В гостях у Песенки


Автор: Рогозина Людмила Александровна, Арсенова Людмила Алексеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

В гостях у Песенки

Краткое описание работы: Посвящение в музыканты (для детей - участников хоровых коллективов)

 

Посвящение в музыканты (для детей - участников хоровых коллективов)

Разработчики: Рогозина Людмила Александровна, Арсёнова Людмила Алексеевна преподаватели хоровых дисциплин ГБУДОСО «КУДМШ №2» г.Каменск-Уральский

Пояснительная записка

Музыкант-человек, который дарит людям прекрасное. Обучение этому виду искусства всегда ценилось в обществе. А тот, кто владеет каким-либо музыкальным инструментом или умеет хорошо петь, всегда заслуживает особого внимания. Ежегодно стены школы покидают десятки выпускников, некоторые из них становятся профессиональными музыкантами. А на смену им приходят первоклассники, которым только предстоит знакомство с миром музыки. «Посвящение в музыканты» - это традиционное в ДМШ№2 внеклассное концертное мероприятие , где первоклассники получают новое звание «юный музыкант».

Цель данного мероприятия – выявление и развитие способностей каждого ребёнка.

Задачи мероприятия – развитие коммуникабельности и творческой раскрепощённости учащихся; закрепление знаний и их творческая интерпритация.

Данный сценарий уникален тем, что он предназначен для детей – участников хоровых коллективов и отражает специфику «коллективного музицирования». Он имеет оригинальный сюжет, сочинённый авторами, много действующих лиц (есть возможность каждому ребёнку дать роль). Сценарий предполагает динамичность действия и красочность воплощения (костюмы, декорации). В сюжет включены разнообразные задания: дети поют, слушают музыку, отгадывают загадки. Содержание сценария базируется на теоретических и практических знаниях, умениях и навыках, получаемых детьми на уроках хора. Музыкальный материал основан на произведениях, изучаемых в хоровом классе.

Данная работа адресована преподавателям ДМШ и ДШИ, которые хотят сделать концертную работу в своей школе более современной, интересной, разнообразной, привлекательной для учащихся и их родителей.

Действующие лица:

Фея музыки: ученица старших классов

Песенка: преподаватель

Нотки: первоклассники

Лиса, медведь, заяц, волк: ученики младших классов

Реквизит: карусель, сделанная из цветного пляжного зонта, укреплённого на жёсткой подставке; волшебная палочка для Феи; костюмы нот, Феи, Песенки, лисы, медведя, зайца, рояль.

 

Песенка: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. А живу я в сказочной стране под названием ЗВУКЛЯНДИЯ. Всё в этой стране необычно, например, эта музыкальная карусель.

Нотка ДО: Как она попала сюда?

Нотка РЕ: Ведь карусели ждут ребят летом в парках и на детских площадках.

Нотка МИ: Я думаю, что она не просто так появилась у нас на празднике, может она волшебная? Кто поможет ответить на этот вопрос?

Появляется Фея

Фея: Я – Фея музыки, друзья,

Меня, конечно, вы узнали.

Все эти годы день за днём

Я появляюсь в этом зале.

Пришла я из заморских стран,

Где тихо плещет океан.

Там сказок, волшебства не счесть,

Любые чудеса там есть.

Здравствуй, Песенка! Я вижу, у тебя сегодня много гостей.

Песенка: Здравствуй, Фея! И ты, будь пожалуйста моей гостьей, ведь где бы ты ни

появлялась, сразу начинаются чудеса.

Фея: У меня есть для вас подарки – это волшебная палочка и волшебная песенка

Стая птиц в лесу распелась.

Хлоп! И стая разлетелась.

Нотка ФА: Эту песенку для вас

Дружно мы споём сейчас!

Дети - ноты» садятся на «волшебную карусель». Фея касается карусели волшебной палочкой, звучит песня «Сказка о лесной музыке» муз. А. Вирелас, сл. Г. Сапгира в исполнении "Нот"

Фея: Вот и первое чудо – птицы превратились в ноты, а там, где есть ноты, обязательно появится музыка.

Песенка: Ребята, а вы знаете, кого называют музыкантом? А теперь произнесите вслух слова: МУЗЫкант, МУЗЫка, МУЗЫкальный. Слышите? Все эти слова начинаются одинаково. Объединяет их одно слово МУЗЫ.

Нотка СОЛЬ: Кто такие Музы?

Фея: Это прекрасные сказочные девы из древнего мифа. Легенда рассказывает, что Музы могут петь необыкновенные волшебные песни. Они появляются к талантливым людям и своими песнями вдохновляют их на творчество. Существует поверье, что услышав песню Музы, учёный или путешественник совершает великое открытие, художник создаёт прекрасную картину, поэт – стихи. А кто создаёт чудесную музыку?

