Автор: Рогозина Людмила Александровна, Арсенова Людмила Алексеевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Дети
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: Посвящение в музыканты (для детей - участников хоровых коллективов)
Посвящение в музыканты (для детей - участников хоровых коллективов)
Разработчики: Рогозина Людмила Александровна, Арсёнова Людмила Алексеевна преподаватели хоровых дисциплин ГБУДОСО «КУДМШ №2» г.Каменск-Уральский
Пояснительная записка
Музыкант-человек, который дарит людям прекрасное. Обучение этому виду искусства всегда ценилось в обществе. А тот, кто владеет каким-либо музыкальным инструментом или умеет хорошо петь, всегда заслуживает особого внимания. Ежегодно стены школы покидают десятки выпускников, некоторые из них становятся профессиональными музыкантами. А на смену им приходят первоклассники, которым только предстоит знакомство с миром музыки. «Посвящение в музыканты» - это традиционное в ДМШ№2 внеклассное концертное мероприятие , где первоклассники получают новое звание «юный музыкант».
Цель данного мероприятия – выявление и развитие способностей каждого ребёнка.
Задачи мероприятия – развитие коммуникабельности и творческой раскрепощённости учащихся; закрепление знаний и их творческая интерпритация.
Данный сценарий уникален тем, что он предназначен для детей – участников хоровых коллективов и отражает специфику «коллективного музицирования». Он имеет оригинальный сюжет, сочинённый авторами, много действующих лиц (есть возможность каждому ребёнку дать роль). Сценарий предполагает динамичность действия и красочность воплощения (костюмы, декорации). В сюжет включены разнообразные задания: дети поют, слушают музыку, отгадывают загадки. Содержание сценария базируется на теоретических и практических знаниях, умениях и навыках, получаемых детьми на уроках хора. Музыкальный материал основан на произведениях, изучаемых в хоровом классе.
Данная работа адресована преподавателям ДМШ и ДШИ, которые хотят сделать концертную работу в своей школе более современной, интересной, разнообразной, привлекательной для учащихся и их родителей.
Действующие лица:
Фея музыки: ученица старших классов
Песенка: преподаватель
Нотки: первоклассники
Лиса, медведь, заяц, волк: ученики младших классов
Реквизит: карусель, сделанная из цветного пляжного зонта, укреплённого на жёсткой подставке; волшебная палочка для Феи; костюмы нот, Феи, Песенки, лисы, медведя, зайца, рояль.
Песенка: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. А живу я в сказочной стране под названием ЗВУКЛЯНДИЯ. Всё в этой стране необычно, например, эта музыкальная карусель.
Нотка ДО: Как она попала сюда?
Нотка РЕ: Ведь карусели ждут ребят летом в парках и на детских площадках.
Нотка МИ: Я думаю, что она не просто так появилась у нас на празднике, может она волшебная? Кто поможет ответить на этот вопрос?
Появляется Фея
Фея: Я – Фея музыки, друзья,
Меня, конечно, вы узнали.
Все эти годы день за днём
Я появляюсь в этом зале.
Пришла я из заморских стран,
Где тихо плещет океан.
Там сказок, волшебства не счесть,
Любые чудеса там есть.
Здравствуй, Песенка! Я вижу, у тебя сегодня много гостей.
Песенка: Здравствуй, Фея! И ты, будь пожалуйста моей гостьей, ведь где бы ты ни
появлялась, сразу начинаются чудеса.
Фея: У меня есть для вас подарки – это волшебная палочка и волшебная песенка
Стая птиц в лесу распелась.
Хлоп! И стая разлетелась.
Нотка ФА: Эту песенку для вас
Дружно мы споём сейчас!
Дети - ноты» садятся на «волшебную карусель». Фея касается карусели волшебной палочкой, звучит песня «Сказка о лесной музыке» муз. А. Вирелас, сл. Г. Сапгира в исполнении "Нот"
Фея: Вот и первое чудо – птицы превратились в ноты, а там, где есть ноты, обязательно появится музыка.
Песенка: Ребята, а вы знаете, кого называют музыкантом? А теперь произнесите вслух слова: МУЗЫкант, МУЗЫка, МУЗЫкальный. Слышите? Все эти слова начинаются одинаково. Объединяет их одно слово МУЗЫ.
Нотка СОЛЬ: Кто такие Музы?
