Автор: Артищева Светлана Вячеславовна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: Сценарий, вопросы и правила игры "Что? Где? Когда?" для обучающихся ДМШ, ДШИ по музыкально-теоретическим предметами
СОДЕРЖАНИЕ
|
Содержание………………………………………………………………... |
02 |
1. |
Аннотация к музыкально-образовательной игре «Что? Где? Когда?»... |
03 |
2. |
Программа игры………………………………………………………....... |
05 |
3. |
Музыкальные заставки…………………………….…….……………….. |
05 |
4. |
Ход игры………..……………………………………………………….… |
06 |
|
Первый раунд …………………………………………………………..… |
08 |
|
Второй раунд …………………………………………………..……….… |
09 |
|
Третий раунд ……. …………………………………………….……....… |
10 |
|
Музыкальная пауза 1…………..………………………………………..… |
12 |
|
Четвертый раунд ……..…………………………………..……….….…… |
12 |
|
Пятый раунд. Черный ящик…………………………………..……....….. |
13 |
|
Музыкальная пауза 2……………………………………………...……… |
14 |
|
Чайная пауза………………………………………………………..…..…. |
15 |
|
Шестой раунд…………………………………………………..………….. |
15 |
|
Седьмой раунд. И следующие раунды……..……………………….…… |
16 |
|
Объявление победителей………………………………………….……… |
16 |
5. |
Приложения к музыкально-образовательной игре «Что? Где? Когда?» |
18 |
|
Вопросы для игры………………………………………………………... |
18 |
|
Правила игры……………………………………………………………… |
28 |
6. |
Информационные ресурсы…….…………………………………………. |
32 |
1.Аннотация к музыкально-образовательной игре
«Что? Где? Когда?»
Форма проведения: Клуб Знатоков
Место: оборудованная аудитория
Возраст участников: 9-15 лет
Классы: 3-8
Знатоки: обучающиеся 3 класса
Старшеклассники: обучающиеся 7-9 классов
Количество участников: Знатоки и Старшеклассники – по 6 человек
Время проведения: ежегодно, май
Продолжительность: 60 минут
Тематика: Все о музыке. Вопросы игры по музыкально-теоретическим предметами могут быть самыми разнообразными в зависимости от возраста и года обучения обучающихся: нотная грамота; выразительные средства музыки; элементы музыкальной речи, программная музыка, музыкальные жанры, музыкальные формы, музыкальные инструменты, певческие голоса, художественные эпохи и стили, биографии и творчество композиторов, народное музыкальное творчество. В связи с празднованием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в данной игре один из вопросов и одна из Музыкальных пауз, всегда посвящаются этой теме.
Цель игры: стимулирование интереса к познавательной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи игры:
1.Развивать познавательную активность и любознательность: проверить и закрепить свои знания по музыкально-теоретическим предметам,
продемонстрировать свои знания и находчивость;
2.Формировать коммуникативные навыки: умение работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его;
3.Расширять кругозор.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, колонки, микрофон, презентация игры, музыкальное оформление.
Принадлежности: круглый стол с игровым полем, конверты с заданиями, табло, гонг, чёрный ящик, волчок «Скачущий всадник» со стрелой, призы, листы бумаги, карандаши; красные жилетки с бабочками, белые перчатки, столик для черного ящика, красная карточка, предмет-загадка для черного ящика, кресла для игроков, стулья для зрителей, столик для чайной паузы.
Внешний вид знатоков: мальчики в белой рубашке с бабочкой, темных костюмах, девочки в белых платьях (одежда не должна пестрить разными цветами).
Оформление: заставка с названием игры и изображением совы, афиша игры, программа с правила игры, игровой зал, оформленный портретами композиторов, конверты с вопросами, скрипичный ключ для музыкальной паузы. В углублении зала находится стол ведущего. На аудиторной доске – табло для счёта игры.
Музыкальное оформление: музыкальные заставки из телевизионной передачи «Что? Где? Когда?», концертные номера для Музыкальной паузы – видео или «живые» выступления старших школьников или студентов музыкального отделения.
Координаторы игрового зала: обучающиеся старших классов
-приглашение зрителей в игровой зал, запуск волчка, контроль подсказок – 1 человек (Координатор 1)
-вынос чёрного ящика, скрипичного ключа, контроль подсказок – 1 человек (Координатор 2)
-удары в гонг, выставление баллов, исполнение музыкальных тем – 1 человек (Координатор 3)
Зрители: обучающиеся младших и старших классов, родители обучающихся
2.Программа игры
1. Сбор участников и гостей за 15 минут до начала игры
2. Определение команды
3. Краткие правила от ведущего
4. Начало
5. Ход игры
6. Объявление результатов
7. Награждение победителя
8. Окончание игры
3.Музыкальные заставки
ДО НАЧАЛА ИГРЫ – Тема Philips — «Космический ветер»
ГОНГ – «живое» звучание гонга или Заставка «Гонг»
ПОСЛЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАУЗЫ – Заставка «Doop»
ЧАЙНАЯ ПАУЗА – Заставка «Jungle Bill»
ПРИ ВЫХОДЕ ВЕДУЩЕГО – Заставка «Doop»
НАЧАЛО ИГРЫ – Заставка №1 с фанфарами «Что наша жизнь?»
