Музыкальное тематическое занятие "Морозкины забавы"


Автор: Васичева Ольга Николаевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Учебный материал

Музыкальное тематическое занятие "Морозкины забавы"

Краткое описание работы: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: Формировать у детей желание и потребность активно общаться с музыкой.

Задачи: 1. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;

               2. Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов, вокально-певческие навыки, ритмический слух, ладовое чувство, ансамблевые навыки игры на музыкальных инструментах;

               3. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной культуре.

Методы и приёмы:

  1. Звучащие жесты.
  2. Подражание.
  3. Ролевые ситуации.
  4. Активизация творческих проявлений.
  5. Симультанные имитации.
  6. Цветовое уподобление.

Раздаточный материал:

1. Инструменты: бубен, колокольцы, колокольчики, треугольники, колокольчики на палочках.

2. Целлофан.

3. «Шуршунчики» из бумаги.

4. Ёлочные дождинки.

5. Пластиковые палочки.

6.Белые шарфы.

Ход занятия

Зал оформлен. Дети входят в зал.

Муз. Рук. Сколько ребят пришло.  Проходите, устраивайтесь поудобнее.

  1. Приветствие.

Музыкальный руководитель здоровается по разному с помощью звучащих жестов. Дети отвечают также.

- Смотрите сколько сегодня гостей. Давайте с гостями тоже поздороваемся. Здороваются с гостями – гости отвечают.

2. Знакомство.

Игра «Имена».

Муз. Рук. Проговаривает своё имя, и простукивает на бубне.

- А тебя как зовут? А тебя? (не по порядку)

- А как вежливо вас родители называют дома?

3. Восприятие музыки.

1 СЛАЙД (ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА)

- Сегодня мы послушаем музыку немецкого композитора Роберта Шумана.

Лягте поудобнее на ковёр, закройте глаза, и постарайтесь представить, кого изображает эта музыка.

♫ Р. Шуман «Дед Мороз»

- Открывайте глазки. Кого изображает эта музыка? Почему?

Композитор назвал своё произведение «Дед Мороз».

2 СЛАЙД (Дед Мороз)

- Каким музыка показала нам Деда Мороза? (властным, величественным, строгим)

- Каким голосом он говорит: сердитым, грубым, суровым или ласковым и добрым?

- Как композитор передал характер Деда Мороза: описал его или изобразил в звуках? Какие это звуки: трепетные, нежные или решительные, грубые?

Ребята, у меня есть карточки 2-х цветов. Покажите ту карточку, которая подходит к этой музыке. Почему вы выбрали этот цвет?

Давайте послушаем музыку ещё раз.

♫ Р. Шуман «Дед Мороз» (фрагмент)

На фоне музыки звучит отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз-воевода»

            Не ветер бушует над бором,

            Не с гор побежали ручьи,-

            Мороз-воевода дозором

            Обходит владенья свои.

                        Глядит – хороши ли метели

                        Лесные тропы занесли,

                        И нет ли где трещины, щели,

                        И нет ли где голой земли?

Музыка продолжает звучать.  Муз. рук-ль комментирует.

- Какое произведение мы послушали? Какой композитор написал её?

Муз. рук.      

            На стекле зимой узоры из ветвей и роз.

            Кто, скажите их рисует?

Дети.  Дедушка Мороз!

Муз. рук.  Снег летает, и летает, пруд в лесу замёрз.

                        Кто нам холод посылает?

Дети.  Дедушка Мороз!

Муз. рук.  Дети катятся с горы. Весело до слёз.

                        Кто забавы детям дарит?

Дети.  Дедушка Мороз!

Звучит голос Деда Мороза

Голос. Правильно, дети! Это я вам дарю зимние подарки: санки, лыжи и коньки, и  пушистые снежки, а ещё висюльки – звонкие сосульки. Хочу я знать: нравятся ли   вам мои подарки? Ну тогда играйте, пойте и резвитесь. Покажите ж мне, Морозу,  как вы веселитесь?

Муз. рук. Давайте покажем Морозу, как мы любим его зимние забавы. Отгадайте загадку.

4. Интонационно-ритмическая игра-распевка «Скок-скок»

Потешка поётся с аккомпанементом под колокольцы, затем со звучащими жестами предложенными муз. руководителем и детьми.

Скок-скок-поскок

Сколочу мосток.

Серебром замощу,

Всех ребят пущу.

- О каком мосточке идёт речь? Он бывает только зимой. Летом по нему не пройти. (река скованная льдом)

3 СЛАЙД (река, скованная льдом)

- Давайте вместе споём.  А как можно озвучить? С помощью жестов. А как ещё можно?

5. Упражнение на дыхание «Вьюга»

- Слышите, какая вьюга завывает. Давайте подуем на ладошки, чтобы воздух был холодный, изобразим вьюгу. (дуют, щёки не надувают) Вьюга успокаивается, дует небольшой ветерок (дуют тихо, рывками). Вьюга закончилась, и пошёл… снег.

4 СЛАЙД (снежинки)

- Ребята, а снег можно увидеть? А ещё его можно услышать. Послушайте,  на что похоже? (берёт целлофановый пакет, и шуршит) как будто кто-то идёт по снегу.

6. Озвучить стих-е «Снег»

Как на горке снег, снег.                               Шуршат целлофановыми пакетами,

И под горкой снег, снег.                              «шуршиками».

И на ёлке снег, снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под ёлкой спит медведь.                                                 Провести пальцем по ребристому

Тише, тише, не шуметь!                                           картону.

 

- О снеге написано много песен. Давайте споём одну из них.

 

7. Пение.

