Использование методов и приемов на уроках музыки для активации у детей познавательной деятельности.


Автор: Никифорова Наталья Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Использование методов и приемов на уроках музыки для активации у детей познавательной деятельности.

Краткое описание работы: В работе написаны какие я использую методы и приемы на своих уроках музыки для активации познавательной деятельности учащихся.

Использование различных методов и приёмов  на уроках музыки, которые  позволяют  активизировать познавательную деятельность учащихся:

Наиболее часто  на уроках использую следующие  методы:

Метод моделирования я считаю необходимо включать в учебный процесс с раннего школьного возраста. Это универсальный и общий для искусства метод. Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретацией. Каждый ребенок может стать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается композитор-творец: о чем и как я хочу сказать своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других? 

Например: Рассмотрим использование метода моделирования на примере урока музыки во 2 «а» классе – слушание темы Пети из симфонической сказки С.Прокофьева “Петя и волк”. Прежде всего, я сосредотачиваю внимание учеников на общее восприятие музыки, ее развитие, необходимо вспоминать об истории написания произведения. При повторном восприятии дети определяют динамику эмоционального развития образа, его кульминационные точки: ориентируясь на карточку характеристики музыки, ищут определения, которые отвечают эмоциям, которые вызвала музыка, устанавливают их последовательность в соответствии с динамикой музыкального образа. Им разрешается использовать слова, которых, по их мнению, недостаточно для выражения того или другого настроения. Дети выражают содержание музыкального произведения эмоциональной речью, т.е. создают его эмоциональную модель. Вот некоторые субъективные модели восприятия темы:  Пети (в начале симфонии) С.Прокофьева “Петя и волк” второклассниками: беззаботная – лирическая – мечтательная – предостерегающая – тревожная; бодрая – светлая – мягкая – волнующая – предостерегающая – тревожная.

 Как видим, воспринятый музыкальный образ выражен здесь внешней линейностью, устной формой.

Вывод: Метод моделирования художественно-творческого процесса направляет мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Я  вижу содержание, динамику и структуру восприятия произведения каждым учеником Проблемный метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений: «Я  должна стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие по ходу урока вопросы, а не довольствовались получением от  меня готовых ответов истин, которые им остается лишь запомнить». Надо сделать все возможное, чтобы до правильных ответов учащиеся додумывались сами… Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должно наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента:

Первый – четко сформулированная учителем задача;

Второй – постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи;

Третий – окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся”.

Например: Учащиеся 3 «б» класса на основе приобретённых знаний и опыта по музыке проводят диалог-интервью друг с другом, ставя перед оппонентом те или иные задачи- проблемы, которые приходится разрешать путём поиска правильного ответы на конкретно поставленный вопрос или высказывать свою позицию на данную  проблему. Прослушав песню «Светлячок», учащиеся 3 класса, работая в  парах,  проводили  интервью. Вопросы и задания были самыми различными. Понравилась ли тебе эта песня? Почему  она тебе понравилась? Какая проблема затронута словами поэта? Какими средствами музыкальной выразительности композитор  подчёркивает образ светлячка? Почему он выбрал такой темп?  А почему ты считаешь, что мышка отрицательный персонаж песни?  Какой по характеру светлячок, а какая мышка? Назови эпитеты слов, характеризующие главных действующих лиц песни. Какие динамические оттенки используются в песне?  Если бы тебе представилось право что-то изменить в мелодии или словах песни, чтобы ты изменил и почему?  Вопросы ребята задают самые разнообразные.

Вывод: проблемный метод позволяет вовлекать  школьника в мыслительный процесс. Это побуждает ребят делать те или иные выводы, подкрепляя их музыкальными примерами и примерами из жизни.

Метод «музыкальный театр» направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Особенностью является то, что определяемые мной  средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук + жест.

Например:  тема «Разыграй музыкальное произведение» 1 класс, в произведении А. Гречанинова «Необычное происшествие» по характеру музыки дети определяют различных животных, а потом и разыгрывают спектакль, изображая повадки того животного, кто больше понравился.

Вывод: Этот метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не могут говорить о музыке.

Таким образом, с помощью этого метода закладываются основы понимания развития и восприятия музыки, проявляется творческое начало в исполнении музыкальных произведений.

 Методический прием.

 Чтобы развить у учащихся восприятие музыки и сформировать у них способность следить за развитием музыкального образа поможет методический прием – составление психологического портрета героя. Разнообразные слуховые представления, полученные в активной музыкальной деятельности, осознаются детьми, обобщаются в музыкальных картинках, ярких словесных характеристиках образов. Так, благодаря приемам активизации наблюдения за развитием музыкального образа, создаются условия для усвоения знаний о музыке, полученные знания помогают ребятам осознанно воспринимать музыку, высказывать о ней свои суждения. Для более яркого эмоционального восприятия было предложено ребятам нарисовать любой из образов  наиболее понравившимся им.

Например: Учащиеся 4 классов рисовали  иллюстрации к сказкам:   богатырей, витязей, царя Черномора, животных, цветы, волшебные сады,  Кикимору. 

Вывод: Этот прием художественного творчества, как и прием “цвет-настроение” позволяет детям через цвет отобразить настроение, характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному характеру музыки.

Существует прием цвет-настроение. Он позволяет детям принять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Действительно, одно из форм процесса обучения – игра – по сей день является  самой занимательной, увлекающей, доставляющей удовольствие ученикам в овладении знаниями. Это прием так же помогает выявить  реакции детей на музыку, закрепить представление о ее характере.

Например:  Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) – с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным торжественным характером. Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки соответствуют характеру музыки и почему. Воображение у ребят младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и “музыкальные картинки” они слушают с удовольствием. Их зрительные ощущения реализуются в рисунках, отражающих настроения, навеянные прослушанной музыкой, которые они рисуют прямо на уроке или дома. Существует мнение, что дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий, наверное, потому что они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие у детей, но зачастую парализует его. Слушая фрагменты симфоний, опер и не зная об этом, дети слушают просто красивую музыку, а если заранее объявить, что сейчас мы услышим фрагмент симфонии, в них срабатывает стереотип: симфония – это непонятно и скучно. Вот почему для творческого развития детей, играя им программную музыку (это должна быть очень хорошая,  ярко-образная музыка, с очень точным авторским названием), автор не сообщает предварительно ее названия, с тем, чтобы они сначала определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.