Автор: Ефременко Анна Александровна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Методическая разработка
Концертмейстер. Само это понятие состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). В оркестре так называют самого лучшего из музыкантов какой – либо группы оркестра. Если в симфоническом оркестре встречается сольный эпизод, то исполняет его именно концертмейстер.
В творческом процессе педагога и ученика незаменимым звеном является концертмейстер. Он не только помогает ученику преодолевать психологические трудности на сцене, подготавливая его перед выступлением снимая излишнее напряжение, но и помогает педагогу помочь осуществить его задумки над художественными, техническими и звуковыми проблемами.
Опытный концертмейстер никогда не будет показывать свое недовольство на замечания педагога или его пожелания. Творческий процесс или творческий «союз» педагога и концертмейстера – это неотъемлемая часть для достижения поставленных целей.
Грамотное исполнение подразумевает, в первую очередь, синхронное звучание «инструмента» концертмейстера и солиста, единство темпа и ритма, уравновешенность звукового баланса (динамика), согласованность в исполнении штрихов, фразировки. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью звуков и пауз у концертмейстера и солиста. Игра в ансамбле помогает исполнителям преодолеть присущие им недостатки, воспитывает «ритмический слух».
В классе народных инструментов концертмейстер всегда должен следить за балансом звучания, разные регистры домры всегда нуждаются в опытном сопровождении. Так, к примеру, низкий регистр домры не должен перекрываться фортепиано, а должен помочь показать всю красоту звучания инструмента солиста. Немаловажным является вопрос об оркестровом звучании фортепиано, не всегда фортепианная партия бывает удобной, концертмейстер должен знать правила оркестровки, а также уметь грамотно переложить неудобные эпизоды в фортепианной фактуре, не нарушая замысла композитора. В этом случае педагог инструменталист (народник) должен помочь концертмейстеру сделать правильные «купюры», высказать способствует более яркому и уверенному исполнению.
Одновременное вступление концертмейстера и солиста (начало произведения) обычно достигается незаметным жестом одного из участников камерного ансамбля. Для подачи такого незаметного, но достаточно ясного и волевого сигнала и для мгновенного его восприятия необходима тренировка.
Синхронность вступления достижима легче, если речь идет о звуках, находящихся на сильной доле такта. Сложнее совместное исполнение в начале произведения синкоп, затактных фраз. Оно требует более искусного «сигнала» и особой договоренности партнеров. Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем его возникновение. Не вместе снятое окончание музыкальной мысли производит такое же неприятное впечатление, как и не одновременность взятия звука. Синхронность вступления и снятия звука достигается легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте.
Единство «чувствования темпа» особенно слышно в паузах и в выдержанных звуках. Невыразительное исполнение пауз приводит к ускорению темпа, разрушению метроритмической структуры музыки.
Концертмейстер и исполнитель должны обладать правильным ощущением пропорций времени для художественно-выразительного исполнения. Как известно, реальное значение каждого нюанса нотного текста определяется общим характером произведения и смыслом того или иного фрагмента.
Одной из самых распространенных ритмических трудностей является сочетание двух восьмых солиста с триолями концертмейстера. Исполнители не сразу усваивают ритмическую независимость своей партии от партии аккомпанемента. Одним из способов работы над этой трудностью является исполнение концертмейстером восьмыми весь гармонический аккомпанемент в партии левой руки. Партия правой руки исполняет сольную строчку исполнителя. Затем левая рука звучит шестнадцатыми, а правая рука восьмыми. Постепенно вырабатывается определенный ритмический автоматизм, и с таким аккомпанементом не может возникать неровностей.
Когда результат достигнут, следует постепенно включить триоли (на piano). При плотной фактуре фортепианной партии концертмейстер не может исполнять ее с той же силой, с какой он исполнял бы ее в сольном произведении. Легче достигается динамическое равновесие при прозрачной фактуре изложения.
Исполнение на концертном рояле, правильная постановка партнера на почтительном расстоянии подразумевает совсем иное представление о звуковом балансе.
Совместные поиски выразительного произнесения каждой фразы приводят к выбору наиболее естественных для музыкального образа штрихов, которые не могут производиться исполнителем и концертмейстером отдельно, так как штрихи в ансамбле взаимосвязаны.
Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы требует от партнёров штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат.
Особое внимание следует уделить вопросу дыхания. Дыхание - не есть процесс физиологический. Частота и глубина дыхания изменяются как под влиянием физической нагрузки, так и под влиянием эмоционального состояния, связывающей эмоциональное состояние человека со звуковым выражением этого. «Манера дышать» обусловлена не только эмоциональным состоянием человека в данный наблюдаемый момент, но и его эмоционально - психическим типом, его «темпераментом». Это находит непосредственное отражение в структуре речи, в её темпе, ритме, частоте, цезур. Расположение цезур в нотном тексте зависит от дыхания, которое «лимитирует» продолжительность отдельных речевых отрезков, так называемых «речевых тактов». Величина и их границы могут и не совпадать с частями грамматического предложения.
Самое главное в деятельности концертмейстера – вовремя уступить и вовремя повести. Надо играть ярко, выразительно, но соизмерять свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.
При народном аккомпанементе особенно важна тонкая слуховая ориентация пианиста, так как подвижность домры, да и вообще струнных, деревянных и духовых инструментов превышает в некоторых случаях, подвижность пальцев концертмейстера. Именно поэтому, хороший концертмейстер должен, научиться профессионально, владеть роялем. Мобильность и быстрота и активность реакции для профессиональной деятельности концертмейстера очень важны. Также хороший концертмейстер должен быть музыкально одаренным человеком, видеть и слышать все произведение: форму, партитуру, услышать и разграничить фразировку солиста, уметь сразу охватить характер и настроение произведения.
Не редкими бывают случаи, когда ученик может остановиться, а также и пропустить некоторое количество тактов музыкальной ткани, концертмейстер всегда должен следить не только за своей партией, но и за партией солиста.
Удачными и профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый «союз» педагога – концертмейстера – ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно донести и концертмейстеры, умеющие правильно принять пожелания педагога имеют творчески слаженный и успешный коллектив.