МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я помню, я горжусь»


Автор: Безрукова Наталья Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я помню, я горжусь»

Краткое описание работы: Творческий, информационно-познавательный, групповой, краткосрочный (3 недели) проект Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели данных возрастных групп, родители

 

Методический паспорт проекта:

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.

Вид проекта: групповой, краткосрочный (3 недели)

Сроки реализации проекта: 14.04.2025– 07.05.2025

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели данных возрастных групп, родители

 

Проблема. 

Старший дошкольный возраст — это важнейший этап развития личности ребенка. Перед педагогами стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства.

Сложность сегодняшнего воспитания – как отмечают многие исследователи, в размытости нравственных ориентиров. В связи с обозначенной проблемой нравственно-патриотическое воспитание детей начина с периода детства, является одним из важнейших элементов общественного сознания. Именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Особыми возможностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обладает музыкальная деятельность, которая позволяет формировать активную жизненную позицию и такие нравственные качества — самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность, патриотические чувства, эмоции. Это поможет в сохранении народных традиций и особенностей культуры, социокультурных ценностей народа.

Нужно отметить, что музыкальная деятельность даёт возможность развитию положительных эмоций, чувств, которые расширяют жизненный опыт ребенка и стимулируют к активной деятельности. Все это является неотъемлемой частью процесса патриотического воспитания.

В связи с этим очевидна необходимость воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

 

Актуальность. 

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в современном мире является одной из наиболее актуальных тем. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество.

            В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в книге, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с 7 интересами других. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.

Сегодня очень современно звучат слова Н.А. Добролюбова о том, что разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Тогда они будут исполнять свой долг как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению.

Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Дети с искренней благодарностью идут вместе с родителями и воспитателями к обелиску Славы, возлагают цветы.

Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Хорошо, когда после, каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои впечатления в изобразительной деятельности.

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки.

Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился!

 

Гипотеза:

Если уже с дошкольного возраста мы будем проводить целенаправленную и систематическую работу по патриотическому воспитанию,  сохранению памяти о событиях и героизме людей во время ВОВ и уважению к героям этой войны через знакомство воспитанников с событиями ВОВ, то мы можем надеяться,  что наши дети будут уважительно относиться и гордиться  своими предками – участниками ВОВ, хранить  память о важных  исторических  событиях своей Родины, и в будущем будут интересоваться произведениями поэтическими и музыкальными, посвященными войне.

 

Цели: Воспитание нравственно-патриотических чувств детей, уважения и гордости за подвиг народа в Великой Отечественной Войне.

Задачи: 

1.         Образовательные:

-        продолжать закреплять представления о празднике Дне Победы;

-        накопление музыкального багажа на военную тематику

2. Развивающие:

-        развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой;

3.         Воспитательные

-        воспитывать уважение к защитникам Отечества;

-        воспитывать уважение к боевому прошлому нашей Родины, чувство гордости за героизм нашего народа.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование знаний о ВОВ и ее героях, о празднике 9 мая;

2. Формирование знаний о значимости Победы для нашего народа,

3. Воспитание уважительного отношения к ветеранам ВОВ;

4. Развитие нравственно-патриотических чувств к Родине.

5. Развитие памяти детей при разучивании стихотворных форм

6. Обогащение словарного запаса (стихотворные обороты речи)

7. Расширение знаний о родной стране

8. Развитие творческих способностей;

9. Уважительное отношение и интерес к  истории своей страны

 

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

Работа с детьми:

-          Наглядный;

-          Словесный;

-          Практический.

Этапы реализации проекта (деятельность в рамках проекта)

 

Направление деятельности

Практический выход

1 этап - подготовительный

Подбор и изучение методической литературы по теме проекта

 

  1. Разработка сценария
  2. Подбор музыкального и информационного материала
  3. Подготовка презентации для

2 этап – основной

  1. Познавательно – исследовательская деятельность:

-        Ознакомление детей с историей праздника

 

-        Ознакомление с деятельностью композиторов, поэтов, артистов во время ВОВ

 

 

1. Беседа по теме история праздника (воспитатели)

 

