Рабочая программа по музыкальному воспитанию "Весёлые нотки" (игра на детских музыкальных инструментах)


Автор: Солдаткина Ольга Владимировна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Рабочая программа по музыкальному воспитанию "Весёлые нотки" (игра на детских музыкальных инструментах)

Краткое описание работы: Рабочая программа направлена на решение задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в МКДОУ д/с № 42. Программа призвана обеспечивать эстетическое развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и творческой деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей. Программа ориентирована на детей от 5 до 8 лет.

  1. 1.     ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.         Пояснительная записка

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве. Древние греки считали, что основой прекрасного является Гармония. Древнегреческий философ Платон и его последователи полагали, что «… воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим…».

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальной деятельности, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

В содержании ФГОС ДОУ отмечается направленность на социализацию и индивидуализацию развития личности ребёнка в мир социальных отношений, начиная с 2 месяцев и заканчивая 8 годами. Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования музыкальная деятельность представлена в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» наряду с двумя видами искусства: изобразительным и литературным. Это является большим плюсом в плане облегчения объединения нескольких видов искусства. Так как, главное в музыкальном развитии дошкольников согласно ФГОС ДО – общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов в этом все виды искусства одинаковы.

 Рабочая программа по художественному – эстетическому воспитанию разработана в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
  4. Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. «Основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста» от 27.08.2015 г.

Рабочая программа направлена на решение задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в МКДОУ д/с № 42.  Программа призвана обеспечивать эстетическое развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и творческой деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей. Программа ориентирована на детей от 5 до 8 лет.

Детское музицирование способствует активному развитию музыкальных способностей детей. Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Наиболее развернутая характеристика музыкальных способностей была дана классиком отечественной психологии Б. М. Тепловым: 1) ладовое чувство – способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; 2) музыкально-слуховые представления – способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющие основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; 3) музыкально - ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания. По мнению учёных, психологов музыкальные способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Поэтому для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Анализируя вышеизложенные факты, можно сделать вывод о том, насколько важно создавать условия для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и немаловажную роль в этом игры на музыкальных инструментах.

Занятия дадут позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Дети искренне будут радоваться каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставят «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появится ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Развивая творческий потенциал с детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

 

1.1.1.  Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель: способствовать развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Задачи:

1.  Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию.

2.  Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.

3.  Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.

4.  Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

5.  Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.

 

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Основой для построения рабочей программы является системно-деятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС:

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательной деятельности.

 

1.1.3.  Характеристики  развития детей

Характеристика особенностей музыкального развития детей старшей группы (5-6 лет)

На  шестом  году  жизни  дети  эмоционально,  непринужденно  отзываются  на  музыку,  у  них  появляется  устойчивый  интерес  к музыкальным  замятиям.  Они  не  только  предпочитают  тот      или иной  вид  музыкальной  деятельности,  но  и  избирательно  относятся  к различным его формам, например, больше танцуют, чем водят хороводы, у них появляются любимые песни, игры, пляски.

Дети способны усвоить отдельные связи и зависимости от музыкальных явлений: «Это музыка-марш, и надо играть бодро, смело». Они могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как исполняется, например, лирическая песня. «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно», — говорит ребенок. На основе опыта слушания музыки ребята способны к некоторым обобщениям. Так, о музыкальном вступлении они говорят: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь, не начали танцевать».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звуки в интервалах квинты, кварты, терции. Они привыкают пользоваться слуховым контролем и начинают произвольно владеть голосом. У некоторых голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре1си1, хотя у отдельных детей хорошо звучит до2.

Задачи: воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления, развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации, выразительность ритмических движений под музыку, точность приемов игры на детских музыкальных инструментах.

Развивать творческую активность: в импровизации попевок, плясовых движений, инсценировок.

Характеристика особенностей музыкального развития детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети 6 — 7 лет могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, выделить выразительные  средства,  почувствовать  разнообразные  оттенки  настроения, переданные в музыке.

Ребенок  способен  к  целостному  восприятию  музыкального  образа,  что  важно  и  для  воспитания  эстетического  отношения  к окружающему.  Целостное  восприятие  музыки  не  снижается,  если  ставится  задача  вслушиваться,  выделять,  различать  наиболее  яркие средства  «музыкального  языка».  Благодаря  этому  дети  действуют  в  соответствии  с  определенным  образом  при  слушании  музыки, исполнении песен и танцевальных движений.

Голосовой аппарат укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, в связи с чем охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы пение было негромким, а диапазон постепенно расширялся — ре1–до2.  

