Роль межпредметных связей в процессе воспитания обучающихся в ДШИ


Автор: Кузнецова Светлана Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Роль межпредметных связей в процессе воспитания обучающихся в ДШИ

Краткое описание работы: О единой направленности работе педагогов всех специальностей в ДШИ

   

Назначение любой ДШИ – дать общее музыкальное образование. В основу образовательного процесса  положена концепция развивающего обучения: работа над приобретением исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним , универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных возможностей.  Преподаватели всех дисциплин  школы призваны прививать любовь к искусству, эстетически воспитывать, а наиболее одаренных детей подготовить к дальнейшему обучению в профессиональных учебных заведениях.

Одним из важных вопросов, занимающих умы многих педагогов-музыкантов - это вопрос о взаимосвязи специальных и теоретических дисциплин.

Повседневный контакт между преподавателями играет очень важную роль, так как у них единые  задачи:   раскрыть и развить музыкальные данные учащихся, дать им ряд практических навыков, научить их слышать, воспринимать и осознавать музыкальное звучание во всем его многообразии.  

     Одним из важных навыков является слуховое развитие обучающихся  , которое в процессе музыкального обучения осуществляется комплексно посредством слушания музыки, разбора произведений , пения , игры на инструменте и путем специальных  упражнений в классе сольфеджио. Как бы не важны они были для развития слухового аппарата, не приведут к этой цели, если слух постоянно не питать художественными впечатлениями от прослушивания самой разнообразной музыки и не оттачивать его в практике исполнения. Цитируя  Генриха Густавовича Нейгауза:  «Звук – есть основа, сама материя музыки, облагораживая и совершенствуя звук , мы поднимаем музыку на большую высоту.»  

    «Работа над звуком – самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми, эмоциональными и душевными качествами ученика.
   Чем грубее слух, тем тупее, примитивнее звук. Развивая слух, мы непосредственно действуем на звук, работая на инструменте над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его»

   «В сущности – всё сводится к одному – внимательно себя слушать», говорил Константин Николаевич Игумнов – волшебник фортепианного звука.  Слушать - значит держать. Звучит то, что держится. Пока  пианист слушает звук – звук движется, а бывает и наоборот : звук стоит, а пианист движется» , это слова Евгения Михайловича Тимакина, ученика К. Н. Игумнова .  «О любом, очень хорошем пианисте всегда говорится: «Какой у него прекрасный звук, как у него звучит и т.д. Но то, что на нас действует как прекрасный звук, есть на самом деле нечто гораздо большее – это выразительность исполнения, т.е. организация звуков в процессе исполняемого произведения. Одна из основных задач педагога – пианиста должна сводиться к тому, чтобы научить ученика себя слушать  - умение слышать  – основа пианистического мастерства».  

Основным принципом туше (соприкосновением с клавиатурой) должен являться принцип « слияния  пальцев» с клавиатурой   - это выражение само по себе как бы перекликается с выражением – «соприкасаться с клавиатурой». Работая над звуком, мы должны уберечься от «ударных тенденций», от так называемого «аншлага» (удар) ,  от чрезмерного  давления на клавиатуру . По словам Константина Николаевича Игумнова : «Нелепо давить на стул , когда сидишь , не менее нелепо давить на клавиши , когда играешь»  . Необходимо стремиться к плавным , слитным и оправданным  внутренним содержанием исполняемого произведения , движениям   -  естественным и свободным . При этом , прежде всего , нужно помнить , что сыграть на фортепиано в физическом отношении очень легко. Для достижения наилучших результатов владения разнообразными  качествами звука, необходимо использовать все возможности тела  -  от сустава пальца , до всего туловища . Все движения пианиста во время игры должны быть подчинены слуховому контролю . Работа над звуком , есть  прежде всего работа над его качеством – над певучестью  - главным из качеств звука. «Пение  - это главный закон музыкального исполнения ,  жизненная основа музыки».

   В этих словах великого музыканта выражена сущность взаимосвязей многих задач. По окончании   ДМШ и ДШИ  учащиеся должны уметь сыграть или спеть по нотам несложные произведения, иметь навыки аккомпанирования пению. Раздел «Чтение с листа» вошел в учебные планы и программы всех дисциплин. Работа над этим в специальных и теоретических классах требует предварительного анализа,  опирается на ладовое восприятие мелодии , а для этого слух должен быть соответственно подготовлен . Нельзя допускать механического прочтения от ноты к ноте ,  нужно  добиваться охвата учащимися  музыкального  целого.

Полезно практиковать чтение с листа в четыре руки на фортепиано, в различных музыкальных ансамблях (скрипка и фортепиано, виолончель и фортепиано, две скрипки и т.п.), в оркестре, хоре, двух- и трехголосно на уроках сольфеджио. Это воспитывает исполнительскую волю, заставляет обращать внимание на ритмическую пульсацию произведения.