  1. Беседа о  фронтовых бригадах (музыкальный руководитель)
  2. Беседа о военных песнях (музыкальный руководитель)
  3. Беседа об истории  создания песни «Катюша» (музыкальный руководитель)
    1. Просмотр мультфильма «Батарейный заяц» по произведению Л. Кассиля (музыкальный руководитель)
    2. Ознакомление детей со стихотворением К. Симонова «Жди меня» и просмотр мультфильма по стихотворению (музыкальный руководитель)
    3. Беседа о военных маршах и прослушивание марша В. Агапкина «Прощанье славянки»  (музыкальный руководитель)
    4. Беседа о минуте молчания, ознакомление с «Реквиемом» Р. Рождественского
    5. Беседа о цветочной символике праздника
  4. Продуктивная деятельность:

-        Разучивание музыкального и стихотворного материала

 

 

-        Оформление музыкального зала

1. Разучивание танцев «Синий платочек», «Солдатики» (музыкальный руководитель, воспитатель, дети)

2. Разучивание песен «Катюша», «Солдатики» (музыкальный руководитель, воспитатель, дети)

 

Работа с родителями

1. Разучивание стихотворений (воспитатель, родители, дети)

2. Изготовление гвоздик для украшения зала (воспитатели, дети, родители)

3. Изготовление портретов «Бессмертный полк» для украшения зала (воспитатели, дети, родители)

3 этап - итоговый

Музыкально – литературное мероприятие, посвященное Дню Победы

«Я помню, я горжусь»

 (дети, музыкальный руководитель, воспитатель)

 

Оборудование:

Проектор, экран, компьютер

Результаты работы:

1. Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

2. Накопление музыкального багажа на военную тематику. Развитие импровизационных способностей на основе включения детей в активную музыкально-познавательную деятельность.

3. В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны,

4. У детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия;

5. Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

 

Вывод: 

            Данный  проект «Я помню, я горжусь» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу по накоплению музыкального багажа на военную тематику, формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к Родине.

             

 

Используемые материалы:

  1. Интернет-ресурсы:

Видео материалы о фронтовых бригадах, о песнях военных лет, об истории песни «Катюша», всероссийский показ к 78-й годовщине со Дня победы «Перерыв на кино», кинохроника «День победы», Вечный огонь и минута молчания, «Солдаты танцуют – май 1945 года», песня «Салют»

  1. Адрес ссылки на презентацию - https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/05/06/ya_pomnyu_ya_gorzhus_prezentatsiya_na_9_maya.pdf
    1. Адрес ссылки на итоговый материал: - https://vk.com/wall754860707_64

 

 

Сценарий музыкально – литературного мероприятия, посвященного Дню Победы

«Я помню, я горжусь»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

 

Цели: расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны

Задачи: 

  1. Образовательные:

-        продолжать закреплять представления о празднике Дне Победы;

2. Развивающие:

-        развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой;

-        развивать патриотизм в детях.

  1. Воспитательные

-        воспитывать уважение к защитникам Отечества;

-        воспитывать уважение к боевому прошлому нашей Родины, чувство гордости за героизм нашего народа.

Оборудование:

Проектор, экран, синие платочки

Предварительная работа:

Разучивание музыкального и поэтического материала, подготовка презентации

Музыкальный материал:

фонограмма марша «Прощанье Славянки» муз. В. Агапкина

фонограмма голоса Левитана о начале войны

фонограмма песни «Священная война» муз. А. Александрова, сл.  В. Лебедева-Кумача

фонограмма песни «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского

фонограмма песни «Синий платочек» муз. Ежи Петерсбурского,  сл. М. Максимова

видеоролик с песней «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова

фонограмма песни «Солдатики» авт. М. Лебедева

 

Ход мероприятия:

 

Под музыку марша «Прощанье славянки» дети, маршируя идут по кругу и выстраиваются полукругом

Ведущий:

Много лет  нашей славной Победе!

Снова майский рассвет. Тишина!

Много лет  нашей славной Победе!

Много лет,  как убита война!

 

 

1 Ребенок

Я знаю от папы, я знаю от деда –

Девятого мая пришла к нам Победа!

Тот день весь народ ожидал,

Тот день самым радостным стал!

Ведущий:

Только знать должны ребята,
Что, когда была война,
Нашу Родину солдаты
Защищали от врага

 

Презентация

2 слайд

Ведущий:

22 июня 1941 года, ранним утром немецкие фашисты напали на нашу Родину.

Июнь! Клонился к вечеру закат, и белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят, не знающих, не ведающих горя.

Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной всего каких-то 5 минут осталось

 

Звучит голос Левитана

Ведущий:

Все люди от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Многие не вернулись домой.  Призывно и тревожно звучали в дни войны слова песни А. Александрова «Вставай, страна огромная».