Дети: Композитор.

Фея: А если к музыке добавить слова, получится песня.

Песенка: Жил на свете один весёлый человек. Был он сильным, смелым и трудолюбивым. За какую работу ни возьмётся – всё у него в руках горит. Всё он делал быстро, ловко, умело. Удивлялись люди и думали: откуда у него столько силы? И однажды решили спросить у весёлого человека: «Тебе, наверное, помогают невидимые работники?» А весёлый человек отвечает: «Угадали, есть у меня невидимые работники». Люди снова спрашивают: «А может быть, их можно всё-таки увидеть?» «Нет,- отвечает веселый человек, - увидеть их нельзя, но их можно услышать! Эти помощники – песни!»

Нотка ДО: Нам расскажет песенка

Обо всём на свете.

Нотка РЕ: Как играет с листьями

Шалунишка ветер,

Нотка МИ: Как в вечерних сумерках

Свет горит в окошке,

Нотка ФА: Как снежинки падают

Прямо мне в ладошки.

Нотка СОЛЬ: Как весною в облаках

Солнце улыбается,

Нотка ЛЯ: Песней птицы на заре

Лето начинается.

Нотка СИ: А ещё о чём может рассказать Песенка?

Муз. и сл. Т. Абелян «Песенка»

Песенка: Ребята, наверное, многие из вас видели по телевизору или присутствовали на красочных спектаклях – праздниках Песни. Музыка там исполняется большим количеством участников, который называется хор. Хор – это оркестр, в котором вместо инструментов звучат голоса.

Фея: И слон, и комарик,

Былинка и колос

Имеют, имеют свой собственный голос.

Нотка ДО: У мышки – сопрано,

У птички – сопрано,

И мамы нам песни сопрано поют,

И бабушки внуков сопрано зовут.

Нотка РЕ: Я с папой могу обо всём говорить,

У папы могу, что угодно спросить.

И голос внимательно слушаю, он

Зовётся у папы мужской баритон

.Нотка МИ: Лишь только услышу, друзья, пару фраз,

Сомнения нет – это дедушкин бас.

Мой дед капитаном на флоте служил,

Он дружбой и честью всегда дорожил.

Он басом команды всегда отдаёт:

«Полный назад!» и «Полный вперёд!»

Нотка ФА: В соседней квартире певица живёт,

Красивым контральто романсы поёт.

Нотка СОЛЬ: На улице дворники спорили рано:

Тенор кричал на меццо-сопрано.

Нотка ЛЯ: Альт и дискант – мои друзья…

Нотка СИ: Какой же голос тогда у меня?

«Есть у Тома дружный хор» эст. нар. песня, обр. Я. Людиг в исполнении всех участников

Фея: Вот видите, дети, в сказочной стране Звукляндии даже животные любят петь.

А чтобы хор звучал слаженно, ему нужен… Догадались? Тогда слушайте загадку.

Он отличный музыкант,

У него большой талант.

Палочкой взмахнул и вот-

В зале музыка живёт!

Зазвучал оркестр и хор

Кто он, дети? (дирижёр).

Сейчас произойдет ещё одно чудо, и моя волшебная палочка превратится в дирижёрскую.

Фея снимает с палочки наконечник-звёздочку и передаёт палочку ребёнку, желающему исполнить роль дирижёра

Песенка: Хорошо, дирижёр у нас есть, но этого недостаточно. Каждый участник хора должен знать, как нужно правильно сидеть при пении, чтобы звук лился ровно и красиво.

«Петь приятно и удобно» Муз.В.Кистеня, сл.В.Степанова

Песенка: Но ведь песню можно исполнять не только хором, но и ансамблем.

Нотка: А что такое ансамбль?

Фея: «Ансамбль» в переводе с французского языка означает «вместе». Количество участников может быть разным, но не должно превышать двенадцати.

Послушайте, я расскажу вам сказку. Однажды бегал заяц по лесу и оказался на небольшой полянке. День был летний, солнечный и настроение у зайца было отличное. Незаметно для себя он начал напевать песенку, сначала тихо, а потом всё веселее и громче.

Выбегает заяц, напевая простую мелодию

Фея: Бежала мимо лиса, остановилась у кусточка и стала наблюдать за зайцем. Сидит лиса, слушает, и так ей эта песенка понравилась, что она стала подпевать зайцу.

Заяц: Ой!

Лиса: Не бойся, я тебя не трону. Какая красивая у тебя песенка! Давай петь вместе!

Поют вместе

Песенка: Теперь они уже пели песню вдвоём. Вдруг на другой стороне полянки появился волк, он смотрел на зайца и лису, не веря своим глазам. А заяц и лиса как ни в чём не бывало продолжали петь. Первой волка увидела лиса.