Фея: Это прекрасные сказочные девы из древнего мифа. Легенда рассказывает, что Музы могут петь необыкновенные волшебные песни. Они появляются к талантливым людям и своими песнями вдохновляют их на творчество. Существует поверье, что услышав песню Музы, учёный или путешественник совершает великое открытие, художник создаёт прекрасную картину, поэт – стихи. А кто создаёт чудесную музыку?
Дети: Композитор.
Фея: А если к музыке добавить слова, получится песня.
Песенка: Жил на свете один весёлый человек. Был он сильным, смелым и трудолюбивым. За какую работу ни возьмётся – всё у него в руках горит. Всё он делал быстро, ловко, умело. Удивлялись люди и думали: откуда у него столько силы? И однажды решили спросить у весёлого человека: «Тебе, наверное, помогают невидимые работники?» А весёлый человек отвечает: «Угадали, есть у меня невидимые работники». Люди снова спрашивают: «А может быть, их можно всё-таки увидеть?» «Нет,- отвечает веселый человек, - увидеть их нельзя, но их можно услышать! Эти помощники – песни!»
Нотка ДО: Нам расскажет песенка
Обо всём на свете.
Нотка РЕ: Как играет с листьями
Шалунишка ветер,
Нотка МИ: Как в вечерних сумерках
Свет горит в окошке,
Нотка ФА: Как снежинки падают
Прямо мне в ладошки.
Нотка СОЛЬ: Как весною в облаках
Солнце улыбается,
Нотка ЛЯ: Песней птицы на заре
Лето начинается.
Нотка СИ: А ещё о чём может рассказать Песенка?
Муз. и сл. Т. Абелян «Песенка»
Песенка: Ребята, наверное, многие из вас видели по телевизору или присутствовали на красочных спектаклях – праздниках Песни. Музыка там исполняется большим количеством участников, который называется хор. Хор – это оркестр, в котором вместо инструментов звучат голоса.
Фея: И слон, и комарик,
Былинка и колос
Имеют, имеют свой собственный голос.
Нотка ДО: У мышки – сопрано,
У птички – сопрано,
И мамы нам песни сопрано поют,
И бабушки внуков сопрано зовут.
Нотка РЕ: Я с папой могу обо всём говорить,
У папы могу, что угодно спросить.
И голос внимательно слушаю, он
Зовётся у папы мужской баритон
.Нотка МИ: Лишь только услышу, друзья, пару фраз,
Сомнения нет – это дедушкин бас.
Мой дед капитаном на флоте служил,
Он дружбой и честью всегда дорожил.
Он басом команды всегда отдаёт:
«Полный назад!» и «Полный вперёд!»
Нотка ФА: В соседней квартире певица живёт,
Красивым контральто романсы поёт.
Нотка СОЛЬ: На улице дворники спорили рано:
Тенор кричал на меццо-сопрано.
Нотка ЛЯ: Альт и дискант – мои друзья…
Нотка СИ: Какой же голос тогда у меня?
«Есть у Тома дружный хор» эст. нар. песня, обр. Я. Людиг в исполнении всех участников
Фея: Вот видите, дети, в сказочной стране Звукляндии даже животные любят петь.
А чтобы хор звучал слаженно, ему нужен… Догадались? Тогда слушайте загадку.
Он отличный музыкант,
У него большой талант.
Палочкой взмахнул и вот-
В зале музыка живёт!
Зазвучал оркестр и хор
Кто он, дети? (дирижёр).
Сейчас произойдет ещё одно чудо, и моя волшебная палочка превратится в дирижёрскую.
Фея снимает с палочки наконечник-звёздочку и передаёт палочку ребёнку, желающему исполнить роль дирижёра
Песенка: Хорошо, дирижёр у нас есть, но этого недостаточно. Каждый участник хора должен знать, как нужно правильно сидеть при пении, чтобы звук лился ровно и красиво.
«Петь приятно и удобно» Муз.В.Кистеня, сл.В.Степанова
Песенка: Но ведь песню можно исполнять не только хором, но и ансамблем.
Нотка: А что такое ансамбль?
Фея: «Ансамбль» в переводе с французского языка означает «вместе». Количество участников может быть разным, но не должно превышать двенадцати.
Послушайте, я расскажу вам сказку. Однажды бегал заяц по лесу и оказался на небольшой полянке. День был летний, солнечный и настроение у зайца было отличное. Незаметно для себя он начал напевать песенку, сначала тихо, а потом всё веселее и громче.