Подбор мелодии по слуху и транспонирование,   пение с листа, имеет большое практическое значение. С самого начала обучения специалисты и теоретики справедливо считают это одной из важных форм работы ,

     причем методика здесь, как и в чтении с листа, содержит много общего:

- работу следует начинать с простейших мелодий  в небольшом диапазоне, постепенно расширяя его, добиваться сознательного умения слушать  и определять структуру транспонируемой музыки;

-   мелодии и другие голоса пропеваются внутренним слухом, настраиваясь на новую тональность, причём ученик должен хорошо знать материал на память .Занятия приносят огромную пользу для развития музыкальности ученика.

     В классах сольфеджио следует продолжать работу по подбору и транспонированию мелодий по слуху, а так же по подбору аккомпанемента. Но в теоретических классах невозможно систематически заниматься с каждым учеником индивидуально. Здесь необходима помощь специалиста,  который может  не только прослушать ученика и указать ему на ошибки , но и дать совет в отношении применений той или иной фактуры , подсказать аппликатуру и т.д.

     Приступая к изучению интервалов, аккордов в классе сольфеджио, необходимо познакомить учащихся с их звучанием в музыкальном контексте, для того, чтобы учащиеся почувствовали , что интервалы и аккорды не есть нечто отвлеченное -  из них складываются музыкальные произведения. У опытных педагогов - теоретиков много накопленных примеров из литературы на каждый интервал, аккорд. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы учащиеся нашли их в музыке, и в первую очередь в произведениях, которые  сами исполняют в специальных классах.  Попросить учащихся   найти пройденные аккорды, разбор с гармоническим анализом  принести на урок.

     Желательно, чтобы педагоги по специальности в своих занятиях использовали получаемые учащимися на уроках сольфеджио знания. Это  развивает учащихся, делает их более  грамотными, музыкальное исполнение  осмысленным и  оказывает большую практическую помощь в работе. Например, известно, что гармонический анализ произведения (конечно, в пределах теоретических знаний учащихся) способствует более быстрому его запоминанию, сводит к минимуму количество ошибок. Из опыта выдающегося пианиста – педагога  Карла  Леймера: «Чтобы развить  память, нужно применять логическое продумывание текста, требующее специального  разбора». И указывает в своей статье (Современная фортепианная игра  - метод Леймера – Гизекинга) на то, что Вальтер Гизекинг (выдающийся немецкий пианист), имеющий, вероятно, среди современных пианистов, самый обширный репертуар , запечатлевает в своей феноменальной памяти все трудные произведения не в процессе игры , не за фортепиано , а только в процессе логического продумывания нотного текста . При усовершенствовании этого процесса становится даже возможным в течение  ошеломляюще короткого промежутка времени так подготовить и техническую сторону, что произведение безукоризненно исполняется наизусть без всяких  упражнений за инструментом. Конечно , предпосылкой такого запечатления нового произведения является , наряду с хорошей памятью , длительная тренировка  -- память должна без перерыва упражняться , заучивая небольшие отрывки . От начинающих ,   даже от детей , уместно ежечасно требовать уверенной игры на память хотя бы одного или двух тактов  . По словам Карла Леймера, эта тренировка принесёт  хорошие  плоды» .

    На уроках музыкальной литературы обязательно надо использовать детские (музыкальные) иллюстрации. Они не только помогают педагогу закрепить  навыки, но и оживляют и активируют весь педагогический процесс.

    Изучение полифонических произведений на уроках специальности и музыкальной литературы так же должно опираться на практические навыки пения двух – и трехголосных мелодий на уроках сольфеджио и в хоре. Очень полезным упражнением является одновременное пение одного из голосов и исполнение на инструменте другого; учащиеся, овладевшие этим навыком на уроках сольфеджио, обычно легко справляются с разучиванием и исполнением полифонических произведений в специальных классах, так как хорошо слышат все голоса. Одна из главных задач, встающих на пути изучения полифонических пьес  - это работа над певучестью, интонационной выразительностью. Самостоятельность  голосов, независимость голосов тем ярче , чем ярче  ,  рельефнее фразировка каждого голоса .

