Автор: Ефременко Анна Александровна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: План – конспект открытого урока
План – конспект открытого урока «Развитие вокально-хоровых навыков и творческой свободы на уроке хора с учащимися 1 и 2 класса хорового отделения»
Дата проведения – 22.11.2018
Руководитель хора – Ефременко А.А.
Концертмейстер – Рябкина Т.С.
Учебный предмет – хор
Состав хора – учащиеся 1 и 2 класса ДПОП «Хоровое пение»
Продолжительность - 40 минут
Тип занятия – урок формирования навыков и умений
Форма занятия – открытый урок
Форма организации работы – групповая
Тема: «Развитие вокально-хоровых навыков и творческой свободы на уроке хора с учащимися 1 и 2 класса хорового отделения»
Цель: Создать условия для формирования навыка точного интонирования, четкой артикуляции и в процессе вокально-хоровой работы.
Задачи:
Обучающие:
ü Способствовать развитию музыкального восприятия, вокально-хоровых навыков;
ü Улучшить артикуляцию;
ü Отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка точного интонирования;
ü Активизировать слуховое внимание;
ü Воспитывать творческую активность, музыкальную культуру, посредством изучаемого репертуара.
Развивающие:
ü Развитие творческой инициативы обучающихся, внимания;
ü Развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, музыкальности, артистизма;
ü Развитие эмоциональной сферы.
Воспитывающие:
ü Воспитание чувства сопереживания, ответственности за общее дело;
ü Сформировать умение работать в коллективе;
ü Способствовать выработке внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению.
План учебного занятия:
Ход занятия:
1.Организационная часть: 10 минут.
Начало урока:
Преподаватель: Здравствуйте, коллеги, родители. Сегодняшнее занятие проводится со сводным хором учащихся 1 и 2 класса ДПОП «Хоровое пение». Тема урока: «Развитие вокально-хоровых навыков и творческой свободы на уроке хора с учащимися 1 и 2 класса хорового отделения».
Цель: Настройка голосового аппарата на работу, концентрацию внимания учащихся, создание атмосферы эмоционального подъема и творческой свободы.
Организационный момент – приветствие стоя:
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас открытое занятие. На нашем уроке хора мы должны многое показать нашим гостям. Покажем, как мы распеваемся. Делаем различные задания и упражнения, а потом исполним музыкальные произведения, которые так любим петь. Будем собраны, внимательны и у нас все получится!
Начнем с небольшой разминки. Выполняем упражнения «Крылья»
Дети встают и выполняют неторопливые взмахи руками в стороны и назад, распрямляя грудную клетку и позвоночник.
- Молодцы, закончим упражнение и садимся. А теперь, чтобы нам хорошо пелось, разомнем губы – выполним артикуляционную гимнастику.
- Вспомним наши любимые скороговорки:
Галка села на забор, грач завел с ней разговор.
На дороге с утра тарахтят трактора.
4 черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.
( Повторение скороговорок хором в умеренном темпе. Затем каждый может сказать любимую скороговорку индивидуально.)
- Хорошо! А теперь попробуем добавить эмоции и фантазию. Проговорим их так, как будто нам очень грустно, мы маленькие заблудившиеся котята… (хор повторяет). А теперь строго, как ведущий в телепередаче читает новости… А теперь радостно, как будто мы нашли клад! (Дети повторяю с разными эмоциями).
- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, что мы сейчас с вами потренируем?
Это очень интересно
Научиться песни петь.
Но не каждому известно,
Как дыханием владеть.
Мягким сделать вдох старайся,
Дыши носом, а не ртом,
да смотри не отвлекайся,
Сделал вдох – замри потом.
Выдох делай тихим, плавным
Как кружение листа –
Вот и выйдет песня славной,
и свободна, и чиста! (Л. Абелян) дыхание!!!
- правильно, теперь потренируем наше дыхание и сделаем упражнение «Воздушный шарик» - вдыхаем через нос и надуваем воздухом животики. А теперь медленно выдыхаем и озвучиваем свой выдох. Давайте встанем свободнее, чтобы не мешать друг другу. (Упражнение выполняем несколько раз, озвучивая выдох на «с»,»х», «ф»).
2. Основная часть 20 минут
Одноголосные упражнения в ладу.
Цель: добиться чистоты интонирования, естественного и свободного звучания голосов.
Задачи:
- А теперь расскажем музыкальную сказку - распевку «Репка».
Упражнение 1. Посадил дед репку и изобразим, как он при этом пел
Диапазон упр-я от «соль» 1 октавы до «соль» малой октавы.
