Развитие вокально-хоровых навыков и творческой свободы на уроке хора с учащимися 1 и 2 класса хорового отделения


Автор: Ефременко Анна Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Развитие вокально-хоровых навыков и творческой свободы на уроке хора с учащимися 1 и 2 класса хорового отделения»

Краткое описание работы: План – конспект открытого урока

План – конспект открытого урока «Развитие вокально-хоровых навыков и творческой свободы на уроке хора с учащимися 1 и 2 класса хорового отделения»

Дата проведения – 22.11.2018

Руководитель хора – Ефременко А.А.

Концертмейстер – Рябкина Т.С.

Учебный предмет – хор

Состав хора – учащиеся 1 и 2 класса ДПОП «Хоровое пение»

Продолжительность - 40 минут

Тип занятия – урок формирования навыков и умений

Форма занятия – открытый урок

Форма организации работы – групповая

Тема: «Развитие вокально-хоровых навыков и творческой свободы на уроке хора с учащимися 1 и 2 класса хорового отделения»

Цель: Создать условия для формирования навыка точного интонирования, четкой артикуляции и в процессе вокально-хоровой работы.

Задачи:

Обучающие:

ü  Способствовать развитию музыкального восприятия, вокально-хоровых навыков;

ü  Улучшить артикуляцию;

ü  Отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка точного интонирования;

ü  Активизировать слуховое внимание;

ü  Воспитывать творческую активность, музыкальную культуру, посредством изучаемого репертуара.

Развивающие:

ü  Развитие творческой инициативы обучающихся, внимания;

ü  Развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, музыкальности, артистизма;

ü  Развитие эмоциональной сферы.

Воспитывающие:

ü  Воспитание чувства сопереживания, ответственности за общее дело;

ü  Сформировать умение работать в коллективе;

ü  Способствовать выработке внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению.

План учебного занятия:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Вокально – интонационные упражнения
  • Хоровое сольфеджио
  • Ритмические упражнения
  • Исполнение хоровых произведений.

 

Ход занятия:

1.Организационная часть: 10 минут.

Начало урока:

Преподаватель: Здравствуйте, коллеги, родители. Сегодняшнее занятие проводится со сводным хором учащихся 1 и 2 класса ДПОП «Хоровое пение». Тема урока: «Развитие вокально-хоровых навыков и творческой свободы на уроке хора с учащимися 1 и 2 класса хорового отделения».

Цель: Настройка голосового аппарата на работу, концентрацию внимания учащихся, создание атмосферы эмоционального подъема и творческой свободы.

    Организационный момент – приветствие стоя:

 - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас открытое занятие. На нашем уроке хора мы должны многое показать нашим гостям. Покажем, как мы распеваемся. Делаем различные задания и упражнения, а потом исполним музыкальные произведения, которые так любим петь. Будем собраны, внимательны и у нас все получится!

Начнем с небольшой разминки.  Выполняем упражнения «Крылья»

Дети встают и выполняют неторопливые взмахи руками в стороны и назад, распрямляя грудную клетку и позвоночник.

- Молодцы, закончим упражнение и садимся. А теперь, чтобы нам хорошо пелось, разомнем губы – выполним артикуляционную гимнастику.

  1. Язычок
  2. Лягушки
  3. Рыбки

 - Вспомним наши любимые скороговорки:

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

На дороге с утра тарахтят трактора.

4 черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.

( Повторение скороговорок хором в умеренном темпе. Затем каждый может сказать любимую скороговорку индивидуально.)

 - Хорошо! А теперь попробуем добавить эмоции и фантазию. Проговорим их так, как будто нам очень грустно, мы маленькие заблудившиеся котята… (хор повторяет). А теперь строго, как ведущий в телепередаче читает новости… А теперь радостно, как будто мы нашли клад! (Дети повторяю с разными эмоциями).

 

 - Ребята, послушайте стихотворение и скажите, что мы сейчас с вами потренируем?

 

 Это очень интересно

Научиться песни петь.

Но не каждому известно,

Как дыханием владеть.

 

Мягким сделать вдох старайся,

Дыши носом, а не ртом,

да смотри не отвлекайся,

Сделал вдох – замри потом.

 

Выдох делай тихим, плавным

Как кружение листа –

Вот и выйдет песня славной,

и свободна, и чиста! (Л. Абелян) дыхание!!!