РАСКЛАДКА КОНВЕРТОВ – Заставка №2 «Ария графини»
ОБЬЯВЛЕНИЕ ИГРАКОВ – Заставка №3 «Так говорил Заратустра»
ВОЛЧОК – Заставка №4 – «Дикая лошадь»
ТАЙМЕР – Заставка №5 – начало и конец минуты
МЕЖДУ РАУНДАМИ:
При победе Знатоков
–Заставка №6 «Рапсодия в стиле блюз»
–Заставка №7 «Американец в Париже»
–Заставка №8 «Sing, sing, sing»
–Заставка №9 «Crucified»
–Заставка №10 «Israelism
При поражении Знатоков
–Заставка №11 «Остров невезения»
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК – Заставка №12 «James Last – Ra ta ta»
ОБЬЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ГЛАВНЫЙ ПРИЗ
– Заставка №13 «The Race»
ОБЪЯВЛЕНИЕ ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА
– Заставка №14 «Homage to the Mountain»
В САМОМ КОНЦЕ ИГРЫ – Заставка №15 «Theme from Paradise» из фильма «Рай» в исполнении Фаусто Папетти
4.Ход игры
Игровой зал: оборудованная аудитория
На экране: Заставка игры
На доске: Табло со счетом 0:0
В центре зала: Игровой круглый стол с игровым полем, разбитый на 6 секторов и волчком в центре. На каждом секторе разложены цифры от 1 до 6, на отдельном столике призы, вокруг стола 6 кресел для команды Знатоков, для зрителей стулья по периметру игрового зала.
На экране: Заставка игры с совой
В САМОМ НАЧАЛЕ ИГРЫ (пока зрители и игроки собираются) – звучит Тема Philips – «Космический ветер»
Ровно в 12:00 звучат Заставка №1 с фанфарами «Что наша жизнь?»
Координатор 1 приглашает зрителей занять свои места в зале, Знатоков пройти к своим креслам, не садиться. Координатор 1 следит за порядком в игровом зале, во время игры – за подсказками.
Звучит Заставка №2 «Ария графини» («Je crains de lui parler la nuit»)
Кординатор 2 раскладывает на игровом столе конверты с вопросами и заданиями от Старшеклассников от 1 до 6. Кординатор 2 следит за порядком в игровом зале, во время игры – за подсказками.
Заставка №2 «Ария графини» («Je crains de lui parler la nuit») – стихает
При выходе ведущего в зал звучит композиция Doop.
Ведущий: Добрый день, друзья!
Добрый день в интеллектуальном клубе. И у нас сегодня Первая игра!
Сегодня состоится игра между Знатоками (младшими школьниками) и Старшеклассниками музыкального отделения (наименование образовательного учреждения), где каждому игроку предоставляется возможность продемонстрировать свои знания, умения и находчивость.
Нами выбрана непростая тема – Все о музыке! Эта тема поможет всем участникам игры проверить и закрепить свои знания по предметам музыкально-теоретическим предметам, а также расширить свой музыкальный кругозор.
Эта тема очень широкая, она может содержать вопросы о выразительных средствах музыки, музыкальных формах, жанрах, музыкальных инструментах, композиторах, симфоническом оркестре и народном творчестве.
И мне приятно видеть сейчас в этом зале наших игроков, которые уже третий год обучаются в (наименование образовательного учреждения), на музыкальном отделении (аплодисменты). Я знаю, что среди вас есть юные пианисты, скрипачи, валторнисты, балалаечники и баянисты, некоторые из вас уже принимали участие в ответственных концертах и конкурсах (аплодисменты).
Кстати, некоторые ребята, когда им предложили сесть за игровой стол, ответили вежливым отказом. Я не буду называть их имена, но от себя хочу добавить, что не стоит бояться дать неверный ответ, потому что, не ошибается тот, кто ничего не делает!
И у нас сегодня Первая игра. Все очень просто! Играть будут юные школьники. Я их называю «Дети 21 столетия».
Теперь главное, на что играем, друзья! Вот в начале нашей игры звучат слова «Что наша жизнь – игра»! Вот на эту игру и будем сегодня играть.
Если Знатоки выиграют эту битву то, так и быть, я попытаюсь организовывать эту игру и дальше, но если Знатоки проиграют, то стоп. Вот такие ставки, друзья. Подумайте! Ставки высоки – Судьба игры! А сегодня – (день недели, число, месяц, год). Московское время (часы, минуты) и мы начинаем нашу Первую игру «Что? Где? Когда?»
Ведущий: Играет команда (фамилия, имя капитана команды) – команда третьеклассников.
Звучит музыкальная заставка №3 «Так говорил Заратустра» и команда по одному садится на свои места.
На экране: команда Знатоков
Ведущий: В составе команды Знатоков (фамилия, имя членов команды, музыкальный инструмент, на котором обучающиеся учатся играть)
Первый раунд!
Итак, Первая игра «Что? Где? Когда?» – Старшеклассники против Знатоков. Игра – до 6 очков. Счет 0:0 Первый раунд!
