Музыкально-педагогический проект "П.И. Чайковский на века"


Автор: Безрукова Наталья Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Музыкально-педагогический проект "П.И. Чайковский на века"

Краткое описание работы: Данная работа представляет краткосрочный,творческий, информационно-познавательный, групповой проект для детей 2 младшей и старшей групп. Целью проекта является формирование общей культуры, развитие музыкального вкуса и творческого потенциала детей младшего и старшего дошкольного возраста, посредством слушания музыкальных произведений П.И. Чайковского.


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 17 «Аленушка»

пос. Свободный, Свердловская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«П.И. Чайковский на века»

 

 

 

 

Автор проекта:

Безрукова Наталья Владимировна

Музыкальный руководитель 1 категории

 

 

 

 

 

 

 

 

2025

 

Методический паспорт проекта:

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.

Вид проекта: групповой, краткосрочный (3 недели)

Сроки реализации проекта: 12.05.2025– 30.05.2025

Участники проекта: дети 2 младшей группы, дети старшей группы, воспитатели данных возрастных групп

 

Проблема. 

Современные дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как дома, в семьях она практически не звучит. Родители не понимают значимости влияния «классики» на нервную систему ребёнка, на его общее развитие.  Звучащая низкопробная музыка не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы действуют возбуждающе, перегружают нервную систему, вульгарные повторяющиеся тексты легко запоминаются детьми и используются в самостоятельной деятельности, что недопустимо в детском возрасте.

Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно - нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания, формирует эстетический взгляд ребенка на мир, оказывает положительное влияние на формирование его характера.

Пьесы, входящие в «Детский альбом», и некоторая музыка из балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» доступны и понятны дошкольникам. Они погружают маленького слушателя в мир классической музыки легко, непринужденно, раскрывая свой волшебный мир разнообразием мелодий и образов, понятных каждому ребенку.

Исходя из вышесказанного, я предприняла попытку вовлечь детей в мир прекрасной музыки П.И. Чайковского, через его фортепианные пьесы из «Детского альбома» и познакомить искусство классического танца-балета.

Данные сочинения я рассматриваю, прежде всего, как средство развития музыкального вкуса и творческих способностей детей, и использую, как основу для формирования общей культуры ребенка в целом.

 

Актуальность. 

Музыка П.И. Чайковского вот уже больше века волнует сердца слушателей.  В 2025 году отмечается 185 – летний юбилей со дня рождения П.И. Чайковского. Его музыка понятна всем благодаря своей напевности, благозвучию и красоте мелодии.

П.И. Чайковский сочинял свою музыку на основе русских народных песен и православной церковной музыки. Широта русской души, простор музыкальных мыслей облачены в чёткую музыкальную форму, последовательную гармоничность и выразительность мелодии. Многогранность таланта П.И. Чайковского вылилась в разнообразные музыкальные жанры: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы, пьесы для фортепиано. Его музыка понятна как детям, так и взрослым. У музыки П.И. Чайковского нет никаких ограничений!

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору», - писал П.И. Чайковский.

Нам остаётся только слушать, сопереживать или наслаждаться.

Но чтобы лучше понимать музыку - мало только слушать её, ещё нужно уметь понимать и чувствовать ее, наслаждаться ее звучанием, различать средства музыкальной выразительности, высказывать свои мысли о музыкальных образах, характере музыки.

Для этого нужно, чтобы музыка окружала ребенка с самого раннего детства. Ведь с детства начинается всё, в том числе культура – и общая, и художественная, т.е связанная с приобщением к искусству. Основы её закладываются в детском саду на музыкальных занятиях, в процессе театральной деятельности, а также на занятиях ИЗО.

Именно поэтому, в ДОУ большое внимание уделяется музыкально-художественному развитию детей. Ведь данный период жизни ребенка очень важен с точки зрения развития его способностей, формирования его вкусов и предпочтений, становления ребенка как личности в целом.