♫ Муз. Львова-Компанейца, сл. Богомазова «Снежная песенка»

(пение сопровождается жестами)

Муз. рук. Хоть и злится Дед Мороз

            Щиплет уши нам и нос,

            На дворе у нас гора

            Все катаются с утра.

5 СЛАЙД (катание на санках)

- Давайте и мы покатаемся на санках.

 

8.Речевая игра «Мороз»

Ты, Мороз, Мороз, Мороз.

Не показывай свой нос.

Уходи скорей домой

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки

С горки ух!

Идут в круг мелкими шагами, шлёпают по коленям, в конце хлопок. (2 раза)

Идут назад, шлёпают по коленям, в конце хлопок. (2 раза)

Руки назад «взяли верёвочку», бегут по кругу.

Присели «скатились на саночках»

Здорово! Давайте ещё прокатимся! Сейчас я вам подыграю на бубне. Если я буду играть медленно, то и катиться будем… медленно, а если быстро… то быстро. Будьте внимательны. (играем второй раз)

Слышен звук бубенцов

6 СЛАЙД (Дед Мороз на санях)

- Слышите? Что это за звук? Это Дед Мороз мчится по зимнему лесу в своих санях. Давайте порадуем Мороза – украсим его сани колокольчиками. Возьмите инструменты. Маленькие колокольчики и большие. Маленькие колокольчики будут играть короткие звуки, а большие – длинные. (показать)

9. Свободное музицирование.

 

♫ Шостакович. Вальс-шутка.

- Ах, какая нынешняя зима непогожая была.

Всё метелица мела – все дорожки замела.

Полюбуйся Мороз на нашу метелицу.

 

10. Двигательно-ритмическая игра с пением «Метелица»

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется.

То кружится, вьюжится,

То заметелится.                 

Летают по залу, в руках махалочки.

Кружатся.

В конце приседают.

 

7 СЛАЙД (узоры на стекле)

- Ребята, смотрите какие красивые узоры на стекле. А кто их нарисовал? Дедушка Мороз. Смотрите, он оставил нам свои карандашики. Давайте возьмём по 2 карандаша, и тоже порисуем зимние узоры. А что можно делать этими карандашами? (показать: катать, рисовать в воздухе, стучать и т. д.)

Пока музыка будет звучать, мы поиграем карандашами, как только музыка остановится – сложим красивый узор.

 

11. Танцуем и рисуем «Карандаши Деда Мороза»

1 часть музыки – бегают по залу врассыпную.

2 часть музыки – импровизируют с палочками.

С окончанием музыки выкладывают узор на ткани.

- Давайте встанем, отойдём, и посмотрим какой узор у нас получился. Какая красота! Молодцы!

8 СЛАЙД (пейзаж)

- Ой, что-то холодно стало. Давайте, ребята, погреемся.

12. Самомассаж «Мороз»

На дворе опять мороз

Чтобы носик не замёрз,

Мы сейчас его потрём,

И погладим,

И помнём.

Растираем наши щёчки.

Пусть алеют как цветочки.

Проведём по бровкам,

Глазкам,

Будут глазки, словно в сказке.

А про ушки не забыли?

Ушки утром все помыли?

Проведём мы пальчиком

По дорожкам, ямочкам.

Вот сейчас потреплем ушки.

Ах, какие непослушки!

Прыгнем!

Хлопнем!

Прыгнем снова!

Будем мы всегда здоровы!

Поглаживают ладонями шею.

Потирают переносицу указ. Пальцем.

Гладят нос с боков б. п.

Пощипывают крылья носа.

Ладошками растирают щёки.

Указ. Пальцем «рисуют брови».

Ведут пальцами вокруг глаз.

Проводят указ. П. по ушным бороздкам.

Треплют ушки.

Прыгают, руки на поясе.

Хлопают.

Прыгают.

Хлопают.

- Погрелись, а теперь можно и позабавиться.

 

13. Танец «Зимние забавы»

 

- Как хорошо зимой! Какие весёлые забавы!

 

- А сейчас поиграем. (выбрать Зимушку, дать махалочки, показать, как Зимущка морозит ребят)

 

14. Игра «Зимушка» (дети в кругу, Зимушка в центре круга)

 

Весело, весело, холодно зимою.

Зимушка, Зимушка, пляшем мы с тобою.

Поиграй-ка с нами,

Закидай снежками.

Догони-ка всех детей

Убегай скорей!

 

 

 

Хлопают в ладоши.

Выставление ноги на пятку, руки на поясе.

Лепят снежки.

Бросают снежки.

Дети разбегаются, Зимушка догоняет, морозит.

- Пока мы с вами играли, забавлялись, за окнами стемнело и наступил вечер.

9 СЛАЙД (зимний вечер)

- В небе звёзды водят хоровод. Кое-где слышны ещё шаги, шорохи. Давайте изобразим зимний вечер. Девочки возьмите шарфики. Вы будете изображать метель. А метель то сильная, то тихая. Мальчики возьмите инструменты (треугольники, колокольчики на палочках), вы будете изображать голос метели.

15. Зимний вечер. Муз. К. Сорокиной

(спонтанная импровизация на инструментах к звучащей музыке и импровизированное свободное движение)

Молодцы! Какой чудесный зимний вечер!

10 СЛАЙД (Дед Мороз)

Голос Деда Мороза. Ах, молодцы! Вы настоящие маленькие музыканты, танцоры и певцы. Вижу, любите вы мои зимние забавы. Порадовали меня. А я приготовил для вас волшебный ларец с сюрпризом.

Дети ищут ларец. Прощаются с Дедом Морозом, с гостями.