      На занятиях по   музыкальной литературе, слушая  музыку, развивая у детей способность откликаться на выразительность её художественных образов и осознавать отдельные элементы музыкальной речи, мы совершенствуем их слух в его главной функции - как аппарат восприятия контроля и анализа. Народные песни в обработке композиторов учащиеся  поют ,  слушают,  разбирают, и играют. Произведения  европейских, русских, советских классиков входят в годовые требования каждого исполнительского класса, они изучаются на уроках музыкальной литературы, специальности, хора, сольфеджио на протяжении всего курса обучения.
     Так, прослеживание за музыкой по нотам при её прослушивании позволяет учащимся ориентироваться в музыкальном тексте сочинений, облегчает освоение навыка игры и пения по нотам.  В тоже время работа с хрестоматией по музыкальной литературе возможна благодаря опыту, приобретенному в классе игры на инструменте. Все преподаватели добиваются знания итальянской терминологии на всех предметах. Несколько слов о роли хора в цикле учебных дисциплин. С сольфеджио его связывает работа над вокальными навыками, интонацией, дыханием ; со специальными дисциплинами – исполнительские задачи , возникающие в процессе изучения и исполнения произведения.                              

        На хоровых занятиях, как и на уроках специальности и музыкальной литературы, учащихся следует знакомить не только с содержанием музыкальных произведений, но и  со стилистическими особенностями и формой.  По словам Самуила Евгеньевича   Фейнберга: «Один из лучших советов, какой мы можем дать ученикам, серьёзно занимающимся на фортепиано, это – учиться прекрасному искусству пения». Те пианисты, у которых поверхностное представление о хорошем пении, гораздо реже владеют и хорошим , выразительным звуком : Глюк, Гайдн, Моцарт и др. знаменитости всех времён пели в юности.  Ещё Филипп Эмануэль Бах рекомендовал  «посещать хороших певцов – музыкантов, чтобы научиться хорошему исполнению…», он писал  : «В особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как от них выучишься мыслить спетым . Затем очень полезно -- для правильного исполнения фразы , пропеть её самому . Этим путём всегда большему научишься , чем из книг и рассуждений».Человеческий голос – лучший из инструментов ; он должен служить образцом при исполнении всех мелодических пассажей. Фридерик Шопен на уроках с учениками больше всего добивался того, чтобы  рояль «пел» под пальцами и убеждал учеников поменьше слушать фортепианных виртуозов, побольше – выдающихся певцов. Когда  Антону Рубинштейну задали вопрос:  «В чём секрет магического воздействия его игры на публику?» он ответил : «Я много труда потратил, чтобы добиться пения на фортепиано». Комментируя это признание, Генрих Густавович Нейгауз заметил:  «Золотые слова !   Они должны бы быть выгравированы на мраморе в каждом фортепианном классе. Отношение к фортепиано, как к « поющему» инструменту объединяло всех великих русских пианистов.  Ныне оно является ведущим принципом русской фортепианной педагогики .

     Хоровые занятия воспитывают умение петь, чисто интонировать, слушать, вырабатывают навыки слухового контроля, столь необходимого в специальных классах; кроме того, постоянно обращается внимание учащихся на голосоведение, что оказывает большую помощь специалистам в работе над полифонией.  В хоре ученики постоянно слышат в живом звучании интервалы и аккорды, с которыми они имеют дело на уроках сольфеджио и специальности. Наконец, на уроках хора вырабатывается навык чтения с листа.

   Большое значение в учебном процессе имеет правильный подбор репертуара. Он должен быть ценным в художественном отношении, доступен  детям по содержанию и соответствовать методическим задачам на разных этапах обучения.

       Итак, для выполнения одной из основных задач музыкального обучения – воспитание формирования будущего музыканта – профессионала или любителя, необходима единая направленность в работе педагогов всех специальностей, нужна связь между преподаванием специальных и теоретических дисциплин.  Для осуществления этой задачи необходимо, чтобы педагоги - теоретики чаще  обращались к живой музыкальной практике учащихся, а педагоги - специалисты не ограничивались обучением игре на инструменте, а всесторонне развивали учащихся , опираясь на знания , полученные в теоретических классах. «Музыкальный педагог не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время музыкальным историком, музыкальным этнографом, исполнителем владеющим инструментом… Главное, он должен знать музыкальную литературу, т.е. музыкальные произведения в возможно большем количестве» (из высказываний музыковеда  - публициста Бориса Владимировича  Асафьева ).

    Комплексный подход в методе преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных предметов, единство целей обучения и практическая слуховая основа всех дисциплин в ДШИ создает благоприятные объективные условия для разносторонних  и плодотворных межпредметных  связей  в музыкальном  воспитательном  процессе.

 

 Используемая литература :

  1.    Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей под общей редакцией В. Натансона. М,1981 г.
  2.   Ф.Брянская. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Классика XXI века. М. 2009 г.
  3.   Б. Кременштейн. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. Классика XXI века. М, 2009 г.
  4. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей , общая  редакция  С.М. Хентовой, М,1966 г .            
  5. Е. Тимакин «Воспитание пианиста». Издательство «Советский композитор»  1989 г.