Автор: Рудая Светлана Михайловна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Доклад
Краткое описание работы: Совместное творчество учащихся отделений фортепиано и живописи
Методический доклад
« Союз прекрасный муз » (А.С. Пушкин)
Совместное творчество учащихся отделений фортепиано и живописи.
Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе , так и в искусстве. Ещё Аристотель писал о том, что цвета по
красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным
созвучиям. В древней Индии существовал род живописи на музыкальные
темы – ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью
цветами, а мелодия с определённой графической формой. Пытаясь сделать
музыку видимой, аббат Кастель в восемнадцатом веке создал так называемый
« цветной клавесин».
Существует семантическое родство между колоритом в живописи и тембром
в музыке. Показательно, что колорит является одним из важнейших средств
эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же колорит (тембр) –
один из главных факторов изобразительности. В живописи колорит –
наиболее музыкальный элемент, в музыке – наиболее живописный. В своем
колорите музыка и изобразительное искусство словно тянутся навстречу друг
другу. Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке так
и в живописи.
Так В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной
музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты,
красный – трубы, синий – виолончели. Выдающиеся русские композиторы
Н.А. Римский – Корсаков и А.Н. Скрябин обладали так называемым
«цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в
определённый цвет. Так, до-мажор у Римского–Корсакова – белый; до-минор
– багряный, трагический; ми-мажор – сумрачный, серо-синеватый. Однако
синопсия (цветной слух) не является единственной формой взаимодействия
звука и цвета. У некоторых композиторов зрительно-цветовые представления
настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых, музыкальных
образов.
Сопоставления музыки и живописи не ограничиваются лишь областью
колорита, тембра. Ж.Ж. Руссо уподоблял мелодию в музыке рисунку в
живописи; Б.В. Асафьев «душу музыки» видел в мелодии, а «душу
живописи» - в рисунке. Известный художник М. Сарьян писал: «Если ты
проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально,
или радостно. А если она не звучит – это мёртвая линия. И цвет то же самое,
и всё в искусстве так». Ритм так же является основой не только поэзии и
музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи.
Семантически родственны, считает И.И. Иоффе, ритмы стройных,
восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов
в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Это позволило И.
Гёте дать замечательное определение архитектуры как застывшей музыки.
Как отмечает И.И. Иоффе, «зрение и слух, свет и звук с первых моментов
своего культурного бытия выступают совместно»
Двусторонняя связь существует так же и между слуховым и зрительным
восприятием. Эту связь уловили уже художники древности, которые
сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.
Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления,
что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины». Живопись
может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан «Тишина»).
Искусствовед А.Алпатов говорит о живописи Рублёва, что цвет у него не
звенит, а скорее поёт. Можно привести ещё много подобных высказываний.
Цвето-звуковые ощущения характерны не только для композиторов,
художников. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у
ребёнка. Музыковед и психолог Е.В. Назайкинский приводит пример, когда
ребёнок раскладывает карандаши от тёмного к светлому и при этом поёт
гамму в восходящем направлении. Одной из форм непосредственного
отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок.
Л.С.Выготский считал, что ребёнок обращается к рисованию не случайно, а
потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко
выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что
рисунок ребёнка – это его рассказ, выполненный в образной форме, который
необходимо уметь прочитать.
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись
говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, а музыка - с помощью
звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает
большое влияние на человека. Совсем ещё маленький ребёнок может вдруг
заплакать под грустную мелодию и засмеяться под весёлую, или весело
запрыгать, хотя он ещё не знает, что такое танец. Какие только чувства не
выражает человек с помощью музыки!
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой,
живописью. Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные
картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту
или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ
переходит в музыкальный. Всматриваясь в кажущуюся неподвижность
хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения. А это
уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное
произведение, человеческое воображение рисует живописный образ. Таким
образом, музыка обретает видимость, а живопись – слышимость. Простой
пример слышимости картины: что мы представляем, когда смотрим на
картины с музыкальными инструментами? Мы внутренним слухом слышим
звучание этих инструментов. Мы также слышим шум моря, глядя на картины
с морскими пейзажами. Может ли живопись изобразить портрет ? Конечно.
А музыка – тоже! Произведения с названиями: «Баба-яга», «Снегурочка»,
«Кикимора» и так далее – яркие примеры портретных образов в музыке.
Целая картинная галерея изображена во всем известном цикле композитора
М. Мусоргского «Картинки с выставки».
Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг-другу.
Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно
так же, как и музыка будит фантазию художников. Сходство музыки с
живописью состоит в том, что после прослушивания музыки и ознакомления
с творениями изобразительного искусства в мыслях возникают: образы,
чувства, ассоциации с чем-либо. Наглядность изобразительного образа и
эмоциональность музыкального создают целостный выразительный образ,
отражающий мир чувств и отношений человека, вызывающий проявление
эстетических эмоций.
Великий Леонардо да Винчи сказал: « Музыку нельзя назвать иначе, как
сестрой живописи, ибо она есть предмет слуха, второго чувства после
зрения…».
О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия
и влиянии этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в
своей работе С.П. Козырева. Она показала, что в результате такого
взаимодействия происходит обогащение рисунков детей новым
содержанием, творческое решение ими изобразительных задач. В то же
время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь
музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.
Наиболее обоснованным является сопоставление произведений
музыкального искусства на основе ассоциативно-образной связи,
семантического родства этих видов искусства.
Музыка звучит в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная
«подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо
знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе,
продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не
только настроение музыки, её общий эмоциональный колорит, но и
особенности мелодики, ритма, тембра.
Большое внимание при прослушивании музыки мы уделяем анализу
мелодии. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, мелодия – основное
выразительное средство – «душа музыки», а с другой – мелодическая линия
близка линии в живописи, и мы предполагали, что наиболее яркие
особенности мелодики прослушанных пьес найдут отображение в рисунках.
В рисунках детей находит отображение и ритм музыки. Отражается ритм в
чередовании цветовых пятен в рисунках, волнообразных линий и т. д.
Тембр музыки – наиболее «живописный» её компонент, также воплощается в
учащихся. При этом, чем более богата тембровая палитра музыкального
произведения, тем более яркими и насыщенными по колориту становятся
детские рисунки.
Значительным для детей событием являются выставки детских рисунков,
которые оформляются в школе. Дети, занимающиеся музыкой, с радостью и
большим интересом рассматривают работы ребят отделения
изобразительного искусства. Таким образом, часто, подолгу стоя возле
понравившейся картины, вдохновляются новыми эмоциями. Некоторые
учащиеся музыкальных отделений параллельно учатся живописи.
На данном мероприятии продемонстрированы совместные работы учащихся
– пианистов и учащихся отделения ИЗО. Каждое музыкальное произведение
иллюстрировано живописной картиной, сюжет которой был придуман юным
художником при прослушивании этой музыки.
Список используемой литературы:
1. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы.
2. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
4. Иоффе И.И. Синтетическая история искусства.
5. Кандинский В.В. О духовном в искусстве.
6. Козырева С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство
развития изобразительного творчества старших дошкольников.
7. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском
художественном развитии.