Благодаря интеграции разных образовательных областей у ребёнка   формируется высокохудожественный вкус, общая культура личности, развиваются музыкальность, способность чувствовать и понимать прекрасное в жизни, природе и искусстве.

Гипотеза:

Если уже с дошкольного возраста мы будем проводить целенаправленную и систематическую работу по приобщению детей к мировой культуре, а в частности к музыке П.И. Чайковского, то мы не только познакомим с произведениями русского композитора-классика, но и сориентируем детей в направлении развития традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей российского народа.

А также осуществим воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

 

Цель проекта:

Формирование общей культуры, развитие музыкального вкуса и творческого потенциала детей младшего и старшего дошкольного возраста, посредством слушания музыкальных произведений П.И. Чайковского.

Задачи в сфере работы с детьми:

1.  Прививать любовь к классической музыке;

2. Познакомить детей младшего возраста с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского, углубить знания старших дошкольников о творчестве П.И. Чайковского;

3.  Расширять музыкальный кругозор, языковый словарь и словарь музыкальных терминов;

4.  Учить детей высказывать свои впечатления о прослушанной музыке;

5. Развивать воображение, творческие и исполнительские способности, через передачу музыкальных образов в двигательных импровизациях «Неаполитанской песенки»;

6.  Формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей;

7.  Совершенствовать умение слушать музыкальное произведение до конца, формировать навыки культурного слушателя.

Задачи в сфере работы с педагогами:

1.  Появление интереса к классической музыке и использование её в разных видах деятельности.

2.  Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Знание детьми музыки П.И. Чайковского, повышение интереса к творчеству великого композитора.

2.  Повышение интеллекта, музыкальных и эстетических способностей детей, музыкальной памяти

3.  Развитие образной речи дошкольников;

4. Формирование основ музыкальной культуры и начальных навыков культурного слушания у детей;

5. Повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

 

 

 

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

Работа с детьми:

-        Наглядный;

-        Словесный;

-        Практический.

Этапы реализации проекта (деятельность в рамках проекта)

 

Направление деятельности

Практический выход

1 этап – подготовительный (с 12.05 по 14.05)

Подбор и изучение методической литературы по теме проекта

 

1.    Определение темы проекта, прогнозирование результатов;

2.    Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

3.    Определение цели и задач проекта;

4.    Написание проекта «П.И. Чайковский на века»

5.    Подготовка информации:

-       видеопрезентация «Урок музыки - «Детский альбом» П.И. Чайковского» записи пьес из «Детского альбома» в оркестровом исполнении;

-       мультфильм «Щелкунчик»,

-       мультфильм «Баба Яга»

-       мультфильм «Марш деревянных солдатиков»

-       видео отрывки из балета «Щелкунчик» – «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже»

-       видео отрывок из балета «Лебединое озеро» - «Неаполитанский танец»

6.    Подбор наглядного материала: портрет композитора, иллюстрации к пьесам из «Детского альбома», раскраски по теме проекта

2 этап – основной (с 15.05 по 23.05)

1.    Познавательно – исследовательская деятельность (в рамках занятий):

-       Ознакомление детей с биографией композитора и его творчеством

 

1 занятие (для детей младшей и старшей группы)

1.    Беседа о жизни и творчестве П. И. Чайковского, история создания «Детского альбома».

2.    Просмотр видеоурока «Урок музыки - «Детский альбом» П.И. Чайковского» записи пьес из «Детского альбома» в исполнении струнного квартета;

3.    Слушание пьес: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга», «Неаполитанская песенка»

Занятие (для детей младшей и старшей группы)

1.   Просмотр мультфильма по произведению П.И. Чайковского «Баба Яга»

2.   Просмотр мультфильма по произведению П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

3.   Просмотр видео отрывков из балета «Щелкунчик» – «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже»

4.   Просмотр видео отрывка из балета «Лебединое озеро» - «Неаполитанский танец»