В певческих голосах семилеток проявляются напевность и звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор звучит еще недостаточно устойчиво и стройно.

Дети охотно импровизируют различные мотивы, отвечают на «музыкальные вопросы», сочиняют мелодию на заданный текст. Они овладевают основными движениями (ходьбой, бегом, прыжками), выполняемыми под музыку, элементами народных плясок, простейшими движениями бального танца, умело ориентируются в пространстве при перестроении в танцах, хороводах.

Уровень  развития  музыкального  восприятия  позволяет  ребенку  выразительно,  ритмично  передавать  характер  музыки,  отметить  в движении  некоторые  ее  выразительные  средства,  изменить  характер  движений  в  соответствии  с  формой  произведения,  его  частями, предложениями, фразами. Дети инсценируют в движении песни, варьируют танцевальные движения, передают музыкально-игровые образы.

В этом возрасте ребенок легко овладевает приемами игры не только на ударных, но и на клавишных (металлофоны, баяны), духовых (триола) и струнных (цитра) инструментах, они играют по одному, небольшими группами и всем коллективом.

Задачи: учить детей самостоятельно, всем вместе начинать и заканчивать песню, сохранять указанный темп, петь, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание, смягчать концы музыкальных фраз, точно выполнять ритмический рисунок, правильно передавать мелодию, исправлять ошибки в пении; различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; импровизировать различные попевки на основе хорошо усвоенных певческих навыков.

Учить детей выразительно и непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальными образами, характером музыки; ускорять и замедлять  движения,  менять  их  в  соответствии  с  музыкальными  фразами;  уметь  ходить  торжественно-празднично,  легко-ритмично, стремительно-широко, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с предметами, ориентироваться в пространстве; инсценировать игровые песни, импровизировать танцевальные движения, составляя несложные композиции плясок.

Учить простейшим приемам игры на разных детских музыкальных инструментах: правильно расходовать дыхание, играя на триолах, дудочках; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракас; играть в ансамбле.

 

1.2.         Планируемые результаты освоения программы

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Планируемые результаты освоения программы:

 

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности:

- сформируется чувство коллективизма, сплоченности дошкольников и умение следовать общей идее;

- разовьются музыкальные способности, интерес к игре на музыкальных инструментах;

- воспитается вера в свои силы, в свои творческие способности;

- познакомятся с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;

- овладеют приемами игры на различных музыкальных инструментах;

- овладеют навыками ансамблевого исполнения;

- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения;

- проявлять творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость в освоении новой музыкальной деятельности.

 

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

•   диагностика усвоения детьми данного материала

•   открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

Диагностика проводится в начале года, а также в середине и в конце. Полученные данные позволяют судить об индивидуальном качественном своеобразии музыкального развития ребенка, помогают выявить сильные и слабые её звенья и являются основой индивидуального подхода. На основе диагностики осуществляется подбор репертуара для исполнения оркестром.

 

Диагностические критерии

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Знакомство с музыкальными инструментами

 

Знает название инструментов и об  их происхождении, способы звукоизвлечения

Называет музыкальные инструменты, владеет первичными знаниями о происхождении инструмента, владеет приемами игры

Называет  не  все  музыкальные  инструменты, представления  о  происхождении  инструмента  ограничены, владеет приемами игры

Затрудняется с ответом

Музыкальная грамота

 

Музыкально-слуховые  представления: высокие  и  низкие  звуки, динамические  оттенки (тихо-громко), сильная  доля,  темп, пауза, двух  и  трёх дольный  размер

Различает  звуки  по  высоте, динамику, двух  и  трёх  дольный  размер, слышит  сильную  долю, паузы

 

Затрудняется различать

 

 

Не различает

Музыкально-ритмические игры

 

Выполняет простейший  ритмический  рисунок    с  помощью   хлопков  и  на музыкальном инструменте

Верно,  передает  хлопками ритмический  рисунок

Передает ритмический рисунок с помощью педагога

 

 

Не передает

Игра в оркестре

 

Играет на музыкальных инструментах, соблюдая общий темп, ритм и динамику

Владеет игрой на музыкальных инструментах, соблюдает темп, ритм и динамику

Играет не на всех музыкальных инструментах, но соблюдает темп, ритм и динамику

Затрудняется играть слаженно в оркестре

 

 

Диагностическая таблица

Фамилия, имя ребенка

Знакомство с музыкальными инструментами

Музыкальная грамота

Музыкально-ритмические игры

Игра в оркестре

1

2

3

4

5

6

 1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Уровень освоения:

Низкий уровень – 1 балл

Средний уровень – 2 балла

Высокий уровень – 3 балла

 

Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003

  1. 2.     СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.         Описание образовательной деятельности.