 

 - правильно, теперь потренируем наше дыхание и сделаем упражнение «Воздушный шарик» - вдыхаем через нос и надуваем воздухом животики. А теперь медленно выдыхаем и озвучиваем свой выдох. Давайте встанем свободнее, чтобы не мешать друг другу. (Упражнение выполняем несколько раз, озвучивая выдох на «с»,»х», «ф»).

 

2. Основная часть 20 минут

Одноголосные упражнения в ладу.

Цель: добиться чистоты интонирования, естественного и свободного звучания голосов.

Задачи:

  • Слышать и воспроизводить унисон;
  • Выработать единое звукообразование и звуковедение;
  • Добиться точного интонирования;
  • Пение различными штрихами;
  • В игровой форме показать основные приемы пения.

 - А теперь расскажем музыкальную сказку - распевку «Репка».

 

Упражнение 1. Посадил дед репку и изобразим, как он при этом пел

Диапазон упр-я от «соль» 1 октавы до «соль» малой октавы.

 

 - Получилось неплохо, но тяжело. Наш голос должен, как инструмент звучать ровно, мягко, спокойно. Попробуем слушать, как звучит наш голос. Давайте подумаем, а как можно сделать звучание нашего хора мягче, ровнее, спокойнее. Ведь дедушка из сказки очень добрый, мудрый, спокойный… Попробуем, когда поем, услышать себя со стороны. Не просто поем, а слушаем, как мы это делаем!

Упражнение 2.  И выросла репка большая-пребольшая! Покажите мне какая большая (разводят руки и потягиваются, элемент физминутки). Позвал он на помощь бабку. А наша бабка очень любит болтать!

 

 

Диапазон упр-я от «до» 1 октавы до «ре» второй октавы.

 

Упражнение 3.Позвала бабка внучку.  А внучка, как и вы, ребята, очень любит бегать и прыгать.

 

 

Диапазон упр-я от «фа» 1 октавы до «фа» второй октавы.

 

 

Упражнение 4.Позвала внучка жучку и кошку. Жучка громко лаяла! Изобразить в низком регистре.

 

А кошка тонко и нежно мяукала…

 

Упражнение 5.Тянут – потянут они репку, а вытянуть не могут! И наконец, позвали они мышку, которая тоненько пела.

 

                                                                                 

Собрались они все вместе с силами – вытянули репку!

 

Упражнение 6. Сейчас ученики 2 класса исполнят распевание «Кукла» на 2 голоса. Все сначала поют верхний голос, затем нижний голос, потом на 2 голоса.

 

 

3.Хоровое сольфеджио.

Цель: овладеть навыком чистого интонирования, ощущения ступени в ладу.

Задачи:

  • Выработка чувства ладовой принадлежности;
  • Формирование внутреннего слуха;
  • Формирование умения петь по нотам;
  • Взаимодействие в группе.

Упражнение «Живые клавиши».

 - Сейчас мы поиграем еще в одну музыкальную игру. Представим, что к нам пришел добрый волшебник и оживил нотки!  Но, прежде чем я раздам карточки-клавиши, споем гамму  До-мажор с названием нот. Попробуем точнее нацелиться на звук, попасть голосом в цель и важно помнить, что очень важно услышать свой голос и то, что мы поем. Будем петь гамму по цепочке, передавая звук, как эстафетную палочку следующему певцу. Каждому достанется спеть одну нотку (Хор выполняет задание). Скажите, а все ли нотки звучали точно? Не все. Чтобы звук был точным, мы должны помогать себе губами. Они должны быть активными, упругими. Если губы при пении вялые, то и звук получится таким же.  Давайте послушаем, как звучат нотки у каждого из вас, кто правильно работает губами. (раздаю палочки-нотки). А теперь встаем в звукоряд… Ну-ка, проверим, все ли клавиши в нужном порядке? (Звучат мелодии, каждый поет свою нотку по жесту дирижера, держа нотки. Сначала учащиеся 1 класса, затем 2 класса.

4.Ритмические упражнения.

Цель: формирование у учащихся чувства ритма.

Задачи:

  • Активизация ритмического слуха;
  • Развитие ритмической памяти;
  • Развитие внимания и умения работать в коллективе.

 - Хорошо! Теперь немного отвлечемся, проведем упражнения на внимательность. Смотрим на меня, и, слушая команды, делаем упражнения. Приготовьтесь! (дети угадывают по ритмическому рисунку песни  и повторяют его).

5.Работа над произведениями.