Координатор 3 ударяет в Гонг
Координатор 1 крутит волчок
Звучит музыкальная заставка №4 «Дикая лошадь»
Ведущий: Итак, играет (фамилия, имя Старшеклассника, класс, музыкальный инструмент). Чрезвычайно интересный вопрос. Разыгрывается (название приза). А теперь друзья, внимание ваш любимый музыкальный вопрос! Внимание вопрос!
На экране: фамилия, имя Старшеклассника
Вопрос №1: см. Приложение
Ведущий: Координаторы следите за подсказками! Уважаемые игроки, у вас 1 минута. Время пошло!
Музыкальная заставка №5 «Таймар» – начало – конец минуты
Знатоки: совещаются, записывают свои версии на листок для записей
Ведущий: Одну секундочку! Где мои координаторы 1, 2 – вот 1-й, вот 2-й – была ли подсказка? У вас красная карточка есть?
Ведущий: Итак, ответ Знатоков. Капитан команды (фамилия, имя капитана команды), кто из игроков готов дать ответ на вопрос?
Капитан команды: Отвечает (фамилия, имя члена команды) Ведущий: Прошу Вас! Итак, повторяю вопрос!
Вопрос №1: см. Приложение
Ответ Знатока: Я думаю, что …
Ведущий: Теперь внимание, правильный ответ!
Ответ на вопрос №1: см. Приложение
И счет становится 1:0 или 0:1 в пользу Знатоков /Старшеклассников.
Победила команда Знатоков/Старшеклассников. И (наименование приза) отправляется Знатокам/Старшеклассникам.
Музыкальная заставка при победе Знатоков – №6 из «Рапсодии в стиле блюз»
Музыкальная заставка при поражении Знатоков – №11 «Остров невезения»
Координатор 3: выставляет на табло результаты Первого раунда
Второй раунд!
Итак, продолжаем, Первая игра «Что? Где? Когда?» – Старшеклассники против Знатоков. Игра – до 6 очков. Счет 1:0 или 0:1 в пользу Знатоков /Старшеклассников. Второй раунд!
Координатор 3 ударяет в Гонг
Координатор 1 крутит волчок
Звучит музыкальная заставка №4 «Дикая лошадь»
Ведущий: Итак, играет (фамилия, имя Старшеклассника, класс, музыкальный инструмент). Разыгрывается (название приза). А теперь друзья, внимание вопрос!
На экране: фамилия, имя Старшеклассника
Вопрос №2: см. Приложение
Ведущий: Координаторы следите за подсказками! Уважаемые игроки, у вас 1 минута. Время пошло!
Музыкальная заставка №5 «Таймар» – начало – конец минуты
Знатоки: совещаются, записывают свои версии на листок для записей
Ведущий: Одну секундочку! Где мои координаторы 1, 2 – была ли подсказка?
Ведущий: Итак, ответ Знатоков. Капитан команды (фамилия, имя капитана команды), кто из игроков готов дать ответ на вопрос?
Капитан команды: Отвечает (фамилия, имя члена команды) Ведущий: Прошу Вас! Итак, повторяю вопрос!
Вопрос №2: см. Приложение
Ответ Знатока: Я думаю, что ….
Ведущий: Теперь внимание, правильный ответ!
Ответ на вопрос №2: см. Приложение
И счет становится 2:0 или 0:2 в пользу Знатоков /Старшеклассников.
Победила команда Знатоков/Старшеклассников. И (наименование приза) отправляется Знатокам/Старшеклассникам.
Музыкальная заставка при победе Знатоков – №7 «Американец в Париже»
Музыкальная заставка при поражении Знатоков – №11 «Остров невезения»
Координатор 3: выставляют на табло результаты Второго раунда
Третий раунд!
Итак, продолжаем, Первая игра «Что? Где? Когда?» – Старшеклассники против Знатоков. Игра – до 6 очков. Счет 2:0 или 0:2 в пользу Знатоков /Старшеклассников. Третий раунд!
Координатор 3 ударяет в Гонг
Координатор 1 крутит волчок
Звучит музыкальная заставка №4 «Дикая лошадь»
Ведущий: Итак, играет (фамилия, имя старшего школьника, класс, музыкальный инструмент). Разыгрывается (название приза). Внимание вопрос!
На экране: фамилия, имя Старшеклассника
Вопрос №3: см. Приложение
Ведущий: Координаторы следите за подсказками! Уважаемые игроки, у вас 1 минута. Время пошло!
Музыкальная заставка №5 «Таймар» – начало – конец минуты
Знатоки: совещаются, записывают свои версии на листок для записей
Ведущий: Одну секундочку! Координаторы 1, 2 – была ли подсказка?
Ведущий: Итак, ответ знатоков. Капитан команды (фамилия, имя капитана команды), кто из игроков готов дать ответ на вопрос?
Капитан команды: Отвечает (фамилия, имя члена команды) Ведущий: Прошу Вас! Итак, повторяю вопрос!
Вопрос №3: см. Приложение
Ответ Знатока: Я думаю, что ….
Ведущий: Теперь внимание, правильный ответ!