 

Образовательная деятельность по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста реализуется в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ д/с № 42», а также данная программа реализуется на основе программы «Ладушки» И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой для детей 5-7 лет, которая нацелена на личностно – ориентированный подход к каждому ребёнку с учётом их психолого – возрастных и индивидуальных особенностей, развивает нравственные, интеллектуальные, эстетические качества. Обеспечивает развитие в различных видах художественно – эстетического направления.

 

Методы реализации

 

  • Словесные:  объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение;
  • Наглядные: учебные пособия, использование иллюстраций.
  • Практические:  личный показ, показ ребенком.
  • Проведение анализа в конце занятия

 

Основные критерии при выборе инструментов для детского оркестра:

 

  • простота при музицировании, 
  •  чистый строй, 
  • достаточно громкий звук. 

 

Формы образовательной деятельности

 

Формы работы

Режимные моменты

 

Совместная деятельность с детьми

 

 

Самостоятельная деятельность детей

 

Совместная деятельность с

педагога

семьей

 

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые Подгрупповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальных

занятиях;

- на других занятиях

- во время прогулки

- в сюжетно-ролевых

играх

- на праздниках и

развлечениях

• Занятия

• Праздники, развлечения

• Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Игры

- Празднование дней рождения

• Создание условий для самостоятельной музыкальной

деятельности в группе: подбор

музыкальных инструментов,

музыкальных игрушек, макетов

инструментов, хорошо

иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному

репертуару», театральных кукол,

атрибутов для ряженья,

элементов костюмов различных персонажей. Портреты

композиторов. ТСО

  • · Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в музицировании
  • · Музыкально-дидактические игры
  • · Игры-драматизации
  • · Аккомпанемент в пении, танце и др.
  • · Детский ансамбль, оркестр
  • · Игра в «концерт», «музыкальные

занятия»

 

-Совместные праздники, развлечения

в ДОУ (включение родителей в

праздники и подготовку к ним)

-Театрализованная деятельность

(концерты родителей для детей,

совместные выступления детей и

родителей, совместные

театрализованные представления,

шумовой оркестр)

-Открытые музыкальные занятия для родителей

-Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды,

папки или ширмы-передвижки)

-Создание музея любимого

композитора

-Оказание помощи родителям по

созданию предметно-музыкальной

среды в семье

-Посещения детских музыкальных

театров

-Совместный ансамбль, оркестр

Формы организации: музыкальные занятия, вечера досуга, самостоятельная игровая деятельность.

Виды музыкальной деятельности:

1)    выразительное движение;

2)    развитие чувства ритма, музицирование;

3)    пальчиковая гимнастика;

4)    слушание музыки;

5)    распевание, пение.

Перспективный план реализации программы

 

Старшая группа

 

 Период 

 Программное содержание 

 Музыкальный репертуар 

 1 раздел.  Знакомство с инструментами и оркестрами 

Сентябрь – октябрь 

Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические), ударные «мелодические», духовые, пневматические. Познакомить с инструментами К.Орфа: колокольчик-сопрано, колокольчик-альт, металлофон, ксилофон-сопрано, ксилофон-альт. 

Использовать любые звуки окружающего мира, записанные на CD диск 

Ноябрь – декабрь  

   Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник) 

П. Чайковский, фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» 

Январь – февраль  

 Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.) 

С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» 

 

Март – апрель  

 

 

 

Познакомить с народными инструментами: гармоника, балалайка, домбра, гусли, трещотка, коробочка, баян и др. 

Познакомить с оркестром русских народных инструментов. 

Русские народные мелодии: 

«Пастушок играет на рожке», 

«Пойду ль, выйду ль я», 

«Полянка» и др. 

 II раздел.  Элементарная музыкальная грамота 

Сентябрь – октябрь 

   Познакомить с понятиями:  

  • музыкальные и немузыкальные звуки,  
  • звуки высокие и низкие, долгие и короткие;  
  • темп; длительности – четверть, восьмые, половинка; 
  • Динамика – форте и пиано 

 

Ноябрь – декабрь  

   Познакомить с понятиями: сильная доля, пульс музыки; размер 2/4; пауза четвертная; гамма; тоника. 

Познакомить с записью ритмов     

  • Та,  та,  та,  пауза.          Ти-ти, та        и др. 

 

 

Январь – февраль  

Закреплять пройденные понятия. 