5.   Танец-импровизация - передач музыкальных образов в двигательных импровизациях «Неаполитанской песенки»;

3      занятие

1.   Прослушивание произведений из детского альбома «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Неаполитанская песенка» в исполнении фортепиано и в исполнении оркестра – сравнение звучания музыкальных инструментов ((для детей старшей группы)

 

3 этап – практический

Продуктивная деятельность:

-       Рисование понравившегося музыкального произведения (старшая группа)

-       Раскраски по теме проекта (младшая группа)

Выставка рисунков

этап – итоговый

1.     Проведение итогового мероприятия с детьми - «Музыкальная гостиная»

2.     Просмотр мультфильма «Щелкунчик»

3.     Подведение итогов проектной деятельности;

4.     Организация выставки детских работ по произведениям «Детского альбома» и балетов-сказок П.И. Чайковского;

5.     Оформление материалов проекта, с целью дальнейшего транслирования в педагогическом сообществе.

 

Результаты работы:

1. Повысился интерес к творчеству великого композитора, расширились знания детьми музыки П.И. Чайковского,

2. Повысился интеллект, музыкальные и эстетические способности детей, музыкальная память

3.  Увеличение словарного запаса образной речи дошкольников;

4. Формирование основ музыкальной культуры и начальных навыков культурного слушания у детей;

5. Повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

 Вывод: 

            Данный  проект начал формирование у детей музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания (восприятия) классической музыки. Помог развитию музыкально-познавательной деятельности дошкольников, начиная с младшего возраста. Повысил уровень освоения программы по музыкальному воспитанию.

Планирую в дальнейшем организовать долгосрочный проект (в течение учебного года) по дальнейшему ознакомлению детей с творчеством П.И. Чайковского.

Используемые материалы:

1.     2. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А. Барейбойма. - М., 1978

2.     Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов //Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 335 с.

3.     Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических Институтов /Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.

4.     Радынова О.П. Музыкальное воспитание. - М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

О.П. Радынова «Настроения, чувства в музыке» - М.: ТЦ Сфера, 2009г.

  5.  Интернет-ресурсы:

Видео материалы:

-       «Урок музыки-«Детский альбом» П.И. Чайковского» записи пьес из «Детского альбома» в оркестровом исполнении;

-       мультфильм «Щелкунчик»,

-       мультфильм «Баба Яга»

-       мультфильм «Марш деревянных солдатиков»

-       видео отрывки из балета «Щелкунчик» – «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже»

-       видео отрывок из балета «Лебединое озеро» - «Неаполитанский танец»

 

Сценарий итогового занятия «Музыкальная гостиная»

 

Программное содержание: формировать представление детей о П.И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу

Оборудование:

Компьютер

Ход занятия:

 

1 часть Вводная (общая для всех возрастных групп)

 

Музыкальный руководитель:

Дети, сегодня я приглашаю вас в музыкальную гостиную, в которой мы еще раз поговорим о творчестве П.И. Чайковского.

Ребята, 7 мая 2025 года исполнилось 185 лет со дня рождения великого русского композитора и мастера симфонизма Петра Ильича Чайковского.

Детство будущего маэстро, проведенное в окружении любящей семьи, в атмосфере умиротворения и красоты русской природы, сыграло ключевую роль в формировании его уникального дара.

Первые уроки музыки, первые робкие шаги в мир звуков, первые яркие впечатления от окружающего мира – все это стало той благодатной почвой, на которой проросло семя великого таланта. Уже тогда, в юном возрасте, в душе Петра Ильича звучали те композиции, которые впоследствии покорят сердца миллионов.

Сегодня музыка Петра Ильича звучит во всех уголках  мира, восхищая слушателей своей красотой и невообразимой силой. Его музыка, сочетающая в себе традиции русской народной песни и европейской классической школы, стала образцом для многих музыкантов. Произведения Чайковского ставятся в лучших театрах, исполняются известнейшими оркестрами и солистами мира. Память о великом композиторе бережно хранится в России, где его имя носят консерватории, музыкальные школы, театры и улицы.