Ответ на вопрос №3: см. Приложение
И счет становится 3:0 или 0:3 в пользу Знатоков /Старшеклассников.
Победила команда Знатоков/Старшеклассников. И (наименование приза) отправляется Знатокам/Старшеклассникам.
Музыкальная заставка при победе Знатоков – №8 «Sing, sing, sing»
Музыкальная заставка при поражении Знатоков – №11 «Остров невезения»
Координатор 3: выставляет на табло результаты Третьего раунда
Музыкальная пауза 1
Ведущий: А теперь, объявляется Музыкальная пауза
Координатор 2: выносит Скрипичный ключ
Музыкальная заставка – «Doop»
Ведущий: Внимание на экран! В музыкальной паузе прозвучит песня «Когда мои друзья со мной» так же известная, как «Если с другом вышел в путь» – песня из телефильма «По секрету всему свету» 1976 года. Исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, солист — Дима Голов. Композитор — Владимир Шаинский, автор слов — Михаил Танич.
Четвертый раунд!
Итак, Первая игра «Что? Где? Когда?» – Старшеклассники против Знатоков. Игра – до 6 очков. Счет 3:0 или 0:3 в пользу Знатоков /Старшеклассников. Четвертый раунд!
Координатор 3 ударяет в Гонг
Координатор 1 крутит волчок
Звучит музыкальная заставка №4 «Дикая лошадь»
Ведущий: Итак, играет (фамилия, имя старшего школьника, класс, музыкальный инструмент). Разыгрывается (название приза). А теперь друзья, внимание вопрос!
На экране: фамилия, имя Старшеклассника
Вопрос №4: см. Приложение
Ведущий: Координаторы следите за подсказками! Уважаемые игроки, у вас 1 минута. Время пошло!
Музыкальная заставка №5 «Таймар» – начало – конец минуты
Знатоки: совещаются, записывают свои версии на листок для записей
Ведущий: Одну секундочку! Где мои координаторы 1, 2 – была ли подсказка?
Ведущий: Итак, ответ знатоков. Капитан команды (фамилия, имя капитана команды), кто из игроков готов дать ответ на вопрос?
Капитан команды: Отвечаю я – капитан команды
Ведущий: Прошу Вас! Итак, повторяю вопрос!
Вопрос №4: см. Приложение
Ответ Знатока: Я думаю, что ….
Ведущий: Теперь внимание, правильный ответ!
Ответ на вопрос №4: см. Приложение
И счет становится 4:0 или 0:4 в пользу Знатоков /Старшеклассников.
Победила команда Знатоков/Старшеклассников. И (наименование приза) отправляется Знатокам/Старшеклассникам.
Музыкальная заставка при победе Знатоков – №9 «Crucified»
Музыкальная заставка при поражении Знатоков – №11 «Остров невезения»
Координатор 3: выставляет на табло результаты 4 раунда
Пятый раунд! Черный ящик
Итак, Первая игра «Что? Где? Когда?» – Старшеклассники против Знатоков. Игра – до 6 очков. Счет 4:0 или 0:4 в пользу Знатоков /Старшеклассников. Пятый раунд! Черный ящик!
Координатор 3 ударяет в Гонг
Координатор 2 выносит Черный ящик!
Звучит Заставка №12 «James Last – Ra ta ta»
Ведущий: Итак, играет (фамилия, имя старшего школьника, класс, музыкальный инструмент). Разыгрывается (название приза). А теперь друзья, внимание вопрос!
На экране: фамилия, имя Старшеклассника
Вопрос Черного ящика: см. Приложение
Ведущий: Что в черном ящике? Координаторы следите за подсказками в зале! Уважаемые игроки, у вас 1 минута. Время пошло!
Музыкальная заставка №5 «Таймар» – начало – конец минуты
Знатоки: совещаются, записывают свои версии на листок для записей
Ведущий: Одну секундочку! Где мои координаторы 1, 2 – вот 1-й, вот 2-й – была подсказка?
Ведущий: Итак, ответ знатоков. Капитан команды (фамилия, имя капитана команды), кто из игроков готов дать ответ на вопрос?
Капитан команды: Отвечает (фамилия, имя члена команды) Ведущий: Прошу Вас! Итак, повторяю вопрос!
Вопрос Черного ящика: см. Приложение
Ответ Знатока: Я думаю, что ….
Ведущий: Теперь внимание, правильный ответ!
Ответ на вопрос Черного ящика: см. Приложение
И счет становится 5:0 или 0:5 в пользу Знатоков /Старшеклассников.
Победила команда Знатоков/Старшеклассников.
И конфеты «Ферерро Роше» отправляется Знатокам Знатокам/Старшеклассникам
Музыкальная заставка при победе Знатоков №10 «Israelism»
Музыкальная заставка при поражении Знатоков – №11 «Остров невезения»
Координатор 3: выставляет на табло результаты 5 раунда
Музыкальная пауза 2
Ведущий: И снова, Музыкальная пауза
Координатор 2: выносит Скрипичный ключ
Музыкальная заставка – «Doop»
Ведущий: Внимание на экран! В преддверии священного праздника 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в музыкальной паузе прозвучит песня «Смуглянка» из кинофильма «В бой идут одни старики», музыка Анатолия Новикова, слова Якова Шведова.