Познакомить с размером ¾, объяснить пульсацию и выделение сильной доли в размере ¾. 

Знакомить с новыми понятиями «мажор», «минор», «затакт». 

Познакомить с записью ритмов в размере ¾: 

          Та, та, та         Ти-ти, та, та            Та, пауза, та 

Объяснить, что такое вступление, заключение. 

 

 

Март – апрель  

 

 

Закреплять пройденный материал. 

Познакомить с размером 4/4, пульсацией и выделением сильной доли в размере 4/4. 

Познакомить  с записью ритмов в размере 4/4. 

Объяснить понятия «октава», «целая нота». 

 

 

Май 

Повторение и закрепление пройденного материала. 

 

III раздел.  Подготовительные упражнения

 

Сентябрь – октябрь 

   Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах. 

В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике. 

Выделять сильную долю такта. 

Работать над ритмами:  та, та, ти-ти, та. 

На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук. 

Марши А.Филиппенко, С.Прокофьева, А.Жилинского,  

Н. Метлова, 

Польки П.Чайковского, М.Глинки, А.Спадавеккиа, 

«Итальянская полька» С.Рахманинова, 

«В садике» С.Майкапара 

Ноябрь – декабрь  

Выделять сильную долю на слух в игре на детских музыкальных инструментах. 

Работать над ритмическими эталонами: 

     Та,   та        Ти-ти,  та        Та-а        Та, пауза      Пауза, та 

Знакомить с тактированием и дирижированием на 2/4. 

Передавать чередование метроритмического пульса и сильной доли такта. 

Играть простейшие партитуры в размере 2/4: 

       Та,      та,    Та,      та 

        Ти-ти, та     Ти-ти,  та 

Играть гаммы вверх и вниз. 

Играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле. 

«Звенящий треугольник» Р.Рустамова, 

«Немецкая песенка» П.Чайковского, 

«Игра со звоночками» Ю.Рожавской, 

«Этюд с музыкальными инструментами»  

Ф. Госсека; 

«Полька» М.Глинки, 

«Аннушка», чеш.нар.мелодия 

 

«Лесенка» Е.Тиличеевой 

«Андрей-воробей», рус.нар.песня; 

«Небо синее» Е.Тиличеевой 

Январь – февраль  

Учить детей определять на слух размеры 2/4 и ¾. 

В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом. 

Работать над ритмическими эталонами в размере ¾ 

Та, та, та          Та, ти-ти, та        Пауза, та, та         Та, та, пауза 

Выделять сильную долю. 

Играть и петь гаммы  До мажор. 

Тактировать и дирижировать на ¾. 

Играть попевки индивидуально и в ансамбле. 

Уметь читать партитуры в размере ¾. 

   Та,    та,  та                  Та,  та,   та 

  Та,   та,  пауза          Та,  та,   пауза 

Вальсы П. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана, Э.Грига; 

«экосез» Л. Бетховена; 

«Менуэт» И Баха; 

Латвийская народная полька 

 

 

 

 

 

 

«Скок,скок, поскок», рус.нар.песня, 

«Василёк», рус.нар.песня, 

«Игра с погремушками» С. Майкапара, 

«Сорока-сорока», рус.нар.попевка 

Март – апрель  

 

 

Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю 

Определять на слух размеры 2/4,  3/4,  4/4 

Выделять сильную долю 

 

Уметь читать партитуры в размере 4/4: 

  Та,  та,       та,  та         Та,   та,      та,  та 

  Та,  ти-ти,  та,  та         Та,  ти-ти,  та,  та 

Познакомить с игрой «Ритмическое эхо» 

Играть на металлофоне песенки, состоящие из 2-3 звуков 

Работать над ритмическими эталонами 4/4 

Та,  та,  та,  та     Та, ти-ти, та,  та    Та, пауза, та, пауза 

«Танец маленьких лебедей» П. Чайковского, 

«Киска» М.Дюбуа, 

«Натали и Дед Мороз»  

М. Дюбуа, 

«Танец дикарей»  

Е. Накада, 

«Тамбурин» Ж.Рамо 

 

 

 

Ре, до, ре, до – капли капают в ведро 

До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми. 

«Этюд» А. Рожицки 

Май 

Повторение и закрепление пройденного материала. 

 

 IV раздел.  Игра в оркестре  (ансамбле) 

Сентябрь – октябрь 

   Учить детей: 

 – играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре); 

 –  играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение; 

 –  индивидуально разучивать партии. 