Выбегает заяц, напевая простую мелодию
Фея: Бежала мимо лиса, остановилась у кусточка и стала наблюдать за зайцем. Сидит лиса, слушает, и так ей эта песенка понравилась, что она стала подпевать зайцу.
Заяц: Ой!
Лиса: Не бойся, я тебя не трону. Какая красивая у тебя песенка! Давай петь вместе!
Поют вместе
Песенка: Теперь они уже пели песню вдвоём. Вдруг на другой стороне полянки появился волк, он смотрел на зайца и лису, не веря своим глазам. А заяц и лиса как ни в чём не бывало продолжали петь. Первой волка увидела лиса.
Лиса:- Волк, дружище,- не хочешь ли ты присоединиться к нашему дуэту?
Волк: - Да я и петь-то не умею, но могу попробовать.
Фея: И начали они петь втроём, но втроём у них ничего не получалось. Волк пел грубо и фальшиво.
Лиса: - Нет, терцет у нас не получается. Тебе, волк, наверное, медведь на ухо наступил...
Выходит Медведь, сердито рычит
Медведь:- Не наступал я ему на ухо, просто волк этой песни не знает. И вообще, кто такое придумал – «медведь на ухо наступил»? Я здесь совсем ни при чём. Когда волк выучит эту песню, у него тоже хорошо получится, ведь музыкальный слух у него есть! Пусть лиса и заяц споют ещё эту песню, а мы с волком будем слушать и запоминать. Потом уже будем петь вчетвером, то есть квартетом.
Лиса и Заяц напевают мотив, а Волк правильно повторяет.
Нотка ЛЯ: Как всё просто! Если поющих двое – это дуэт,
Нотка СИ: Трое – трио,
Нотка ДО: Четверо – квартет,
Нотка РЕ: А если исполнитель один, то его называют солист.
Песенка: В стране Звукляндии не только можно узнать много нового и полезного, но и хорошо повеселиться. Ведь, кто любит петь, у того всегда хорошее настроение. Я предлагаю музыкальное соревнование (разделить первоклассников на две группы). Есть такая игра про садовника и цветы:
«Я садовником родился,
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели, кроме розы».
Вместо цветов мы будем называть песни. Итак, начинаем!
В музыкантах я родился,
Не на шутку рассердился,
Все мне песни надоели,
Кроме – «Голубой вагон».
Первая группа поёт куплет песни. Затем эта группа вместе с ведущими продолжает игру
В музыкантах мы родились,
Не на шутку рассердились,
Все нам песни надоели,
Кроме – «Весёлые путешественники» и т.д.
используются песни, выученные в подготовительном классе
Фея: Как вы хорошо поёте, ребята. После того, как вы с блеском прошли все испытания, настал момент произнесения «Клятвы юного музыканта». Повторяйте за мной:
Клянусь готовить домашнее задание по всем предметам!
Все: Клянусь!
Фея: Клянусь внимательно слушать учителей!
Все: Клянусь!
Фея: Клянусь с удовольствием участвовать в музыкальных концертах школы!
Все: Клянусь!
Фея: Клянусь дорожить честью школы!
Все: Клянусь!
Нотка МИ: Спасибо тебе, Фея, за твои волшебные подарки и чудеса, прилетай к нам ещё.
Нотка ФА: А мы споём тебе на прощание нашу любимую песню.
Муз.И.Пескова, сл.С.Фурина «Чтобы солнышко светило». Фея уходит
Песенка: Ребята, нам пришла пора расставаться. Я не прощаюсь с вами, а говорю «до свидания». Уверенно и смело шагайте по музыкальной лестнице. С вами рядом будут весёлые песни и хорошее настроение! На прощание хочется подарить вам стихотворение поэтессы Светланы Куралех «Хорошее настроение».
Я проснулся утром рано.
Начал день свой, как всегда,
Но едва коснулся крана, как запела вдруг вода.
Мама встать уже успела,
Вот и чайник закипел.
Где-то радио запело,
За стеной сосед запел.
Вот запели половицы,
Вот запел, защёлкал двор –
Там на клён слетелись птицы,
Получился целый хор.
Шёл я в школу утром рано,-
Пели весело фонтаны.
Горизонт был чист и светел,
Каждый песню пел свою…
Шёл я, шёл и вдруг заметил,
Что иду и сам пою.
Нотки и Песенка (вместе): Счастливого пути! И до новых встреч в стране Звукляндии!
Список литературы