Чайная пауза!
Музыкальная заставка – «Jungle Bill»
Шестой раунд!
Итак, Первая игра «Что? Где? Когда?» – Старшеклассники против Знатоков. Игра – до 6 очков. Счет 5:0 или 0:5 в пользу Знатоков /Старшеклассников. Пятый раунд!»
Координатор 3 ударяет в Гонг
Координатор 1 крутит волчок
Звучит музыкальная заставка №4 «Дикая лошадь»
Ведущий: Итак, играет (фамилия, имя старшего школьника, класс, музыкальный инструмент). Разыгрывается (название приза). А теперь друзья, внимание вопрос!
На экране: фамилия, имя Старшеклассника
Вопрос №5: см. Приложение
Ведущий: Координаторы следите за подсказками! Уважаемые игроки, у вас 1 минута. Время пошло!
Музыкальная заставка №5 «Таймар» – начало – конец минуты
Знатоки: совещаются, записывают свои версии на листок для записей
Ведущий: Одну секундочку! Где мои координаторы 1, 2 – вот 1-й, вот 2-й – была ли подсказка?
Ведущий: Итак, ответ знатоков. Капитан команды (фамилия, имя капитана команды), кто из игроков готов дать ответ на вопрос?
Капитан команды: Отвечает (фамилия, имя члена команды) Ведущий: Прошу Вас! Итак, повторяю вопрос!
Вопрос №5: см. Приложение
Ответ Знатока: Я думаю, что …
Ведущий: Теперь внимание, правильный ответ!
Ответ на вопрос №5: см. Приложение
И счет становится 6:0 или 0:6 в пользу Знатоков /Старшеклассников.
Победила команда Знатоков/Старшеклассников. И (наименование приза) отправляется Знатокам/Старшеклассникам.
Музыкальная заставка при победе Знатоков – №6 «Рапсодия в стиле блюз»
Музыкальная заставка при поражении Знатоков – №11 «Остров невезения»
Координатор 3: выставляет на табло результаты 6 раунда
Седьмой раунд. И следующие раунды!
Игра продолжаются до тех пор, пока Знатоки или Старшекласники не наберут 6 очков.
Объявление победителя
При выходе ведущего в зал звучит фрагмент композиции Doop.
Ведущий: Дорогие друзья! В игре победила команда Знатоков (фамилия, имя капитана команды)/Старшеклассников со счетом 0:6 или 6:0
Во время объявления победителей и вручения Главного приза Знатокам – (наименование главного приза) – звучит Заставка №13 «Тhe Race».
Ведущий: Победителю Первой музыкально-образовательной игры «Что? Где? Когда?» вручается главный приз – (наименование главного приза).
Во время объявления лучшего Знатока, давшего во время игры лучший ответ – координатор 3 выносит (наименование приза) – звучит Заставка №14 «Homage to the Mountain».
Ведущий: По мнению ведущего, который является главным судьей игры, лучшим Знатоком сегодняшней игры оказался (фамилия, имя члена команды Знатоков)!
Спасибо всем за участие в сегодняшней игре. Объявляю игру закрытой. До новых встреч!
В самом конце игры звучит Заставка №15 «Theme from Paradise» из фильма «Рай» в исполнении Фаусто Папетти
Приложение 1
к сценарию музыкально-
образовательной игры
«Что? Где? Когда?»
Вопрос №1
Знаменитое сочетание трёх коротких и одной длинной ноты, которое открывает Пятую симфонию Людвига ван Бетховена и затем появляется в различных местах произведения, звучит так:
Внимание! Вопрос: Назовите, как называется мельчайшая часть мелодии, заключающая в себе одну сильную долю.
Внимание! Правильный ответ: Мотив – это наименьшая часть мелодии, узнаваемая при появлении. Как правило, мотив заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту. Мотив состоит из 2-4 нот. Знаменитое сочетание трёх коротких и одной длинной ноты, которое открывает Пятую симфонию Людвига ван Бетховена, называется «мотив судьбы».
Вопрос №2
C 18 века жизнь на Руси значительно меняется: растут города, появляются люди разных профессий, не связанных с земледелием. Песня, звучащая на улицах и площадях больших городов и в быту ремесленников – это совсем иное, новое явление. Во времена Петра I, с одной стороны открываются театры, на балах звучит танцевальная музыка, в быту распространяется новый для России инструмент – гитара, в русской литературе появляется новая поэзия, зазвучала в домах в минуты отдыха городская бытовая песня-романс… А с другой стороны, в честь побед русского оружия на поле брани, создаются приветственные торжественные хоровые песни-канты, появившиеся, в свою очередь, вслед за созданным по указу Петра I, музыкальным коллективом, который и по сегодняшний день остается незаменимым и популярным в нашей стране.
Внимание! Вопрос: Назовите, музыкальный коллектив, созданный по указу Петра I в 1711 году.