«Полька», М. Глинки; 

 

«Петушок», рус.нар.песня 

 

 

«Вот какие чудеса», А.Филиппенко 

Ноябрь – декабрь  

   Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий теми, динамику и настроение музыкального произведения. 

Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра. 

Аудиозапись любой русской народной мелодии», 

«Вот какие чудеса»  

А. Филиппенко, 

«Часики»  

М. Вольфензона 

Январь – февраль  

  Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки. 

Играть гаммы в различных ритмических вариантах. 

Разучивать партии индивидуально и небольшими группами. 

Играть небольшими группами инструментов. 

Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамку, одновременно начинать и заканчивать исполнение. 

Русские народные песни: 

«Василек», «На зеленом лугу», 

«Зайчик»; 

«Часики»  

М. Вольфензона; 

«Вальс петушков»  

И. Стрибогга 

 

Март – апрель  

 

 

Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов. 

Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания. 

«Старинная французская песенка» П. Чайковского. 

 

Май 

Повторение и закрепление пройденного 

Подготовка и проведение концерта. 

 

 V раздел.  Творческие задания 

 

Сентябрь – октябрь 

Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов.  

Звукоподражать голосам животных и птиц. 

Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов 

Уметь отгадывать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок. 

 

 

Ноябрь – декабрь  

Уметь подыграть музыканту. 

Импровизировать «Дождик».  

Импровизация сказки «Теремок» 

Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст. 

 

 

Январь – февраль  

Импровизации на ударных (ритмических) инструментах. 

Играть в оркестре. 

Проговаривать различные тексты в определенном размере. 

Играть с дирижером. 

 

 

Март – апрель  

 

 

Импровизации на «мелодических» ударных инструментах. 

Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами. 

Подыграть музыканту. 

Импровизация «Гроза». 

Отзовись, кого зовут. 

Сочинить сопровождение. 

 

 

Май  

Закрепление и повторение пройденного материала. 

 

 

Подготовительная к школе группа

 

 

Период 

 

 

Программное содержание 

 

 

Музыкальный репертуар 

 

I раздел.  Знакомство с инструментами и оркестрами 

 

Сентябрь – октябрь 

Повторение материала, пройденного в старшей группе. 

 

 

Ноябрь – декабрь  

   Познакомить с духовыми инструментами:  

деревянные – флейта, гобой, кларнет, саксофон; 

медные – французский рожок, труба, тромбон, туба. Познакомить с духовым оркестром. 

Дм. И Дан. Покрасс. «Марш Буденного», «Военные сигналы»; 

А.Вивальди «Концерт для флейты с оркестромс оль минор» (отрывок) 

 

Январь – февраль  

  Познакомить с оркестром электромузыкальных инструментов. 

Познакомить с детскими электромузыкальными инструментами: «Фаэми», «Малыш», электрогитара 

Использовать любые записи мелодий оркестра электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина. 

Март – апрель  

 

Познакомить с инструментами различных стран мира. 

Исполняются любые записи детских песен народов мира 

Май 

Повторение и закрепление пройденного.  

Проведение досуга. КВН 

 

 

II раздел.  Элементарная музыкальная грамота 

 

Сентябрь – октябрь 

Повторение материала, пройденного в старшей группе 

 

 

Ноябрь – декабрь  

Уточнить понятия: «гамма», «тоника», «октава», «пауза». 

Гамма  До мажор. 

Познакомить с пунктирным ритмом: четверть с точкой – восьмая – та да ти 

Учить схематично записывать ритмы в размере 2/4, используя для выкладывания на фланелеграфе длинные и короткме полоски 

Ти-ти , пауза.     Пауза, ти-ти.        Та-а.       

Триоли:   ти-ти-ти 

 

 

Январь – февраль  

Познакомить с нотным станом и расположением на нем нот. 

Учить схематично записывать ритмы в размере ¾ 

Комбинация ритмов: (триоль) Ти-ти-ти, та;     Ти-ти,   ти-ти-ти (триоль)  

 

 

Март – апрель  

 

 

Познакомить с ритмами: 

Ти, та, ти-ти та-да (четверть с точкой) 

Продолжать знакомить с нотным станом и расположением на нем нот. 

Учить схематично записывать ритмы в размере 4/4 

 

 

Май 

Повторение и закрепление пройденного материала. 

 

 

III раздел.  Подготовительные упражнения 

 

Сентябрь – октябрь 

Повторение материала, пройденного в старшей группе. 

 

 

Ноябрь – декабрь  

Петь и играть гамму До мажор в различных ритмических эталонах. 

Играть простейшие партитуры в размерах 2/4, ¾, 4/4. 

Определять на слух все пройденные размеры, тактировать и дирижировать. 