Лиса:- Волк, дружище,- не хочешь ли ты присоединиться к нашему дуэту?

Волк: - Да я и петь-то не умею, но могу попробовать.

Фея: И начали они петь втроём, но втроём у них ничего не получалось. Волк пел грубо и фальшиво.

Лиса: - Нет, терцет у нас не получается. Тебе, волк, наверное, медведь на ухо наступил...

Выходит Медведь, сердито рычит

Медведь:- Не наступал я ему на ухо, просто волк этой песни не знает. И вообще, кто такое придумал – «медведь на ухо наступил»? Я здесь совсем ни при чём. Когда волк выучит эту песню, у него тоже хорошо получится, ведь музыкальный слух у него есть! Пусть лиса и заяц споют ещё эту песню, а мы с волком будем слушать и запоминать. Потом уже будем петь вчетвером, то есть квартетом.

Лиса и Заяц напевают мотив, а Волк правильно повторяет.

Нотка ЛЯ: Как всё просто! Если поющих двое – это дуэт,

Нотка СИ: Трое – трио,

Нотка ДО: Четверо – квартет,

Нотка РЕ: А если исполнитель один, то его называют солист.

Песенка: В стране Звукляндии не только можно узнать много нового и полезного, но и хорошо повеселиться. Ведь, кто любит петь, у того всегда хорошее настроение. Я предлагаю музыкальное соревнование (разделить первоклассников на две группы). Есть такая игра про садовника и цветы:

«Я садовником родился,

не на шутку рассердился,

все цветы мне надоели, кроме розы».

Вместо цветов мы будем называть песни. Итак, начинаем!

В музыкантах я родился,

Не на шутку рассердился,

Все мне песни надоели,

Кроме – «Голубой вагон».

Первая группа поёт куплет песни. Затем эта группа вместе с ведущими продолжает игру

В музыкантах мы родились,

Не на шутку рассердились,

Все нам песни надоели,

Кроме – «Весёлые путешественники» и т.д.

используются песни, выученные в подготовительном классе

Фея: Как вы хорошо поёте, ребята. После того, как вы с блеском прошли все испытания, настал момент произнесения «Клятвы юного музыканта». Повторяйте за мной:

Клянусь готовить домашнее задание по всем предметам!

Все: Клянусь!

Фея: Клянусь внимательно слушать учителей!

Все: Клянусь!

Фея: Клянусь с удовольствием участвовать в музыкальных концертах школы!

Все: Клянусь!

Фея: Клянусь дорожить честью школы!

Все: Клянусь!

Нотка МИ: Спасибо тебе, Фея, за твои волшебные подарки и чудеса, прилетай к нам ещё.

Нотка ФА: А мы споём тебе на прощание нашу любимую песню.

Муз.И.Пескова, сл.С.Фурина «Чтобы солнышко светило». Фея уходит

Песенка: Ребята, нам пришла пора расставаться. Я не прощаюсь с вами, а говорю «до свидания». Уверенно и смело шагайте по музыкальной лестнице. С вами рядом будут весёлые песни и хорошее настроение! На прощание хочется подарить вам стихотворение поэтессы Светланы Куралех «Хорошее настроение».

Я проснулся утром рано.

Начал день свой, как всегда,

Но едва коснулся крана, как запела вдруг вода.

Мама встать уже успела,

Вот и чайник закипел.

Где-то радио запело,

За стеной сосед запел.

Вот запели половицы,

Вот запел, защёлкал двор –

Там на клён слетелись птицы,

Получился целый хор.

Шёл я в школу утром рано,-

Пели весело фонтаны.

Горизонт был чист и светел,

Каждый песню пел свою…

Шёл я, шёл и вдруг заметил,

Что иду и сам пою.

Нотки и Песенка (вместе): Счастливого пути! И до новых встреч в стране Звукляндии!

Список литературы

  1. «Антология советской детской песни». Песни для детей дошкольного возраста в сопровождении фортепиано. Выпуск 1. Москва, «Музыка» 1986.
  2. «Искорки». Песни для школьников для голоса и хора в сопровождении фортепиано (баяна). Выпуск 8. Составитель Н.А.Осетрова-Яковлева. Ленинград-Москва, «Советский композитор».1978.
  3. «Песни-картинки». В сопровождении фортепиано. Выпуск32. Составитель Ю.Н.Корнаков. Ленинград, Всесоюзное издательство «Советский композитор».1987.
  4. «поёт детский хор» в сопровождении фортепиано и без сопровождения. Выпуск 2.Составитель Л.Р.Бабасинов. Ростов-на-Дону, «Феникс»2009.
  5. «Солнечные песенки». Песни на стихи детей. Составитель И.Кадомцев. Москва, "Музыка"