Внимание, правильный ответ: В 1711 году по указу Петра I была создана военно-оркестровая служба, и в каждую воинскую часть по указу императора вводился свой духовой оркестр. Указом Петра I от 19 февраля 1711 года были образованы военные оркестры, которые определяли количество музыкантов и инструменты в каждом полку. Так, по указу Петра I был создан военный духовой оркестр.
Вопрос №3
В древние времена этот танец был частью языческого обряда поклонения богу солнца Яриле. Этим танцем люди пытались задобрить богов, двигаясь «по солнцу».
Внимание! Вопрос: Назовите это древний танец.
Внимание, правильный ответ: Танец, который изначально был частью языческого обряда поклонения богу солнца Яриле, которым в древние времена люди пытались задобрить богов, двигаясь «по солнцу» – называется хоровод. Движение в хороводе «по солнцу» (хождение за солнцем) прочно утвердилось в славянской культуре на многие века.
Вопрос №4
В 18 веке в немецком городе Мангейме собрались прекрасные музыканты для того что бы играть вместе в оркестре. Каждый из них был мастером. Именно поэтому оркестр вызывал восхищение всех, кто когда- либо его слышал. Но был еще один секрет, вызывавший всеобщее удивление. Эти музыканты научились впервые в истории музыки делать динамические оттенки целым оркестром. Каждый инструмент в отдельности владел этими приемом уже давно, но что бы весь оркестр, все инструменты одновременно могли усиливать звук и ровно постепенно затихать – такого до них никто не умел.
Внимание! Вопрос: Если дирижер взмахнул палочкой, а музыканты играют все громче, какой музыкальный прием показал дирижер?
Внимание! Правильный ответ: «Их форте казалось подобным грому, их крещендо – словно водопад, их диминуэндо – затихающее журчание потока» – так отзывались о мангеймском оркестре современники. Музыкальный прием, обозначающий постепенное увеличение силы звука, постепенный переход от тихого звука к громкому называется – крещендо.
Вопрос №5 «Черный ящик»
Почти до десятилетнего возраста Вольфганг Амадей Моцарт боялся звука этого музыкального инструмента. Даже если он только смотрел на этот инструмент, это было всё равно, как если бы ему приставили заряженный пистолет к сердцу. Однажды, услышав звук этого инструмента, Моцарт упал в обморок.
Внимание! Вопрос: Что за инструмент лежит в Черном ящике, звуки которого так боялся маленький Моцарт?
Внимание! Правильный ответ: Вольфганг Амадей Моцарт обладал феноменальным музыкальным абсолютным слухом. Уже в семь лет он мог легко определить, насколько звучание музыкального инструмента отличается от камертона[1], назвать любые звуки, сыгранные поодиночке или в аккордах на клавире или любом другом музыкальном инструменте или изданные предметами – колокольчиком, стаканом, часами.
Вместе с этим, известно, что маленький Моцарт боялся звука трубы, если на ней играли без сопровождения других инструментов. Её звук был слишком резким для его музыкального слуха.
Вопрос №6
Внимание! Вопрос: О какой песне идёт речь, стихи которой были напечатаны на третий день войны – 24 июня 1941 года?
Внимание! Правильный ответ: Речь идёт о песне «Священная война». Стихотворение её автора Василия Ивановича Лебедева-Кумача было опубликовано в газете «Известия» 24 июня 1941 года, то есть уже на третий день войны. «Священная война» – патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества.
Вопрос №7
Состав этого оркестра для середины 18 века был очень большим и включал 49 человек. Почти половину состава представляла струнная группа. В оркестр входили 30 струнных инструментов, 2 флейты, 2 гобоя, кларнет, 2 фагота, 2 трубы, 4 валторны и литавры.
Этот оркестр поражал современников подчёркиванием динамических контрастов, пристрастием к динамическим нарастаниям и затуханиям, а также, выделением определённых мелодических оборотов.
Вольфган Амадей Моцарт был другом композиторов и музыкантов этого оркестра, и многое почерпнул из их исполнительских традиций.
Внимание! Вопрос: О каком оркестре идет речь и какой мелодический оборот, придуманный композиторами и музыкантами этого оркестра, в последствии, использовали в своих произведениях Гайдн, Моцарт и Бетховен.
Внимание! Правильный ответ: В 18 веке в немецком городе Мангейме собрались прекрасные музыканты для того что бы играть вместе в оркестре. Каждый из них был мастером. Именно поэтому оркестр вызывал восхищение всех, кто когда-либо его слышал. Но был еще один секрет, вызывавший всеобщее удивление. Эти музыканты научились впервые в истории музыки делать динамические оттенки целым оркестром. Каждый инструмент в отдельности владел этими приемом уже давно, но что бы весь оркестр, все инструменты одновременно могли усиливать звук или ровно постепенно затихать – такого до них никто не умел.
Большим другом мангеймских композиторов и музыкантов этого оркестра был В.-А. Моцарт. Их симфонии приводили Моцарта в восторг. Знал эти симфонии и Йозеф Гайдн. Нет сомнений, что и Моцарт, и Гайдн – величайшие композиторы-симфонисты, которые подарили миру классический (т.е. «образцовый») тип симфонии, многому научились у своих друзей и старших современников.