1 класс:

  1. «Плачет котик» муз. М.Парцхаладзе – работа над унисоном, паузами.
  2. «Любитель – рыболов» муз. Старокадомского – унисон, ритмический ансамбль, дикция.

2 класс:

  1. «Goodnight» муз. Е.Подгайц – пение сольфеджио по нотам, унисон, дыхание; пение со словами  -произношение английских слов, звуковедение,  передача характера песни.
  2. «Гости» муз. Д.Кабалевского – пение сольфеджио по нотам каждого голоса отдельно, затем двухголосно и со словами, слушая  и исполняя не только свою партию, но и другую, звуковедение.

1 и 2 класс вместе:

  1. «Попурри на песни В.Шаинского» - работа над ритмическим ансамблем, логическими ударениями, темпом, динамикой, выразительное исполнение.
  2. «Песня о волшебниках» муз.Г. Гладков    – унисон, дикция, передача характера песни.

6 Игра «Музыкальный светофор».

 - А теперь нам надо проверить, у кого хорошо работает внутренний слух, кто умеет петь про себя? Игра «Светофор»: если горит зеленый свет (карточка), поем вслух, если красный  - про себя. Исполнение гаммы, песен по желанию учащихся  карточками. ((Использование в упражнении мимики, жестов, наглядного пособия помогают создавать нужные вокально-интонационные представления).

7.Заключительная часть 10 минут.

 Цель: исполнить хоровые произведения по руке дирижера.

Задача: показать эффективность применения отработанных приемов по формированию вокально-интонационных навыков.

      Исполнение хоровых произведений в концертном варианте является не только формой проверки достижения поставленных задач, но и средством мотивации обучающихся к дальнейшему совершенствованию.

1 и 2 класс вместе:

  1. «Попурри на песни В.Шаинского».
  2. «Песня о волшебниках» муз. Г.Гладков
  3.  «Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова

Окончание занятия:

 - Спасибо, ребята! Молодцы! Сегодня все старались, и урок прошел как всегда быстро и весело, а главное, с пользой для дела.

Блоки урока:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Вокально – интонационные упражнения
  • Хоровое сольфеджио
  • Ритмические упражнения
  • Исполнение хоровых произведений.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • Закрепление навыков вокально-хоровой работы;
  • Применение навыков в исполнение хоровых произведений.

Межпредметные:

  • Понимание сформулированной преподавателем задачи;
  • Контроль и коррекция своего поведения по отношению к преподавателю и сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:

  • Проявление индивидуальных творческих способностей при выполнении упражнений и заданий;
  • Анализировать, сравнивать, различать высоту и направленность вокальной интонации.

Коммуникативные:

  • Испытывать чувство ответственности за выполнение  задания;
  • Испытывать чувство общности коллектива;

Личностные:

  • Стремиться выполнять задания качественно;
  • Быть активными, внимательными и собранными в выполнении заданий.

 

Методы обучения:

           В рамках проводимого урока было важно показать необходимость выработки навыка точного интонирования на начальном этапе обучения, а также продемонстрировать - как, с помощью различных приемов вокально-интонационной работы, можно добиться результатов хоровой образовательной деятельности. Используемые приемы соответствовали поставленным целям и задачам, а также возрастным особенностям обучающихся. Данные приемы являются частью таких методов как:

  • Практический – хоровое пение, постановка заданий (упражнений) и демонстрация хода выполнения задач. Формулирование и анализ итогов практической работы;
  • Словесный (вербальный) – пояснение, объяснения, побуждения, сравнения и т.д.;
  • Наглядно-зрительный – используются карточки-клавиши;
  • Наглядно-слуховой – показ преподавателя голосом;
  • Ассоциативно-образный;
  • Наблюдение слуховое и зрительное.

Специальные методы музыкального воспитания:

  • Музицирование – хоровое пение;
  • Сочетание пения и движения;
  • Мысленное пропевание , пение про себя;
  • Обучение в форме игры;
  • Самоконтроль.

Литература:

  1. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М. Гуманит.изд.центр Владос. 2002.
  2. Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем (1 класс) – Изд-во «Композитор» С.-Петербург, 2001.
  3. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. Москва, 1987.Михайлова М.А. Развитие  музыкальных способностей у детей. – Изд-во «Академия развития», Ярославль, 1997.
  4. Абелян Л.  Как рыжик научился петь – М. «Советский композитор», 1989.
  5. Мадорский Л. Зак А. Музыкальное воспитание ребенка. – Москва, Айрис Пресс, 2011.