2 часть Основная

 

Музыкальный руководитель:

Ребята, мы с вами в течение двух недель знакомились с творчеством П.И. Чайковского.

И я хочу провести небольшую викторину, чтобы проверить ваши знания.

(Викторина для старших дошкольников)

Вопросы викторины:

1. Кто такой композитор?

2. Как зовут композитора Чайковского?

3. Для кого, изначально, П.И. Чайковский написал детскую музыку?

4. Как называется этот музыкальный сборник?

5. Как называются балеты-сказки, которые написал П.И. Чайковский?

6. Угадайте, какое произведение П.И. Чайковского звучит?

-       «Баба Яга»

-       «Марш деревянных солдатиков»

-       «Болезнь куклы»

-       «Неаполитанская песенка»

-       «Танец Феи Драже»

-       «Вальс снежных хлопьев»

Ответы детей:

 

Музыкальный руководитель:

(общая для всех возрастных групп)

Многие из произведений композитора можно услышать в любимых и популярных мультфильмах. Режиссеры часто обращаются к творчеству Чайковского, ведь его детские произведения наполнены настоящим волшебством.

1. Советский мультфильм «Времена года» - это работа режиссеров Ивана Иванова-Вано и Юрия Норштейна. В нем прекрасно переплетаются аппликация и музыкальное искусство.

 

2. «Детский альбом» - это мультфильм 1976 года режиссера Инессы Ковалевской. Маленькая девочка музицирует на фортепиано, а благодарными слушателями выступают ее игрушки.

 

3. «Зимняя сказка» - Новогодняя музыкальная сказка, созданная Иваном Ивановым-Вано в 1945 году и успешно восстановленная в 2012 г, рисует картину одного из самых любимых праздников детей и взрослых.

Лесные обитатели собрались вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой, чтобы встретить Новый год. В этом мультфильме нет диалогов – он «разговаривает» со зрителями языком музыки – с помощью прекрасных произведений П. И. Чайковского. Здесь и пьесы из «Детского альбома» и отрывки из балета «Щелкунчик».

4. «Спящая красавица» - один из самых популярных диснеевских анимационных мультфильмов создан по сказке Шарля Перро в 1959 году. Он наполнен удивительной сказочной атмосферой. Во многом, это заслуга прекрасной музыки П. И. Чайковского из одноименного балета.

5. «Весенние мелодии» - советский анимационный мультфильм 1946 года «Весенние мелодии» - это удивительно добрая сказка, показывающая пробуждение природы после зимы. Суетливый снеговик, тающий под теплыми лучами солнца, стая перелетных птиц, веселая возня маленьких цыплят, распускающиеся весенние цветы – все это показано под великолепную музыку Чайковского.

6. «Лебединое озеро» - японский режиссер Кимио Ябуки создал в 1981 году мультипликационный фильм «Лебединое озеро», в основу которого было положен знаменитый балет П. И. Чайковского. Принц Зигфрид влюбляется в прекрасную Одетту, которую заколдовал злой волшебник.

Искренняя любовь помогает главным героям справиться со всеми трудностями и одолеть врагов.

 

7. «Щелкунчик» - этот советский мультфильм создан Борисом Степанцевым в 1973 году по мотивам сказки Гофмана и одноименного балета П.И. Чайковского.

 

И сейчас нас ожидает волшебное погружение в мир сказки и прекрасной музыки П.И. Чайковского. Мы посмотрим мультфильм «Щелкунчик».

Просмотр мультфильма «Щелкунчик»

 

3 часть Заключительная

 

Музыкальный руководитель:

Пришло время прощаться. Сегодня наша гостеприимная гостиная закрывает свои двери.

Но мы не прощаемся с творчеством П.И. Чайковского. Мы еще не раз будем пополнять наши знания и развивать музыкальную память, знакомясь с другими произведениями знаменитого композитора.