Например, послушайте вот эту тему:
(исполняет Координатор 3)
Это начало четвертой, последней части симфонии Моцарта №40 соль минор. Она напоминает нам стрелу. Да, так ее и называли во времена Гайдна и Моцарта – «мангеймская стрела». Ведь именно в мангеймских симфониях, исполняемых «мангейским оркестром», мы встречаем такие динамичные и яркие темы еще до того, как они появились у Моцарта и Бетховена.
Вопрос №8
Этот немецкий композитор как никто другой мог разгадать гения в молодых композиторах. «Шляпы долой, господа, перед вами гений» — приветствовал он молодого Шопена. Он не переносил посредственности, серости унылой и довольной собой. «Филистеры» – он называл тех, кто отталкивал всё живое и новое, неизвестное.
Когда-то давно легендарный Давид победил страшного Голиафа, а вместе с ним и войско филистимлян. Теперь этот композитор назвал именем Давида содружество тех, кто защищает молодость и талант.
Внимание! Вопрос: О каком композиторе идет речь и как называется содружество, созданное этим композитором?
Внимание! Правильный ответ: «Давидсбунд» или «Давидово братство» – было придумано в 1833 году немецким композитором Робертом Шуманом. Это музыкальное братство или сообщество музыкантов и композиторов, по замыслу автора, должно было противостоять филистерским взглядам на искусство.
Вопрос №9
«Весна-Красна приходи. Снег холодный растопи, Деревья зеленью одень, Пусть теплее будет день».
«Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью. С милостью, милость. С милостью великою, с радостью богатою: Со льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом обильным! Дождиком сильным! Уроди лён высокий, рожь, овёс хороший».
«Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! Ой, весна моя, ты, весняночка! Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари! Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную принесите нам!»
Внимание! Вопрос: Для чего в старину использовали заклички, в том числе веснянки?
Внимание! Правильный ответ: В старину заклички, в том числе веснянки, использовали для призыва весны. С их помощью просили, чтобы весна пришла с теплом, доброй погодой, хлебом и богатым урожаем. Нередко при этом обращались и к Богу, и Богородице с предварительной просьбой о божественном благословении на то, чтобы «весну кликать».
В веснянках закликали хорошую погоду, будущий урожай, доброе лето.
Вопрос №10
В основу этой песни положена реальная история. Речь идёт о высоте 224,1, которая находится у посёлка Рубе́женка Куйбышевского района Калужской области. В сентябре 1943 года боевая группа под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была пройти в тыл противника и захватить высоту Безымянную.
Внимание! Вопрос: Как называется песня, посвященная операции по захвату высоты Безымянной?
Внимание! Правильный ответ: Песня «На безымянной высоте» написана на основе реальных событий – боя 18 советских солдат 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина против 200 немецких солдат в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на высоте 224,1 у деревни Рубе́женка Калужской области.
«Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» – отрывок из песни «На безымянной высоте» о Великой Отечественной войне, написанной в 1963 году поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером для кинофильма «Тишина». На самом деле из восемнадцати добровольцев уцелело только двое: сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин.
Вечная память, героям!
Вопрос №11 «Черный ящик»
Этот предмет нужен музыкантам для точного соблюдения ритма и темпа в исполнении. Он фиксирует время через последовательность ритмичных ударов. Так же развивает чувство ритма, улучшает ощущение времени и помогает играть ровно, что особенно важно при исполнении сложных ритмических рисунков.
Также известно, что звук этого прибора стал неотъемлемой частью блокадной жизни в Ленинграде, во время тревоги он становился чаще. Русский советский поэт Всеволод Азаров в цикле стихотворений «Сердце Ленинграда» сравнивал этот музыкальный прибор с пульсом.
Внимание! Вопрос: Что за прибор лежит в черном ящике, который отмечает короткие промежутки времени равномерными ударами?
Внимание! Правильный ответ: Музыкальный прибор, развивающий чувство ритма и помогающий совершенствовать исполнительскую технику и мастерство – называется метроном. Что касается блокадного Ленинграда, то действительно, когда радио не работало, в эфире звучал метроном. Быстрый темп ударов означал «Воздушную тревогу», медленный темп – «Отбой».
Интересный факт: В 1962 году венгерский композитор Дьёрдь Ли́гети написал сатирическое произведение «Симфоническая поэма для 100 метрономов», которое исполнялось сотней устройств. Каждый метроном имел своё запрограммированное звучание, а в конце пьесы все устройства поочерёдно останавливались, и лишь один из ста продолжал отбивать ритм.
Вопрос №12
Придворный танец и жанр инструментальной музыки в Италии и Западной Европе XV-XVII веков по своему происхождению народный, но в конце XV века его стали танцевать и при дворе. В XVI -XVII веках был одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии. Весёлый, бодрый трехдольный танец, основанными движениями которого являются «Пять па» – четыре характерных «журавлиных» шага и прыжок. Следовал этот танец сразу после паваны.
Внимание! Вопрос: О каком старинном европейском танце идет речь?
Внимание! Правильный ответ: Весёлый, бодрый трехдольный танец, основанными движениями которого являются «Пять па» – 4 «журавлиных» шага и прыжок называется гальярда.