Работать над ритмическими эталонами: 

Четверть с точкой – восьмая; 

Восьмая с точкой – шестнадцатая; 

Триоль – четверть. 

Играть прием «глиссанде» 

«Турецкое рондо»  

В. Моцарта, 

«Итальянская полька»  

П. Чайковского 

«Вальс» П. Чайковского, 

«Росинки» С. Майкапара, 

«Санта-Лючия», итал.нар.песня 

 

 

 

Январь – февраль  

Играть на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз, скачки на различные интервалы. 

Играть трезвучие. 

Играть партитуры Та,    ти-ти-ти (триоль),  та Та, та,                           та 

Игра «Ритмическое эхо» 

Проигрывать ритмы потешек и стишков 

«Мелодия» В. Моцарта, 

«Анна-полька»  

И. Штрауса, 

«Маленькая сказка»  

С. Майкапара, 

«Неаполитанская песенка»  

П. Чайковского 

 

 

 

Март – апрель  

 

 

Играть партитуры в размерах 2/4, ¾, 4/4 

Работать над ритмическими эталонами: Ти,  та,  ти.      Ти,  та-да        Ти-ти-ти (триоль) та,  та. 

Игра «Ритмическое эхо» 

Играть партитуры: 

Ти,  та,   ти,   та,   та         Ти, та,   ти,  та,   та 

Та,     та,       та,   та         Та,     та,      та,   та          

Проигрывать ритмы потешек и стишков. 

 

«Танец маленьких лебедей» 

П. Чайковского, 

«Киска» М.Дюбуа, 

«Натали и Дед Мороз»  

М. Дюбуа, 

«Танец дикарей»  

Е. Накада, 

«Тамбурин» Ж.Рамо 

 

Ре, до, ре, до – капли капают в ведро 

До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми. 

«Этюд» А. Рожицки 

Май 

Повторение и закрепление пройденного материала. 

 

 IV раздел.  Игра в оркестре  (ансамбле)  

Сентябрь – октябрь 

Повторение материала, пройденного в старшей группе. 

 

 

Ноябрь – декабрь  

Играть простейшие партитуры в размерах 2/4, ¾, 4/4 индивидуально, небольшими группами и в ансамбле (оркестре). 

Играть в оркестре простые песенки и потешки, соблюдая общий темп, динамику и настроение. 

Индивидуально разучивать партии. 

«Микки Маус»  

М. Шмитца, 

«Мороженое»  

Э. Градески, 

«Пестрый колпачок» Г. Струве 

 

Январь – февраль  

В шумовом оркестре учить своевременно вступать и заканчивать игру своей партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение. 

Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра. 

Этюд» А. Дворжака, 

«Солнечная капель» С. Соснина 

 

 

Март – апрель  

 

 

Индивидуально разучивать партии. 

Играть небольшими группами инструментов, всем оркестром, соблюдая темп, динамику, одновременно вступать и заканчивать исполнение. 

Исполнять гаммы в различных ритмических вариантах. 

«Шарманка»  

Д. Шостаковича, 

«Немецкая песенка»  

П. Чайковского, 

«Пойте, мамы, вместе с нами» С. Соснина 

Май 

Повторение и закрепление пройденного. 

Исполнительская работа над партитурами в составе оркестра. 

Подготовка и проведение концерта. 

 

V раздел.  Творческие задания 

Сентябрь – октябрь 

Сочинить мелодию на заданный текст. 

Отгадать музыкальный инструмент и повторить ритмический рисунок. 

Подыграй музыканту. 

Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритм слов, имен, фраз, стихов. 

Конструктивные импровизации на ударных (ритмических) инструментах. 

 

 

Ноябрь – декабрь  

Придумать песенку на 2-3 звуках. 

Играть в оркестре. 

Проговаривать текст в определенном ритме. 

Мелодизация стихов на интонацию терции. 

К знакомым песням подобрать музыкальный аккомпанемент. 

Уметь дать образные импровизации «Весной в лесу». 

 

 

Январь – февраль  

Конструктивные импровизации на мелодических ударных инструментах. 

Образные импровизации на тему «После дождя». 

Сочинить песенку на заданный текст. 

Сочинить аккомпанемент. 

Звукоподражание шуму ветра, шелесту листьев, шуму дождя. 

Играть в оркестре. 

Проговаривать различные тексты в определенном размере. 

Играть с дирижером. 

 

 

Март – апрель  

 

 

Идти, как звучит музыка (марш, полька, крадучись, мягкий шаг и т.д.). 

