке. Так как название изначально несет в себе содержание, дает направление для понимания и развития сюжета, развивает фантазию, помогает в поисках звуковых красок и работе над прикосновением. Очень важно подобрать ключ к каждому ученику, чтобы понять, что ему свойственно, а чего не хватает.
Для этого педагог должен быть не только хорошим музыкантом, мастером своего дела, но и психологом.
На начальном этапе обучения для закрепления нотной грамоты и выработки практических умений я выбираю легкие одноголосные примеры, По мере развития и усвоения пианистических приемов игры музыкальные примеры постепенно усложняются. При выборе музыкального материала для учащихся 1-2 года обучения считаю нецелесообразным использовать в работе пьесы, где встречаются широкие интервалы или октавы. Для приобретения навыков интонирования, умения исполнять произведения канителенного характера в работе использую следующие пьесы: Д.Львов- Компанеец «Колыбельная», Е.Поплянова «Облака плывут», «Снежная нежность», С.Майкапар «Сказочка», соч.28 №10. и др. Для развития и закрепления пианистических навыков игры в качестве рабочего материала использую произведения Н.Тороповой из сборника «Музыкальные зарисовки». Многие пьесы из этого сборника имеют заголовок.Например: «Полька для медвежонка», «Колыбельная для Нади», «Баба-Яга», «Мы идем и поем».
Основу репертуара 3-го года обучения составляют образные и характерные пьесы и этюды Л.Шитте, Г.Беренса соч.№70., Е.Гнесина, А.Гедике, К.Черни. Современная нотная литература знакомит обучающихся с музыкой разных композиторов. В ней есть все необходимое для успешного обучения игре на фортепиано. В основном пианистическая база опирается на классический репертуар. Но учеников необходимо знакомить также и с современным звучанием музыки. Для расширения слуховых представлений и воспитания чувства ритма необходимо включать в репертуар произведения современных авторов.
На сегодняшний день мы имеем огромные возможности для выбора нотного репертуара. К ним относятся многочисленные сайты музыкальных издательств, странички педагогических форумов и журналов. В них можно найти много полезной методической литературы и новые произведения. Для работающего преподавателя важным является знание методик сборников разных композиторов. Только в этом случае он сможет выбрать из всего разнообразия самое лучшее и ценное для ученика.
Список литературы:
1 Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984
2 Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1979
С. 28-29.
3.Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». СПб.: из-во «Композитор»,1992. - с. 100
4 Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – Москва: Музыка, 1978