(звучит аудиозапись первого куплета песни «Священная война»).

 

Ребёнок.

Год сорок первый! Потери, потери…

Киев оставлен, Одесса в огне.

Враг под Москвой. Но начало разгрому

Мы положили уже в декабре

3-4 слайды

Ребёнок.

Сорок второй! Партизанским отрядам

Есть чем заняться в тылу у врагов.

Под Сталинградом нашли свою гибель     

Около сотни немецких полков.

 

5 слайд

Ведущий:

В это время наши конструкторы создали грозное оружие, которое стреляло ракетами. Враги очень боялись этого оружия, хотя называлось оно ласково – «Катюша». Про «Катюшу» говорили:

Девушка ходит, песню заводит,

Враг услышит – сразу не дышит!

Ребенок

Нынче у нас передышка,

А завтра снова в бой.

Давай дорогая подруга

Споем эту песню с тобой.

Песня «Катюша»

 

6 слайд

Ведущий:

Мы в сорок третьем прорвали блокаду,

В битве под Курском сломили врага.

Благодарила за наши победы

Первым салютом столица Москва.

Ведь за честь своей Отчизны

Встали все – и стар, и млад.

До конца, до дня Победы –

Только вперёд! Ни шагу назад!

7 слайд

 

Ведущий:  

В редкие минуты затишья фронтовые бригады давали концерты для солдат. На фронте не было концертных залов. Артисты выступали прямо под открытым небом – на грузовиках или просто на полянах. Песни и танцы фронтовых артистов поднимали боевой дух солдат.

Девочка.

Песню про синий платочек,

Тихо запел патефон.

Крутится в вальсе пластинка,

Слышим мы голос родной.

Синенький скромный платочек

Зовет танцевать нас с тобой.

 

Танец «Синий платочек»

 

8 слайд

Ребёнок.

Сорок четвёртый! Мы вышли к границе!

Переступили священный порог.

В Ригу и Минск, Севастополь и Таллин

Больше не ступит фашистский сапог.

Много с войны не вернулось людей.

Легче ответить – кто не был на ней.

 

 9 слайд

Ведущий:

И вот – сорок пятый! Взметнул над Берлином

Алого знамени шёлковый стяг.

Кончилось, братцы! Победа! Победа!

Пал на колени пред нами Рейхстаг!

Запомним подвиг нашего народа,

Солдат, погибших в огненном бою.

С Победой принесли они свободу,

Спасая мир в жестокую войну!

Радости не было конца.

 

1 Видео  «Солдаты танцуют – май 1945 года»

Ребенок:

Весна! Певучий соловей

Звенит в тени дубравы.

Пусть не нарушит сон детей

Раскат войны кровавой.

 

 

Ребенок:

Мы против горя и войны

Хотим расти счастливыми

Пусть светит солнце с вышины

Над городами, нивами!

 

2 видео (День победы)

1ребенок

Что такое День Победы?

Это утренний парад,

Едут танки и ракеты

Марширует строй солдат.

2 ребенок

Что такое день Победы?

Это праздничный салют.

Фейерверк взлетает в небо

Рассыпаясь там и тут.

3 ребенок

Что такое День Победы?

Что за песни за столом?

Это речи и беседы

Это дедушкин альбом.

4 ребенок

Это фрукты и конфеты

Это запахи весны

Что такое день Победы-

Это значит нет войны.

Ведущая: 

С болью в душе мы скорбим о тех, кто не вернулся с поля боя.

Минутой молчания почтим их память, и каждый в душе поблагодарит их за тот счастливый мир, в котором мы живем. Встанем и склоним головы перед их памятью.

 

3 видео (Вечный огонь, минута молчания)

 

Ведущая: 

Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце.

Благодарим солдаты вас за жизнь,

За детство, за весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Мы обещаем, так и будет!

Россию будем защищать!

И наш народ, и нашу землю

От всех врагов оберегать!

 

Песня-танец «Солдатики»

 

Ведущая:

Мы за мир на всей Земле!

Нет! – заявляем мы войне,

Всем злым и чёрным силам.

Должна трава зелёной быть,

А небо – синим-синим!

Нам нужен разноцветный мир,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

Все пули и снаряды!

Ведущий  Дню Победы Слава!

Дети.         Слава!

Ведущий  Ветеранам войны Слава!

Дети          Слава!

Ведущий   Счастью, миру на земле, Слава!

Дети.          Слава! Слава! Слава

 

4 видео Песня «Салют»