Образные импровизации на тему «Гроза». 

Отзовись, кого зовут. 

Отгадать инструмент. 

Импровизация «Мы едем, едем, едем…». 

Сочинить сопровождение к небольшому музыкальному фрагменту (мелодии). 

Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами. 

Подыграть музыканту. 

Импровизация «Гроза». 

Отзовись, кого зовут. 

Сочинить сопровождение. 

 

 

Май  

Закрепление и повторение пройденного материала. 

 

 

2.2.         Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией.

Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используются разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

Задачи взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников:

  • Предоставление семьям воспитанников информации о Программе.
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
  • Поиск, использование материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде.
  • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
  • Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
  • Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты.
  • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.
  • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях педагогов и семьи в решении данных задач.

 

 

  1. 3.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.         Материально-техническое обеспечение программы.

В музыкальном зале созданы все необходимые материально-технические условия, обеспечивающие возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы и выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Музыкальный зал оснащен необходимыми музыкальными инструментами и пособиями для полноценного развития детей: аудиоаппаратурой (музыкальным центром), фортепиано, современным нотным материалом, аудиокассетами, СD-дисками, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, масками и костюмами для театральной деятельности. Имеется в наличии необходимый систематизированный дидактический, демонстрационный, раздаточный материал для обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

 

3.2.         Методические материалы и средства обучения.

Основные программы

«От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2014

Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А.

Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011

Парциальные программы и технологии

«Камертон». Программа музыкального образования детей раннего и

дошкольного возраста / Э. П. Костина. - М.: Просвещение, 2006

«Красота. Радость. Творчество». Программа / сост. Комарова, Т. С.,

Антонова А.В., Зацепина, М. Б. - М., 2002

Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004 – («Росинка»).

Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития

сценического творчества детей средствами театрализованных игр и

игровых представлений». – М.: «Владос», 1999

Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и

методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001

Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995

Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994

Пособия

1 Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.:

Просвещение, 1981 – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

2 Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 – 384 с.

3. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические

рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001

4. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для

педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. Образование детей)

5. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр

«Гармония», 1994 Методическое обеспечение программы Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»

6.Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»:

О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.:

«Владос», 1997

«Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997

Пособия для педагогов

Тютюнникова Т.Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»:

Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998

Методическое обеспечение технологии Е.Железновой

 

3.3.         Особенности традиционных событий.

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ. Организация праздников, развлечений, традиций способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Праздничные мероприятия - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

В детском саду в воспитательно-образовательном процессе используются разнообразные традиционные мероприятия, праздники, события.

На основе традиционных событий, праздников, мероприятий построен перспективный план воспитательно-образовательной работы по музыкальному развитию.

3.4.                    Особенности организации развивающей предметно -пространственной среды

 

Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) музыкального зала

соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность

общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.

Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка

музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки.

Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.

Принципы построения РППС:

  • дистанции, позиции при взаимодействии;
  • активности, самостоятельности, творчества;
  • стабильности - динамичности;
  • эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:

  • Спокойная и доброжелательная обстановка
  • Внимание к эмоциональным потребностям детей
  • Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку
  • Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения
  • Созданы условия для развития и обучения

Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствует развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создает у всех радостное настроение и предвосхищение событий.

Предметно-пространственная среда

 

Помещение

Вид деятельности, процесс

Оснащение

Музыкальный зал

  • · Непосредственная

образовательная

деятельность

  • · Организация дополнительных

образовательных услуг (кружки)

  • · Театральная деятельность
  • · Индивидуальные занятия
  • · Тематические досуги
  • · Развлечения
  • · Театральные представления
  • · Праздники и утренники
  • · Концерты
  • · Родительские собрания и прочие

мероприятия для родителей

  • · Библиотека методической

литературы, сборники нот

  • · Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала
  • ·Музыкально-дидактические игры
  • ·Музыкальный центр
  • ·Пианино
  • ·Разнообразные

музыкальные

инструменты для детей

  • ·Подборка СD-дисков
  • ·Различные виды театров
  • ·Ширма для кукольного театра
  • ·Детские, взрослые костюмы
  • ·Детские и взрослые стулья

Групповые комнаты

  • ·Самостоятельная творческая деятельность
  • ·Театральная деятельность
  • ·Экспериментальная деятельность
  • ·Индивидуальные занятия
  • ·Различные виды театров
  • ·Детские костюмы
  • ·Музыкальные уголки
  • ·Музыкально-дидактические игры

Раздевальные комнаты (приемные)

  • ·Информационно-просветительская работа с родителями

 

  • ·Информационный уголок
  • ·Наглядно-информационный

материал

 

3.5.         Учебно-тематический план

Раздел

Количество занятий

Продолжительность

1 год обучения

2 год обучения

Знакомство с музыкальными инструментами

4

1ч.40мин.

2ч.

Музыкальная грамота

8

3ч.20мин.

4ч.

Обучение игре на музыкальных инструментах

20

8ч.20мин.

10ч.

Итого:

32

13ч.20мин.

16ч.

 

Программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах «Веселая нотка» предназначена для детей  5 – 7  лет. Срок реализации 2 года.  

Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой 10 – 12 детей  в старшей группе 25 минут, в подготовительной к школе группе 30 минут. 

Структура занятия

  • Ø Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой)
  • Ø Подготовительная часть (ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений)
  • Ø Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала).
  • Ø Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах или игра небольшими группами по 2-3 человека).

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» В помощь логопедам и родителям. Издательство Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2006
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду // Москва, «Просвещение», 1981
  3. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» Издательство Москва «Просвещение» 1985
  4. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет // Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2006
  5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. // Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г.

10  Каплунова И.М. Наш веселый оркестр: Метод. пособие. _ СПб.: Издательство «Невская НОТА», 2013. – 160 с.

11  Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: Издательство «Композитор», 2005. – 76 с.

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду. Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н.А.Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.
  2. Новиковская О.А. Практическое пособие «Логоритмика» Игры и упражнения для дошкольников. Издательство Санкт – Петербург Корона принт 2005
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011

12  Просандеева О.А. Детский ансамбль от идеи до концерта: Серия «Хрестоматия педагогического репертуара». – Ростов-на-Дону.: ООО Издательство «Феникс», 2009. – 144 с.

13  Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Руссккие народные инструменты: Учеб.- метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

Приложение 1.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Лесная школа»

Цель: развития тембрового слуха.

“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную –

лесную. Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами. (Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”. Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.

«Бубен»

Цель: развитие музыкальной памяти.

Музыка «Бубен» Г. Фрида. Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он звучит при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. После этого воспитатель берет бубен, подняв его, на первую часть музыки вместе с детьми бежит по комнате, на вторую часть останавливается и стучит по бубну, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения дети выполняют упражнение по одному. Ребята получают задание – сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударить по бубну ладошкой.

«Нам игрушки принесли»

Цель: закрепление знаний о музыкальных игрушках.

В качестве игрового материала используются колокольчик, дудочка,

музыкальный молоточек, коробка, мягкая игрушка (кошка). Воспитатель берет

перевязанную лентой коробку, оттуда достает кошку и поет песню «Серенькая

кошечка» В. Витлина. Говорит, что в коробке лежат музыкальные игрушки, которые кошка даст ребятам, если они узнают их по звучанию. За ширмой музыкальный руководитель играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку ребенку и он звенит колокольчиком, играет на дудке, постукивает молоточком. Потом кошка передает игрушку другому ребенку.

Желательно приготовить по несколько одинаковых игрушек, чтобы одна и та же не передавалась.

«Прогулка»

Цель: развитие чувства ритма.

В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком. В дальнейшем дети могут

сами придумывать рассказ с использованием молоточка.

«Колпачки»

Цель: закрепление знаний, полученных на музыкальных занятиях.

В качестве игрового материала потребуются три красочных бумажных колпачка, металлофон, барабан, бубен, колокольчик. Ребята садятся полукругом. На столе перед ними под колпаками лежат музыкальные инструменты. По очереди вызываем к столу детей и просим отгадать, на чем они будут играть. Для проверки ответа можно заглянуть под колпачок.

«Наш оркестр»

Цель: пробуждение самостоятельной деятельности ребят.

Для игры используются детские музыкальные игрушки и инструменты

(треугольники, бубны, колокольчики, большая коробка. Сообщаем ребятам, что им пришла посылка, показываем ее, достаем музыкальные инструменты, раздаем каждому. Все дети по очереди играют на них.

«Буратино»

Цель: закрепление программного материала.

Для игры используется коробочка, на которой нарисован Буратино, а в ней находятся карточки с красочными иллюстрациями к программным песням и пьесам (паровоз, машина, елочка, флажок, санки, кукла и др., знакомым детям. Объясняем детям, что в гости к ним приехал Буратино и привез с собой песни, дети должны отгадать какие.

Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки нужную картинку. Затем выбранный ребенок прохлопывает ритмический рисунок песни.

«Птицы и птенчики»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Для игры нужна лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика). Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

«Курица и цыплята»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Для игры необходим домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята). Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур —воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».