- Получилось неплохо, но тяжело. Наш голос должен, как инструмент звучать ровно, мягко, спокойно. Попробуем слушать, как звучит наш голос. Давайте подумаем, а как можно сделать звучание нашего хора мягче, ровнее, спокойнее. Ведь дедушка из сказки очень добрый, мудрый, спокойный… Попробуем, когда поем, услышать себя со стороны. Не просто поем, а слушаем, как мы это делаем!
Упражнение 2. И выросла репка большая-пребольшая! Покажите мне какая большая (разводят руки и потягиваются, элемент физминутки). Позвал он на помощь бабку. А наша бабка очень любит болтать!
Диапазон упр-я от «до» 1 октавы до «ре» второй октавы.
Упражнение 3.Позвала бабка внучку. А внучка, как и вы, ребята, очень любит бегать и прыгать.
Диапазон упр-я от «фа» 1 октавы до «фа» второй октавы.
Упражнение 4.Позвала внучка жучку и кошку. Жучка громко лаяла! Изобразить в низком регистре.
А кошка тонко и нежно мяукала…
Упражнение 5.Тянут – потянут они репку, а вытянуть не могут! И наконец, позвали они мышку, которая тоненько пела.
Собрались они все вместе с силами – вытянули репку!
Упражнение 6. Сейчас ученики 2 класса исполнят распевание «Кукла» на 2 голоса. Все сначала поют верхний голос, затем нижний голос, потом на 2 голоса.
3.Хоровое сольфеджио.
Цель: овладеть навыком чистого интонирования, ощущения ступени в ладу.
Задачи:
Упражнение «Живые клавиши».
- Сейчас мы поиграем еще в одну музыкальную игру. Представим, что к нам пришел добрый волшебник и оживил нотки! Но, прежде чем я раздам карточки-клавиши, споем гамму До-мажор с названием нот. Попробуем точнее нацелиться на звук, попасть голосом в цель и важно помнить, что очень важно услышать свой голос и то, что мы поем. Будем петь гамму по цепочке, передавая звук, как эстафетную палочку следующему певцу. Каждому достанется спеть одну нотку (Хор выполняет задание). Скажите, а все ли нотки звучали точно? Не все. Чтобы звук был точным, мы должны помогать себе губами. Они должны быть активными, упругими. Если губы при пении вялые, то и звук получится таким же. Давайте послушаем, как звучат нотки у каждого из вас, кто правильно работает губами. (раздаю палочки-нотки). А теперь встаем в звукоряд… Ну-ка, проверим, все ли клавиши в нужном порядке? (Звучат мелодии, каждый поет свою нотку по жесту дирижера, держа нотки. Сначала учащиеся 1 класса, затем 2 класса.
4.Ритмические упражнения.
Цель: формирование у учащихся чувства ритма.
Задачи:
- Хорошо! Теперь немного отвлечемся, проведем упражнения на внимательность. Смотрим на меня, и, слушая команды, делаем упражнения. Приготовьтесь! (дети угадывают по ритмическому рисунку песни и повторяют его).
5.Работа над произведениями.
1 класс:
2 класс:
1 и 2 класс вместе:
6 Игра «Музыкальный светофор».
- А теперь нам надо проверить, у кого хорошо работает внутренний слух, кто умеет петь про себя? Игра «Светофор»: если горит зеленый свет (карточка), поем вслух, если красный - про себя. Исполнение гаммы, песен по желанию учащихся карточками. ((Использование в упражнении мимики, жестов, наглядного пособия помогают создавать нужные вокально-интонационные представления).
7.Заключительная часть 10 минут.
Цель: исполнить хоровые произведения по руке дирижера.
Задача: показать эффективность применения отработанных приемов по формированию вокально-интонационных навыков.
Исполнение хоровых произведений в концертном варианте является не только формой проверки достижения поставленных задач, но и средством мотивации обучающихся к дальнейшему совершенствованию.
1 и 2 класс вместе:
Окончание занятия:
- Спасибо, ребята! Молодцы! Сегодня все старались, и урок прошел как всегда быстро и весело, а главное, с пользой для дела.
Блоки урока:
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Межпредметные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
Методы обучения:
В рамках проводимого урока было важно показать необходимость выработки навыка точного интонирования на начальном этапе обучения, а также продемонстрировать - как, с помощью различных приемов вокально-интонационной работы, можно добиться результатов хоровой образовательной деятельности. Используемые приемы соответствовали поставленным целям и задачам, а также возрастным особенностям обучающихся. Данные приемы являются частью таких методов как:
Специальные методы музыкального воспитания:
Литература: