Автор: Безрукова Наталья Владимировна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Творческий, информационно-познавательный, групповой, краткосрочный (3 недели) проект Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели данных возрастных групп, родители
Методический паспорт проекта:
Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.
Вид проекта: групповой, краткосрочный (3 недели)
Сроки реализации проекта: 14.04.2025– 07.05.2025
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели данных возрастных групп, родители
Проблема.
Старший дошкольный возраст — это важнейший этап развития личности ребенка. Перед педагогами стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства.
Сложность сегодняшнего воспитания – как отмечают многие исследователи, в размытости нравственных ориентиров. В связи с обозначенной проблемой нравственно-патриотическое воспитание детей начина с периода детства, является одним из важнейших элементов общественного сознания. Именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Особыми возможностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обладает музыкальная деятельность, которая позволяет формировать активную жизненную позицию и такие нравственные качества — самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность, патриотические чувства, эмоции. Это поможет в сохранении народных традиций и особенностей культуры, социокультурных ценностей народа.
Нужно отметить, что музыкальная деятельность даёт возможность развитию положительных эмоций, чувств, которые расширяют жизненный опыт ребенка и стимулируют к активной деятельности. Все это является неотъемлемой частью процесса патриотического воспитания.
В связи с этим очевидна необходимость воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в современном мире является одной из наиболее актуальных тем. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в книге, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с 7 интересами других. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.
Сегодня очень современно звучат слова Н.А. Добролюбова о том, что разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Тогда они будут исполнять свой долг как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению.
Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Дети с искренней благодарностью идут вместе с родителями и воспитателями к обелиску Славы, возлагают цветы.
Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Хорошо, когда после, каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои впечатления в изобразительной деятельности.
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки.
Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился!
Гипотеза:
Если уже с дошкольного возраста мы будем проводить целенаправленную и систематическую работу по патриотическому воспитанию, сохранению памяти о событиях и героизме людей во время ВОВ и уважению к героям этой войны через знакомство воспитанников с событиями ВОВ, то мы можем надеяться, что наши дети будут уважительно относиться и гордиться своими предками – участниками ВОВ, хранить память о важных исторических событиях своей Родины, и в будущем будут интересоваться произведениями поэтическими и музыкальными, посвященными войне.
Цели: Воспитание нравственно-патриотических чувств детей, уважения и гордости за подвиг народа в Великой Отечественной Войне.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжать закреплять представления о празднике Дне Победы;
- накопление музыкального багажа на военную тематику
2. Развивающие:
- развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой;
3. Воспитательные
- воспитывать уважение к защитникам Отечества;
- воспитывать уважение к боевому прошлому нашей Родины, чувство гордости за героизм нашего народа.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование знаний о ВОВ и ее героях, о празднике 9 мая;
2. Формирование знаний о значимости Победы для нашего народа,
3. Воспитание уважительного отношения к ветеранам ВОВ;
4. Развитие нравственно-патриотических чувств к Родине.
5. Развитие памяти детей при разучивании стихотворных форм
6. Обогащение словарного запаса (стихотворные обороты речи)
7. Расширение знаний о родной стране
8. Развитие творческих способностей;
9. Уважительное отношение и интерес к истории своей страны
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:
Работа с детьми:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический.
Этапы реализации проекта (деятельность в рамках проекта)
Направление деятельности |
Практический выход |
1 этап - подготовительный |
|
Подбор и изучение методической литературы по теме проекта
|
|
2 этап – основной |
|
- Ознакомление детей с историей праздника
- Ознакомление с деятельностью композиторов, поэтов, артистов во время ВОВ |
1. Беседа по теме история праздника (воспитатели)
|
- Разучивание музыкального и стихотворного материала
- Оформление музыкального зала |
1. Разучивание танцев «Синий платочек», «Солдатики» (музыкальный руководитель, воспитатель, дети) 2. Разучивание песен «Катюша», «Солдатики» (музыкальный руководитель, воспитатель, дети)
Работа с родителями 1. Разучивание стихотворений (воспитатель, родители, дети) 2. Изготовление гвоздик для украшения зала (воспитатели, дети, родители) 3. Изготовление портретов «Бессмертный полк» для украшения зала (воспитатели, дети, родители) |
3 этап - итоговый |
|
Музыкально – литературное мероприятие, посвященное Дню Победы «Я помню, я горжусь» (дети, музыкальный руководитель, воспитатель) |
Оборудование:
Проектор, экран, компьютер
Результаты работы:
1. Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
2. Накопление музыкального багажа на военную тематику. Развитие импровизационных способностей на основе включения детей в активную музыкально-познавательную деятельность.
3. В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны,
4. У детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия;
5. Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Вывод:
Данный проект «Я помню, я горжусь» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу по накоплению музыкального багажа на военную тематику, формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к Родине.
Используемые материалы:
Видео материалы о фронтовых бригадах, о песнях военных лет, об истории песни «Катюша», всероссийский показ к 78-й годовщине со Дня победы «Перерыв на кино», кинохроника «День победы», Вечный огонь и минута молчания, «Солдаты танцуют – май 1945 года», песня «Салют»
Сценарий музыкально – литературного мероприятия, посвященного Дню Победы
«Я помню, я горжусь»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Цели: расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны
Задачи:
- продолжать закреплять представления о празднике Дне Победы;
2. Развивающие:
- развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой;
- развивать патриотизм в детях.
- воспитывать уважение к защитникам Отечества;
- воспитывать уважение к боевому прошлому нашей Родины, чувство гордости за героизм нашего народа.
Оборудование:
Проектор, экран, синие платочки
Предварительная работа:
Разучивание музыкального и поэтического материала, подготовка презентации
Музыкальный материал:
фонограмма марша «Прощанье Славянки» муз. В. Агапкина
фонограмма голоса Левитана о начале войны
фонограмма песни «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача
фонограмма песни «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского
фонограмма песни «Синий платочек» муз. Ежи Петерсбурского, сл. М. Максимова
видеоролик с песней «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова
фонограмма песни «Солдатики» авт. М. Лебедева
Ход мероприятия:
Под музыку марша «Прощанье славянки» дети, маршируя идут по кругу и выстраиваются полукругом
Ведущий:
Много лет нашей славной Победе!
Снова майский рассвет. Тишина!
Много лет нашей славной Победе!
Много лет, как убита война!
1 Ребенок
Я знаю от папы, я знаю от деда –
Девятого мая пришла к нам Победа!
Тот день весь народ ожидал,
Тот день самым радостным стал!
Ведущий:
Только знать должны ребята,
Что, когда была война,
Нашу Родину солдаты
Защищали от врага
Презентация
2 слайд
Ведущий:
22 июня 1941 года, ранним утром немецкие фашисты напали на нашу Родину.
Июнь! Клонился к вечеру закат, и белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят, не знающих, не ведающих горя.
Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной всего каких-то 5 минут осталось
Звучит голос Левитана
Ведущий:
Все люди от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Многие не вернулись домой. Призывно и тревожно звучали в дни войны слова песни А. Александрова «Вставай, страна огромная».
(звучит аудиозапись первого куплета песни «Священная война»).
Ребёнок.
Год сорок первый! Потери, потери…
Киев оставлен, Одесса в огне.
Враг под Москвой. Но начало разгрому
Мы положили уже в декабре
3-4 слайды
Ребёнок.
Сорок второй! Партизанским отрядам
Есть чем заняться в тылу у врагов.
Под Сталинградом нашли свою гибель
Около сотни немецких полков.
5 слайд
Ведущий:
В это время наши конструкторы создали грозное оружие, которое стреляло ракетами. Враги очень боялись этого оружия, хотя называлось оно ласково – «Катюша». Про «Катюшу» говорили:
Девушка ходит, песню заводит,
Враг услышит – сразу не дышит!
Ребенок
Нынче у нас передышка,
А завтра снова в бой.
Давай дорогая подруга
Споем эту песню с тобой.
Песня «Катюша»
6 слайд
Ведущий:
Мы в сорок третьем прорвали блокаду,
В битве под Курском сломили врага.
Благодарила за наши победы
Первым салютом столица Москва.
Ведь за честь своей Отчизны
Встали все – и стар, и млад.
До конца, до дня Победы –
Только вперёд! Ни шагу назад!
7 слайд
Ведущий:
В редкие минуты затишья фронтовые бригады давали концерты для солдат. На фронте не было концертных залов. Артисты выступали прямо под открытым небом – на грузовиках или просто на полянах. Песни и танцы фронтовых артистов поднимали боевой дух солдат.
Девочка.
Песню про синий платочек,
Тихо запел патефон.
Крутится в вальсе пластинка,
Слышим мы голос родной.
Синенький скромный платочек
Зовет танцевать нас с тобой.
Танец «Синий платочек»
8 слайд
Ребёнок.
Сорок четвёртый! Мы вышли к границе!
Переступили священный порог.
В Ригу и Минск, Севастополь и Таллин
Больше не ступит фашистский сапог.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить – кто не был на ней.
9 слайд
Ведущий:
И вот – сорок пятый! Взметнул над Берлином
Алого знамени шёлковый стяг.
Кончилось, братцы! Победа! Победа!
Пал на колени пред нами Рейхстаг!
Запомним подвиг нашего народа,
Солдат, погибших в огненном бою.
С Победой принесли они свободу,
Спасая мир в жестокую войну!
Радости не было конца.
1 Видео «Солдаты танцуют – май 1945 года»
Ребенок:
Весна! Певучий соловей
Звенит в тени дубравы.
Пусть не нарушит сон детей
Раскат войны кровавой.
Ребенок:
Мы против горя и войны
Хотим расти счастливыми
Пусть светит солнце с вышины
Над городами, нивами!
2 видео (День победы)
1ребенок
Что такое День Победы?
Это утренний парад,
Едут танки и ракеты
Марширует строй солдат.
2 ребенок
Что такое день Победы?
Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо
Рассыпаясь там и тут.
3 ребенок
Что такое День Победы?
Что за песни за столом?
Это речи и беседы
Это дедушкин альбом.
4 ребенок
Это фрукты и конфеты
Это запахи весны
Что такое день Победы-
Это значит нет войны.
Ведущая:
С болью в душе мы скорбим о тех, кто не вернулся с поля боя.
Минутой молчания почтим их память, и каждый в душе поблагодарит их за тот счастливый мир, в котором мы живем. Встанем и склоним головы перед их памятью.
3 видео (Вечный огонь, минута молчания)
Ведущая:
Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце.
Благодарим солдаты вас за жизнь,
За детство, за весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Мы обещаем, так и будет!
Россию будем защищать!
И наш народ, и нашу землю
От всех врагов оберегать!
Песня-танец «Солдатики»
Ведущая:
Мы за мир на всей Земле!
Нет! – заявляем мы войне,
Всем злым и чёрным силам.
Должна трава зелёной быть,
А небо – синим-синим!
Нам нужен разноцветный мир,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды!
Ведущий Дню Победы Слава!
Дети. Слава!
Ведущий Ветеранам войны Слава!
Дети Слава!
Ведущий Счастью, миру на земле, Слава!
Дети. Слава! Слава! Слава
4 видео Песня «Салют»