Интересный факт: Гальярда имеет второе название «Пять па» по количеству основных элементов (4 шага и прыжок), это название созвучно имени знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, с которого, по словам великой русской балерины Майи Плисецкой, начались российские артисты балета и самые блистательные страницы русской школы классического танца.
Приложение 2
к сценарию музыкально-
образовательной игры
«Что? Где? Когда?»
Правила игры
В игре принимают участие две команды – младшие и старшие школьники: Знатоки и Старшеклассники.
Команда Знатоков состоит из шести подготовленных игроков и присутствует за круглым игровым столом. Одним из знатоков является капитан команды, принимающий решения от имени всей команды или же оглашающий совместно принятые решения.
Команда Старшеклассников составлена из приславших свои вопросы любителей игры.
Задаёт вопросы от имени Старшеклассников ведущий игры, который находится за компьютерным столом и ведёт игру. Ведущий определяет правильность ответов знатоков и является главным судьёй.
Игра ведётся до шести очков: команда, первой набравшая все шесть очков, побеждает в игре. За правильный ответ очко получает команда Знатоков, за неправильный – команда Старшеклассников.
Вопросы Старшеклассников лежат на игровом столе, который разделён на 6 секторов. В центре стола – волчок со стрелкой – игрушка, специально переделанная для игры. Волчок является генератором случайных чисел, именно от его выбора зависит очерёдность выпадения вопросов в игре: координатор игрового зала — один из школьников, в каждом раунде запускает волчок, стрелка которого указывает на один из секторов с вопросами.
Ведущий, задав вопрос Старшеклассника, запускает таймер – минуту на обсуждение. По окончании обсуждения Знатоки должны дать ответ: капитан оглашает, кто будет отвечать на вопрос, или же отвечает сам. Капитан, как правило, озвучивает свою версию.
Ведущий принимает ответ знатоков и оглашает правильный. Если оба ответа совпадают, как минимум по смыслу или достигается консенсус между ведущим и Знатоками, Знатоки выигрывают раунд и зарабатывают очко.
В противоположном случае очко присуждается команде Старшеклассников и автор вопроса получает приз.
В игре призами определены (наименование призов).
Поощрением для Знатоков является титул «За лучший ответ», вручаемый исключительно в случае победы Знатоков.
Принципы игры
Игра «Что? Где? Когда?» является игрой на знания и эрудицию, а так же на интеллект и умение рассуждать.
Большая часть вопросов в игре составлена таким образом, что знать изначально правильный ответ не удаётся даже самым эрудированным Знатокам, однако почти во всех вопросах до правильного ответа можно додуматься в рамках минуты обсуждения.
Права играющей команды
Команда Знатоков имеет право на досрочный ответ. Запрос к ведущему на признание этого права подлежит капитану команды.
Если команда правильно отвечает на вопрос, ей засчитывается одно очко. За неверный ответ баллы не засчитываются.
Досрочный ответ. Если во время оглашения ведущим вопроса один из знатоков уверен в том, что знает ответ, он может поднять вверх большой палец руки, в то время, как капитан должен успеть сказать «Досрочный ответ» до сигнала о начале минуты обсуждения.
Ведущий в свою очередь решает, принимать или не принимать такой ответ. В случае правильного ответа Знатоки экономят минуту обсуждения и могут её использовать на любом другом вопросе по решению капитана, а их количество зависит только от числа правильных досрочных ответов.
Обсуждение до и после сирены запрещено — досрочный ответ игрок должен давать без обсуждения, иначе ведущий может не засчитать ответ знатоков и присудить им поражение.
Музыкальная пауза
В игре предусмотрена «Музыкальная пауза».
Во время игры можно увидеть видео-выступления лучших музыкантов мира, а также «живые» выступления лучших обучающихся музыкального отделения.
«Живая» «Музыкальная пауза» происходит в фойе большого зала, иногда музыкальные номера исполняются и в игровом зале.
На игровом столе «Музыкальную паузу» олицетворяет фигурка Скрипичного ключа.
Время «Музыкальной паузы» определяет ведущий игры.
Подсказки
Находящиеся в зале зрители могут попытаться дать подсказку команде Знатоков, играющей за столом, за что команде могут засчитать поражение, а нарушителя удалить из зала. Вследствие этого с самых первых минут игры за зрителями ведётся наблюдение - за наличием подсказок обязаны следить координаторы зала, и, в случае необходимости, показывать ведущему Красную карточку[3].
Титулы в игре
Команде Знатоков – «Команда-Победитель»
Капитану команды Знатоков – «За лидерские качества»
Члену команды Знатоков – «За лучший ответ»
Члену команды Старшеклассников – «За лучший вопрос»
7.Информационные ресурсы
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Что%3F_Где%3F_Когда%3F
2.Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии, 1-3 классы: Учебное пособие. Москва, Престо, 2007.
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/На_безымянной_высоте_(песня)
4.https://dzen.ru/a/YeHOdMKO0STvmxHN
5. https://ok.ru/video/1147378272796
6. https://vkvideo.ru/video-168723489_456241486?ref_domain=yastatic.net